Проект "Оценка результатов обучения в высшем образовании" (Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO) в России Вебинар для вузов-участников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Advertisements

Зав. кафедрой микроэкономики д. э. н., проф. Думная Наталья Николаевна Заслуженный работник высшей школы РФ, Лауреат премии Правительства РФ, координатор.
Описание проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов» Игорь Сергеевич Чириков Директор Центра внутреннего мониторинга, помощник ректора Высшая.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Москва Технология проведения тренировочного экзамена по иностранному языку с реализацией процедуры устной части.
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Вопросы: 1.Виды, этапы и цели практики. 2.Производственная практика в графике учебного процесса групп 4 курса 3.Круг вопросов заместителя директора по.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Внедрение методологии ТЮНИНГ в систему образования РФ.
Волкова Ирина Олеговна Проведение общественной экспертизы образовательных программ, реализуемых в рамках Государственного плана подготовки.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Государственный контракт 03.Р от 12 августа 2011 года на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и апробация модели проведения.
1 Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS-2013) Основной этап Установочный семинар для региональных координаторов (в.
О III этапе развития инновационного образовательного проекта «Университетско-школьный кластер Пермского края» в 2011 году.
Нормативная и законодательная база электронного обучения и открытого образования Октябрь 2014.
Транксрипт:

Проект "Оценка результатов обучения в высшем образовании" (Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO) в России Вебинар для вузов-участников проекта AHELO- Инженерные науки 25 апреля 2012 Высшая школа экономики, Москва,

Программа вебинара Представление проекта AHELO: цели, задачи, методология, характер и тематика оценочных заданий, инструментарий для оценки контекста результатов обучения. Предварительные результаты реализации проекта в России. Роль и задачи институционального координатора, администраторов тестирования в участвующих вузах. Порядок взаимодействия с Национальным контактным центром AHELO. Определение целевых групп студентов и преподавателей. Подготовка списков студентов и преподавателей и процедура выборки. Приглашение студентов и преподавателей к участию в исследовании. Организационная и техническая подготовка к проведению тестирования студентов. Обсуждение возможного перечня инженерных специальностей для тестирования студентов по направлению «гражданская инженерия». Работа с данными исследования. Перспективы для дальнейшей работы консорциума участвующих вузов.

I. AHELO – Инновационный (groundbreaking) международный проект в области образования

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Цель проекта фото Конечная цель - разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения в ВО (альтернатива международным рейтингам вузов); получение международно сопоставимой информации о результатах обучения в ВО на уровне вузов, факультетов, образовательных программ Цель feasibility study ( ) - оценка принципиальной возможности международного измерения уровня знаний и практических навыков студентов вузов, обучающихся в различных языковых, культурных и институциональных контекстах; разработка соответствующих инструментов измерения для оценки общих знаний и компетенций и специальных знаний и компетенций для двух пилотных дисциплин – Экономика и Инженерные науки

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Направления проекта фото фоо

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Страны- участницы фото 17 стран-участниц (Швеция, Великобритания и Саудовская Аравия – наблюдатели) Направления исследований в рамках проекта Участвующие страны Исследование общих навыков и компетенций Колумбия, Египет, Финляндия, Корея, Кувейт, Мексика, Норвегия, Словакия, США (4 штата) Исследование специальных навыков и компетенций по дисциплине «Экономика» Бельгия (Фландрия), Египет, Италия, Мексика, Нидерланды, Россия, Словакия Исследование специальных навыков и компетенций по дисциплине «Инженерные науки» Австралия, Египет, Япония, Колумбия, Мексика, Словакия, Канада (провинция Онтарио), Абу Даби, Россия

Высшая школа экономики, Москва, Этапа проекта фото 1-я фаза (pre-implementation phase) – разработка и апробация инструментария (2010 – 2011) Перевод, адаптация и верификация для оценки компетенций студентов Разработка инструментария для оценки контекста результатов обучения Проведение фокус-групп Проведение исследования на небольшой выборке студентов 2-я фаза (full implementation phase) – проведение полевого исследования на основе репрезентативной стратифицированной выборки во всех вузах ( )

