Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 1 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Для чего нужны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
Advertisements

Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
Программа Реформ Государственно-Частное Партнерство путь развития инфраструктуры Кыргызстана 1.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КРАСНОЯРСК ОКТЯБРЬ 2014.
ГЧП как инструмент обеспечения новых районов объектами социальной инфраструктуры.
1 Случаи и критерии установления платы за публичные услуги.
Консалтинговая группа «Лекс» ООО «Лекс – Консалтинг» ПУРТОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ «Приоритетные задачи реализации государственно-частного партнерства в Тюменской.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Via Nordica 2008, Vägverket, Per-Olov Karlsson Государственно-частное партнерство и долевое финансирование в развитии дорожной инфраструктуры Швеции Современная.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Транксрипт:

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 1 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Для чего нужны государственно-частные партнерства Неудовлетворенность значительной части спроса на объекты инфраструктуры и услуги государственных коммунальных служб Осознание того, что государство и его административно- территориальные единицы (штаты, провинции, крупные города и т.д.) имеют ограниченные возможности в части удовлетворения этого спроса в оперативном порядке эффективно и экономично с соблюдением традиционных рамок и ограничений бюджета

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 2 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Частный сектор может : предоставить свои ноу-хау предложить инновационные решения: технические финансовые коммерческие и т.д. ускорить сам процесс снизить стоимость оказания услуг аналогичного или более высокого качества

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 3 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Совершенствование концепции I- Определение услуг, представляющих общий интерес Государство/частный сектор: анализ границ и ограничений Государство/частный сектор: анализ границ и ограничений Иерархия потребностей Иерархия потребностей Кто должен платить? Кто должен платить? Решение проблемы долга Решение проблемы долга Дефицит и задолженность государственного бюджета Дефицит и задолженность государственного бюджета Влияние на соотношение собственных и заемных средств Влияние на соотношение собственных и заемных средств II – 2 крупных категории государственных закупок A) Контракт на проведение государственных работ или оказание государственных услуг A) Контракт на проведение государственных работ или оказание государственных услуг Приобретение имущества или услуг Приобретение имущества или услуг Ограниченный срок действия контракта Ограниченный срок действия контракта Оплата после получения Оплата после получения

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 4 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Совершенствование концепции (II) B) Государственно-частные партнерства B) Государственно-частные партнерства 4 крупных категории Концессия Концессия Наем-покупка Наем-покупка Партнерское соглашение Партнерское соглашение Договор аренды Договор аренды Типичные различия Рамочный договор в течение всего срока службы имущества Рамочный договор в течение всего срока службы имущества Передача частному сектору значительных рисков Передача частному сектору значительных рисков Оплата из разных источников увязана с результатами Оплата из разных источников увязана с результатами Сложный договор со множеством интерфейсов Сложный договор со множеством интерфейсов

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 5 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Совершенствование концепции (III) III – Благоприятная правовая и договорная среда Читабельность, четкость и стабильность при сохранении возможности внесения изменений Читабельность, четкость и стабильность при сохранении возможности внесения изменений Проверенный вид контракта – государственного или частного Проверенный вид контракта – государственного или частного Общие положения контракта Общие положения контракта Положения общего характера: тип, цель и т.д. Положения общего характера: тип, цель и т.д. Задача проектирования и строительства Задача проектирования и строительства Задача эксплуатации и технического обслуживания Задача эксплуатации и технического обслуживания Эволюция контракта в течение всего срока действия Эволюция контракта в течение всего срока действия Экономические и финансовые положения Экономические и финансовые положения Положения, касающиеся санкций и расторжения контракта Положения, касающиеся санкций и расторжения контракта Урегулирование споров Урегулирование споров

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 6 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Подготовка проекта I – Общий смысл процедур Использование и совершенствование имеющейся информации Использование и совершенствование имеющейся информации Оценка и приоритизация потребностей Оценка и приоритизация потребностей Систематизация выгодной стоимости или подхода Систематизация выгодной стоимости или подхода Оценка способности и готовности бенефициаров платить за услугу Оценка способности и готовности бенефициаров платить за услугу Гибкие принципы оценки, позволяющие предвосхитить дальнейшее развитие событий Гибкие принципы оценки, позволяющие предвосхитить дальнейшее развитие событий Проведение широкомасштабных консультаций Проведение широкомасштабных консультаций Обеспечение прозрачности Обеспечение прозрачности анализа анализа выбора выбора принципов организации принципов организации

