Структура экономического знания и научные парадигмы Лекция проф. С.А. Толкачева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О школах и парадигмах в экономической теории Кирдина Светлана Георгиевна, д.с.н., к.э.н., Институт экономики РАН, г. Москва Международная научно-практическая.
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема:Предмет и методы макроэкономики Предмет:Макроэкономика Группа:613 Выполнил студент: Салохитдинов Даврон.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Транксрипт:

Структура экономического знания и научные парадигмы Лекция проф. С.А. Толкачева

Список литературы Политическая экономия как экономическая философия. Колл. авторов, руководитель – Б.А. Денисов, отв. ред. – С.А. Толкачев. М.: ГУУ, 2009 Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. Методологический анализ. М.: Наука Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», Болдырев И.А. Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 9 (2011). Соколов Я.В. Классификация методологических направлений в экономической науке. Вестник СПбГУ. Сер Вып. 1. Толкачев С.А. Глобализация и политическая экономия: в поисках новой конкурентной парадигмы. rus.ru/index.php/articles/article/181663http:// rus.ru/index.php/articles/article/ Ушанков В.А. О позитивном и нормативном в экономической науке. Вестник СПбГУ. Сер Вып Лекция проф. С.А. Толкачева

Статьи для рецензирования и реферирования О виртуализации экономической науки. rus.ru/index.php/articles/article/1065http:// rus.ru/index.php/articles/article/1065 «Теоретические пузыри» на рынке научных исследований. rus.ru/index.php/articles/article/998http:// rus.ru/index.php/articles/article/998 «Регресс» экономической науки под воздействием антропогенного фактора. О природе экономических открытий: прошлое, настоящее, будущее. rus.ru/index.php/articles/article/1002http:// rus.ru/index.php/articles/article/1002 Сдвиги в исследовательской деятельности, которых нельзя не замечать. rus.ru/index.php/articles/article/982http:// rus.ru/index.php/articles/article/982 Смена научно-поисковой парадигмы: расследования vs исследования. rus.ru/index.php/articles/article/972http:// rus.ru/index.php/articles/article/972 Диалектика познания и новая парадигма экономической науки. rus.ru/index.php/articles/article/975http:// rus.ru/index.php/articles/article/975 Экономическая наука: новые вызовы современности. rus.ru/index.php/articles/article/978http:// rus.ru/index.php/articles/article/978 Экономическая наука на современном этапе: кризис или прорыв? rus.ru/index.php/articles/article/15948http:// rus.ru/index.php/articles/article/15948 Современная экономическая наука: общее и особенное. rus.ru/index.php/articles/article/15950http:// rus.ru/index.php/articles/article/15950

Что такое экономическая теория? Экономическая теория – это систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в экономических явлениях и процессах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития. Экономическая теория в узком смысле слова – это частная совокупность взаимосвязанных между собой научных понятий и суждений, характеризующих определенную зависимость между элементами (состояниями, свойствами) экономической реальности.

Структура экономического знания теоретическое знание; эмпирическое знание (совокупность фактов, получивших истолкование в рамках соответствующей теории и составляющих ее эмпирический базис); онтологическое знание, состоящее из обобщенных представления о предметной области, согласованных с более широкими мировоззренческим установками; инструментальное знание и навыки по технологии исследовательской работы; инструментальное знание и навыки прикладного характера, составляющее основу искусства экономики (включая значительный корпус опытного знания).

Экономические теории включают следующие элементы: исходные посылки (аксиомы, постулаты); теоретические модели; теоретические утверждения, или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.); свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов или условия проверки гипотез Лекция проф. С.А. Толкачева

Экономические категории абстрактные теоретические понятия, обозначающие основные элементы экономической реальности: напр., «экономический человек», «фирма», «капитал»; их состояния («экономическое равновесие») или свойства («стоимость», «предельная полезность») Лекция проф. С.А. Толкачева

Постулаты Исходные постулаты теории (напр., «фирма максимизирует прибыль»,) могут иметь разное происхождение: отражать повседневный опыт, заимствоваться из религиозных представлений или философской картины мира, наконец, приниматься условно (конвенционально) как удобное упрощение Лекция проф. С.А. Толкачева

Теоретическая модель рабочий инструмент исследователя, при помощи которого теоретические понятия и реальность соотносятся между собой. Модель упорядочивает понятия, устанавливая между ними связи и отношения, которые предположительно соответствуют связям и отношениям реального мира Лекция проф. С.А. Толкачева