Основа - методология проекта Tuning Educational Structures in Europe Признание разнообразия программ обучения и степеней Не унификация, а сопоставимость и общее понимание Платформа для выработки университетами согласованных контрольных параметров (в терминах результатов обучения и компетенций ) по предметным областям, необходимых для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности программ. Результаты обучения - ключевые знания и навыки, которыми должен овладеть студент в ходе процесса обучения; то, что учащийся должен знать, понимать и уметь демонстрировать после завершения обучения (уровень компетенции) OECD (2011) A Tuning-AHELO Conceptual Framework of Expected Desired/Learning Outcomes in Engineering Высшая школа экономики, Москва, 2011 Методология проекта (2) фото ВАЖНО! Фокус на оценку не теоретических знаний, а навыков и умений их применения в контекстах, максимально приближенных к будущей профессиональной практике (above content knowledge and skills)

1. Инструментарий AHELO для оценки компетенций студентов Онлайн тестирование продолжительностью 90 мин., состоящее из 2 типов заданий: - 3 варианта заданий открытого типа с конструируемым ответом (в каждом варианте 5-6 заданий) - 10 заданий с выбором единственного правильного ответа (тестовые задания) 2. Инструментарий AHELO для оценки контекста результатов обучения Заполнение онлайн вопросников (10 мин.) Для студентов Для преподавателей Для институциональных координаторов и администрации вузов 3. Дополнительный инcтрументарий для оценки контекста результатов обучения (AHELO+) Заполнение онлайн вопросников (15 мин.) Для студентов Для преподавателей Высшая школа экономики, Москва, 2011 Инструментарий проекта фото

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Ожидаемые результаты и эффекты проекта фото Международный инструментарий для оценки качества ВО и возможности учета лучшего зарубежного опыта при совершенствовании национальной оценки качества Международно сопоставимые данные об уровне подготовки студентов Международное позиционирование российских вузов в международном образовательном пространстве Привлечения внимания иностранных учащихся и преподавателей к российским образовательным программам Возможности участия в разработке комплексной международной системы оценки качества подготовки в вузах и учета особенностей, интересов и потребностей отечественного образования в этом международном процессе

II. Предварительные результаты реализации проекта AHELO в России

1.Большой интерес и поддержка со стороны российских вузов (реализация новых подходов к оценке качества с учетом требований рынка труда, переход на ФГОС-3, переход на Болонские принципы, в том числе в области качества, предложения МОН по проведению внешней аттестации для студентов-бакалавров …) 2.Реализация проекта AHELO в России как крупного межвузовского горизонтального проекта, направленного на формирование системы независимой оценки качества высшего образования Высшая школа экономики, Москва, 2011 Основные результаты фото

Консорциум 19 вузов (Экономика), 17 – участие во 2-й фазе Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Государственный университет управления Дальневосточный федеральный университет Казанский (Приволжский) государственный университет Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Национальный исследовательский университет «Новосибирский государственный университет» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов Северный (Арктический) федеральный университет Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова Сибирский федеральный университет Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Финансовый университет при Правительстве РФ Южный федеральный университет Алтайский государственный университет Высшая школа экономики, Москва, 2011 Вузы-участники проекта (1) фото

Высшая школа экономики, Москва, 2011 География проекта в России по Экономике фото

Консорциум вузов (Инженерные науки) (в процессе формирования) Дальневосточный федеральный университет Донской государственный технический университет Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева Национальный исследовательский технологический университет МИСиС Пермский национальный исследовательский политехнический университет Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Сибирский федеральный университет Национальный исследовательский Томский политехнический университет Тюменский государственный нефтегазовый университет Уральский государственный горный университет Уральский государственный университет путей сообщения Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина Южный федеральный университет Южно-Российский государственный технический университет Высшая школа экономики, Москва, 2011 Вузы-участники проекта (2) фото

