Адаптация и развитие персонала. Адаптация В самом общем виде адаптация процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. В социологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГАОУВО«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Институт экономики и управления Кафедра управления персоналом и экономики труда Студент.
Advertisements

Сущность социализации и профориентации персонала. Организация управления профориентацией и адаптацией персонала.
Тема. Адаптация и развитие персонала 1. Адаптация персонала 2. Развитие персонала.
Система адаптации - понятие инструменты решения. Адаптация - Взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости.
Первичная и вторичная адаптация молодых работников. Наставничество и коучинг. Особенности адаптации сотрудника после окончания учебного заведения. Выполнили:
Адаптация персонала представляет собой одно из важнейших направлений кадровой работы. Адаптация - это процесс приспособления или изменения собственного.
Структура, процесс и виды трудовой адаптации
1. Безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами.
ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА Подготовила студентка группы Бэм-20 Баширова Альфия.
ООО «Асстрал». Адаптация персонала Адаптация происходит от лат. adaptatio- приспособление, это процесс приспособления сотрудника к изменяющимся условиям.
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1.Организационная культура и ее роль в социализации сотрудников в организации.
Специфика адаптации различных категорий персонала. Студентка Магистратуры Видутина О.В.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и.
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Управление персоналом – это целенаправленная и совместная деятельность состава руководства организации. К нему относятся руководители предприятия, а также.
Менеджмент и менеджер
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Основные направления перестрои ̆ ки работы кадровых служб в современных условиях.
Транксрипт:

Адаптация и развитие персонала

Адаптация В самом общем виде адаптация процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию.

Цели адаптации уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; снижение озабоченности и неопределенности у новых работников; сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением; экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них; развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Классификация адаптации 1. По отношениям субъект-объект: активная когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); пассивная когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Классификация адаптации 2. По воздействию на работника: прогрессивная благоприятно воздействующая на работника; регрессивная пассивная адаптация к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

Классификация адаптации 3. По уровню: первичная когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии (адаптация работника в новой должности); адаптация работника к понижению в должности; вторичная при последующей смене работы; адаптации после увольнения.

Классификация адаптации 4. По направлениям: производственная; непроизводственная.

Производственная адаптация Профессиональная Психофизиологическая Социально-психологическая Организационно-административная Экономическая Санитарно-гигиеническая

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях.

Психофизиологическая адаптация адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п. ).

Социально-психологическая адаптация адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Факторы производственной адаптации Характер и содержание труда в данной профессии; Уровень организации и условия труда; Нормы взаимоотношений в коллективе; Организационная структура предприятия; Профессиональная структура коллектива; Система оплаты труда; Производственная и технологическая дисциплина; Состояние рабочего места; Правила трудового распорядка.

Внепроизводственная адаптация Адаптация к бытовым условиям; Адаптация к внепроизводственному общению с коллегами; Адаптация в период отдыха.

Факторы внепроизводственной адаптации Способы распределения и возможности получения социальных благ; Формы общения в нерабочее время; Уровень развития инфраструктуры.

Этапы адаптации Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Управление процессом адаптации это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий.

Функции управления адаптацией Составление программы ориентации; Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами; Объяснение задач и требований к работе; Введение работника в рабочую группу; Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников.

Функции подразделения по управлению профориентацией и адаптацией изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда; наем и отбор персонала; расстановка кадров по подразделениям; отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора; организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.

Программа адаптации набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. Делится на общую и специальную.

Общая программа адаптации Общее представление о компании Политика организации Оплата труда Дополнительные льготы Охрана труда и соблюдение техники безопасности Работник и его отношения с профсоюзом Служба быта. Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

Специальная программа адаптации Функции подразделения Рабочие обязанности и ответственность Требуемая отчетность Процедуры, правила, предписания Представление сотрудников подразделения.

Показатели адаптации объективные показатели уровень и стабильность количественных показателей труда; субъективные показатели уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.

2. Развитие персонала представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом; организация процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.

Развитие персонала Общее; Профессиональное.

Профессиональное развитие- это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.

Профессиональное обучение Современному производству необходим уровень образования не менее лет, но в момент окончания учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, а через 10 лет приобретенные знания и квалификация полностью устаревают, поэтому их необходимо постоянно обновлять. Следовательно, важнейшим фактором профессионального развития является обучение работника.

Потребность в профессиональном развитии определяется: Динамикой внешней среды; Появлением технических и технологических новинок; Изменением стратегии и структуры организации; Необходимостью освоения новых видов деятельности.

Цели развития формируются на основе: Наблюдения за работником; Уровня развития работника и его собственного мнения; Индивидуального плана карьеры.

Основными направлениями профессионального обучения Первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и спецификой работы. Обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и личными качествами. Обучение для повышения общей квалификации. Обучение для работы по новым направлениям развития организации. Обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций.

Формы обучения на рабочем месте; с отрывом от производства - в учебных заведениях (различного рода центры, курсы и проч.). комбинированная форма, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.

Основными формами обучения новых работников Индивидуальное обучение ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику; Групповая форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации. Курсовая форма подготовки

Обучение на рабочем месте Наставничество - процесс передачи знаний и навыков от более опытного и компетентного человека менее опытному в процессе их общения. Инструктаж и демонстрация приемов работы опытным сотрудником.

Формы дополнительной подготовки персонала Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию.

Формы дополнительной подготовки персонала Повышение квалификации - это обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний, навыков.

Необходимость повышения квалификации обусловлена изменениями во внешней и внутренней среде; усложнением процесса управления; освоением новых видов и сфер деятельности.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным, ориентированным на перспективу.

Формы повышения квалификации Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (спец. Центры). Организованная и неорганизованная (самообразование). Профессиональная или проблемно- ориентированная (по потребности), направленная на отработку необходимого организации поведения. Основанная на стандартных или специальных (общих и конкретных) программах. Предназначенная для целевых групп (руководителей и специалистов) или для всего персонала.

Конкретные направления повышения квалификации Обеспечение эффективного выполнения новых задач Повышение гибкости управления и способности к инновациям Подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению Освоение новых видов деятельности Получение более высокого разряда или адаптации к новой технике Изучение новых форм организации и стимулирования труда.

Этапы планирования повышения квалификации Определение основных требований к исполнителям, их обсуждение как с ними самими, так и с коллегами, и построение профиля необходимой квалификации. Анализ существующих навыков, знаний и установок. Построение профиля имеющейся квалификации. Сравнение профилей, определение расхождений и потребностей в обучении и приоритетов их удовлетворения.

Принципы обучения взрослых людей Осмысленность, практическое отношение и изучаемому материалу, мнениям других и своей позиции; Связь изучаемого материала с практикой и имеющимися знаниями; Максимальную интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность в учебный процесс; Неформальную атмосферу занятий; Реалистичность проблем и приближенность к рабочей обстановке; Практическое закрепление знаний в процессе обучения; Осмысленность, критическое отношение к изучаемому материалу, мнениям других и своей позиции; Разнообразие применяемых методов обучения и стимулов.