Сведения о преподавателе Гузарова Надежда Ивановна.Гузарова Надежда Ивановна. ДоцентДоцент Кафедра истории и регионоведения, 207/19 уч.корпусКафедра истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Advertisements

Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. ИДЕИ. ДОКУМЕНТЫ. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
«Российская цивилизация» «Российская цивилизация».
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Возникновение цивилизации JVG Задание на урок Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения.
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Транксрипт:

Сведения о преподавателе Гузарова Надежда Ивановна.Гузарова Надежда Ивановна. ДоцентДоцент Кафедра истории и регионоведения, 207/19 уч.корпусКафедра истории и регионоведения, 207/19 уч.корпус ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Базовый курс. Один семестр. Экзамен.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Базовый курс. Один семестр. Экзамен.

Тема 1. Методологическое введение к курсу «Отечественная история»

План лекции 1.Предмет и методы изучения ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. 2. Философские модели истории: теократическая, технократическая, формационная, культурно- цивилизационная и др.

Предмет ОИ История Отечества – это наука о становлении и развитии российского общества и государства, о возникновении и развитии русского народа. История Отечества – это наука о становлении и развитии российского общества и государства, о возникновении и развитии русского народа. Происхождение (генезис) этноса, общества (социума), государства; Изменения в этносе, социуме, государствеИзменения в этносе, социуме, государстве Человек в истории: ментальность, частный и государственный быт человекаЧеловек в истории: ментальность, частный и государственный быт человека Причины и следствия событийПричины и следствия событий

Значение курса ОИ 1. Развитие научного мировоззрения. Постижение закономерностей в истории мира, направленность исторического развития России в мировом контексте Регресс ? Упадок ? Расцвет? Научные понятия: цивилизация, государство, этнос, культурно- исторический тип народов …

Значение курса ОИ 2. Усвоение мирового и отечественного исторического опыта « Прошлое полезно только в том отношении, что оно указывает нам пути и средства к развитию» Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения».-М.:1989. Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения».-М.:1989. Опыт модернизации, опыт борьбы с коррупцией в России … Опыт модернизации, опыт борьбы с коррупцией в России …

Значение курса ОИ 3. Дает представление о становлении культурно-исторической типа России Как складывалась цивилизационная принадлежность России? : Запад или Восток ? Евразийская цивилизация? Особая, уникальная цивилизация? Православное общество? Принадлежность к определенному культурно-историческому типу

Значение курса ОИ Локальные истории трудно понять вне мирового контекста :Локальные истории трудно понять вне мирового контекста : История России связана с Историей славянства, Историей Швеции, Германии, Англии, Германии, Англии, Монголии, Греции и других стран

Значение курса ОИ вв. –тенденция к единству мирового сообщества на основе единства закономерностей индустриальной цивилизации вв. –тенденция к единству мирового сообщества на основе единства закономерностей индустриальной цивилизации. Диалог культур = знание культур, традиций: западной, российской, исламской, конфуцианской, индо-буддийской и др.

Значение курса ОИ « История – сокровищница опыта, это философия, основанная на примерах. За слишком большую самонадеянность в юности человек платит дорогой ценой в зрелости Лорд Болинброк, 18 век. «Письма об изучении и пользе истории».-М.: 1978.

Значение курса ОИ 4. История даёт материал для более адекватного понимания проблем современности. Россия и Чечня? Россия и Грузия? Россия и Украина? Судьба мировых империй? Наследие 19 и 20 вв.Судьба мировых империй? Наследие 19 и 20 вв. Присоединение Кавказа к России – через войны в 19 веке.Присоединение Кавказа к России – через войны в 19 веке. модернизациямодернизация

Значение курса ОИ 5. Развитие исторической культуры. Понимание исторического контекста тех или иных событий. -Умение использовать исторический материал в своей деятельности. Историко-аналитический подход к событиям: умение проследить генезис события, выделить главные этапы в развитии процесса, умение привлечь научный исторический материал в дискуссии -Участие в выборах –анализ политических программ, оценка лидеров, оценка динамики развития общественных движений: коммунистического, либерального и др.

Значение курса ОИ 6. Прогностическая функция. Понимание тенденций в историческом развитии Понимание тенденций в историческом развитии 7. Воспитание гражданственности, патриотизма (не квасного, а гражданского), этно-культурной идентичности (русскости), бережное отношение к хорошим традициям, понимание проблем..

Методы изучения истории Исторические источники – памятники прошлого, в которых сохранилась информация о прошломИсторические источники – памятники прошлого, в которых сохранилась информация о прошлом проблема достоверности источника проблема достоверности источника Типология источников:Типология источников:Вещественные Письменные ( в России письменность – с 10 в.) Устные: фольклор, анекдоты

анекдоты Пионерка спросила Хрущева: -Дяденька, правду папа сказал, что вы запустили не только спутник, но и сельское хозяйство? -передай папе, что я сажаю не только кукурузу.

