Восстановительные технологии в работе с детьми-сиротами Кабаева Светлана Михайловна, зам.директора по общим вопросам ГКАОУ ЦПМСС3 г. Перми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Advertisements

Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
В соответствии с Планом реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во всех образовательных учреждениях (распоряжение Правительства РФ.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Тема: «Понять. Простить. Принять».. Цель: оптимизация детско- родительских отношений, обучение способам конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные пласты взаимодействия большого количества.
Организация службы медиации в образовательной среде.
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Восстановительные программы как эффективная технология в профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних В.Е.Терентьева руководитель.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Службы примирения и КДНиЗП. Три парадигмы Карательная (наказание) Реабилитационная (социальных услуг) Восстановительная.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ». Конфликт – разногласия в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Родительское собрание на тему: Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива школьного коллектива.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Создание школьной службы примирения. Конфликт – выраженное нарушение партнерских взаимоотношений. В конфликте всегда присутствует противостояние и взаимная.
Фуражкова О.А. -ЗДСВ. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания.
Транксрипт:

Восстановительные технологии в работе с детьми-сиротами Кабаева Светлана Михайловна, зам.директора по общим вопросам ГКАОУ ЦПМСС3 г. Перми

Восстановительные технологии – практические формы гуманитарной деятельности по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций. Суть восстановительных технологий заключается в использовании программ примирение жертвы и правонарушителя (случаи воровства, драки, проявление жестокости, оскорблений), примирение в семье (разрешение конфликтов в детско-родительских отношениях), круг «заботы» (отношения в семье фактически разрушены, ситуация представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, решается вопрос об изъятии ребенка из семьи). Современное движение за восстановительное правосудие началось с усилий Московской группы из Центра Судебно-правовая реформа, целью которого было создание системы профилактики преступности несовершеннолетних и социального сиротства.

Навыки слушания и ведения беседы: активное слушание, перефразирование (эхо-техника), резюмирование, сообщение о восприятии чувств, переход от клеймящего к восстанавливающему стыду. Техники организации диалога: переформулирование негативных высказываний, проверка понимания сторон, переход от разговора с ведущим к диалогу сторон, мозговой штурм, типы вопросов (открытые, закрытые, разъяснительные, риторические)

В Пермском крае более 90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях. В детских домах в основном остаются подростки, которых трудно устроить в семь и по разным причинам (различные девиации в поведении: правонарушения, вредные привычки, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, проблемы со здоровьем; нежелание жить в семье и др.) В связи со сложностями и особенностями воспитания детей-сирот в детских домах, замещающих семьях возникла необходимость в подготовке специалистов служб сопровождения, детских домов и замещающих родителей эффективным технологиям разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Освоение восстановительных технологий позволяет специалистам и родителям замещающих семей использовать их в повседневной работе с детьми - сиротами, а карательный способ разрешения конфликтных ситуаций применять только в исключительных случаях.

Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковы й возраст Ранний подростковый возраст Проблемы, отмечаемые замещающими родителями : Отсутствие знаний, программ по работе с отставанием, запущенностью Гиперактивность (жалобы воспитателей ДОУ на плохое поведение, агрессивность) Гиперактивность Побеги Влечение к противоположному полу Воровство Конфликты в классе Ссоры и драки друг с другом Попрошайничество Побеги Воровство Гиперактивность Ложь Ссоры Неуверенность, скрытность Ранние половые отношения Кражи,побеги Негативное отношение, конкуренция и соперничество с братьями, сестрами и с кровными детьми Сквернословие с приемными родителями и учителями Употребление алкоголя, курение

Ситуации: Аня (воспитанница детского дома) вернулась из школы в порванной куртке. Миша (воспитанник детского дома) получил за контрольную работу по математике двойку. Чувства воспитателя Ты - сообщение Чувства и поведение ребенка Я - сообщение Чувства и поведение ребенка возмущениеТы знаешь сколько стоит куртка! Ты неряха! Обижается, оправдывается Мне неприятно, когда дети так небрежно относятся к своим вещам. Как завтра такую испорченную куртку одевать? Чувствует стыд, предлагает починить свою куртку. Чувства воспитателя Ты - сообщение Чувства и поведение ребенка Я - сообщение Чувства и поведение ребенка Досада, расстроена Опять ты хуже всех! Бестолочь! Обижается, злится, плачет. Я расстроена, что важная тема совсем не усвоена. Что будем делать? Переживает, задумается об исправлении оценки.