Высшая школа экономики, Москва, 2011 География проекта в России по Инженерным наукам фото

1-я фаза Сформирован консорциум вузов-участников Апрель-июнь проведены фокус-группы во всех вузах (18 на русс. языке, 3 на англ. яз, всего 204 студента) Июнь-сентябрь 2011 – обработаны и проанализированы результаты фокус-групп Сентябрь завершен ATAV (адаптация, перевод и верификация) оценочных заданий + пост-верификация с учетом результатов фокус-групп и рекомендаций модераторов из вузов Октябрь 2011 – завершен ATAV инструментов для оценки контекста результатов обучения (анкеты для преподавателей, студентов, администрации вузов) Создана система коммуникации и сетевого взаимодействия с вузами: сайт проекта регулярные тренинги и вебинары для вузов-участников 2-я фаза Январь-февраль Проведение выборки из целевых групп студентов и преподавателей Февраль Апробация онлайн системы тестирования Февраль-март Организационная и техническая подготовка к проведению поля Высшая школа экономики, Москва, 2011 Что уже сделано фото

Март – май 2012 – проведение основного исследования в вузах (тестирования и опроса студентов, опроса преподавателей и институциональных координаторов) До конца июня 2012 – оценка заданий с конструируемыми ответами Июнь – август обработка и представление данных. Качественный и количественный анализ ОЭСР Август- октябрь - Подготовка отчетных материалов для ОЭСР. Внутренний анализ результатов Декабрь 2012, Итоговая национальная конференция - Обсуждение возможностей использования методологии, инструментария и результатов AHELO в ходе текущей работы по внедрению ФГОС-3 и созданию независимой комплексной системы оценки качества высшего образования в России Середина марта 2013, итоговая международная конференция (Университет прикладных наук Утрехта) - Обсуждение возможностей реализации полномасштабного международного мониторингового исследования качества на основе методологии AHELO (PISA для высшего образования) как реальной альтернативы международных рейтингов Высшая школа экономики, Москва, 2011 Текущая и дальнейшая работа фото

III. Роль и задачи институционального координатора, администраторов тестирования. Взаимодействие в НКЦ

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Задачи институциональных координаторов фото Ознакомление со всеми рабочими документами, необходимыми для исследования, рассылаемыми НЦ ВАЖНО! Получение, проверка и обеспечение строгой конфиденциальности и безопасности всех тестовых материалов и инструментария, получаемых на протяжении всего периода подготовки и проведения исследования Подготовка необходимых документов для проведения исследования Своевременное определение и резервирование аудиторий (компьютерных классов) для проведения исследования Определение и подготовка администраторов тестирования, взаимодействие с ними и с внешними наблюдателями в ходе проведения исследования Проверка всех материалов, которые должны быть возвращены и переданы в НЦ ОЭСР (2011) Руководство по координации работы с учебными заведениями

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Требования к администраторам тестирования Наличие опыта проведения или мониторинга тестирования и оценивания студентов (экзаменов, зачетов и т.д.) Должны иметь опыт использования компьютерных и онлайн систем оценивания (быть способны загрузить и запустить онлайн систему, решить возможные технические проблемы студентов и т.д.) Желательно не иметь прямых профессиональных контактов со студентами, которые участвуют в тестировании Численность АТ От вуза – один АТ на одну аудиторию, если аудитория большая – 1 АТ на 40 студентов От НЦ – один или несколько независимых наблюдателей ВАЖНО! Желательно присутствие непосредственно на тестировании (или в пределах досягаемости) ИТ-сотрудника

