Анатолий Каспржак Повышение квалификации работников образования как практика развития (попытка рефлексии инновационного опыта), Красноярск, 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Advertisements

Методика проведения стажерской практики на базовой площадке 21 декабря 2011 года Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Подготовка ведущих консультантов по вопросам развития системы образования ( из опыта работы стажировочной площадки Хабаровского края ) Крахмалева Татьяна.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Системно- деятельностный подход в обучении. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Курсы повышения квалификации преподавателей вузов «Актуальные вопросы реализации ООП в соответствии с ФГОС ВПО» Общая трудоёмкость – 72 часа Лекционный.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Критериальное оценивание в формировании метапредметных результатов обучения Ступницкая Мария Анатольевна к.пс.н., педагог-психолог, координатор проектной.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Цыренова М.Г.. Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные,
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Транксрипт:

Анатолий Каспржак Повышение квалификации работников образования как практика развития (попытка рефлексии инновационного опыта), Красноярск, 2010

ДВА ВВОДНЫХ ЗАМЕЧАНИЯ Часть 1

Практика Искусство Наука

Практика – это «…связная и сложная форма… кооперативной человеческой деятельности, с помощью которой блага, внутренние для данной формы деятельности, запускаются в ход в процессе попыток установить те стандарты превосходящих другие достижений, которые являются присущими данной форме деятельности (и являются частично определяющими ее)…» Аласдэр Макинтайр, ПОСДЛЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, Москва: Академический проект, 2000, страница 255. Практика – это «…связная и сложная форма… кооперативной человеческой деятельности, с помощью которой блага, внутренние для данной формы деятельности, запускаются в ход в процессе попыток установить те стандарты превосходящих другие достижений, которые являются присущими данной форме деятельности (и являются частично определяющими ее)…» Аласдэр Макинтайр, ПОСДЛЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, Москва: Академический проект, 2000, страница 255. Даются следующие примеры: умелое бросание мяча – не практика; американский футбол – практика. Класть кирпичи – не практика; архитектура – практика. Сажать какие-то растения на грядках, например, турнепс – не практика; фермерство – практика. ТЕОРИЯ ПРАКТИК Вадим Волков, Олег Хархордин, 2008 Даются следующие примеры: умелое бросание мяча – не практика; американский футбол – практика. Класть кирпичи – не практика; архитектура – практика. Сажать какие-то растения на грядках, например, турнепс – не практика; фермерство – практика. ТЕОРИЯ ПРАКТИК Вадим Волков, Олег Хархордин, 2008

«Ощущение» проблем Инновационные «пробы» Анализ, проектирование Массовая практика «Путь» (схема) инновации инновации

Гипотеза: ЦИОП – инновационная практика, ориентированная на преодоление существующих дефицитов существующей Системы повышения квалификации Работников образования. Попробуем показать это.

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РФ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ. Часть 2

С итуационное управление С тратегическое управление С тратегическое управление Оперативное управление Оперативное управление

Осуществляют контроль за выполнением заданий, отвечают за их исполнение, использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Знание законов, нормативных актов Ориентация в стратегических отраслевых документах Знание налогового законодательства «Мастер производственного цеха». Рассматривается как исполнитель, занимающийся ситуативным управлением. Ориентация в методах социальных исследований Ориентация в вопросах организации мониторинга Умение подготовить публичный доклад Ориентация в области стратегического планирования Владение в навыками в области проектирования Ориентация в области педагогических инноваций. Трансформация полученных сверху решений в технологически удобную форму (конкретные задания), а также осуществлением этих решений. «Заведующий отделом». Осуществляет оперативное управление: подбирает средства для решения «спущенной сверху» задачи, учитывая имеющиеся ресурсы, ситуацию. Управленец, стратег, организатор деятельности по генерированию идей. Занимается не планированием, а проектированием «образа школы завтрашнего дня», организует деятельность по поиску путей и ресурсов перехода от сегодняшнего состояния – к проектируемому. Важнейшую роль начинает играть личные качества управленца. Координируют деятельность подразделений, подчиненных, направляя ее к единой цели. (личность). ТРАДИЦИОННЫЙ ИУУ ЦИОП Основная деятельность Позиция директора школы (по Т. Парсонсу) Умения руководителя

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ: ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ. Часть 3

Наличие четко сформулированного заказа (эксперты-аналитики, управленцы) Обеспеченность ресурсами (кадры, финансы) Функционирующая система обеспечения качества, реализуемых образовательных программ

Защита синопсиса Знакомство с образцами Представление результатов Обнаружение достижений/дефицитов Формирование ИУП ОДИ КОНФЕРЕНЦИЯ ЭКСПЕРТИЗА ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА Обязательные курсы Курсы по выбору Межсессионная учеба

Чтение Слушание 10% Прочитанного 10% Услышанного Определять, Перечислять, описывать, пояснять Взгляд на рисунок Просмотр видео Взгляд на экспонат, образец Наблюдение за демонстрацией Наблюдение за конкретным действием Демонстрировать, Применять, выполнять 20% Увиденного 30% Услышанного 50% увиденного и услышанного 50% сказанного или написанного 90% сказанного или написанного по поводу их действия Участие в дискуссии Выступление с речью Театрализованное выступление Имитация реальной деятельности Выполнение ролевого действия Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать Люди запоминают:В результате люди способны: Уровень абстракции Конус опыта (Э. Дейл)

Обучение (учение) через реконструкцию опыта Джон Дьюи, Дэвид Колб Ощущение затруднения Осознание проблемы Критическое осмысление проблемы Критическое осмысление проблемы Проверка гипотезы (действие) Проверка гипотезы (действие) Выдвижение гипотезы Выдвижение гипотезы