Коля (приемный ребенок) потерял дорогую шапку. Саша, 16 лет (приемный ребенок) впервые пришел домой пьяный. Чувства приемных родителей Ты - сообщение Чувства и поведение ребенка Я - сообщение Чувства и поведение ребенка Злость, страх, обида, истерика. Как ты мог?! Кто из тебя получится?! Хочешь стать пьяницей, как твои родители?! Агрессия, хамство, демонстрати вное поведение. Мне страшно за твое здоровье. В таком состоянии чаще всего попадают в неприятные ситуации. Сейчас тебе необходимо лечь спать. (О поведении ребенка необходимо будет поговорить, но при другом его состоянии) Понимает, что родители расстроены из-за его состояния, соглашается лечь спать. Чувства приемных родителей Ты - сообщение Чувства и поведение ребенка Я - сообщение Чувства и поведение ребенка Злость, обидаРастяпа! Ты совсем не ценишь мою заботу о тебе! Будешь теперь ходить в старой шапке. Обижается, злится, плачет. Я сильно расстроена из-за потери шапки, ведь она стоит больших денег и так тебе нравилась. Что теперь делать? Переживает, согласен носить старую шапку, чтобы загладить свою вину.

В группе детей - дошкольников конфликт: два ребенка не могут поделить игрушку. Способы разрешения ситуации: Компромисс: воспитатель, пользуясь своим авторитетом, устанавливает очередность игры детей с данной игрушкой, предлагая другую игрушку второму ребенку. Сотрудничество: вовлечь детей в совместную игру, добавив другие игрушки, тем самым, переключить внимание детей от причины ссоры и расширить сферу игровой деятельности. Воспитанница детского дома отказалась делать уборку в комнате. Подросток отказывается делать уроки, требует, чтобы его отпустили гулять. Рекомендации к разрешению ситуаций 2-3 Большинство конфликтов с детьми подросткового возраста связано с непониманием необходимости изменить требования к подростку: расширить границы его возможностей, дать больше свободы распоряжаться своим временем, но в то же время возложить ответственность за свои поступки и др. Важно выяснить, что хочет сам подросток, каких изменений в требованиях к нему он ожидает, попытаться найти компромисс между требованиями взрослых и претензиями ребенка, каждой стороне объяснить свои позиции, достичь договоренности об удовлетворении новых потребностей подростка и выполнении им конкретных требований взрослых. Лучше, если договоренность оформляется письменно и обе стороны выражают свое согласие. В группе дети постоянно спорят, потому что хотят смотреть разные передачи по телевизору. Способы разрешения ситуации: Заранее по согласованию с детьми определить время для просмотра передач, в режиме дня предусмотреть другие интересные занятия (спортивные, интеллектуальные, развлекательные и т.д.)- компромисс.