Устные источники: песни о вождях «Ты согрел нас ласкою своею Ты сплотил нас в дружную семью, Научил нас всех любить сердечно Дорогую Родину свою! Ты ведёшь нас к подвигам великим, Ты нас учишь побеждать в борьбе, Трудовой и ратной нашей славой Мы, наш вождь, обязаны тебе!»

Устные источники: песни Песня матери. Тихая ночь загляделась в окно… Месяц плывёт серебрист и высок… Звонкие птицы уснули давно.. Спи уж и ты, сынок… Знаю я недруг в заморском краю Злобно глядит на Восток Хочет отнять он свободу твою И счастье твоё, сынок… Детство твоё вся страна бережёт- Путь пред тобою широк! Сталин хранит от тревог и невзгод Твою колыбель, сынок!...

Методы изучения истории Методы изучения источников: 1)сравнительно-исторический анализ источников: Постановка вопроса для исследованияПостановка вопроса для исследования Выявление информации по вопросу из всех источников данного исторического времениВыявление информации по вопросу из всех источников данного исторического времени Сравнение информации, выявление исторических фактовСравнение информации, выявление исторических фактов

Методы изучения истории 2) Исторический синтез : обобщение фактов, формулирование выводов по результатам исследования; обобщение фактов, формулирование выводов по результатам исследования; Картина мира историиКартина мира истории

Методы изучения истории 3) Хронологический метод: Определение генезиса того или иного исторического события, процессаОпределение генезиса того или иного исторического события, процесса Определение периодов в развитии события, процессаОпределение периодов в развитии события, процесса Определение места события в последовательности исторического процесса;Определение места события в последовательности исторического процесса; 4) генетический – поиск истоков происхождения события, процесса4) генетический – поиск истоков происхождения события, процесса

Методы изучения истории 4) Теоретические, философские методы постижения истории Методология истории – наука о теоретических методах познания прошлого, о закономерностях исторического развития мировой истории и локальных историй, философия истории Методология истории – наука о теоретических методах познания прошлого, о закономерностях исторического развития мировой истории и локальных историй, философия истории

Методы изучения истории Идеографический метод Идеографический метод IDEA –идея, образ. GRAPHIO- пишу. GRAPHIO- пишу. Описание исторических событий. -Геродот (5в. до н.э.)- отец истории, -Фукидид 5-4 вв. до н.э. - Нестор – автор «Повести Временных лет», 12 в.

Методы изучения истории Теоретический (theoria рассмотрение, исследование ):Теоретический (theoria рассмотрение, исследование ): Познание закономерностей развития, обобщение фактов, введение в науку понятий, концепций исторического развития, моделирование прошлого.

Методы изучения истории Теологическая картина мира Теологическая картина мира Theos –бог Августин Блаженный, средневековые мыслители, русские христианские летописцы (ПВЛ): Исторический процесс жестко детерминирован ( determino, лат.- ограничивать, определять)Исторический процесс жестко детерминирован ( determino, лат.- ограничивать, определять) Историю направляет божественное начало.Историю направляет божественное начало. Человечество обречено на регресс, упадок.Человечество обречено на регресс, упадок. Россия гибнет, потому что она отошла от православия, от православной духовности.

Методы изучения истории вв- смена познавательной парадигмы (paradigma, греч.- образец, пример), т.е. исходной схемы, представлений о картине мира вв- смена познавательной парадигмы (paradigma, греч.- образец, пример), т.е. исходной схемы, представлений о картине мира. Великие географические открытия : мир един. Открыты примитивные племена.Великие географические открытия : мир един. Открыты примитивные племена.

Методы изучения истории История развивается прогрессивно, от примитивных форм к высшим.История развивается прогрессивно, от примитивных форм к высшим. Адам Фергюсон (Шотландия, вв.): дикость, варварство, цивилизацияАдам Фергюсон (Шотландия, вв.): дикость, варварство, цивилизация

Методы изучения истории Материалисты : история развивается за счет материальных факторовМатериалисты : история развивается за счет материальных факторов Идеалисты: история развивается за счет духовных факторов, идейИдеалисты: история развивается за счет духовных факторов, идей Технократы – прогресс техники.Технократы – прогресс техники.

Методы изучения истории Сер. 19 в. – исторический материализмСер. 19 в. – исторический материализм К.Маркс и Ф.Энгельс:К.Маркс и Ф.Энгельс: История – естественно- исторический процесс

Методы изучения истории История – смена формаций:История – смена формаций: 1) Первобытно-общинная, 2) Рабовладельческая, 3) Феодальная, 4) капиталистическая, 5) коммунистическая.

Культурно-цивилизационный подход к истории Цивилизация – это сообщество народов, объединённых единой культурой, религией, сходными формами экономической и социально- политической жизни.Цивилизация – это сообщество народов, объединённых единой культурой, религией, сходными формами экономической и социально- политической жизни.

