Общеобразовательная среда индивидуального развития Проект моделирования основных параметров формирования среды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель МОУ СОШ 14 «Школа 2009» Материалы к педагогическому совету «Анализ работы школы за уч.г. Планирование работы на новый учебный год»
Advertisements

ПОТЕНЦИАЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕТСКИХ ДОМОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Образовательная среда образовательного учреждения.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
П Программа развития ОУ на ЗАДАЧИ: Создание на базе школы возможности получить качественное образование. Вовлечение обучающихся в реализацию.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Критерии оценки качества дополнительного и междисциплинарного образования школьников Леонтович Александр Владимирович к. психол. н. директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Развитие системы государственно-общественного управления в МБОУ «СОШ 2» г. Скопина.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж» Министерство образования.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Критерий 6: ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. СодержаниеБалл Большинство педагогов работает ещё и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
ПРОГРАММА «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ 6 Г.О. КОХМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Транксрипт:

Общеобразовательная среда индивидуального развития Проект моделирования основных параметров формирования среды

Общие выводы по результатам исследований: 1.Во всех пилотных школах проявляется степень пассивности учащихся различного уровня 2. Уровень свободы разный: от среднего в лицее 40 и Нововилговской школе, малой в ДЛ, до «зависимости» в лицее 1 3. Профессиональная направленность деятельности педагогов обнадеживает 4. Эффективность деятельности учителей – формирование «ученической среды» удручает

Основные параметры для формирования среды отражают уровень организации различных условий личностного развития субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, администрации школы). Количественная оценка параметров дает представление о степени организации образовательных возможностей школы.

ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Широта образовательной среды – структурно-содержательная характеристика учебной среды, показывающая, какие субъекты, объекты и процессы и явления включены в данную образовательную среду

Основные параметры, факторы развитие которых формирует широкую образовательную среду Периодические проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (занятия в лаборатории университета, в музее, на предприятиях и т.п.) Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или\и зарубежными ОУ Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или\и зарубежными ОУ Возможности выбора образовательных микросред :Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных и др. организаций) систематически работают в школе (классе) ; Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности учащихся); Учащиеся имеют право выбора учителя Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми ; Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п ; Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - является ее структурно- динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления

Основные параметры, факторы развитие которых формирует интенсивную образовательную среду Уровень требований к учащимся : Образовательный процесс по ряду предметов ведется по усиленным программам (углубленным, расширенным, компенсационным, авторским, программам вуза) Образовательным учреждением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на всех каникулах) Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом Интерактивные формы и методы : интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике всех педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ показатель сознательной включенности в образовательную среду всех субъектов образовательного процесса

Основные параметры, факторы развитие которых формирует осознанную образовательную среду Уровень осведомленности об ОУ : практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представления об истории и традициях школы Школа имеет свою форму или форменные элементы, которые учащиеся и педагоги охотно носят Организован музей школы (постоянная выставка), отмечаются юбилеи Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие школе Большинство сотрудников, учащихся и родителей лично заинтересованы в развитии школы, все его проблемы воспринимаются как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ характеризует степень координации деятельности всех субъектов вашей образовательной среды

Основные параметры, факторы развитие которых формирует обобщенную образовательную среду Большинство педагогов по существу составляют единую профессиональную команду В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги школы осознанно реализуют единую образовательную стратегию Концепция школы, основные стратегические ориентиры её развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов Организован постоянно действующий стратегический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития школы Действует специально разработанная система включения учащихся и их родителей, выпускников школы в процесс стратегического планирования работы школы, осмысленная ими образовательных целей и методов Родители реально участвуют в управлении школой (общественные школьные управляющие), входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития школой

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.

Основные параметры, факторы развитие которых формирует эмоциональную образовательную среду Взаимоотношения в педагогическом коллективе: каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач Каждый обучающийся и их родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом В оформлении интерьеров образовательного учреждения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.п.): Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) обучающихся, отражающих их отношения к школе. Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги

ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей всех участников образовательного процесса

Основные параметры, факторы развитие которых формирует доминантную образовательную среду весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь школы, которая составляет их главную жизненную ценность; Родители высоко ценят мнения педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам. Родители гордятся, что их дети учатся именно в данной школе, многие ради этого изменили место жительства или возят сюда детей из других микрорайонов весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь школы, которая составляет их главную жизненную ценность

КОГЕРЕНТНОСТЬ (СОГЛАСОВАННОСТЬ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влиянием других факторов среды обитания личности.

