Психология подростка. ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ (андрогены и эстрогены) влияют на все клетки тела Развиваются вторичные половые признаки Особое действие на деятельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Advertisements

Ситуация личностного развития в подростковом возрасте Формирование волевых качеств Развитие деловых качеств Достижения психического развития подростков.
Психологический портрет подростка Классное родительское собрание, проведенное в 10 классе Классный руководитель Марицкая Т.В. Октябрь 2010 год.
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Материалы к открытому родительскому собранию учебный год Мерзликина Т.П.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Психологические особенности мальчиков подростков..
Возраст от 14 до 17 лет - ранний юношеский или подростковый возраст.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Транксрипт:

Психология подростка

ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ (андрогены и эстрогены) влияют на все клетки тела Развиваются вторичные половые признаки Особое действие на деятельность нервных центров Появление половых ощущений, чувств переживаний Развивается интерес к другому полу. Усиливается половое влечение Интенсивность определяется социальнымивоспитаниемИндивидуальными особенностями жизни подростка Информация сексуального характера становится значимой, важной ИЗМЕНЯЕТСЯ Состояние (уравновешенности) Самочувствие (улучшенное) Настроение подростка ОЩУЩЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ Ощущение изменений делает подростка объективно более взрослым -замечается -накапливается -сопоставляется КНИГИ,КИНО,ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ И т.д. ВОЗНИКАЕТ СВОЕОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Подросток старший менее раздражителен, чем младший ПО-ОСОБОМУ воспринимаются особенности полового поведения

Лекция 2 Чувство взрослости

Ж и з н е н н а я В з р о с л о с т ь П о д р о с т к а П о з и ц и я Н о в а я К себе К людям К миру Социальная Активность Её направленность, содержание Усвоение норм, ценностей И способов поведения, Отношений взрослых Переориентация С детских норм и Ценностей на взрослые дети -обязанности; - права; - привилегии; -ограничения - обязанности; - права; - привилегии; - ограничения Мораль равенства Мораль подчинения Представление о себе Как о человеке, Перешагнувшем Границы детства - несамостоятельность -Неравноправие -Зависимое положение - Стремление - походить на взрослых внешне; - приобщиться к их жизни и деятельности; - приобрести их качества и умения; - приобрести права и привилегии !!!! а ответственность позже ! Многое недоступно и запретно

Причины конфликтов подростка и взрослого Позиция взрослого может быть обвинительной и защитительной. ОБВИНИТЕЛЬНАЯ (активного неприятия) По отношению к внешнему виду; К гигиеническим навыкам; К вниманию на уроках; К выполнению заданий. Любой пустяк вызывает скандал: (мама прибрала на столе сына и др.). Может начаться «война», где подростку удается найти уязвимые места взрослого. Тогда взрослый будет обвинять его в жестокости. В позиции обвинения, в ситуации «войны» нет выигрыша! А подросток находит все больше способов ударить родителей больнее. ПОНИМАНИЕ (активного принятия) Понять, что мир взрослого и мир подростка – два мира. Понять, что у подростка есть свои проблемы. Понять, что ему трудно сделать что-либо, быть внимательным и т.д. Понять подростка – значит увидеть его проблемы, иначе нельзя научиться им управлять. Ставить подростка в позицию самостоятельности: он сам должен что-то сделать и столько, сколько хочет. (Любой результат хорош и его надо оценить.) Возникает радость успеха и желание сделать лучше, быть лучше. Можно советоваться с подростком, но не идти у него на поводу. Взрослый должен опираться на положительное в подростке, а не бороться с его недостатками. Не переделывать подростка, а понимать его.

Любовь к подростку может быть УСЛОВНАЯ Любят, когда подросток радует родителей. Подросток чувствует себя неуверенно, обеспокоено, тревожно. Его самооценка снижается. Возникает вопрос: любят ли его? БЕЗУСЛОВНАЯ Любовь несмотря ни на что (достоинства и недостатки). Подросток чувствует себя уверенно. Быстро взрослеет. Контролирует свое поведение.