Культурно-цивилизационный подход Главный фактор исторического развития – культура и цивилизационная принадлежность народаГлавный фактор исторического развития – культура и цивилизационная принадлежность народа

Культурно-цивилизационный подход к истории Н.Данилевский, сер. 19 в.Н.Данилевский, сер. 19 в. Культурно исторический тип народа: сообщества народов, связанных общностью культурыКультурно исторический тип народа: сообщества народов, связанных общностью культуры Россия принадлежит к славянскому культурному типуРоссия принадлежит к славянскому культурному типу Европа – к германскомуЕвропа – к германскому Россия – не ЗападРоссия – не Запад России не по пути с ЗападомРоссии не по пути с Западом Россия: ненасильственный, соборный, общинный народРоссия: ненасильственный, соборный, общинный народ Запад: индивидуалистический, насильственный культ-ист. типЗапад: индивидуалистический, насильственный культ-ист. тип

Теория локальных цивилизаций А.Д.Тойнби: мировая история – это история локальных цивилизацийА.Д.Тойнби: мировая история – это история локальных цивилизаций Элита как творец цивилизацииЭлита как творец цивилизации Мимесис – социальное подражаниеМимесис – социальное подражание Универсальное государство – показатель кризиса цивилизацииУниверсальное государство – показатель кризиса цивилизации

А.Д.Тойнби. Теория локальных цивилизаций Цивилизация – общество, объединенное культурой и религией Россия – православная христианская цивилизация Вьетнам - ? США?

А.Д.Тойнби. Теория локальных цивилизаций Тойнби: Концепция вызова-ответа Вызов – плохие природные и общественные условия для развития цивилизации Вызовы – суровый климат, бедные почвы, разливы рек Вызовы заставляют человека думать рождается ответ: культура и цивилизация

А.Д.Тойнби. Теория локальных цивилизаций Тойнби: Движущая сила истории – элита, творческое меньшинство – люди, которые создают культуру, новые технологии и т.п. Мимесис: социальное подражание продвинутым цивилизациям (русские князья подражали христианским византийским императорам)

А.Д.Тойнби. Теория локальных цивилизаций Причины гибели цивилизации: Элита закрывается, перестаёт отвечать на вызовы Возникает «универсальное государство»: тоталитарное государство, которое полностью контролирует общество Развитие общества и государства прекращается

Ф.Фукуяма. Конец истории? Запад обречен на потерю исторического развития, т.к. Он ответил на вызов фашизма От ответил на вызов коммунизма Все глобальные вызовы уничтожены

история ментальностей, новая социальная история, историческая школа «Анналов» Предмет истории – менталитет народа Менталитет – склад ума, ценности народа, народная психология Русский менталитет Менталитет традиционного общества Менталитет индустриального общества

Французская школа Анналов Марк Блок «Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов» Причины событий надо искать в менталитете людей, которые участвуют в событии Дело не в том, существовал ли реальный Иисус Христос, дело в том, что миллионы людей верят в это и этот определяет их жизнь и поведение

Историческая школа «Анналов» Историки ментальности изучают быт людей, повседневность, понятия людей о добре и зле, о труде и отдыхе и т.п.- понятия эпохи История жилища, одежды, денег, история молодых, история женщин, История спорта История рынков

Концепция этногенеза Лев Гумилёв Концепция этногенеза Этногенез – происхождение, становление этносов в истории Предмет истории – изучение этносов Этнос – народ, объединенной единой традицией (вьетнамцы, русские, христиане, казаки, буддисты и т.п.)

Концепция этногенеза Лев Гумилев ( )

Концепция этногенеза Этногенез – происхождение и развитие народов Стадии этногенеза: 1) стадия пассионарного подъёма 2) стадия максимального развития этноса 3) распад этноса

Стадии этногенеза

Концепция этногенеза Движущая сила истории – этносы Важную роль в развитии этноса играют пассионарии – личности с повышенной энергией, они ведут за собой народ (Рюрик, Олег, Дмитрий Донской, Чингис- хан)

этногенез

пассионарии

Пассионарии

Концепция этногенеза Причины распада этноса: 1) спад пассионарной энергии 2) раскол в этносах 3) борьба пассионариев между собой

психоистория З. Фрейд, Э.Фромм (А.Гитлер как клинический случай некрофилии) Психоистория изучает влияние психологии на поведение людей в истории Историю делает личность или народ с особым психологическим складом Психобиографии Ленина, Сталина, Ивана Грозного

психоистория Психобиографии нестандартных личностей Почему Сталин применял репрессии? Традиционная история: борьба за власть, желание устранить политических противников Психоистория: у Сталина был комплекс неполноценности, физические увечья, тяжелое детство, страх быть убитым (застёгнут на все пуговицы, всегда в сапогах), желание быть похожим на сильные личности (Гитлер, нацистская партия), гигантомания

психоистория Архетипы поведения Индивидуальное и коллективное бессознательное Важную роль играют в коллективных действиях