Модели разнообразны! широкий спектр моделей: от простейших метафор, аналогий и вербальных (словесных) схем, используемых в научных рассуждениях (мыслительных экспериментах), до сложных математических моделей и компьютерных имитационных систем Лекция проф. С.А. Толкачева

Современная методология эклектична В современной экономической методологии широкое признание находит принцип методологического плюрализма, согласно которому учёный свободен в выборе средств исследования, правда, при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов (или принципов научной школы, в рамках которой он работает) и готовности к их критическому обсуждению Лекция проф. С.А. Толкачева

Две модели экономической науки 1. Экономика как искусство «Принципы исследования политической экономии» Д. Стюарта (1867) базировались на концепции научного знания, в которой теоретическое начало было сознательно подчинено началу практическому: экономика как наука ставилась на службу экономики как искусства Лекция проф. С.А. Толкачева

Экономика как искусство Экономика по Стюарту представляла собой сочетание трех начал: природы человека, задающей универсальные принципы его поведения, прежде всего, приоритет собственных интересов; истории, определяющей изменчивость и разнообразие естественных, геополитических, культурных (включая «дух народа») условий, в которых эти принципы действуют; модели взаимодействия двух первых начал - фактически типа социального строя Лекция проф. С.А. Толкачева

2. Экономика как идеальная теоретическая модель «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита (1776). Теория для Смита была характеристикой экономики в чистом виде, как идеально отлаженного часового механизма. «Человеческое общество, рассматриваемое с абстрактной и философской точки зрения, можно сравнить с огромной машиной, правильные и согласованные движения которой дают массу полезных результатов» (Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика. 1997, с. 305) Лекция проф. С.А. Толкачева

Последователи Смита упростили науку Политическая экономия выросла из моральной философии и традиционно классифицировалась как наука моральная, или общественная. У самого Смита стремление к простоте и универсальности теоретических принципов уравновешивалось исторической эрудицией. В последующей истории экономической науки такое сочетание достигалось не всегда, и ее канонический образ регулярно подвергался критике за неоправданное упрощенчество и отрыв от реальности Лекция проф. С.А. Толкачева

онтология Экономическая онтология– это учение об экономическом мире, раскрываемое в в научных теориях и моделях. экономическая онтология – частный случай социальной онтологии, а значит, она не может не соприкасаться с идеологией и социальными интересами! Лекция проф. С.А. Толкачева

Онтология экономическая онтология (онтология экономической науки) - учение о структуре мира, которая явно описывается или неявно предполагается в экономической теории, о наиболее общих ее категориях и способах, какими задаются эти категории и структура мира Очень часто из-за нечеткой фиксации онтологии теоретики ведут между собой бессмысленные споры Лекция проф. С.А. Толкачева

онтология экономическая онтология – наиболее фундаментальная, наиболее общая сфера знания, и помимо улаживания споров и прояснения понятий она должна содержать обсуждение мировоззренческих, философских проблем экономической науки Лекция проф. С.А. Толкачева

Философские основы онтологии Реализм –сущности не существуют сами по себе, они представляют собой воплощение общей субстанции – универсалии, которые существуют реально и независимо от сознания Номинализм - всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Номинализм содействовал эмпиризму, где оживал интерес к исторической и эмпирической конкретности вещей и явлений Лекция проф. С.А. Толкачева

Пример онтологических различий онтология Маркса и современных марксистов в корне отличны от онтологических представлений позитивистски настроенных экономистов мейнстрима: речь идет о допущении или недопущении движения категорий, о фиксации определений или об отказе от таковой Лекция проф. С.А. Толкачева

Поскольку онтология– учение о бытии многие отождествляют экономическую онтологию с изучением того, какие объекты признаются существующими в экономической науке, каковы основные модусы их существования (например, существуют ли они как вещи, процессы или каузальные механизмы), есть ли у понятий этой науки реальные референты, иными словами, соответствует ли наука чему-то реальному в мире Лекция проф. С.А. Толкачева

понятия зависят от онтологии одни и те же явления рассматриваются в контексте разных онтологий, получают контекстно обусловленные толкования. Например, рыночные цены могут представляться и как соотношение трудовых затрат (продуктовая онтология), и как договор, уравновешивающий спрос и предложение сторон (поведенческая онтология), и как общественная норма обмена (институциональная онтология) Лекция проф. С.А. Толкачева

