Средства и методы управления качеством Дисциплина специальности 220501 – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
Advertisements

Модель конкурсов на премии за качество как важный фактор перспективного развития систем менеджмента качества организаций Ю.Г. Сафина, руководитель Службы.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Тема 6. Международная стандартизация и сертификация в управлении качеством.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Субъекты и критерии социальной ответственности Е.И. ТАВЕР Член Правления ВОК, Директор ЦЭП ВОК Всероссийская организация качества ЦЕНТР ЭКСПЕРТНЫХ ПРОГРАММ.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Управленческий учет (management accounting). Учетные подсистемы в информационном поле предприятия Бухгалтерский учет Финансовый учет Налоговый учет Управленческий.
Транксрипт:

Средства и методы управления качеством Дисциплина специальности – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий Новгород, 2012

Лекция 3 Методы управления качеством Классификация систем (подсистем) внутрифирменного менеджмента. TQM – основа интегральной системы менеджмента

Нормативные документы СМК (ГОСТ Р ИСО ) Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании» Правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Новая версия стандарта ISO 9000: октября 2005 года Международная Организация Стандартизации ISO выпустила новую версию международного стандарта ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. В версию 2005 года были добавлены определения ряда терминов, используемых в документах периода позднее 2000 года, а также комментарии к уже существующим определениям (например, технический эксперт, требования, компетентность, контракт, аудитор, план аудита, команда и другие).

Понятия, относящиеся к качеству (п.3.1 ГОСТ Р ИСО )

Определение качества Качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (п ISO 9000:2000). Качество – это характеристики продукта или сервиса, связанные с его способностью удовлетворять сформулированные или подразумеваемые потребности (определение American Society for Quality).

Определение качества Качество – это способность продукта (сервиса) удовлетворять потребности, неизменно соответствуя ожиданиям потребителя или превосходя их.

Методы управления качеством Метод управления качеством – это способ и совокупность приемов воздействия на средства и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества. Можно утверждать, что существует (или должно существовать) определенное соответствие между ситуацией, в которой находится та или иная организация, и применяемой системой корпоративного менеджмента.

Классификация методов управления качеством Методы управления качеством Организационные Социально- психологические Экономические Организационно- технические

Задачи управления качеством Управление качеством как целенаправленное воздействие реализуется управляющими подсистемами, имеющими соответствующую организацию. В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему: Определить правильные цели в области качества; Достичь цели (результативность), оптимально используя ресурсы; Установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе труда (необходимую корпоративную культуру); Обеспечить постоянное совершенствование.

Схема и функции управления качеством Управление качеством в масштабе предприятия Общее руководство качеством (quality management) Функции: Взаимодействие с внешней средой; Принятие стратегических и важных текущих решений; Политика качества; Организация работы по качеству; Обучение и мотивация персонала CWQC (Company Wide Quality Control ) Оперативное управление качеством (quality control) Функции: Планирование качества; Управление качеством в процессе производства; Контроль качества; Информационное обеспечение; Разработка мероприятий; Принятие оперативных решений; Внедрение мероприятий

ИНСТРУМЕНТЫ УЛУЧШЕНИЙ 5 S FMEA QFD 6 сигм Кайзен LP Канбан Poka-Yoke 5W SWOT MSA 7 QC FiFo Just-In-Time TQM TPM Статистические методы ISO 9000 РРАР ISO LO QL 2 Мотивация без «гвоздей» «5:0» Лидерство как система. Школа лидерства L - менеджмент SPC Хосин канри Стратегический менеджмент GMP Менеджмент политики MBO

Стандарт ГОСТ Р ИСО Планирование создания и развития системы менеджмента качества Высшее руководство должно обеспечить, чтобы: осуществлялось планирование создания и развития системы менеджмента качества для выполнения требований, приведенных в п.4.1, а также для достижения целей в области качества; сохранялась целостность системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

Лидерство руководителя OD - Organizational Development; SWOT - Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats; BCM - Business Continuity Management; MBO - Management by Objectives; EVA - Economic Value Added; LCC - Life Cycle Costing; BSC - Balanced scorecard; PP - Payback Period Analysis; FMEA - Failure Modes and Effects Analysis; ROI - Return on Investment.

Определение SMART SMART (Specific, Measurable, Agreeable (Accordant), Realistic, Timebounded) – принцип определения правильности формулирования стратегических целей, в соответствии с которым цели должны быть: - конкретными, - измеримыми, - согласованными (с миссией, между собой, с теми, кому предстоит их выполнять), - достижимыми, - определенными во времени.