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Помощь ИК в тех. и орг. подготовке тестирования Получение, проверка, установка и обеспечение конфиденциальности установленной версии всех тестовых материалов Проверка готовности помещений и рабочих мест (не позднее чем за 30 мин. до начала тестирования) Совместно с ИК - встреча студентов, проверка и отметка прибывших и отсутствующих студентов по списочным листам (будут подготовлены НЦ в формате Excel после процедур выборки) Сопровождение студентов до рабочих мест, выдача им индивидуальных логинов и паролей Предварительное объяснение правил тестирования и установочные рекомендации Мониторинг во время тестирования (обход, отслеживание процесса выполнения студентами заданий на компьютере) и напоминание о времени тестирования Сопровождение студентов при необходимости выхода из аудитории Ведение отчета о прохождении тестирования Завершение тестирования Сбор всех вспомогательных материалов и черновиков после тестирования ОЭСР (2011) Руководство по проведению тестирования Задачи администраторов тестирования

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Порядок взаимодействия с НКЦ (1) фото Виды работСрокиКто реализует Окончательная верификация основного оценочного инструментария и доработка доп. инструментария (AHELO+) До конца апреляНациональный центр (НЦ) Апробация онлайн платформы для тестирования До начала тестирования в вузах НЦ совместно с институциональным и координаторами (ИК) Разработка выборки (подготовка списков целевых групп студентов и преподавателей для Межд. консорциума) Не позднее чем за 7 дней до даты тестирования в вузах НЦ совместно с ИК Определение администраторов тестирования (методистов) в вузах, проведение их тренингов До конца апреляИК при содействии НЦ Согласование тех. и орг.возможностей проведения исследования в вузах До конца апреляИК

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Порядок взаимодействия с НКЦ (2) фото Виды работСрокиКто реализует Формирование национальной команды специалистов по оценке заданий с конструируемыми ответами. Проведение их тренинга До конца маяНЦ Проведение основного исследования До конца мая Вузы совместно с НЦ Обработка и представление данных. Качественный и количественный анализ Июнь-августНЦ Дополнительный анализ программ подготовки инженеров с точки зрения ожидаемых результатов и формируемых компетенций Июль-ноябрьПри участии вузов Подготовка отчетных материалов для ОЭСРАвгуст-октябрьНЦ Национальная конференция по AHELOКонец декабряПри участии вузов, НКЦ, МОН, Фонда Сколково Международная конференция по AHELOМарт 2013, НидерландыВозможно участие вузов

IV. Целевые группы студентов и преподавателей. Выборка

Высшая школа экономики, Москва, 2011 План/порядок подготовки выборки фото Виды работКто делает 1. Определение целевой группы (студентов/преподавателей) в каждом вузе НЦ совместно с ИК 2. Подготовка полного списка студентов/преподавателей, которые попадают в целевую группу ИК совместно с НЦ 3. Случайная выборка (студентов/преподавателей) из подготовленных полных список (автоматизировано с использованием специальных программ – SPSS, SAS/STAT и т.д. НЦ совместно с Межд. консорциумом (МК) 4. Компьютерная оценка, которая позволяется от искажений и диспропорций в характеристиках и оценках студентов и преподавателей МК совместно с НЦ

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Основные требования к разработке выборки фото Случайная стратифицированная выборка (одноступенчатая или многоступенчатая) Доля участия – 75 % от включенных в выборку Ожидаемый размер выборки для студентов – 200 человек от вуза (150 человек – реальное участие с учетом 25% не участвующих) oЕсли менее 200 или чуть более 200 – включаются все Ожидаемый размер выборки для преподавателей – 40 человек от вуза (30 человек – реальное участие с учетом 25% не участвующих) oЕсли менее 40 или чуть более 40 – включаются все ВАЖНО! Не допускается замена не участвующих студентов и преподавателей (volunteer sampling) ОЭСР (2011) Руководство по формированию выборки