Две онтологические линии Кристаллизация представлений об экономике как объекте теоретического познания шла по двум линиям: одна выстраивалась вокруг особого предмета - материального богатства, другая - вокруг особого типа поведения людей, мотивированного исключительно их частными интересами. На этой основе сформировались две базовые картины экономической реальности, или онтологии, которые с некоторой долей условности можно назвать, соответственно, продуктовой и поведенческой Лекция проф. С.А. Толкачева

ПЭ продуктова! Важнейшие собственно научные достижения классической политической экономии базировались именно на продуктовой онтологии, для которой были характерны: предпосылка естественного (нормального, сбалансированного) состояния; выделение важнейших структурных инвариантов, описывающих такое состояние (затраты-результаты, продукт-доходы, сбережения-инвестиции и т.д.); акцент на ресурсные (материальные) факторы распределительных отношений и экономического роста Лекция проф. С.А. Толкачева

ПЭ –теория богатства классическая политическая экономия была, прежде всего, теорией богатства. Она изучала экономику преимущественно со стороны материального результата производственной деятельности - общественного продукта, его структуры и динамики. Продуктовая онтология классической школы активно использовалась и в дальнейшем - в исследованиях К. Маркса, В. Леонтьева, П. Сраффы, Лекция проф. С.А. Толкачева

Смит-Менгер – поведенческая онтология поведенческая онтологии у Смита еще не стала основой научной теории. Как и Ньютон, он верил, что естественный мир гармоничен в силу его божественного происхождения. В результате образ «невидимой руки» Провидения, гармонизирующей частные интересы с общественным благом, лишь спустя век - в результате маржиналистской революции - развился в научную онтологию для целого спектра исследовательских программ Лекция проф. С.А. Толкачева

Поведенческая онтология В ходе маржиналистской революции ( е гг. XIX в.) основное внимание сместилось в сферу обмена и сфокусировалось на самом процессе деятельности, на поведении экономических агентов, прежде всего на принятии ими решений по распределению (аллокации) и использованию ресурсов Лекция проф. С.А. Толкачева

Экономический человек Человек в экономике рассматривается, по Дж. Ст. Миллю, «лишь как существо, желающее обладать богатством и способное сравнивать эффективность разных средств достижения этой цели» Лекция проф. С.А. Толкачева

экономическая наука по Л. Роббинсу (1932), «изучает человеческое поведение как отношение между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативное применение» Роббинс оставил целеполагание вне рамок науки. Под экономическим поведением подразумевалась деятельность, связанная исключительно с выбором и применением средств. Поведенческая онтология Лекция проф. С.А. Толкачева

Онтология мэйнстрима математична! онтологическая основа мэйнстрима построена изначально по образцу физики. (Л. Вальрас) знание физическое, очищенное от конкретных явлений в процессе абстрагирования имеет предел - совокупность абстрактных структур, которые являются предметом математики (или математической логики). Поэтому в качестве онтологии в экономике мейнстрима можно рассматривать математику Лекция проф. С.А. Толкачева

Институционализм – уход в сторону осознание того, что поведение экономических агентов, в свою очередь, зависит от сложившихся норм и правил, стимулировало появление еще одной базовой онтологии - институциональной. Ее взяли на вооружение в ХIХ в. - историческая школа, в ХХ в. - традиционный институционализм и некоторые течения в рамках нового институционализма Лекция проф. С.А. Толкачева

Институциональная онтология нацелена на описание исторически обусловленных стереотипов и норм поведения, организационных структур экономической деятельности, характера их эволюционных изменений Лекция проф. С.А. Толкачева

Определение парадигмы (Кун, 1975) Парадигмы включают в себя набор определенных исходных предпосылок, или постулатов. Им свойственна общность постановки проблем, принятых правил анализа, применяемого понятийного аппарата. В конечном счете научная парадигма предполагает опору на принятые образцы решения научных задач и характеризует общую методологию исследования Лекция проф. С.А. Толкачева

Мы определяем парадигму просто Парадигма = Онтология + Методология Лекция проф. С.А. Толкачева

Научные парадигмы и школы экономической мысли Парадигма имеет более широкое значение, выходящее за рамки экономической теории и ее школ. Она предполагает принципиальное видение мира и общие философские ценности, характер принятых символических обобщений, схожие концептуальные схемы и образцы решения задач Лекция проф. С.А. Толкачева

Основные общенаучные парадигмы Антропоцентричная Эволюционная Системная Самоорганизационная, синергетическая Лекция проф. С.А. Толкачева