Два подростка не поделили пульт от телевизора, тогда тот который более сильный ударил другого. Действие произошло в присутствии воспитателя. Способы разрешения ситуации: Детям свойственно в любой ситуации вести себя агрессивно, особенно сильной стороне. Ведь так можно сразу разрешить ситуацию в свою пользу и доказать свое лидерство. Слабой стороне приходиться уступать, молча «глотать слезы», терпеть несправедливость и вести себя аналогично с более слабым ребенком. Одним из наиболее приемлемых способов разрешения подобных ситуаций является посредничество. Посредником может выступить воспитатель, который был свидетелем данной ситуации. В роли посредника воспитатель будет организовывать взаимодействие между конфликтующими сторонами, способствовать тому, чтобы подростки захотели вступить в диалог с целью разрешения конфликта; помогать им выслушать позиции друг друга, осознать взаимное доверие и наметить новые формы взаимоотношений, при необходимости составить договоренность сторон в письменной форме. Рекомендуется организовать обучение детей группы конструктивным способам разрешения конфликтов, проводить занятия-дискуссии типа «драки «за» и «против»» Мальчик (13 лет) воспитывается в патронатной семье. Дома у него сложились хорошие отношения с патронатной мамой и ее сыном, а в школе постоянные конфликты с детьми и учителями, неуспеваемость и нежелание исправляться. Способы разрешения ситуации: Для ребенка важно, чтобы его приняли, полюбили в новой семье, где ему тепло и уютно в окружении близких людей. Показывать себя с хорошей стороны в школе мальчик не стремится, неуспешность в учебе способствует конфликтам с учителями и детьми, неприятностям в новой семье ребенка, что еще более усугубляет негатив мальчика к школе и нежелание исправляться. Поэтому патронатной маме необходимо убедить ребенка, насколько важным для семьи является его учеба. Члены семьи смогут поддержать и оказать помощь в ликвидации неуспеваемости, радоваться вместе с ребенком даже небольшим его успехам. В вашем желании помочь ребенку необходима тактика сотрудничества, не только с самим ребенком, но и с педагогами школы. Возможно, для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, необходимо будет составить индивидуальные планы занятий со сроками сдачи зачетов и предусмотренной ответственностью «ребенок-родитель-педагог». Так как мальчику 13 лет, то необходимо задумываться над будущей профессией и строить планы на взрослую жизнь. Позитивные планы на будущее обязательно должны быть связаны с успешной учебой.

Способы разрешения ситуации: Программа примирения жертвы и обидчика (правонарушителя): в рамках реализации данной программы предполагается организация работы с жертвой (Коля) и двумя обидчиками (Люда и Тимофей) при участии в разрешении ситуации ближайшего социального окружения. Программа примирения будет способствовать нормализации разрушенных взаимоотношений, разрешению ситуации самими участниками, даст возможность жертве и обидчику (правонарушителю) обсудить то, что произошло, и найти для создавшейся ситуации решение, составить договоренность о дальнейших взаимоотношениях и возмещении ущерба. Участие в программе примирения – добровольное решение как для жертвы, так и для обидчика (правонарушителя). Ведущий сохраняет нейтральную позицию, его задача заключается в том, чтобы помогать общению; права принимать решения он не имеет. Участники сами определяют, как разрешить создавшуюся ситуацию, имеют возможность задавать вопросы, рассказывать о своих чувствах по поводу ситуации и ее последствий, принимать решение. На примирительной встрече жертва получает возможность: встретиться со своим обидчиком; донести до обидчика то, какие чувства испытывает по поводу ситуации и ее последствий; задать вопросы и получить ответы; разрешить спорные моменты; получить свое слово в разрешении ситуации и определении последствий.

Подросток, пользующийся авторитетом в группе, избил другого подростка, за то, что тот сломал приставку. Драки, а вернее побои, стали повторяться. Способы разрешения ситуации: Программа примирения жертвы и обидчика. Жертвой является подросток, которого избивают, хотя его поведение (сломал приставку) и стало поводом драк. (правонарушителя): Программа примирения будет способствовать нормализации разрушенных взаимоотношений, разрешению ситуации самими участниками, даст возможность жертве и обидчику обсудить то, что произошло, составить договоренность о дальнейших взаимоотношениях. Участие в программе примирения – добровольное решение для обеих сторон. Ведущий сохраняет нейтральную позицию, его задача заключается в том, чтобы помогать общению; права принимать решения он не имеет. Участники имеют возможность задавать вопросы и получать ответы, рассказывать о своих чувствах по поводу ситуации и ее последствий, разрешать спорные моменты; принимать решение. В случае отказа обидчика от участия в процедуре примирения ситуации дается другой ход ее разрешения (участие администрации детского дома, ОДН, КДН ) с применением других мер к обидчику.