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 7 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Подготовка проекта (IV) IV – Сравнение процедур, принятых в государственном секторе и в партнерствах Главная цель: обращение к частному сектору обусловлено стремлением к эффективному расходованию средств Главная цель: обращение к частному сектору обусловлено стремлением к эффективному расходованию средств Эффективное распределение рисков Эффективное распределение рисков Препятствие: недостаточность процедур бухгалтерского и бюджетного учета, принятых в государственном секторе Препятствие: недостаточность процедур бухгалтерского и бюджетного учета, принятых в государственном секторе Использование внебалансовых методов Использование внебалансовых методов Поддержание интереса предприятий к участию в конкурсах на осуществление проектов, несмотря на имеющиеся неопределенности Поддержание интереса предприятий к участию в конкурсах на осуществление проектов, несмотря на имеющиеся неопределенности

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 8 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Подготовка проекта Подготовка проекта (V) V – Создание ГЧП в целях эффективного распределения рисков Распределение рисков – главный принцип ГЧП: 3 этапа 1-й этап: тщательный анализ Провести в качестве первого шага подробную инвентаризацию потребностей, которые необходимо удовлетворить рабочих функций результатов, которые требуются от частного оператора

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 9 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Разработать проект контракта Учесть обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на каждую из сторон, составив древовидные диаграммы неблагоприятных обстоятельств причин сбоев Составить сдвоенную матрицу рисков с учетом: хронологии проекта стоимости и характера рисков

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 10 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Подготовка проекта Подготовка проекта (VI) 2-й этап: количественная оценка рисков Собрать необходимые данные Определить и проверить взаимосвязь различных переменных величин Выбрать разные сценарии: использовать методику вероятностной модели Монте-Карло. Если проведение количественной оценки невозможно, использовать методы качественной оценки: с применением иерархического подхода с применением взвешивания и подсчета баллов

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 11 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Подготовка проекта Подготовка проекта (VI) 3-й этап: распределение рисков 3 основных категории задач передача частному партнеру обеспечение безопасности государством распределение рисков между сторонами

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 12 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Главные критерии принятия решений характер и свойства рисков отношение финансовых рынков и рынков перестрахования ожидания властей спрос со стороны пользователей оценка затрат и выгод поиск оптимального пути

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 13 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Подробная информация о финансовых рисках Важное различие: Платежи производит орган власти, предоставивший концессию: ЧФИ; Платежи производят пользователи при финансовом участии органа власти, предоставившего концессию: концессия;

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 14 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Проекты типа ЧФИ: Новая тенденция: оплата государством работы эксплуатирующей организации зависит, прежде всего, не от объема движения, а от результатов работы и наличия пользователей. Двойственный характер платежей: Платежи в счет финансирования займов первой очереди; Вознаграждение: Компонент финансового капитала и квази-капитала, связанный с большим риском; субординированные займы; Затраты на эксплуатацию / техническое обслуживание. Кредиторы и инвесторы берут на себя риски, связанные со строительством и эксплуатацией: риски, связанные с техническим обслуживанием, сокращаются, благодаря наличию гарантий технических характеристик.

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 15 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Проекты концессионного типа Финансирование зависит от способности пользователей оплачивать услугу, непосредственными бенефициарами которой они являются: экономия времени, экономия топлива, сокращение затрат на техническое обслуживание и т.д. Во многих случаях этот источник дохода недостаточен для финансирования проекта. Нехватку средств компенсирует орган, предоставляющий концессию. Кредитор(ы) берет на себя риски, связанные с: будущими платежами органа, предоставившего концессию; той частью сборов с пользователей, которая зависит от интенсивности движения и тарифов. В целях сокращения этого риска: тарифы устанавливаются на оптимальном уровне, приемлемом для пользователей (для сравнения см. «Теорию горечи») нужны обоснованные прогнозы интенсивности дорожного движения. В свою очередь, орган, предоставляющий концессию, является частью механизма распределения прибыли.

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 16 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Финансово-экономическое равновесие Постулат: реинвестирование в проект прибыли от его реализации, которую извлекают пользователи государство и/или местное сообщество, с течением времени обеспечивает устойчивость финансирования. извлечение части прибыли пользователей за счет тарифов закрепление части прибыли государства или местного сообщества, которую дают социально-экономические выгоды

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 17 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Тарифы I – Предшествующая работа Обеспечение способности и готовности пользователей оплачивать тарифы Обеспечение способности и готовности пользователей оплачивать тарифы II – Определение социально приемлемых тарифов В развивающихся странах – эмпирическим путем В развивающихся странах – эмпирическим путем «Теория горечи» в тех случаях, когда есть возможность использовать статистику «Теория горечи» в тех случаях, когда есть возможность использовать статистику Опора на местные предприятия Опора на местные предприятия Эволюционный подход к тарифам Эволюционный подход к тарифам

Moscow,Marsh 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 18 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Тарифы (VII) VII – Тариф как инструмент регулирования Направляет, стимулирует и ограничивает спрос и виды пользования Направляет, стимулирует и ограничивает спрос и виды пользования Тариф как инструмент приспособления: водоснабжение в пригородных районах Марокко Тариф как инструмент приспособления: водоснабжение в пригородных районах Марокко

