Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Григорьевич Онищенко ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Осуществление контроля в отношении аккредитованных лиц.
Advertisements

«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОТДЕЛА ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ Ч АЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗА 2013 ГОД.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Нормативно - правовая основа осуществления государственного надзора Федеральный закон от ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Новеллы некоммерческого законодательства: новые правила регистрации и отчетности, правовые условия работы добровольцев Руководитель юридической службы.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Совершенствование контрольно- надзорной деятельности в Республике Коми: итоги и перспективы Управление государственной гражданской службы Республики Коми.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Кто нас защищает? (Государственные органы защиты прав потребителей).
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Организация и осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Организация и осуществление государственного надзора за.
Защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Транксрипт:

Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Григорьевич Онищенко ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. Но проблем ещё очень много. Включая самые острые. В будущем Россия будет активным и уважаемым участником всемирного содружества свободных наций. Достаточно сильной для того, чтобы оказывать существенное влияние на выработку решений, имеющих глобальные последствия. Чтобы не допускать чьих-либо односторонних действий, которые могли бы нанести ущерб национальным интересам и негативно сказаться на наших внутренних делах. Снизить уровень доходов россиян, повредить их безопасности. Для этого мы уже сегодня вместе с другими странами добиваемся реформирования наднациональных политических и экономических институтов. Целью такой модернизации является развитие международных отношений, учёт интересов как можно большего количества народов и стран. Установление таких правил сотрудничества и разрешения споров, в основе которых были бы современные представления о равенстве и справедливости Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева 10 сентября 2009 года, 12:00

3 ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. 322 (в ред. постановлений Правительства РФ от N 305, от ) I. Общие положения 1.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. II. Полномочия 5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; 5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров; 6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; 6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности. Полномочия Роспотребнадзора в области специального государственного контроля

4 ПЕРЕЧЕНЬ основных вопросов, рассмотренных на заседаниях Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре О путях взаимодействия государства, общественных объединений (союзов) потребителей и бизнеса в деле защиты прав потребителей – Об осуществлении контроля за деятельностью общественных организаций путем разработки Порядка проведения проверок общественными объединениями потребителей соблюдения прав потребителей – ; О сотрудничестве в области защиты прав потребителей между государствами- участниками СНГ – ; О мерах, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг О защите прав потребителей образовательных услуг и развитии потребительского просвещения, о формах и методах повышения финансовой грамотности потребителей – ; ; О защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания – О защите прав потребителей на рынке предоставления риэлторских услуг – О защите прав потребителей табачной продукции ;

5 ПЕРЕЧЕНЬ принятых региональных программ по защите прав потребителей Республиканская программа по защите прав потребителей «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на годы», утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ; Областная целевая программ «Защита прав потребителей в Ростовской области на годы», действующая на основании Областного Закона Ростовская области от ЗС; Областная комплексная программа «Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области на », утверждена распоряжением Правительства области от Пр «Региональная комплексная программа по защите прав потребителей в Белгородской области на годы», утверждена постановлением правительства области от пп; Долгосрочная целевая программа «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на годы», утверждена постановлением Губернатора области от ; «Программа по защите прав потребителей в городе Новосибирске на годы», утверждена на заседании Совета по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и общественными объединениями потребителей «Перечень программных мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей на территории Приморского края на годы», утвержден протоколом Межведомственного совета по защите прав потребителей Приморского края от Программа «Приоритетные направления Республиканской политики в сфере защиты прав потребителей», утверждена постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ПП Республиканская программа защиты прав потребителей в Республике Башкортостан на годы, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от ;

6 Приложение Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 9 апреля 2009 г. 11, раздел V) Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году пп Содержание мероприятияВид документа (проект) Срок подготовки Ответственные исполнители Совершенствование организации взаимодействия и координации деятельности в сфере торговли 17.Координация разработки и реализации - региональных программ по защите прав потребителей, в том числе в торговле доклад в Правительство Российской Федерации Ноябрь 2009 Минздравсоцразвития России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 18.Обеспечение координации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в торговле доклад в Правительство Российской Федерации Ноябрь 2009 Минздравсоцразвития России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

7 Процессуальное положение Роспотребнадзора в гражданском деле Основания специальной процессуальной дееспособности Роспотребнадзора: ч. 2 ст. 4, ст. 34, ч.1 ст. 38, ч.1ст. 46, ст. 47 ГПК РФ п.п. 2 и 3 ст. 40, ст. 46 Закона РФ от «О защите прав потребителей» (Закон ) по статусу Государственный орган для дачи заключения по делу ст. 47 ГПК РФ п. 3 ст. 40 Закона РФ Заявитель (с правами истца) ч. 2 ст. 4, ст. 46 ГПК РФ п. 2 ст. 40 Закона РФ , ст. 46 Закона РФ по неопределенному кругу потребителей

