Инновационная образовательная программа « Профильные пробы как средство профессионального самоопределения выпускников основной школы » Проблема, на решение которой направлено новшество: Противоречие между необходимостью введения в образовательный процесс новых форм работы по профориентации и реальной организацией предпрофильной подготовки в МОУ СОШ 40 г. Томска.
Сфера реализации нововведения: образовательный процесс в девятых классах общеобразовательной школы; организация - заявитель: МОУ средняя общеобразовательная школа 40 г. Томск; руководитель проекта руководитель проекта (Ф.И.О., должность): Муратова С.А. – заместитель директора по УВР; психологическое сопровождение проекта: психологическое сопровождение проекта: Несмелова Н.Н. – кандидат биологических наук, зав. кафедрой психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса. база выполнения проекта: 9 классы общеобразовательной школы - всего 140 обучающихся; педагоги: 15 человек (классные руководители девятых классов, учителя – предметники, ведущие элективные курсы по профильным направлениям, психологическая служба, администрация школы). срок выполнения проекта : 2005 – 2008 г.г.
Актуальность программы определяется недостаточностью имеющихся в школе 40 средств для обеспечения предпрофильнй подготовки и профильного обучения, необходимостью модернизации форм и методов профессиональной ориентации обучающихся и обновления психолого- педагогических условий для её обеспечения. Новизна заключается в организации предпрофильной подготовки в школе 40 посредством внедрения в образовательный процесс профильных проб, позволяющих создать условия для проживания каждым девятиклассником каждого профильного направления и на основе этого формирования готовности и способности сделать осознанный выбор профиля и будущей профессии.
Цель нововведения: разработка и апробация модели предпрофильной подготовки обучающихся, позволяющей девятиклассникам получить реальный опыт профильного обучения, на основании которого выпускники основной школы смогут сделать осознанный выбор профиля обучения в старшей школе. Задачи нововведения : 1. Разработка и апробация системы предпрофильной подготовки в МОУ СОШ 40 г. Томска, основанной на организации профильных проб для обучающихся. 2. Развитие способности обучающихся 9-х классов к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и будущей профессии. 3. Формирование у девятиклассников основ социальной компетентности.
Ожидаемые результаты нововведения: 1. Разработана и апробирована система эффективной предпрофильной подготовки в МОУ СОШ 40 г. Томска, основанная на организации профильных проб для обучающихся. Количественные показателиКачественные показатели -95% положительно оценивают предпрофильную подготовку, считают, что она помогает правильно выбрать профиль, получить углубленные знания по предметам, лучше подготовиться к экзаменам. -70% обучающихся собираются продолжить обучение в профильных классах. -70% девятиклассников дают хорошую оценку за организацию предпрофильной подготовки. - Разработаны программы элективных курсов, - Оптимизирована программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. - Найдены необходимые кадровые и материально- технические ресурсы для качественной реализации цели и задач. - Скорректирован учебный план 9-х классов с учетом введения системы профильных проб.
Ожидаемые результаты нововведения: 2. Выпускники основной школы способны сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения. Количественные показателиКачественные показатели -85% опрошенных считают, что выбор профиля сделан правильно. -70% выпускников основной школы умеют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития. -Данный пункт будет дополнен в процессе реализации программы, т.к. критерии будут еще разрабатываться. - разработаны показатели осознанности выбора профиля и будущей профессии, - разработаны критерии для оценки степени осознанности выбора, - мониторинг выявил устойчивую положительную динамику показателей осознанности выбора профиля у обучающихся – участников проекта.
Ожидаемые результаты нововведения: 3. У девятиклассников сформированы основы социальной компетентности. Количественные показатели Качественные показатели -У 85% обучающихся высокий и средний уровень сформированности основ социальной компетентности. -обучающиеся знают свои индивидуальные особенности, и умело соотносят их с выбором будущей профессиональной деятельности, - обучающиеся проявляют активность и инициативность в процессе реализации собственных проектных замыслов, при участии в моделировании профессиональной деятельности, в ролевых профориентационных играх и практиках, - обучающиеся заинтересованы в участии в профессиональных пробах и т.д.
Схема образовательного процесса предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов МОУ СОШ 40 Отсутствие опыта в формулировки образовательных запросов Отсутствие опыта в простаивании собственной образ. программы Отсутствие представления о собственных возможностях Приобретение навыка формирования «Партфолио» Умение простаивать собственную образ. программу Готовность к выбору профессии Психолого-педагогическое сопровождение Пров едени е входн ой психо лог. диаг ности ки Работа с информа ц. О содержан ии ОП на педпроф. Ступени обуч. Изучение курса «Основы социализации личности» Изучение элективных курсов Изучение курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» Осуществление профессиональ- ных проб Пров едени е психо лог. диаг ности ки на выхо де Осуществле ние выбора профиля Проведение ролевой игры «Выбор профессии»
Модель ПРОФИЛЬНЫХ ПРОБ Физико- математичес кая проба 16 ч Гуманитарн ая проба 16 ч Выбор профиля 2ч Естественно научная проба 16 ч Диагности ка готовности к выбору 2ч Курс « Основы социализации личности» 30 ч СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 34 ч ПРАКТИКИ, СТАЖЕРОВКИ 34 ч Внешние ресурсы ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА
Информационная работа : 1.Информационная кругосветка с участием представителей учреждений начального и среднего профессионального образования. 2.Посещение образовательных учреждений начального и среднего образования. 3.Индивидуальные консультации школьных психологов и специалистов Центра профессиональной ориентации на базе школы (для желающих). 4.Информирование родителей о системе предпрофильной подготовки и её эффектах. 5.Информирование обучающихся о состоянии и принципах формирования рынка труда в г. Томске и Томской области. И т. д.