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 19 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Социально-экономические выгоды (I) Они являются мерой общественной пользы того или иного объекта и/или государственной коммунальной службы. Их можно определить с помощью экономической оценки. Главным препятствием является несоответствие счетов государственных учреждений

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 20 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Основные источники социально-экономических выгод: Экономия времени пользователей. На этом основано взимание платы с пользователей Более оперативное оказание инфраструктурных и/или государственных коммунальных услуг Дополнительный экономический рост за счет реализации проекта Повышение эффективности/производительности Дополнительная экономия бюджетных средств Тем не менее, необходимо учитывать негативные воздействия проекта (загрязнение, социальные издержки и т.п.) Социально-экономические выгоды извлекаются, главным образом, за счет налогов – прямых и косвенных, национальных и местных

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 21 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Социально-экономические выгоды (II) Часть социально-экономических выгод реинвестируется в проект самая простая форма таких реинвестиций - субсидии Новое видение роли государства как субъекта экономики, который производит коммерческие общественные блага Это новое видение создает возможности для: разработки новых государственных финансовых инструментов и схем, которые позволяют использовать методику частного сектора в процессе выбора и финансирования инвестиций широкомасштабного развития государственно-частных партнерств

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 22 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Необходимы радикальная реформа ОППБУ в государственном секторе и пересмотр таких бюджетных традиций, как: ежегодные перечисления в бюджет отсутствие связи между поступлениями и расходами методика определения дефицита и национального долга

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 23 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Первые уроки экспериментов по созданию государственно- частных партнерств ГЧП имеют очень важные сферы применения: транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, каналы и т.д.) ; строительство школ и университетов; строительство тюрем, полицейских участков, пожарных станций и т.п.

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 24 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Необходимы серьезные сдвиги в культуре управления государством Нужно кого-то попросить сделать что-то вместо того, чтобы самому делать это. Из исполнителя государство превращается в орган регулирования. Нужно думать о предоставлении услуг, а не о производстве оборудования. Нужно искать оптимальное долгосрочное решение в рамках общей концепции (проектирование, строительство, эксплуатация и техническое обслуживание) Необходим иной подход к проблеме задолженности государства: существует принципиальное различие между: финансовыми обязательствами, связанными с инвестициями в производственную инфраструктуру подпиской на заем для финансирования операции, связанной с функционированием государства или оказанием государственных услуг населению

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 25 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Новое распределение ролей Обязанности государстваОбязанности частного сектора Инвентаризация потребностейОбеспечение общей долгосрочной эффективности (проектирование, строительство и т.д.) Определение функцийНедопущение избыточного и недостаточного финансирования инвестиций Определение конечных результатовОбеспечение качества и эффективности предоставляемых услуг

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 26 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Новое распределение ролей Регулирование сектора, выбор тарифной политики Повышение уровня проектной культуры в целях оптимизации затрат/ качества/ эффективности Оценка общественной пользы и негативных внешних факторов Ведение постоянного партнерского диалога с государством Управление разработкой государственных финансовых инструментов и схем и бюджетное регулирование Поиск оптимальных схем распределения рисков Формирование законодательных, правовых, налоговых и других основ Разработка механизма разделения прибыли с государственной организацией

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 27 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Новое распределение ролей Управление и общее руководство проектом Взаимное обогащение, благодаря использованию зарубежного опыта Вклад пользователей в финансирование проекта в виде платы за услуги (основание: пользователи извлекают из проекта прямые выгоды) Стимулы к получению результатов Обоснование решений перед пользователями и налогоплательщиками

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 28 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Факторы успеха Изменение культуры и принятие новых институциональных основ, приспособленных к государственно-частным партнерствам Тщательная подготовка проекта с самых первых шагов Формирование руководящих комитетов с участием всех заинтересованных сторон при сохранении справедливой конкуренции совместное участие инженерных и эксплуатационных подразделений, финансовых специалистов и т.д. представители персонала представители пользователей проверка правильности принципа и процедуры государственно- частного партнерства

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 29 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ принятие информационной политики, позволяющей уменьшить опасения по поводу проекта Правильный подбор методов закупок для сложных проектов: конкурентный диалог Отказ от слишком сложных расчетов: чрезмерная рациональность не повышает шансов на успех Учет рисков с опорой не только на чисто механические критерии Отказ от любых идеологических установок перед началом проекта

Moscow, March 3-4, 2005 SEFI - French Contractors Association 30 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Первостепенное значение предварительного обучения всех категорий участников со стороны государства Новое видение роли государства как субъекта экономики, который производит коммерческие общественные блага Постоянное реинвестирование в проект полученных социально-экономических выгод