Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.kirdina.ru
1 О школах и парадигмах в экономической теории Кирдина Светлана Георгиевна, д.с.н., к.э.н., Институт экономики РАН, г. Москва Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее», г. Саратов, 2011
2 Вопросы для обсуждения Взгляды ученого: мировоззрение, парадигма и научная школа Основные общенаучные парадигмы Основные школы экономической мысли Значение научной коммуникации
3 Мировоззрение Мировоззрение (world view, ideology – англ.) – система самых общих взглядов на окружающий мир, природу и человека (например, идеалисты и материалисты). 3
4 Определение парадигмы (Кун, 1975) Парадигмы включают в себя набор определенных исходных предпосылок, или постулатов. Им свойственна общность постановки проблем, принятых правил анализа, применяемого понятийного аппарата. В конечном счете научная парадигма предполагает опору на принятые образцы решения научных задач и характеризует общую методологию исследования. 4
5 Основные общенаучные парадигмы Антропоцентричная Эволюционная Системная Самоорганизационная, синергетическая 5
6 Антропоцентричная парадигма Известна еще со времен древних греков и продолжает оставаться современной. Так, антропный принцип является одним из фундаментальных принципов современной космологии. В социальных науках находит свое выражение в том, что самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка является центральной предпосылкой развиваемых на ее базе концепций. Приоритеты личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав также формируют ядро методологических допущений антропоцентричной парадигмы. Основными ценностями признаются либеральные ценности и ценности индивидуума, а важнейшей методологической установкой – «принцип методологического индивидуализма». 6
7 Эволюционная парадигма Распространена в связи с работами Ч. Дарвина с конца 19-го века. Подчеркивает неравновесность социальных процессов, в которых действуют не отдельные индивиды, а популяции и законы эволюции: наследственности, изменчивости (мутации) и естественного отбора. Как следствие - приспособление к внешней среде, выживание сильнейшего и передача в популяции свойств, способствующих выживанию. 7
8 Системная парадигма Распространяется со второй половины 20- го века (Богданов, Берталанфи, Винер…). Общественная система рассматривается в целом, объектом изучения являются взаимосвязи между этим целым и его частями. Среда существования системы имеет значение. 8
9 Самоорганизационная парадигма (синергетика) Складывается в последней трети ХХ века (Пригожин, Стенгерс, Степин). Рассматривает социум и экономику как открытые сложные нелинейные системы и исследует появление «порядка из хаоса» на основе законов самоорганизации. (Самоорганизационная парадигма как результат синтеза эволюционной и системной парадигм?). 9
10 Научные школы (школы экономической мысли) Научная школа характеризуются специфичностью исходных методологических предпосылок, определенными историческими корнями и принятыми оригинальными образцами исследовательских программ Аналогична «ремесленным навыкам», получаемым в ходе образования и первых самостоятельных исследований, включает круг определенных авторов-основоположников. 10
11 11 Основные школы экономической мысли Неоклассическая (neoclassical), австрийская (Austrian) и марксистская (Marxian). Именно эти крупнейшие школы различаются опорой на специфические исходные методологические предпосылки, определенными историческими корнями и формируют круг следующих этим канонам авторов D. Young in A modern reader in institutional and evolutionary economics / Hodgson G.M. (Ed.), 2002.
12 12 Неоклассическая школа Исходные предпосылки - «методологический индивидуализм», субъект с «рациональным выбором», действующий с целью максимизации своей полезности в конкурентной среде. Действия экономических субъектов приводят к формированию рыночного равновесия.
13 13 Австрийская школа В отличие от неоклассической школы полагают, что люди нерациональны, подвержены спонтанным действиям, их психология, мотивации, установки являются значимым фактором экономического поведения. Результаты деятельности человека не являются воплощением его замыслов. Всякий выбор и действие совершаются индивидами в условиях несовершенных знаний и неопределенности.
14 14 Марксистская школа «Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые они не сами себе выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» (К. Маркс. К критике политической экономии). Социальные процессы материально обусловлены. Диалектика связи субъективного и объективного. Не индивид, а социальные классы являются объектом анализа (человек представляет собой «личный элемент производительных сил»). Множественность экономик (а не только рыночная «каталактического»свойства, как в предыдущих школах).
15 Частота совместной встречаемости ссылок на Маркса и словосочетания «финансовый кризис»в мировой и американской англоязычной прессе (в одном и том же параграфе текста) Источник: Lexis Nexis Academic 15
16 Научные парадигмы и школы экономической мысли Парадигма имеет более широкое значение, выходящее за рамки экономической теории и ее школ. Она предполагает принципиальное видение мира и общие философские ценности, характер принятых символических обобщений, схожие концептуальные схемы и образцы решения задач. Можно принадлежать к одной школе экономической мысли, но придерживаться разных парадигм. 16
17 Кросс-классификация основных школ экономической мысли и научных парадигм в изучении институтов 17
18 18 Выводы В научной полемике имеет смысл соотноситься с принадлежностью авторов к научным школам и принимать во внимание разделяемые ими парадигмы. Возможно, одним из направлений развития научной культуры является заявляемая самоидентификация ученых в рамках действующих парадигм и школ научной мысли?
19 19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.