Антропоцентричная парадигма Известна еще со времен древних греков и продолжает оставаться современной. Так, антропный принцип является одним из фундаментальных принципов современной космологии. В социальных науках находит свое выражение в том, что самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка является центральной предпосылкой развиваемых на ее базе концепций. Приоритеты личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав также формируют ядро методологических допущений антропоцентричной парадигмы. Основными ценностями признаются либеральные ценности и ценности индивидуума, а важнейшей методологической установкой – «принцип методологического индивидуализма» Лекция проф. С.А. Толкачева

Эволюционная парадигма Распространена в связи с работами Ч. Дарвина с конца 19-го века. Подчеркивает неравновесность социальных процессов, в которых действуют не отдельные индивиды, а популяции и законы эволюции: наследственности, изменчивости (мутации) и естественного отбора. Как следствие - приспособление к внешней среде, выживание сильнейшего и передача в популяции свойств, способствующих выживанию Лекция проф. С.А. Толкачева

Системная парадигма Распространяется со второй половины 20-го века (Богданов, Берталанфи, Винер…). Общественная система рассматривается в целом, объектом изучения являются взаимосвязи между этим целым и его частями. Среда существования системы имеет значение Лекция проф. С.А. Толкачева

Самоорганизационная парадигма (синергетика) Складывается в последней трети ХХ века (Пригожин, Стенгерс, Степин). Рассматривает социум и экономику как открытые сложные нелинейные системы и исследует появление «порядка из хаоса» на основе законов самоорганизации. (Самоорганизационная парадигма как результат синтеза эволюционной и системной парадигм?) Лекция проф. С.А. Толкачева

41 Основные школы экономической мысли различающиеся парадигмально! Неоклассическая (neoclassical), австрийская (Austrian) и марксистская (Marxian). Именно эти крупнейшие школы характеризуются специфичностью исходных философских и методологических предпосылок, определенными историческими корнями и принятыми оригинальными образцами исследовательских программ Лекция проф. С.А. Толкачева

42 Неоклассическая школа Исходные предпосылки - «методологический индивидуализм», субъект с «рациональным выбором», действующий с целью максимизации своей полезности в конкурентной среде. Действия экономических субъектов приводят к формированию рыночного равновесия Лекция проф. С.А. Толкачева

43 Австрийская школа В отличие от неоклассической школы полагают, что люди нерациональны, подвержены спонтанным действиям, их психология, мотивации, установки являются значимым фактором экономического поведения. Результаты деятельности человека не являются воплощением его замыслов. Всякий выбор и действие совершаются индивидами в условиях несовершенных знаний и неопределенности Лекция проф. С.А. Толкачева

44 Марксистская школа «Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые они не сами себе выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» (К. Маркс. К критике политической экономии). Социальные процессы материально обусловлены. Диалектика связи субъективного и объективного. Не индивид, а социальные классы являются объектом анализа (человек представляет собой «личный элемент производительных сил»). Множественность экономик (а не только рыночная «каталактического»свойства, как в предыдущих школах) Лекция проф. С.А. Толкачева

45 Неоклассическая школа об институтах Институты формируются как стремление рыночных агентов уменьшить трансакционные издержки («принцип максимизации») и улучшить условия получения полезности в сфере обмена. Единицей институционального анализа является трансакция (теория контрактов, агентская теория, трансакционная теория, теория общественного выбора, теория прав собственности) Лекция проф. С.А. Толкачева

46 Австрийская школа об институтах Институты являются результатом деятельности человека, но не воплощением его замыслов. Всякий выбор и действие совершаются индивидами в условиях несовершенных знаний и неопределенности. Поэтому результаты всегда содержат элементы, которые не были запланированы или предсказаны самими действующими лицами. Hayek F. von. The Results of Human Action but not of Human Design // Studies in Philosophy, Politics and Economics. Chicago, Возникновение института денег стало наиболее ярким свидетельством незапланированного итога взаимоотношения людей на рынке. Menger С. On the Origin of Money // Economic J Лекция проф. С.А. Толкачева

47 Институты в марксистской школе «Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые они не сами себе выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» (К. Маркс. К критике политической экономии). Структура институтов материально обусловлена уровнем развития производительных сил. Институты – результат социальной деятельности. Критический анализ институтов рыночной (капиталистической) экономики и признание множественности» экономик в соразмерных им понятиях (капиталистическая – одна из них) и революционных переходах. Институты собственности как главный фокус анализа Лекция проф. С.А. Толкачева