8 Судебная практика с применением гражданско-правовых форм защиты прав потребителей Подано заявлений в суд в защиту прав потребителей в том числе в защиту неопределенного круга потребителей Всего удовлетворено (в том числе частично) заявлений в защиту прав потребителей в том числе в защиту неопределенного круга потребителей Присуждено денежных средств в пользу потребителей, кроме судебных расходов в том числе компенсация морального вреда (руб.) Дано заключений в судах по делам в сфере защиты прав потребителей

9 Общественная приемная Роспотребнадзора

10 Германо-российский проект «Совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей в Российской Федерации»

11 Количество проведенных мероприятий по контролю (надзору) в сфере финансовых услуг за 2008 год (по федеральным округам)

12 Сравнительные показатели результативности мероприятий по контролю (надзору) в сфере финансовых услуг за 2008 г. (по федеральным округам)

13 Судебная практика результатов обжалования кредитными организациями постановлений о назначении административного наказания территориальными органами Роспотребнадзора п/ппоказатель * 1Подано жалоб на постановление о назначении административного наказания Решения судов 1-й инстанции в пользу Роспотребнадзора2055 3Подано апелляционных жалоб2961 4Решения судов 2-й инстанции в пользу Роспотребнадзора1129 5Подано кассационных жалоб1334 5Решения судов 3-й инстанции в пользу Роспотребнадзора214 * - см. письмо Роспотребнадзора от / «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей (по делам с участием территориальных органов Роспотребнадзора)»

14 МЕТОДЫ КОЛЛЕКТОРСКИХ АГЕНТСТВ

15 МЕТОДЫ КОЛЛЕКТОРСКИХ АГЕНТСТВ

16 Перед Роспотребнадзором поставлена задача достижения максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка

17 К наиболее часто встречающимся нарушениям прав потребителей в сфере туристического обслуживания относятся: Подмена предмета договора о реализации туристского продукта (например, подмена туристской деятельности посредническими услугами, использование предварительных договоров в качестве основных); Появление разнообразных субагентов (например, организация школами экскурсий и культурных мероприятий с участием детей без гарантий их безопасности и качественного обслуживания); Подмена туроператорской турагентской деятельностью (например, реализация турагентами элементов туристского продукта под видом самостоятельных услуг); Прямое возложение на потребителей коммерческих рисков туроператоров (например, взимание «топливных сборов», формирующих себестоимость туристского продукта, в качестве отдельного финансового обязательства); Подмена транспортных обязательств туроператора и перевозчика (например, «путаница» с пассажирскими и чартерными перевозками); Проблема правовых коллизий норм воздушного, гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей (например, распространение ведомственных правил воздушных перевозок, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от , на обязательства потребителей без соответствующего государственного контроля); Отсутствие должной оценки эффективности финансового обеспечения как нового способа досудебной защиты имущественных интересов потребителей.

18 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ, принятые в Российской Федерации в отношении продовольственной продукции от 12 июня 2008 г. 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; от 24 июня 2008 г. 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»; от 27 октября 2008 г. 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»; от 22 декабря 2008 г. 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»; постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. 307 утвержден «Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

19 Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки 1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований … выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), … проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. 2. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). 5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Внеплановые проверки, проводимые в целях защиты прав потребителей, не требуют согласования с органами прокуратуры. Вместе с тем основанием внеплановой проверки может быть обращение только непосредственно пострадавшего потребителя. Изменения в порядке осуществления государственного надзора (применительно к защите прав потребителей)

20 Задачи обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе гармоничного сочетания мер административной и гражданско- правовой ответственности; достижение максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка, связанных с предоставлением, финансовых услуг, услуг связи, жилищно-коммунальных услуг и перевозки граждан различными видами транспорта, дистанционной продажи товаров, туристического обслуживания; выработка эффективных методов реализации полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением требований вступивших в силу технических регламентов, в том числе за счет активного участия на стадии их разработки и согласования;

21 Задачи совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан в целях повышения действенности урегулирования споров с участием потребителей, в том числе через активизацию работы общественных приемных и создания интерактивной системы работы с потребителями с учетом возможности обратной связи через электронные сайты Роспотребнадзора и его органов, для повышения информированности потребителей о практике судебной защиты; формирование на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан на основе координации деятельности территориальных органов Роспотребнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественных объединений потребителей, в том числе в рамках разрабатываемых региональных программ по защите прав потребителей; реализация ранее разработанного комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействия со средствами массовой информации, проведения различных гласных и публичных мероприятий (семинаров, совещаний, конференций, «горячих линий» и т.д.), а также оптимизации на основе единого методологического подхода созданных в системе Роспотребнадзора консультационных центров для потребителей.

В своем Послании к Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации признал, что экономический кризис далек от завершения, и это потребует от руководства страны предельного внимания к эффективности собственной работы, а также к оценкам обоснованности новых планов. Д.Медведев не сомневается: все трудности будут преодолены, и уже в самое ближайшее время будет сформирована современная и самостоятельная финансовая система, способная противостоять внешним вызовам.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Григорьевич Онищенко