РАВНЕНИЕ ПОДРОСТКА НА КАЧЕСТВА НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ И НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ МАЛЬЧИКИ- ПОДРОСТКИДЕВОЧКИ- ПОДРОСТКИ КАЧЕСТВА МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ СТАНОВЯТСЯ КРИТЕРИЯМИ В ОЦЕНКЕ ВЗРОСЛЫХ, ТОВАРИЩЕЙ И СЕБЯ Качества: НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА? ЭТО- сила, воля, смелость. - мужество, выносливость и - верность дружбе и товариществу ( В основном, качества физические ) Качества: НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА ?? ЭТО- симпатия, красота, - модная одежда и - образованность, культурность ( физические качества и умственные ) ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС: -к художественным произведениям, Описывающих героев -к фильмам с героическим и Детективным содержанием ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС: к художественным произведениям и фильмам, показывающим женщин, их работу, отдых и Взаимоотношения с мужчинами ОБРАСЦЫ для ПОДРАЖАНИЯ: -герои художественных произведений, кинофильмов; -сверстники, выделяющиеся силой, ловкостью, спортивными умениями, физической силой Содержание идеала девочек определяется конкретными её воспитания и общения. В РЕЗУЛЬТАТЕ качества женственности могут быть и не привлекательными ЧАСТЬ девочек желает обладать мужскими качествами: волей, Смелостью, настойчивостью и др. МОЖЕТ БЫТЬ: -- чуткое отношение к своему физическому развитию; -- демонстрация своей смелости в поступках рискованных; -- значительное преувеличение степени собственной причастности к проявлениям качеств мужественности, о которых рассказывает подросток; -- культ силы и смелости вне зависимости от их социально- моральной направленности; -- начало развития у себя силы и волевых качеств. СРЕДСТВОМ самовоспитания становится СПОРТ!

РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНЕЧЕСТВА ВЗРОСЛОГО С ПОДРОСТКОМ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯЛЕЛЬНОСТИ СТРЕМЛЕНИЕ ОБЛАДАТЬ ВЗРОСЛЫМИ УМЕНИЯМИ ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ Мальчики девочки -домоводство, - рукоделие, - шитье -столярничать, - слесарничать, - работать на станке, - водить трактор, автомобиль, - фотографировать ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ( в кружках, на уроках труда ) -При видимых результатах своего труда; - при продвижении вперед в своих умениях Формируются навыки, умения, Сноровка их выполнения -отец, мать, - учитель, - любой взрослый, обладающий соответствующими умениями НО если - Позиция помощника с опорой на взрослого; -Участия в труде РЯДОМ и НАРАВНЕ со взрослыми; - доверие, уважение личности подростка ФОРМИРУЮТСЯ Нравственные качества личности -Чувство ответственности, самостоятельности - Чуткость и ответственность п др. ПОЗИТИВНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ВЗРОСЛОСТИ

РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С В Я З А Н О С развитием СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Со СТАНОВЛЕНИЕМ ПЛОНОВ НА БУДУЩЕЕ Знать и уметь по- настоящему /шире школьной программы / При увлечённости развивается активность (разыскивает нужные книги, материалы, инструменты ) Развитие представлений о будущей профессии З н а н и я ВАЖНЫЕ шире Школьной программы НЕВАЖНЫЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДОМНАПРАВИНИРУЮЩЕЙ ЛЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Знания, их объём и глубина как критерии в оценке взрослых, товарищей и себя

