Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Advertisements

Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Выпускная работа слушателя курсов «Информационные технологии» учителя русского языка и литературы БОУ «Вохтожской средней общеобразовательной школы 2»
Цель урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия – особой формы глагола; научить их отличать причастие от других частей речи, устанавливая.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Урок развития речи ТЕКСТ. Цель урока ЗНАТЬ: Основные признаки понятия ТЕКСТ Основные признаки понятия ТЕКСТ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ: строить текст строить.
Назовите антонимы . Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
или кое-что об Спорим летом и зимой, Спорим днем и ночью, Ты – со мной, а я – с тобой: Разные мы очень! ПОНЯТИЕ ЗАГАДКИ ЗАДАНИЯ ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Тема: Обобщение сведений о предлогах и союзах. Цели урока: Обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах. Дать объяснение роли.
Тема урока : Тема урока : Правописание парных согласных в корне слова.
Грамматическая тема: Грамматическая основа предложения. Лексическая тема: Птицы – наши друзья!
«Перелетные и зимующие птицы» Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомьте его с названиями птиц. Закрепите в словаре ребенка обобщающие понятия.
Степени сравнения имен прилагательных Многие имена прилагательные обозначают такие признаки предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.
Мое настроение сейчас Девиз: не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 г. Фокино, Приморский край Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В.
Имя существительное. 1. Что обозначает имя существительное? А) Действие В) Признак предмета С) Предмет 2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Транксрипт:

Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе

ЭтапыЭтапы Подготовительный этап;Подготовительный этап; Основной этап;Основной этап; Этап углубления и обобщения лексических знаний и умений.Этап углубления и обобщения лексических знаний и умений.

Подготовительный этап Значение слова Толковый словарь Словарная статья Заглавное слово (в словарной статье) Понятие Оттенки значения Эмоциональная окраска Однозначные слова Многозначные слова Синонимы Словарь синонимов «Скрытые» синонимы Антонимы Словарь антонимов Семейства слов «Скрытые» антонимы Термины, используемые учащимися

Работа над понятием «значение слова» Упражнение 1 Прочитай стихотворения. Определи значения выделенных слов. Весна Снег промок, и лед заплакал. Скоро кончится зима. От рассвета до заката Тают чудо-терема. Просыпается природа – Как березка расцвела! Лишь у Дедушки Мороза Не идут весной дела... (Б. Элыианский) Цель: закреплять умение определять лексическое значение слов.

Упражнение 2 Опознай слово по определению. Составь с ним предложение. 1.Сын по отношению к другому сыну или дочери тех же родителей. (Брат.) 2.Лишенный слуха; кто ничего не слышит или слышит плохо. Какой? (Глухой.) 3.Не говорить, не произносить никаких звуков - что делать? (Молчать.) 4.Семь дней - от понедельника до воскресенья. (Неделя.) 5.Передвигаться по поверхности воды или в воде. Что делать? (Плыть.) Цель: закреплять навык ориентировки в значениях слов. Работа над понятием «значение слова»

Упражнение 3 Соедини стрелочкой предмет с возможным его признаком. Составь с данными словосочетаниями предложения. гостьграмотный географгостеприимный городгрубый грузчикгромадный галстукголубой глобусгромкий глазгладкий голосгорький горагрязный грибгрустный Цель: закреплять осознание значений предметов и их признаков. Работа над понятием «значение слова»

Упражнение 4 Прочитай стихотворение. Определи значения слов стая и стадо, чтобы это соответствовало объяснению, данному в стихотворении. Попробуй сочетать эти слова с названиями различных животных. Прав ли автор? Уточни толкование (разъяснение) значения этих слов и проверь свои выводы по толковому словарю С.И. Ожегова. Стая и стадо Чем отличается стадо от стаи? Стадо пасется. А стая летает. Стая гусей улетает на юг. А стадо гусей ковыляет на луг. В этом отличие стаи от стада. Это запомнить как следует надо! (А. Усачев) Цель: сопоставлять значения слов, выявить их сходные и различные признаки. Работа над понятием «значение слова»

Работа над понятиями «однозначные и многозначные слова» Упражнение 1 Определи значение слова идти и вместо точек поставь подходящие по смыслу слова. Идет девочка,...,...,.... Идет снег,...,...,.... Идет поезд,...,... Ему идет шляпа,...,...,.... Цель: формировать умение определять лексическое значение многозначных слов, активизировать многозначные слова в речи.

Упражнение 2 Прочитай текст. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. (В. Песков) О каких зайчиках говорится в рассказе? Какое еще значение имеет слово зайчик? Работа над понятиями «однозначные и многозначные слова» Цель: формировать умение определять значение слова по контексту.