Классификация систем (подсистем) менеджмента организаций ( в зависимости от их целевой направленности и ресурсного обеспечения) 1. По отношению к целям – стратегиям ( с учетом баланса интересов заинтересованных сторон); 2. По отношению к материальным, финансовым, информационным и временным ресурсам (т.е. по отношению к целям – средствам); 3. По отношению к различным аспектам (функциям) менеджмента

Заинтересованные стороны организации (ЗСО) Владельцы ПерсоналПоставщики Общество Потребители ЗСО

Классификация систем (подсистем) менеджмента организаций 1. По отношению к целям – стратегиям ( с учетом баланса интересов заинтересованных сторон): 1.1. Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM); 1.2. Менеджмент отношений с персоналом (Human Resource Management – HRM); 1.3. Менеджмент отношений с собственниками (Financial Management – FM); 1.4. Менеджмент отношений с обществом (Corporate Social Responsibility – CSR); 1.5. Менеджмент отношений с поставщиками и партнерами (Material Requirement Planning – MRP, Supply Chain Management - SCM)

Стандарт ISO 9001:2008 (п.7.2) Организация должна определить (см.п.7.2.1): a)требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки; b)требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно; c)законодательные и обязательные требования, применимые к продукции; d)любые дополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые. Примечание Деятельность после поставки может включать, например, действия по гарантийному обеспечению, контрактным обязательствам, таким, как услуги по техническому обслуживанию и такие дополнительные услуги, как утилизация или полное уничтожение.

Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM) Для того чтобы стать ориентированным на потребителя, руководитель должен четко понимать, что требуется от предприятия. Исходные пункты – критерии оценки предприятий по модели EFQM.

Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM)

Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM) Цель компании – создание для себя потребителей Переориентация на их интересы представляет позитивный, наиболее быстрый и осмысленный способ перестройки организации. Ориентация компании на потребителя должна стать приоритетом ВСЕХ ее сотрудников, и это служит гарантией успеха Компании обязаны интенсивно общаться с внешним миром, уделяя особое внимание сбору данных о своих потребителях (CSI) и конкурентах в режиме реального времени CSI (Customer Satisfaction Index) – индекс удовлетворенности покупателей. Инструмент оценки деятельности компании, рассчитываемый на основе комплексной оценки покупателем качества товаров и услуг данной компании.

Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя

Качество для потребителя

Качество для потребителя 1.Ценность – положительная или отрицательность значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей; 2. * Безопасность (продукции, процессов производства и т.д.) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; 3. Надежность (п ISO 9000:2005) – собирательный термин, применяемый для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта * Закон РФ 184-ФЗ «О техническом регулировании» от

Понятия, относящиеся к характеристикам (3.5) Характеристика может быть собственной или присвоенной. Характеристика может быть качественной или количественной.

Надежность в технике ГОСТ Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования ( п. 1.1 ГОСТ ). ГОСТ Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения. FMEA (Failure Mode and Effects Analysis) – анализ видов (характера) и последствий отказов. Один из методов оценки надежности. FMEСA (Failure Mode, Effects and Criticality Analysis) – анализ видов, последствий и критичности отказов (подход снизу вверх).

Понятия, относящиеся к характеристикам (3.5) Существуют различные классы характеристик, такие как: физические (например механические, электрические, химические или биологические характеристики); органолептические (например связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом); этические (например вежливость, честность, правдивость); временные (например пунктуальность, безотказность, доступность); эргономические (например физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека); функциональные (например максимальная скорость самолета).

ГОСТ (СТ СЭВ ) Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели); по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.); по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели); по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели); по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели); по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

ГОСТ (СТ СЭВ ) Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам Показатели качества продукции Продукция, расходуемая при использовании Продукция, расходующая свой ресурс Сырье и природное топливо Материалы и продукты Расходуемые изделия Ремонтируе- мые изделия Не ремонтируемые изделия Функциональной пригодности+++++ Надежности:+++(+) - безотказности--(+)++ - долговечности--(+)++ - ремонтопригодности--(+)-+ - сохраняемости++++(+) Эргономичности--+(+) Эстетичности(+) Технологичности: - в производстве при применении(+) ресурсопотреблении---(+) Безопасности(+) Экологичности(+)

Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM) Предприятие, ориентированное на потребителя (вид изнутри) В деятельности присутствует развитая корпоративная культура Все работники убеждены в важности потребителей для организации Формирование стратегии выстраивания отношений с потребителем Внедрение программ сохранения потребителей

Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM) Процессы изучения потребителей Управление выявлением причин претензий потребителей и реагированием на них (ISO 10002:2004); Измерение уровня удовлетворенности и лояльности потребителей (CSM) и управление им (CSM – customer satisfaction measurement) Взаимодействие с потребителем, осуществляемое через центры приема заявок, службы сервиса и технической поддержки

Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management – CRM)

Качество для производителя

Качество для производителя 1.Прибыль – экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия; 2. * Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда; 3. Издержки – совокупность затрат живого и овеществленного труда на изготовление продукта * Закон РФ 184-ФЗ «О техническом регулировании» от

Совмещение интересов потребителя и производителя

Менеджмент отношений с обществом (CSR) CSR (Corporate Social Responsibility) – корпоративная социальная ответственность. Подход к корпоративному управлению, ориентированный на этические ценности и уважение к сотрудникам, обществу и окружающей среде. В число глобальных инициатив (Global Eight) входят: cтандарт социальной ответственности SA 8000 (Social Accountability 8000); стандарт по эффективному управлению отчетностью и обеспечению ее качества серии AA 1000 (AccountAbility 1000); стандарты ISO на систему экологического менеджмента (EMS – Environmental Management System); ……

Менеджмент отношений с обществом (CSR) Стандарт AA 1000 был выпущен в 1999 г. организацией AccountAbility (Институт социальной и этической отчетности). Стандарт основан на принципах стандартов качества и процессного подхода и содержит пять разделов: Планирование; Финансовая отчетность; Аудиторские проверки и отчетность; Внедрение; Участие заинтересованных сторон

Менеджмент отношений с обществом (CSR) Стандарт верификации AA 1000 (AccountAbility 1000) – это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации (см. Верификация – это метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых организацией материалов (например, отчетов), существующих в ней систем и процессов, а также уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы.