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Целевая группа студентов фото В целевую группу студентов входят: 4-й курс бакалавритата или специалитета по направлениям инженерной подготовки, соответствующих профилю «Гражданская инженерия» Студент должен быть официально зачислен, регулярно посещать занятия, не относиться к категории студентов, готовящихся к отчислению В целевую группу не входят и должны быть исключены при выборке: Студенты на стажировке в период исследования Студенты на производственной практике в период исследования Студенты, обучающие дистанционно или заочно (в случае нехватки выборки из студентов-очников в выборку можно включать студентов, обучающихся по очно- заочной/вечерней форме) В целевую группу входят, но должны быть изъяты из выборки в случае попадания в выборку Студенты с ограниченными возможностями ВАЖНО! В общий список вуза включаются все студенты (в том числе подлежащие исключению или изъятию из выборки). Студенты, исключенные из выборки должны быть указаны в конце общего списка и помечены как исключенные

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Целевая группа преподавателей фото В целевую группу входят: все преподаватели, относимые к категории ППС, в чьи трудовые обязанности входит в том числе подготовка студентов-бакалавров (или специалистов) по направлению подготовки Инженерные науки по профильным для студентов- инженеров дисциплинам в течение текущего учебного года, включая период проведения исследования В целевую группу не входят (должны быть исключены при выборке): Преподаватели, обучающие не по профильным предметам (например, преподаватели истории) Преподаватели, обучающие профильным предметам студентов не- инженеров Преподаватели, в том числе совместители, исследовали, АУП, не имеющие текущих преподавательских обязанностей В целевую группу входят, но могут быть изъяты из выборки в случае попадания в Преподаватели, преподающие профильные дисциплины для студентов, но имеющие большую доп. административную нагрузку ВАЖНО! В общий список вуза включаются все преподаватели (в том числе подлежащие исключению или изъятию из выборки). Преподаватели, исключенные из выборки должны быть указаны в конце общего списка и помечены как исключенные

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Подготовка списка студентов фото Шаг 1: Подготовка полного списка студентов, на основании рамки (таблицы), подготовленной НЦ и включающей: Пол студента Уровень успеваемости (по используемой в вузе 5 или 10-балльной шкале) Широкое направление подготовки (в соответствии с МСКО) Узкое направление подготовки (в соответствии с МСКО) ФИО студента Дата рождения студента студента Номер студенческого (ID) студента Тел. студента Статус студент- включен/изъят/исключен из выборки Доп. основание для стратификации – обучение на бюджетной или платной основе Другие основания для стратификации? (для обсуждения) Шаг 2: Подготовка анонимного списка студентов Шаг 3: Отправка полного анонимного списка студентов в НЦ Шаг 4: Автоматизированная случайная выборка + присвоение ID (НЦ) Шаг 5: выдача логинов и паролей для тестирования (МК) Шаг 6: передача логинов и паролей НКЦ вузам (не позднее чем за 3 дня до начала тестирования)

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Подготовка списка преподавателей фото Шаг 1: Подготовка полного списка преподавателей на основании рамки (таблицы), подготовленной НЦ Шаг 2: Подготовка анонимного списка преподавателей Шаг 3: отправка полного анонимного списка преподавателей в НЦ Шаг 4: автоматизированная случайная выборка (НЦ) Шаг 5: Автоматизированная случайная выборка + присвоение ID (НЦ) Шаг 6: выдача логинов и паролей для опроса (МК) Шаг 7: передача логинов и паролей НКЦ вузам (вместе с паролями студентов либо в день завершения тестирования студентов – опрос преподавателей проходит в течение недели после тестирования студентов )

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Дальнейшая работа с выборкой фото Рассылка институциональным координаторам списков с присвоенными логинами и паролями ВАЖНО! Не рассылать никому логины и пароли до проведения тестирования Идентификация попавших в выборку студентов и преподавателей Приглашение к участию в исследовании: подготовка и рассылка пригласительных писем Мотивирование, бонусы и поощрения для студентов Мотивирование преподавателей Обеспечение явки студентов (административные меры)