Упражнение 3 Напиши небольшой текст, состоящий из 4-5 предложений, используя слово медведь. Укажи, какие слова в нем однозначные, а какие многозначные. При необходимости обращайся к толковому словарю. Цель: развивать связную речь, умение анализировать значение слов, определять общий элемент в значении многозначных слов. Упражнение 4 Напиши со словом мягкий как можно больше словосочетаний. Если затрудняешься, обращайся к справочному материалу. Материалы для справок: приятный для глаз; уступчивый; несуровое; с мягкими спальными местами; название буквы. Работа над понятиями «однозначные и многозначные слова» Цель: закреплять умение использовать многозначное слово.

Работа над понятием «слова-синонимы» Упражнение 1 Подбери синонимы к перечисленным словам. Не забывай, что к ним относятся слова одной и той же части речи. волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, неверный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей. Цель: закреплять умение подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи; формировать представление о системообразующем свойстве лексики.

Упражнение 2 Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправь ошибки словоупотребления, если считаешь это необходимым. Какой можно сделать вывод? карие носки - коричневые глаза - коричневое пальто сырой луг мокрый луг - мокрый воздух голубое платье - лазурное платье - голубое небо покоится пустыня - лежит пустыня Цель: выяснить на практической основе словоупотребительные возможности слов-синонимов с учетом их отличий друг от друга; формировать умение использовать синонимы для более точного выражения мыслей. Работа над понятием «слова-синонимы»

Упражнение 3 Прочитай текст. Найди в нем слова-синонимы, объясни их значение. Составь с этими же словами другие предложения, запиши их. Торопливый ножик Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась, неровная, некрасивая. Решил Митя, что ножик у него плохой. «Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить». Взял отец палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долю торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. Хорошо стал строгать ножик, ровно, красиво. Цель: формировать умение находить синонимы в текстах, сравнивать их по значению, активизировать в речи. Работа над понятием «слова-синонимы»

Работа над понятием «антонимы» Упражнение 1 Подбери антонимы к словам. Составь с ними словосочетания. чистый-... здоровый-... светлый-... мягкий-... Цель: формировать умение подбирать антонимы к словам (именам прилагательным). Упражнение 2 Из словаря антонимов выпиши пять пар существительных- антонимов. Обрати внимание, как дается их толкование. Сопоставь данные определения значений с толкованием, которое содержится в толковом словаре. Составь с одной парой антонимов предложение. Цель: формировать умение работать со словарем антонимов; повышать познавательную активность детей; активизировать антонимы в речи.

Основной этап Синонимический ряд Главное слово синонимического ряда Степень возрастания (убывания) Антонимические пары Однокорневые синонимы Разнокорневые синонимы Однокорневые антонимы Разнокорневые антонимы Фразеологизмы Синонимы-фразеологизмы Антонимы-фразеологизмы Термины, используемые учащимися

УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Работа над понятием «синонимический ряд» Упражнение Прочитай текст, найди в нем синонимы. Уже неслись мимо стаи перелетной птицы. Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать. Лебеди, гуси и утки тоже начали готовиться к отлету. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Сколько было крика, веселья и радости! К каким другим словам рассказа можно подобрать синонимы? Придумай предложения с этими синонимами. Какое основное значение имеют синонимы летели и неслись и чем они различаются? Цель: закреплять знания о синонимических отношениях между словами, умение находить синонимы в тексте и определять оттенки значения; формировать навык употребления синонимов в речи.

Работа над понятием «антонимическая пара» Упражнение Прочитай пословицы и поговорки, объясни их смысл. Выпиши антонимические пары. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. Рано оседлали, да поздно поскакали. Меньше говори, да больше делай. На черной земле белый хлеб родится. Цель: закреплять умение находить антонимы в предложениях, умение толковать смысл пословиц и поговорок; учить выяснять выразительную ценность противопоставленных слов.

Образование синонимов и антонимов. Однокорневые и разнокорневые синонимы и антонимы Упражнение Составь синонимический ряд с главным словом мать. (Мама, мамаша, маменька, матушка, родимая.) Есть ли среди слов однокорневые? Выдели корень и суффикс. Объясни оттенки значения. Какое среди слов-синонимов не однокорневое? От какого слова оно образовалось? Составь диалог (разговор двух лиц), употребив синонимы этого ряда. Цель: формировать представления о системности синонимических отношений, используя языковой материал однокорневых синонимов с оценочными суффиксами; воспитывать добрые чувства и развивать творческий потенциал учащихся.