Классификация систем (подсистем) менеджмента организаций 2. По отношению к материальным, финансовым, информационным и временным ресурсам (т.е. по отношению к целям – средствам): 2.1. Логистика (Enterprise Resource Planning – ERP, Material Requirements Planning – MRP); 2.2. Менеджмент оборудования (Total Productive Maintenance – TPM) 2.3. Финансовый менеджмент (Financial Management – FM, Activity Based Costing – ABC) 2.4. Информационные технологии и системы (Information Technology – IT); 2.5. Менеджмент времени (Time Management – TM, Just-in-Time – JIT )

Информационные технологии и системы (Information Technology – IT) CAD (Computer-Aided Design) – автоматизированное проектирование; система автоматизированного проектирования (САПР); CAM (Computer-Aided Manufacturing) – автоматизированное производство; CAE (Computer-Aided Engineering) – автоматизированная технологическая подготовка производства; система автоматизации технологии; PDM (Product Data Management) – менеджмент данных о продукции; SCM (Supply Chain Management) – управление цепочкой поставок. Управление всеми внутренними и внешними потоками информации, материалов и услуг от поставщиков сырья и комплектующих; MRP (Material Requirements Planning ) – планирование потребности в материалах

Системы функционального моделирования (IDEF0) и реинжиниринга бизнес-процессов (BPR) (BPMR – Business Process Modelling and Reengineering) Системы планирования и управления ресурсами организации (ERP – Enterprise Resource Planning) Системы CAD/CAM/CAE Системы управления данными об изделии (PDM) Системы MRP/SCM Упрощенная схема единой интегрированной системы управления организацией

Классификация систем (подсистем) менеджмента организаций 3. По отношению к различным аспектам (функциям) менеджмента: 3.1. Стратегический менеджмент (Strategic Management – SM); 3.2. Менеджмент проекта (Project Management – PM); 3.3. Маркетинговый менеджмент (Marketing Management – MM); 3.4. Менеджмент знаний (Knowledge Management – KM); 3.5. Инновационный менеджмент (Innovation Management – IM); 3.6. Менеджмент бизнес-процессов (Business Process Management); 3.7. Менеджмент коммуникаций (Communication Management – CM); 3.8. Менеджмент рисков (Risk Management – RM)

ГОСТ Р ИСО Инновации Общие положения Изменения в среде организации могут потребовать инновационного подхода для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. …… …… Риски Организации следует оценивать риски, связанные с плановой инновационной деятельностью, включая внимание, уделяемое воздействию потенциальных изменений на организацию, и разрабатывать предупреждающие действия для снижения таких рисков, включая формирование планов действий в чрезвычайных обстоятельствах в случае необходимости.

ГОСТ Р Менеджмент риска. Термины и определения риск: Сочетание вероятности события и его последствий Примечания: 1 Термин «риск» обычно используют только тогда, когда существует возможность негативных последствий. 2 В некоторых ситуациях риск обусловлен возможностью отклонения от ожидаемого результата или события.

Риск и управление риском УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ Пассивный риск-менеджмент Активный риск-менеджмент Нормативы безопасности Финансовые производные инструменты Реальные опционы (real option) ОпасностьВозможность РИСК

Список литературы 1.Аристов О.В. Управление качеством: Учебник.- М.: ИНФРА-М, с. 2.Аванесов Е.К., Швец В.Е. Самооценка организационного профиля компании и СМК // Методы менеджмента качества С Швец В.Е. Устойчивое развитие и менеджмент качества // Стандарты и качество С Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева. - М.: РИА «Стандарты и качество», с. 5. Федотов Л.В., Малевинский Ю.А. Интеграция и стандартизация процессно-ориентированных систем менеджмента // Методы менеджмента качества С Федотов В.В. Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителя // Методы менеджмента качества С Гнатенко П.А., Копнов В.А. Отдел маркетинга должен стать лидером в СМК // Стандарты и качество С

Список литературы (продолжение) 8.Солодовников А.Н. Об одном аспекте управления качеством проекта при создании CRM // Методы менеджмента качества С. 9. Ситниченко В.М., Киселева А.Б., Стоякин Е.А. Определение степени эффективности применения восьми принципов менеджмента // Методы менеджмента качества С Ситниченко В.М., Киселева А.Б., Стоякин Е.А. Восемь принципов менеджмента: достижение финансовых и экономических выгод // Методы менеджмента качества С

Спасибо за внимание! Тел.: (8162)