Методологические традиции: рационализм и эмпиризм Рационализм-априоризм: путь к истине лежит через разум, через рациональные суждения и обобщения; Эмпиризм-позитивизм: теория строится на основе проверки эмпирических фактов. (Неопозитивизм как философская доктрина четко разграничили научное знание – проверяемое – и метафизику – умозрительную и спекулятивную) Лекция проф. С.А. Толкачева48

Расхождения в понимании сути науки М. Аллэ (эмпирист): основная задача экономиста сводится к проверке исходных гипотез и конечных выводов теории, а цепь умозаключений, связывающая эти части, сама по себе не имеет ценности. Л. Мизес: именно в процессе логической дедукции состоит вся суть работы экономиста, который получает свои выводы не из непосредственного наблюдения, а из теоретического мышления, сходного с логическим или математическим Лекция проф. С.А. Толкачева49

рационализм Экономическая теория вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, но эмпирические наблюдения их не улавливают, поскольку опыт обладает сложной природой и является результатом одновременного действия многих сил Лекция проф. С.А. Толкачева50

Классификация методологических направлений: Рационализм и эмпиризм в экономической науке. Рационализм (Л.Мизес): все сущностные положения экономической теории выводятся рациональным образом из исходных предпосылок и не требуют эмпирической проверки: Эмпирика не может ничего доказать, но сама требует рациональной интерпретации Лекция проф. С.А. Толкачева

Людвиг фон Мизес ( ) - выдающийся экономист, политический философ и общественный деятель, отстаивал идеалы политической и экономической свободы, противостоял не только тоталитарным режимам XX века, но и более "мягким" формам государственного вмешательства в экономику и частную жизнь (интервенционизму, теориям "третьего пути", теории конвергенции и т.п.). Работал в Австрии, Швейцарии, Германии, Англии. С 1940 г. жил в США Лекция проф. С.А. Толкачева52

Людвиг фон Мизес ( ) 53 Родился во Львове, детство провел в Черновцах, В гг. организовал частный семинар при Торговой палате Австрии. Среди учеников Мизеса экономисты Ф. фон Хайек, Г. фон Хаберлер, Ф. Махлуп, Мюррей Ротбард, математик К. Менгер-младший, социолог А. Шюц. В 1926 г. основал Австрийский институт исследования бизнес-циклов Ф. фон ХайекГ. фон ХаберлерФ. МахлупМюррей Ротбард1926Австрийский институт исследования бизнес-циклов Весной 1934 года Мизес стал профессором в Высшем интернациональном институте Женевского университета. Женевского университета С 1945 по 1968 г. профессор Нью-Йоркского университета Нью-Йоркского университета Лекция профессора С.А. Толкачева

54 1. Субъективность 2. Рациональность (логика выбора) 3. Длительность (время) 4. Творческий характер человеческой деятельности 5. Использование рассеянного знания 6. Несовершенство человеческого знания (принцип неведения) 7. Отсутствие равновесия Характеристика человеческой деятельности (основные принципы праксиологии) Л. Мизеса Лекция профессора С.А. Толкачева

Критика эмпиризма рационализмом Конкретные данные не в силах опровергнуть теорию, коль скоро её истинность гарантирована выведением из априорно истинных аксиом. Сами факты подлежат интерпретации на основе теории Лекция проф. С.А. Толкачева55

Экономическая теория вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, но эмпирические наблюдения их не улавливают, поскольку опыт обладает сложной природой и является результатом одновременного действия многих сил. ВСЕ основные теории (стоимости, ЗП, капитала и пр.) созданы рациональными рассуждениями Лекция проф. С.А. Толкачева56 Критика эмпиризма рационализмом

Все крупнейшие революции в экономической теории (марксистская, маржиналистская, кейнсианская, и даже новая классическая – теория рациональных ожиданий) были проведены в рамках рационализма!!! Лекция проф. С.А. Толкачева57

Классификация методологических направлений в ЭТ гносеология онтология номинализмреализм нормативизм Дескриптивизм (позитивизм) Лекция проф. С.А. Толкачева

Нормативный реализм Суть реализма в поисках экономической сущности явлений, в установлении их субстанции. Наиболее полно в методологии он выражен у Г. Гегеля (1770–1831), в экономической науке у К. Маркса (1818–1883). Маркс искал то содержательное ядро, которое лежит за ценой, и нашел его в виде стоимости wert Лекция проф. С.А. Толкачева