Основные параметры, факторы развитие которых формирует согласованную образовательную среду Преемственность с другими образовательными учреждениями: Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные школы без дополнительных условий, выпускники школы стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, лицеи, вузы и т.п.) Профессиональная ориентация и подготовка учащихся предполагает соответствие с социально-экономическими запросами республики Карелия; Образовательная программа школы целиком соответствует республиканской концепции развития образования Специальная психолого-педагогическая работа в школе направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленность, решительность, ответственность, работоспособность и т.п.)

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ является показателем социально ориентированного созидательного потенциала и активности данной образовательной среды по отношению к среде обитания

Основные параметры, факторы развитие которых формирует социально активную образовательную среду Трансляция достижений школы: учащиеся школы систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня; школа является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения; славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой и т.п.) ; имеет широкий спектр дополнительных образовательных услуг (и товаров) для всего населения; Социальная значимость выпускников Работа со средствами массовой информации Школа – инициатор различных социально значимых акций и движений, региональных выставок, семинаров, конкурсов и других социально-значимых формах реализации творческой активности людей

МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ показатель ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания.

Основные параметры, факторы развитие которых формирует мобильную образовательную среду Мобильность целей и содержания образования: образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку обучающихся, но и на развитие их функциональной грамотности, а также лично саморазвитие ; Мобильность методов образования: в школе организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы обучения ; Мобильность кадрового обеспечения Мобильность средств образования: образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных пособиях, технических средствах обучения, включая цифровые образовательные ресурсы и ресурсы Интернет

УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ характеризует её стабильность во времени: нет частой смены стратегии развития; нет частой смены руководителей; объем профессиональной деятельности и планы педагогов стабильны; у школы нет проблем с набором контингента на любой уровень обучения

Проектируем общеобразовательную среду развития Развитие среды – согласованная деятельность всех участников: всех учащихся, учителей, работников школы, родителей и администрации Этапы развития отражаются в показателях основных факторов формирующих активную среду творческого саморазвития всех участников

Педагог, проектирующий образовательную среду, может пользоваться соответствующим алгоритмом ее проектирования Определить образовательную идеологию (модальность образовательной среды) и стратегию ее реализации конкретно-содержательные цели и за­дачи предполагаемого образовательного процесса в данной среде, на основе функций образования: предметно-деятельностного оспособления учащихся, обеспечения функциональной грамотности учащихся, обеспечения личностного роста учащихся

Алгоритм проектирования среды 3. разработать соответствующее содержание образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов (учащихся, родителей, администрации, себя самого и других педагогов); 4. Разработать проект технологической организации образовательной среды на основе системы следующих психодидактических принципов: организации деятельности; организации стимулов; организации взаимодействий.

Алгоритм проектирования среды 5.Разработать проект пространственно- предметной организации образовательной среды, который удовлетворяет следующим требованиям: гетерогенности и сложности среды; связности се функциональных зон; гибкости и управляемости среды; обеспечении символической функции среды; индивидуализированности среды; аутентичности среды.

Алгоритм проектирования среды 6.Разработать проект социальной организации образовательной среды, который удовлетворяет следующим требованиям: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса; авторитетность педагогов; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса; продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Алгоритм проектирования среды 7. Провести экспертизу разработанного проекта образовательной среды на основе следующих формальных параметров ее описания: модальности; широты; интенсивности; степени осознаваемости; предполагаемой устойчивости эмоциональности; обобщенности; доминантности; когерентности; социальной активности; мобильности.

«Проектный ящик» Информационно-методического обеспечения процесса проектирования образовательной среды

Позитивное заключение – призыв к действию «Пусть это звучит как парадокс, но беззаветно преданных современной несовершенной школе педагогов я считаю одними из самых вредных для детей» П.П. Блонский, великий русский педагог

«Наша новая школа» «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова …Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически». Д.А. Медведев, послание Президента РФ Федеральному собранию г.

Спасибо за участие! Михайлов Александр Васильевич