V. Приглашение студентов и преподавателей к участию. Организационная и техническая подготовка тестирования

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Мотивирование и приглашение студентов Рассылка писем на основании проекта письма от НКЦ (аналогично для преподавателей) Выдача международных сертификатов об участии – согласовано с межд. консорциумом Дополнительные возможности: Дополнительные баллы, кредиты Подарочные сертификаты, например, кредит-сертификат в университетский книжный магазин Денежное вознаграждение (нежелательно) Подарки и презенты (USB, сувениры с университетской символикой…) Лотереи среди студентов (значимые подарки показавшим лучшие результаты…) Анонсирование и PR проекта и важности участия в исследовании на университетских сайтах, газетах и т.д….. ВАЖНО! По возможности – организация питания студентов после прохождения тестирования

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Планирование времени тестирования Общее время тестирования – не менее 3 часов, включая: Тех. и орг. подготовку (загрузка заданий, проверка компьютеров, рабочих мест и т.д.) – не менее 30 мин. Встречу студентов, проверку участников по спискам, сопровождение до рабочих мест, выдачу инд. паролей и логинов – не менее 30 мин. Объяснение правил участия, установочные рекомендации – 10 мин. Тестирование – 90 мин. (студент сам распределяет время между двумя модулями заданий) Заполнение вопросника (AHELO) – 10 мин. Заполнение вопросника (AHELO+) – 10 мин. Завершение работ, благодарности – 10 мин. Тестирование студентов – один или несколько дней Преподаватели и ИК заполняют вопросники онлайн в свободное время

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Планирование и заказ аудиторий Требования к аудиториям для тестирования Адекватная температура в помещении Освещение, вентиляция, отсутствие лишнего шума, наличие в доступности туалетных комнат с указателями Наличие одного стационарного работающего компьютера (с клавиатурой, монитором, мышью и интернет-соединением) на каждого студента Наличие места для проходя АТ между рабочими местами (оптимально не менее 60 см.) Наличие микрофонов и громкой связи – при необходимости Наличие одного компьютера на каждого АТ Наличие как минимум двух дополнительных свободных компьютера для ИК и АТ, а также на случай поломки других компьютеров

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Подготовка рабочих мет и расходных материалов Наличие необходимых расходных и вспомогательных материалов ручки, карандаши и ластики, чистые листы бумаги (желательно цветные) Калькуляторы разрешены для AHELO-Инженерные науки На рабочем месте студента не должно быть: Верхних вещей и сумок Никаких электронных приборов (мобильных телефонов, коммуникаторов, планшетников, электронных книг и т.д.) Никаких расходных и вспомогательных материалов кроме ручки, карандаша, ластика и бумаги) Книг и бумаг Напитков и еды, кроме воды в пластиковых бутылках

Высшая школа экономики, Москва, 2011 фото Подготовка компьютеров Минимальные системные требования к компьютерам Интернет-браузер: Internet Explorer 6+, Firefox 3.6+, Safari 3.0+, Opera 10.5+, Chrome 6+ Разрешение экрана монитора: 1024 х 768 или выше Действующее интернет-соединение Специальное ПО не требуется, необходима предустановленная Java, разрешены всплывающие окна в баузере ВАЖНО! Не допускается использование собственных ноутбуков студентов Желательно поставить дополнительную защиту на компьютеры для предотвращения: возможности доступа в источникам информации в интернете или каким-либо другим источникам информации изменения установок онлайн системы тестирования (либо более внимательная работа администраторов тестирования по контролю за соблюдением процедуры)

Ваши вопросы? Для обсуждения: 1. Возможный перечень инженерных специальностей для тестирования студентов по направлению «гражданская инженерия». 2. Работа с данными исследования. Перспективы для дальнейшей работы консорциума участвующих вузов, в том числе в части анализа программ подготовки инженеров с точки зрения ожидаемых результатов обучения и формируемых компетенций.

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495) Контактное лицо по вопросам реализации проекта AHELO в России Мешкова Татьяна Анатольевна +7(495) , +7(985) Для получения дополнительной информации