Нормативный реализм Главным достоинством реализма надо признать то, что он облегчает понимание проблемы через разложение субстанции Признание реально существующего общего универсалии позволяет рассматривать объективно существующую субстанцию, не отвлекаясь на частные случаи и мелочи Лекция проф. С.А. Толкачева

субстанция определяется предельной полезностью. Г.Г. Госсен (1810–1858). австрийская школа. кардиналисты (К. Менгер, У.С. Джевонс, Л. Вальрас, А. Маршалл и др.) ординалисты (В. Парето, Е.Е. Слуцкий, И. Фишер, Д.Р. Хикс, П.А. Самуэльсон и др.). Нормативный реализм Лекция проф. С.А. Толкачева

Попытки синтеза ТТС и ТПП Ф. Энгельс(1820–1895) признал, что «стоимость есть отношение издержек производства к полезности». А Маршалл (1842–1924) дал наиболее полное описание синтеза, когда предложение объясняется через стоимость, а спрос через ценность. М.И. Туган-Барановский(1865–1919) показал, что в идеале предельная полезность товара равна трудовым затратам на него Лекция проф. С.А. Толкачева

Дескриптивный реализм (позитивизм) представители данного направления прибегают только к описанию фактов хозяйственной жизни и в принципе отказываются от рассмотрения эволюционных закономерностей в развитии хозяйственных процессов. Суть политической экономии они видят в понимании того, что есть осознание сущего, и совсем не думают о должном, искренне полагая, что его нет, а хозяйственные процессы носят чисто стохастический характер. Позитивная экономическая наука принципиально независима от какой либо этической позиции или нормативных суждений Лекция проф. С.А. Толкачева

А. Смит (1723–1790) и Д. Рикардо (1772– 1823). Ф.И. Эджворт (1845–1926) и В. Парето (1848–1923) исходили из чисто позитивистского описания процессов формирования цены. Не субстанция, а инвариант стоимости. Дескриптивный реализм (позитивизм) Лекция проф. С.А. Толкачева

Дескриптивный номинализм Номинализм, У. Оккам (1285–1349), исходит из того, что субстанция есть только в каждом отдельно существующем предмете, универсалии отсутствуют в реальной жизни. Есть цена, но нет ни стоимости, ни ценности как реально существующих субстанций. суть отказ от анализа причин и изучение главным образом следствий Лекция проф. С.А. Толкачева

Германская историческая школа; Эконометрия (Р.Фриш, У.К. Митчелл, В. Леонтьев, С.А. Кузнец) Современный мэйнстрим - Эмпирический позитивизм. Проявлением упрощенного понимания «бесстрастности» и «точности» позитивного анализа является чрезмерная его математизация Дескриптивный номинализм Лекция проф. С.А. Толкачева

Постулаты экономического поведения мэйнстрима А) Полная рациональность = оптимизация Ограниченная рациональность вводится О. Уильямсоном в середине 1970-х годов Б) Простая степень следования личному интересу = эгоизм +честность Оппортунизм Уильямсона позднее В) Нормальная оценка будущего времени. дисконтирует будущие переменные по постоянной ставке (норме) дисконта Г) Независимость предпочтений от ограничений. кривые безразличия и линия бюджетного ограничения определяются абсолютно разными факторами Д) Личная ответственность.

Чудовищная беднота эмпириопозитивизма! За математическими выводами об оптимальности, равновесии, максимизации и т. д. скрывается формально-логический детерминизм. Это ужасающее упрощение социальной реальности!!!! На самом деле математическая точность в экономической науке в отрыве от необходимых оценочных суждений не ведет к достоверности отражения экономической действительности Лекция проф. С.А. Толкачева

69 П. Кругман об издержках методологии экономистов: Они (экономисты мэйнстрима) демонстративно не замечали пределов человеческой рациональности (которая часто приводит к пузырям и банкротствам); проблем организаций, которые становились неуправляемыми; несовершенства рынков – особенно финансовых, – которые могут заставить экономическую операционную систему претерпевать внезапные, непредсказуемые обвалы; опасностей, которые возникают, когда те, кому следует регулировать ситуацию, не верят в саму возможность регулирования.

Нормативный номинализм учение об экономической политике, не стесненной никакими теоретическими рамками Н.И. Бухарин (1888–1938) в «Экономике переходного периода» ограничивает предмет политической экономии только капиталистическим обществом, а в условиях новой общественно- экономической формации действуют совершенно иные законы. Замена экономической теории экономической политикой. Разгон кафедр политэкономии ( ) Лекция проф. С.А. Толкачева