Способы диагностики результатов инновационной практики: 1) Анкетирование девятиклассников с целью определения профессиональных намерений и профильной направленности в начале и в конце учебного года. 2) Анкетирование девятиклассников с целью выявления отношения к элективным курсам разной профильной направленности (3 раза в год, во время прохождения каждого блока элективов). 3) Тестовый контроль базовых знаний о психологии выбора профессии и планировании карьеры два раза в год в конце первого и второго полугодия. 4) Анализ рейтинговых оценок и посещаемости девятиклассниками элективных курсов разной профильной направленности. 5) Анализ способностей и склонностей девятиклассников путём изучения успеваемости по основным общеобразовательным предметам (в конце учебного года). 6) Психологическое тестирование интересов и склонностей (в начале и в конце учебного года). 7) Анализ портфолио девятиклассников (в конце учебного года). 8) Анкетирование десятиклассников с целью выявления степени удовлетворенности выбором профиля (первом и во втором полугодии учебного года). Аанализ участия педагогов в профессиональных конкурсах по проблематике инновационной практики. Анализ творческой активности обучающихся по проблематике инновациооной практики.
Результаты нововведения. 1.Разработана и апробирована система предпрофильной подготовки в МОУ СОШ 40 г. Томска, основанная на организации профильных проб для обучающихся. Создание банка элективных курсов (20), программа курса «Основы социализации личности»; системы информационной работы и психолого – педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов- участников нововведения ( 100% прохождение курсовой переподготовки). Отработана модель профильных проб.
Подтверждение результатов Результатов анкетирования обучающихся девятых классов (май 2005): 82% положительно оценивают предпрофильную подготовку, считают, что она помогает правильно выбрать профиль, получить углубленные знания по предметам, лучше подготовиться к экзаменам. 66% обучающихся собираются продолжить обучение в профильных классах. 69% девятиклассников считают целесообразным введение курса «Основы социализации личности», 56% считают его полезным для себя, отмечают, что он помогает им больше узнать о себе, о своих возможностях, помогает определиться с выбором профиля и направлением будущей профессиональной деятельности.
Подтверждение результатов Высокий уровень познавательной активности и мотивации достижений, показатели тревожности значительно ниже.
Подтверждение результатов Наиболее востребованными являются физико- математический и гуманитарный профили. Выявление склонностей обучающихся к определённому профилю.
Подтверждение результатов Результаты исследования эффективности предпрофильной подготовки (сентябре 2006 ). 73% опрошенных считают, что выбор профиля сделан правильно В качестве факторов, повлиявших на выбор профиля, были названы следующие: · этот профиль связан с моей будущей профессией (44%) · этот профиль увеличит шансы поступить в вуз (32%) · нравятся входящие в него предметы (24%) · выбранный профиль престижен (6%) Результаты нововведения 2. Выпускники основной школы способны сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения. 3. У девятиклассников сформированы основы социальной компетентности (Осознанность выбора дальнейшего профиля обучения, способность к самопознанию и самооценки, потребность к самопроявлению.)
В учебном году мониторинг уровня готовности к профильному самоопределению показал положительную динамику основных показателей. Почти половина обучающихся в начале учебного года имели низкий уровень готовности к выбору профиля (46,7%), то в конце года данный показатель снизился на 20 пунктов за счет увеличения количества обучающихся с высоким и средним уровнем (43,3% и 30% соответственно). Вывод: данные мониторинга свидетельствуют об эффективности используемых в процессе предпрофильной подготовке средств и методов. Предпрофильная подготовка на базе МОУ СОШ 40 г. Томска – способствует реализации основных целей и задач - у обучающихся сформирована готовность к выбору профиля.
Подтверждение результатов Участие обучающихся девятых и десятых классов в Городской программе «Путь к успеху» и в областной научно-практической конференции «Молодежь. Карьера.Занятость», в областном конкурсе «Моя профессиональная карьера», в окружном конкурсе «Конструктивное общение» (1 место). Группа обучающихся под руководством педагога-психолога представила на областной Фестиваль мультимедийных проектов проект «Формирование профессиональных намерений девятиклассников». Этот проект был признан лучшим по номинации «Проекты социально- прикладной направленности». Участие педагогов в профессиональных конкурсов: региональный конкурс элективных курсов по организации предпрофильной и профильной подготовки (8 человек)
Участие в работе городской проблемно-творческой группе «Преподавание курса «Основы социализации личности» и в городском семинаре по данной проблеме (Несмелова Н.Н.) Участие в работе городской проблемно-творческой группе по разработке нормативного сопровождения предпрофильной подготовки (Муратова С.А.) В учебном году школа активно взаимодействовала с Областным Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, школа получила статус базовой площадки Центра. Подтверждение результатов
Сетевое взаимодействие МОУ СОШ 40 Обл. центр профореен тации Служба занятости Нач. и сред. профес. образование МОУ ДОД ЦДОД ПК «Школьный университет» ТУСУРА Предприятия г. Томска
Эффекты Профессиональное самоопределение выпускников школы. Опыт простраивания индивидуальной образовательной программы. Модель школы III ступени. Достижение цели программы развития.