Геворкян Александр Артурович Докладчик - Геворкян Александр Артурович ГБОУ СОШ 1413 Ярочкина Галина Александровна Руководитель – Ярочкина Галина Александровна ГБОУ СОШ 1413 учитель информатики Калькина Зоя Александровна Консультант – Калькина Зоя Александровна ГБОУ СОШ 1413 учитель русского языка и литературы Москва 2012 год
Цели 1) исследовать языковые явления в среде современных школьников; 2) разработать мультимедийную презентацию. Задачи 1) выяснить, как взаимосвязаны история народа и язык; 2) понаблюдать за речью окружающих людей; 3) разработать анкету и провести опрос учащихся различных возрастов; 4) обработать данные анкет и сделать выводы. Гипотеза Историки будущего будут восстанавливать события нашей действительности, обращаясь к различным источникам: предметам, документам, рассказам очевидцев и, конечно же, языку. Каким они увидят человека начала 21 века? Каков нравственный облик нашего современника?
Обобщение результатов анкетирования
Часто употребляемые слова Слова, характеризующие человека Слова-долгожители Устаревшие слова Отношение к сочинению как творческой работе Любимый литературный герой Значимость слов Слова социальных сетей Язык телевидения Дефицит общения. ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩ ۩۩۩۩
I.Какие слова Вы чаще всего слышите в течение дня? Произносите? Произносите? Слова приветствия
«добрый», «верный», «скромный». красота, рост, цвет волос Описание друзей четвероклассниками
«добрый», «замечательный», «общительный». Описание друзей восьмиклассниками 72%
Проанализировав все слова, характеризующие друзей, в количественном отношении, мы увидели следующую картину
На основании данных анкет мы попытались объединить в блоки слова, которые, по мнению наших испытуемых, будут жить вечно. Слова - мама, папа, семья, дом, солнце, мир, друг, жизнь, время
Слов, которые выйдут из употребления, названо немного
Возвращение в нашу речь устаревших слов
Как относятся к написанию сочинения наши сверстники? Умеют ли они логически и целенаправленно рассуждать, организовать связную речь?
Чем же обуславливается трудности при написании сочинений? Причин может быть несколько: 1) недостаточно богатый словарный запас, 2) скудность речи, 3) незнание художественных текстов т.д. Вот как объясняют причины своих затруднений наши респонденты. Обобщив результаты исследования, мы сделали вывод:
Расставив слова по степени значимости, все участники опроса определили свои жизненные приоритеты. Проследим, как распределяются слова по местам в каждой группе.
Явное предпочтение четвероклассники отдают общению, книга оказалась лидером дважды:
Если взять высшие показатели по каждому понятию, получится такое распределение слов по степени значимости среди восьмиклассников:
Десятиклассники приоритеты распределили следующим образом:
Что же привлекает людей проводить колоссальное количество времени во всемирной паутине? Прежде всего – общение. В рамках исследовательского проекта электронные письма вызывают интерес, в первую очередь, с точки зрения лексики и грамматики. Выяснилось, что 25% опрошенных всё же предпочитают выражаться полнозвучными словами, они не сокращают их вообще. Немало и тех, кто вовсе не зарегистрирован ни в одной из социальных сетей, это 20% учеников младшей школы. Довольно любопытно было узнать, какие слова дети чаще всего сокращают, общаясь друг с другом через сеть. В четвертом классе: другие
В целом популярными для сокращения у десятиклассников являются те же слова, что и у респондентов другого возраста.
Не менее интересно, соблюдают ли орфографию и пунктуацию школьники, ведь многие, общаясь в виртуальном пространстве шутят, мол совсем скоро останутся лишь единицы людей, которые будут владеть грамотностью и в интернет пространстве звать их будут «гуру». Учащиеся четвёртых классов:
Восьмиклассники: Десятиклассники:
Мы попросили указать в анкете, какое количество времени наши респонденты проводят у телевизора Просчитав общее количество времени, мы смогли определить: в среднем на просмотр телевизора у ребят уходит около 2 часов.
Что привлекает их в это время? Какие телепрограммы они предпочитают? У малышей любимые телепрограммы легко делятся на три группы. Большинство девочек – 50% и мальчиков – 80% предпочитают различные юмористические программы. Всего 25% девочек и 10% мальчиков любят смотреть познавательные фильмы. И такое же количество – мультфильмы.
Следует отметить возросший интерес к познавательным программам среди десятиклассников. Объясняем это тем, что будущие выпускники уже начинают задумываться о предстоящих экзаменах, пытаются определиться с выбором профессии. У нас получился рейтинг самых популярных телевизионных каналов реалити
X.Не считаете ли Вы, что люди стали меньше общаться вживую? Если да, то с чем это, по-вашему, связано? Если да, то с чем это, по-вашему, связано? Как оценивают современную речевую ситуацию сами респонденты. Люди стали гораздо меньше общаться друг с другом считают: По мнению всех участников, компьютер и телефон отдаляют людей друг от друга, заменяя непосредственное общение его некой видимостью.
Заключение Мы надеемся: погрешность, допущенная в ходе исследования, будет не велика, поэтому «наш современник» окажется достаточно типичным представителем современного подрастающего поколения.
В ходе исследования нам удалось доказать: молодые люди умеют говорить, читать, думать. А это значит, что у нас есть надежда: язык, а вместе с ним и мы, как народ, не умрем. Надо только чуть бережнее относиться к любому слову, ценить его, так же, как мы ценим свою жизнь. Мы уверены: общими усилиями нам удастся сохранить наш «поистине великий и могучий русский язык».
Авторы проекта ученики 10 классов Хамдеева Алина, Новикова Устина, Геворкян Александр, Нетреба Софья, Галиченко Михаил, Панькина Анна Руководители: Калькина Зоя Александровна учитель русского языка и литературы Ярочкина Галина Александровна учитель информатики и ИКТ на проект
Геворкян Александр Артурович Докладчик - Геворкян Александр Артурович ГБОУ СОШ 1413 Ярочкина Галина Александровна Руководитель – Ярочкина Галина Александровна ГБОУ СОШ 1413 учитель информатики Калькина Зоя Александровна Консультант – Калькина Зоя Александровна ГБОУ СОШ 1413 учитель русского языка и литературы Москва 2012 год