РОЛЬ ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – КИНО – ТЕАТР - ТЕЛЕВИЗОР Подросток входит – в разные стороны жизни взрослых - в проблему человеческих отношений Сопереживание героям Воображаемое вхождение в жизненные ситуации ГЕРОИ: люди активные, стремящиеся к цели, преодолевающие трудности и выходящие победителями СЮЖЕТЫ: борьба с силами природы -С трудностями -Со злом Проблемы человеческих отношений Возможность любви ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С ГЕРОЯМИ ПОДРОСТОК ПОЗНАЕТ СЕБЯ Образцы поведения В результате сопоставления поступков формируются оценки разных качеств Мысленное освоение разных сторон действительности Опережает практическое в МЕЧТАХ ВООБ РЕАЛЬ НОЕ РАЖАЕМОЕ Любит мечтать Устремляется в будущее Создается образ собственной взрослости

/переплетается/Внешнего облика Качества личности Профессии Отношения к дружбе и любви СТРЕМЛЕНИЕ ВОПЛОТИТЬ МЕЧТУ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ -В самовоспитание и самообразовании -Нередко в побегах из дома Подросток старается -приблизить будущее -войти в него сегодня -почувствовать себя самостоятельным -избавиться от опеки -увидеть мир своими глазами -участвовать в труде взрослых

Подросток входит в мир взрослых и усваивает его ценности Р..А..З..Н..Ы..М..И ……….П..У..Т..Я..М..И Подражая Внешним Признакам взрослости Равняясь на качества наст.мужчины наст.женщины Имея взрослого образцом в деятельности Занимаясь познава- тельной деятельностью Усваивая искусство общения ОСВОЕНИЕ МИРА ВЗРОСЛЫХ: Норм, ценностей, общественных Требований, способов поведения и ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦелиНаправление И содержание деятельности Критерии оценок и самооценок САМОСТОЯТЕЛЬНО, с помощью товарищей, друзей и других взрослых Под руководством непосредственных воспитателей /родители, учителя/ Планомерное развитие разных сторон взрослости Однобокое освоение ценностей мира взрослых М.Б расхож- дение во взглядах

Социально взросление подростка ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КИНО ТЕАТР ТЕЛЕВИДЕНИЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫЙ ПОДРОСТОК УЧЕБА ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ ЖИЗНЬ ВЗРОСЛЫХ ЗНАНИЯ И МАСТЕРСТВО ОБРАЗ СОБСТВЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ САМОСОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

Лекция 2 Общение подростка с товарищами

ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКА С ТОВАРИЩАМИ ПОДРОСТОК ОБЩЕНИЕ СВЕРСТНИКИ ВЗРОСЛЫЙ ПОТРЕБНОСТЬ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ЛИЧНАЯ ДРАМА -- УСЛОЖНЕНИЕ МНОГООБРАЗИЕ – -- СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ Как большая ценность Важная сфера ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОИСК ТОВАРИЩЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ Различие отношений по степени близости ТОВАРИЩ БЛИЗКИЙ ТОВАРИЩ ЛИЧНЫЙ ДРУГ Демонстрация собственных качеств Нарушение Требований взрослых, Кривляние, И др. В м е ш а т е л ь с т в о вызывает ОБИДУ ПРОТЕСТ Понятность и близость Не решает всех вопросов Быть принятым, уважаемым товарищами -- в общении -- в совм. Деятельности -- в коллективной жизни -- в дружбе

В развитии личности и социально-моральной взрослости подростка большую роль играют взаимоотношения с близкими товарищами и другом. Сверстник, в отличие от взрослого, - образец особого рода, как мерка для оценки себя на уровне реальных возможностей. Сверстник ближе, понятнее, доступнее. На него легче ориентироваться, т.к. качества проявляются в близких для него ситуациях. Легче сравнивать себя со сверстником. Легче осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи. Сверстник – не только образец, но и помощник, и участник его деятельности. Все это стимулирует процессы познания качеств сверстников и собственных. Привлекают подростка такие качества: мужественность, воля, решительность, внешний облик. В равнении на взрослого подростки испытывают трудности, связанные с возрастом, дефицитом общения, различием взглядов, социальным положением (затрудняется доверительность общения).