5. Курсы «работают», прежде всего, на: активизацию рефлексии результатов профессиональной деятельности; помогают слушателям быть успешными в основных мероприятиях сессии. 5. Курсы «работают», прежде всего, на: активизацию рефлексии результатов профессиональной деятельности; помогают слушателям быть успешными в основных мероприятиях сессии. 4. От сессии к сессии аудиторная нагрузка падает, учебная – же растет: 4. От сессии к сессии аудиторная нагрузка падает, учебная – же растет: 1. Курсы: работают на единые результаты ОП; интегративны; 1. Курсы: работают на единые результаты ОП; интегративны; 2. Базируются на одних материалах; 3. Логика «разворачивания» курсов определяется результатами; 3. Логика «разворачивания» курсов определяется результатами; être contre qn быть против кого-либо. Contrôle (contre, против rôle, реестр, опись, проверка своим собственным счетом счета другого

Подходы к оцениванию: 1. Оцениваются только отчуждаемые продукты (письменные тексты). 2.Критерии оценивания – открытые, не меняются от урока к уроку, студент перестает быть объектом и становится субъектом образовательного процесса. Отметка же перестает быть средством опосредованного управления и манипулирования студентом. 3.Различные преподаватели могут использовать различные критерии оценивания одних и тех же работ, исходя из специфики конкретного курса (решаемых им задач). Незыблемыми должны оставаться лишь принципы: Оценка накапливается. Тройка – это оценка (поощрение) за сделанное, а не наказание; Шкала оценивания многобальная, отличная оценка ставиться не за все выполненное, а за определенную часть. Качество оценочной схемы определяется ее возможностью в плане исключения субъективизма. Это могло достигаться за счет самой схемы оценивания, так и их сочетания. В нашем случае: преподаватель + второй преподаватель вуза + внешний экзаменатор. 17

ЦИОП ГЛАЗАМИ СЛУШАТЕЛЯ Часть 4

«…Сессия отличалась четкой организацией …»; «…Расписание было сбалансированным, появилось время для самостоятельной работы……»; «…Реалистичными выглядят сроки выполнения заданий, хорошо, что есть индивидуальные консультации…»; оптимальный дизайн программы; логичная и сбалансированная структура программы; «…Программа современна и актуальна…»; выверенные цели, задачи и образовательные результаты программы «…Отлично, что подобрана команда преподавателей с различными взглядами…»; «…Преподаватели, в первую очередь специалисты в своей области, а во вторую – педагоги…» «…Главное – человеческий фактор. Отношение преподавателей, сокурсников, персонала школы…. Вряд ли в каком-то другом вузе существует нечто подобное…»; правильно подобранный профессорско-преподавательский состав. «…Атмосфера в аудиториях и в школе в целом – доброжелательная, творческая…»; «…Запомнилась сессия «экономическим заворотом мозгов», что, впрочем - полезно….»; «… Зафиксировал личную неудовлетворенность собой, подтверждена гипотеза о собственных ограничениях, неумении использовать свой ресурс…»; «…Сил нет от вашей работы в группах, необходимости писать вообще и рефлексивные журналы – в частности…»; эффективные образовательные технологии адекватные целям, задачам, результатам и специфике программы и курсов методы оценки учебных достижений студентов

Результаты Приобрел опыт критического анализа собственной деятельности, находить ошибки и искать верные (оптимальные) решения; Умею занимать экспертную позицию по той или иной проблеме, уметь изложить ее письменно, представить так, чтобы она была понята и принята слушающим; Владею навыком изучения и анализа текстов, а также самостоятельной подготовки текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов и т.д.; Умею самостоятельно реализовывать свои идеи. Облекать их в форму образовательного проекта; Имею преставление о том, что такое «социальные исследования»; Совершенствовал навыки межличностной, групповой коммуникации; Научился эффективно использовать рефлексивные техники для самообразования, критического анализа. Приобретенные умения

Результаты опроса выпускников (Г. Калимуллина, 2007): Всего слушателей – 175 человек (все, кто отучился не менее 2-х сессий) На анкету ответили человек Всего слушателей – 175 человек (все, кто отучился не менее 2-х сессий) На анкету ответили человек Кто приходит? Для чего приходит? Куда уходят ? Какими уходят? Что умеют? Чего хотят дальше? Что делают дальше? Кто приходит? Для чего приходит? Куда уходят ? Какими уходят? Что умеют? Чего хотят дальше? Что делают дальше? Что со слушателями происходит в ЦИОП?

Показатели эффективности программы по отсроченному результату Показатели (в % от общего числа опрошенных) Вертикальная восходящая карьера20,00 Вертикальная нисходящая карьера2,31 Вырос статус на старом месте работы4,62 Горизонтальная карьера3,08 Новая деятельность на старом месте работы11,54 Поступают предложения новой работы2,31 Потеря статуса на работе1,54 Появились новые средства работы и организации1,54 Участие в новых проектах3,08 ИТОГО46,173,85

ЦИОП КАК ТЕХНОЛОГИЯ – ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТОТ ОПЫТ (ТЕХНОЛОГИЮ) РАСПРОСТРАНИТЬ? Часть 5, пока только начатая….

СИТУАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Результаты задаются должностной инструкцией Выпускник ППК способен: - определять; - описывать; - пояснять. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Результаты определяются задачами целевой группы Выпускник ППК способен: - демонстрировать; - применять; - выполнять. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Результаты «привязаны» к личности Выпускник ППК способен: - анализировать; - разрабатывать; - оценивать. Нужна ли закрытой школе открытая система повышения квалификации? Нужна ли закрытой школе открытая система повышения квалификации?