Синонимические ряды и антонимические пары в разных частях речи Упражнение Прочитай синонимический ряд. Какой частью речи являются слова- синонимы? страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет Подбери или образуй слова, обозначающие действие (то есть глаголы), которые соответствовали бы словам данного ряда; употреби их со словом он, например: он боится (возможно, некоторые слова ты не сможешь образовать). Составь модели этих синонимических рядов. Расскажи случай из жизни, когда тебе было особенно страшно. Цель: формировать умение образовывать на основе синонимического ряда синонимический ряд другой части речи; формировать представление о системности синонимических отношений через моделирование; развивать речь и конструктивность мышления.

Фразеологические синонимы и антонимы Упражнение Запиши синонимы-фразеологизмы со следующими значениями: опытный человек, темно, до конца, много, наказывать. дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски Сколько фразеологизмов получилось у тебя в каждом синонимическом ряду? Составь и запиши с одним из них предложение. Какова выразительная ценность фразеологизма в речи? Цель: формировать представление о системности синонимических связей фразеологизмов; развивать и обогащать речь, раскрывать значение фразеологизмов.

Слово в предложении и тексте Упражнение Попробуй в предложениях заменить выделенное слово его синонимом. Возможно ли это? Что ты наблюдаешь? Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся). Цель: закреплять умение выбирать более точное, более удачное слово; формировать представление о системности лексики.

Этап углубления и обобщения лексических знаний и умений Синонимические ряды к антонимической паре Антонимические пары синонимических рядов Смешанные ряды антонимов и синонимов Термины, используемые учащимися

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Синонимические ряды к антонимической паре Упражнение Прочитай ряды синонимов к антонимической паре. друг, товарищ, приятель, дружище враг, недруг, неприятель, противник Расскажи, кого можно назвать этими словами (по каждому слову - отдельные объяснения). Друг - это кто? А кто товарищ? приятель? К кому можно обратиться со словом дружище? А кто - враг? неприятель? В каком случае употребляется слово неприятель? Какие ты знаешь рассказы про верного друга? Расскажи. Цель: формировать умение точно определять значения слов из синонимических рядов, сопоставлять синонимические ряды слов-антонимов, формируя представление о системности лексики; развивать речь детей, конструктивность мышления через моделирование лексических связей.

Антонимические пары синонимических рядов Упражнение Образуй пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не- (пишется в таких случаях слитно). вежливый, учтивый, любезный, деликатный Составь предложения с данными словами, затем измени предложения, вводя в них слова с отрицанием не. Цель: формировать умение составлять синонимический ряд к одному из членов антонимической пары; сопоставлять две синонимические группы слов; выявлять способ образования антонимов; устанавливать родственные слова в группах; формировать представление о системности синонимических и антонимических отношений, их взаимосвязи; развивать речь, формировать умение строить и перестраивать предложения, выявлять значение слов в контексте.

Смешанные ряды антонимов и синонимов Упражнение Прочитай смешанный ряд слов: пекло -жарища - зной - жара тепло - прохлада - холод - мороз - стужа. Укажи, как возрастает или убывает в этом ряду жара и холод. Образуй пары симметричных антонимов. Назови также и синонимы. Какое слово является центром ряда (нейтральным). Расположи слова данного смешанного ряда так, чтобы можно было проследить синонимические и антонимические отношения между словами. тепло (центр, норма) жара прохлада Зной холод Жарища мороз Стужа пекло Устно составь рассказ па одну из тем: «Июльские дни» или «Середина зимы». Цель: формировать умение определять слова, связанные синонимическими и антонимическими отношениями, в смешанном тематическом ряду слов, умение определять убывание или возрастание (градацию) признака, видеть четкую структуру ряда; развивать речь на основе лексических отношений.

Многозначные слова, их синонимы и антонимы Упражнение Ниже даны слова, которые имеют по нескольку значений. Определи эти значения. По каждому значению попытайся найти антонимы и синонимы. Если удается это сделать, то запиши их по образцу предыдущего упражнения. 1.Легкий - 1-е значение: легкий по весу; 2-е значение: нетрудный для выполнения. Антонимы: 1) тяжелый; 2) трудный. 2.Дорогой - 1 -е значение: стоящий много денег; 2-е значение: любимый, близкий (обычно о человеке). Можно найти антонимы по обоим значениям слова. 3.Вскочить - 1-е значение: вскочить на что-то; 2-е значение: вскочить внутрь чего-то. Антонимы к этим двум значениям разные; синонимы тоже разные. 4.Старый - 1 -е значение: о человеке - проживший много лет; 2-е значение: о вещах -давно сделанные, изношенные. Есть и синонимы, и антонимы. Цель: закреплять умение подбирать самостоятельно синонимы и антонимы к разным значениям многозначного слова; формировать представление о системности лексики.