ТРЕБОВАНИЯ К ОТНОШЕНИЮ ТОВАРИЩЕЙ Взаимоотношения подростков (личные и групповые) СКЛАДЫВАЮТСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ЖЕЛАНИЯ ВЗРОСЛЫХ Положение в коллективе Младшего школьника Подростка зависит от -Успеваемости -Поведения -Общественной деятельности -Качеств товарища и друга -Сообразительности и знаний ( а не только успеваемости) -Самостоятельности, умения владеть собой ВАЖНО БЫТЬ ХОРОШИМ ТОВАРИЩЕМ В начале подросткового возраста ИМЕЕТ МЕСТО: …исчезновение прежних авторитетов и появление новых… Несоответствие актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков

КОДЕКС ТОВАРИЩЕСТВА (важнейшие нормы) ПОСТУПКИ КАЖДОГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОВАРИЩУ, ГРУППЕ, КЛАССУ ЗАМЕЧАЮТСЯ И ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЭТИМ НОРМАМ ДРУЖНО ОСУЖДАЮТ: -Измену товарищу, группе -Нарушение договоренности -Отказ в помощи -Эгоизм и жадность -Зазнайство -Выпячивание своих собственных достоинств -Нежелание считаться -Уважение достоинства -Равенство -Верность -Помощь товарищу -честность

ДРУЖБА Важна в развитии личности подростка, социально-моральной взрослости ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ -Товарищеские качества; -Знания, умения; -Смелость; -Спортивные достижения; -Взрослый внешний вид; -Самостоятельность ИДЕТ ПОИСК БЛИЗКОГО ДРУГА опробуется …привлекательность общения; …и самостоятельность (по интересам и степени удовлетворенности характером личных отношений) СБЛИЖАЕТ РЕБЯТ: -Сходство в интересах и в любимых занятиях; -Привлекательность разговоров. Источник проявления новых интересов. Умение работать вместе.

ТОВАРИЩ КАК ОБРАЗЕЦ ПОДРАЖАНИЯ для подростка САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ РАЗГОВАРИВАТЬ События из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения. Сугубо личные вопросы. Интимные вопросы, связанные с половым созреванием. Острая потребность в ДРУГЕ поделиться посоветоваться найти поддержку ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ -взаимная привлекательность; -понимание; -чуткость и отзывчивость; -сопереживание; -умение хранить тайну. И образец. И помощник И участник его деятельности

Оцениваются свои качества и … друга БЛИЗКИЙ ТОВАРИЩ ДРУГ Оцениваются свои качества и … друга БЛИЗКИЙ ТОВАРИЩ ДРУГ определенных требований ВЗАИМООСПИТАНИЕ

Лекция 3 Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте

Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. Постепенно появляется интерес друг к другу, который сосуществует с обособлением. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. Девочки переоценивают значение внешней привлекательности для женщины. У них формируется чувство пола. У мальчиков это происходит в среднем на два года позже. Вначале интерес к другому полу у мальчиков проявляется своеобразно: они дотрагиваются до девочек, дергают их за косички, затевают свалку. Девочки на это серьезно не обижаются. Затем у мальчиков появляется своеобразная робость, стеснительность. В младшем подростковом возрасте дружба между мальчиками и девочками возникает редко, а в старшем возрасте чаще. И взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

Особенности отношений мальчиков и девочек МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ Интерес друг к другу сосуществует с обособлением ЖЕЛАНИЕ НРАВИТСЯ (В какой мере лицо, прическа и др. соответствуют половой идентификации) ДЕВЧОНКИ переоценивают значение внешней привлекательности для женщины -Интерес к собственной внешности -Забота о привлекательности Внутренняя позиция мужчины = x- ЧУВСТВО ПОЛА Внутренняя позиция ЖЕНЩИНЫ = x- ЧУВСТВО ПОЛА ПОЗЖЕ НА 2 ГОДАРАНЬШЕ НА 2 ГОДА Диспропорции в развитии мальчиков и девочек могут служить источником переживаний «Я как мужчина» «Я как женщина» Первостепенное значение имеет личная привлекательность

ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ Мужской патриотизмЖенский патриотизм Мальчики обижают девочек Девочки серьезно не обижаются НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ Позже………… СКОВАННОСТЬ, РОБОСТЬ, СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ Возникает брешь в психологич. барьере между мальчиками и девочками Появляется тенденция к образованию смешанных компаний РОМАНТИЧЕСКАЯ СИМПАТИЯ ДРУГ К ДРУГУ Мобилизирует возможности личности быть лучше, помогать, защищать

Сексуальность в отрочестве СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ Недифференцированы ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ Так называемая подростковая гиперсексуальность приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые формы сексуального поведения и запретами взрослых, отношениями их к этим вопросам; внутренним табу. Легкая возбудимость под влиянием рассказов, к/ф сексуального содержания, собственных фантазий

Интерес к сексуальным контактам побуждают: Переодевания в Одежду проти- Воположного пола: шоу карнавалы Рассказы о своих Любовных Приключениях: гипербо- лизация Насилия Представите- Лей своего и Противополож- ного пола Мастурбации: % Мальч % Девоч. Груповые Дают выход Сексуального напряжения Случай ранней половой жизни при Отсутствие надзора, Алкоголизации родителей Наркотизации родителей, Недоразвитии нравственно- Ценностных ориентаций РАНИНИЕ РОДЫ в лет нарушение процесса роста и развития психологический дискомфорт: - чувство вины, - комплекс неполноценности, усугубление отношений с родителями: -репрессии НЕОБХОДИМОСТЬ Полового просвещения, Воспитания чувства ответственности за себя и за других

Лекция 4 Развитие самосознания в подростковом возрасте

В процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уважение. Но чтобы быть уважаемым среди друзей и сверстников, надо обладать определенными качествами. И перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохое?» Так начинается самопознание подростка.

В ПОДРОСКОВОМ ВОЗРАСТЕ ВОЗНИКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В знании собственных особенностей, ИНТЕРЕСА к себе и РАЗМЫШЛЕНИЙ о себе САМОПОЗНАНИЕ ПОДРОСТКА На основе суждений взрослых (родителей, учителей) МЕРКА ОЦЕНИВЕТ СЕБЯ На основе сравнения с идеалом (лит.герой- сверстник, который кажется ему старше, взрослее, чем он сам ) ДОМИНИРУЕТ 2 гр. Качеств, на которые равняются подростки: - нравственные качества; - качества мужественности Смотрит на себя как бы Глазами окружающих

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОМ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ Качества, связанные с УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Качества, выражающие ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ Качества, выражающие ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ СЕБЕ СЛОЖНЫЕ качества, выражающие МНОГОСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ -Трудолюбие -Настойчивость -Внимательность -Прилежание -Чувство товарищества -Сдержанность -Чуткость -Скромность -Самокритичность -Хвастливость -Чувство долга -Чувство чести -Принципиальность -Целеустремленность

Самооценка подростка, применительно к настоящему времени, строится на основе отдельных поступков. Однако у многих подростков самооценка своих качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей.

Лекция 5 Самовоспитание

Младшие подростки не умеют видеть себя со стороны и управлять своим поведением. Особой потребности в самовоспитании еще нет. Младший подросток может заниматься самовоспитанием, если он будет видеть свои результаты в ближайшее время. А для старшего подростка владения собой уже является самой значимой целью. Оценивая свои возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеалов служит программой самовоспитания.

Самовоспитание САМОСОЗНАНИЕСАМОПОЗНАНИЕ---САМОВОСПИТАНИЕ Мл. подросток При наличии результатов в ближайшее время Ст. подросток Владение собой становится значимой целью Ситуативность самовоспитания ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА САМООЦЕНКИ Адекватная самооценка Неадекватная самооценка Выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость и др. Могут формироваться такие качества, как неуверенность, самоуверенность, некритичность и др.

ТИПИЧНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОДРОСТКА, МЕШАЮЩИЕ САМОВОСПИТАНИЮ Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании Сомнения в возможности самовоспитания Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании Неумение его правильно реализовать Потребности в самовоспитании

Лекция 6 Эмоциональные особенности подростка

Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ЭМОЦИИ большой силы ЭМОЦИИ проявляются От 5 класса к 6 классу (по Караковскому) -Взрослому трудно управлять эмоциями подростка -Подросток не умеет себя сдерживать. Слабость самоконтроля -в спорах -в доказательствах -в выражениях возмущения и др. -упрямство в 6 раз -бравирование недостатками в 9раз -своеволие в 5 раз -немотивированных поступков в 42 раза Внимательность Искренность Противоречивость чувств Грубость Неискренность и т.д.

При встречи с трудностями возникает сильное чувство противодействия и подросток чаще бросает дело, реже – становится настойчивое при положительных чувствах. Учитель должен определять посильные задания для подростка. Возможна противоречивость чувств подростка. Он может быть внимательным и грубым, может с жаром отстаивать друга, зная, что его надо осудить. Можно наблюдать романтически восторженное отношение к взрослым и тут же – грубые выходки. На эмоциональную сферу подростка влияют: a)Внешность; b)Процесс половой идентификации, раннее (позднее) сексуальное развитие; c)Успехи в учебе; d)Особенности взаимоотношений со сверстниками.

Лекция 7 Особенности учебной деятельности

Учение занимает большое место в жизни подростков. Но они к моменту перехода в среднюю школу значительно различаются по многим параметрам. Подростки готовы избирательно при повышенной сензитивности (чувствительности) к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает их взрослыми в собственных глазах. Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Учебный материал усложненный и при преимущественно формах самостоятельной организации занятий.

ПАРАМЕТРЫОт…До… Отношение к учениюОчень внимательноеДовольно равнодушное Общее развитиеВысокого уровняОграниченный кругозор и плохое развитие речи Знание школьной программы Отличное усвоениеСущественные проблемы в знаниях Способы усвоения учебного материала Умение самостоятельно работать и осмысливать материал Отсутствие навыков самостоятельной работы. Привычка заучивать дословно Умение преодолевать трудности учебной работы Значительное упорствоИждивенчество ИнтересыЯрко выраженныеОтсутствуют

Лекция 8 Интеллектуальное развитие подростка

Приступая к изучению и усвоению основ наук, которые необходимо усвоить в системе, подросток должен научиться рассуждать в теоретическом плане. Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой – направлен на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста. Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам, которые требуют их предварительного мысленного решения. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Характерно для этого уровня мышления подростка то, что он осознает собственные интеллектуальные операции и управляет ими. Проявлется так называемое критиканство.

Лекция 9 Память подростка

В подростковом возрасте улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания, объем хранения материала в памяти; улучшается продуктивность памяти. Память наиболее тесно связана с мышлением на различных этапах психического развития. Память подростка все больше обогащается и замещается мышлением. Мышление активно участвует в запоминании и воспроизведении. У младших школьников – установка на запоминании материала и привычка заучивать материал путем логического осмысления, у подростка – установка на понимание, заучивание логическое, осмысленное.

ИНТЕЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ Установка на запоминание установка на понимание Заучивание путем повторения заучивание логическое, осмысленное Опосредованное запоминание Возрастает число учащихся, сознательно и целенаправленно применяющих приемы ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ ЧЕМ выше уровень их владения ими, ТЕМ чаще их используют подростки ЧЕМ продуктивнее запоминание, ТЕМ продуктивнее воспроизведение Внешние и опосредованные приемы запоминания -ассоциация -выделение опор -смысловая группировка -моделирование Поиск СПЕЦИФИЧЕСКИХ для каждого материала ПРИЕМОВ Центральное место начинают занимать АНАЛИЗ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики Развитие умений логической обработки материала у подростков должно быть специальной задачей учителя -повышение успеваемости -глубина и прочность знаний - Развитие интеллекта и способностей подростков