Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников Н.Г.Баранцева,учитель МОУ НОШ 1 г.Твери.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов.
Advertisements

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Памятки Русский язык Ямкин Алексей, 6 класс Консультант: Ямкина Анна, 8 класс Учитель: Ямкина Е.В., Сергеева А.П. МОУ СОШ 37, г. Ульяновск.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
1 СХЕМЫ РАЗБОРОВ. Фонетический разбор слова 1. Разбить слово на слоги. 2. Поставить ударение. 3. Охарактеризовать каждый звук: -для гласных - ударный.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Русский язык.
Транксрипт:

Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников Н.Г.Баранцева,учитель МОУ НОШ 1 г.Твери

1.Введение. 1.Обоснование актуальности проблемы. Нарушение фонетического и фонематического слуха и, как следствие, развитие дисграфии и дислексии. Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Нарушение фонетического и фонематического слуха и, как следствие, развитие дисграфии и дислексии. Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Общее недоразвитие речи различных уровней Общее недоразвитие речи различных уровней Различные нарушения звукопроизношения /дислалия/ Различные нарушения звукопроизношения /дислалия/ Недостаточная сформированность тонального звукоразличения в дошкольном возрасте Недостаточная сформированность тонального звукоразличения в дошкольном возрасте Недостаточный словарный запас – ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь Недостаточный словарный запас – ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь Слабое владение нормами орфоэпии, т.к. языковая среда, в которой находится ребенок, мягко говоря, далека от совершенства Слабое владение нормами орфоэпии, т.к. языковая среда, в которой находится ребенок, мягко говоря, далека от совершенства

Введение. Обоснование актуальности проблемы. В ходе последующего обучения выявляются следующие нарушения и ошибки: Неправильная постановка ударения в словах, особенно при первичном чтении текста, и, как следствие, непонимание прочитанного Неправильная постановка ударения в словах, особенно при первичном чтении текста, и, как следствие, непонимание прочитанного Пропуски, повторы, замены и перестановки, как отдельных звуков, так и слогов, и даже слов Пропуски, повторы, замены и перестановки, как отдельных звуков, так и слогов, и даже слов «Съедание» окончаний слов «Съедание» окончаний слов Присутствие в речи слов-«паразитов» Присутствие в речи слов-«паразитов» Слабое восприятие знаков препинания и их соблюдение Слабое восприятие знаков препинания и их соблюдение Неправильное использование в звучащей речи выразительных и интонационных средств Неправильное использование в звучащей речи выразительных и интонационных средств Неумение применять на практике изученные правила Неумение применять на практике изученные правила Слабая «орфографическая зоркость» Слабая «орфографическая зоркость» Неумение грамотно излагать свою точку зрения и т.д. Неумение грамотно излагать свою точку зрения и т.д.

2.Фонетический анализ слов в начальной школе Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами, - это протяжное (акцентированное) произнесение каждого звука в полном слове. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным из него звуком.

2.Фонетический анализ слов в начальной школе Проблема отбора слов для фонетического анализа: 1.Слова, состоящие из фонем в сильных позициях. Чаще всего это односложные слова ( том, кит, зуб, ёж и др.) Сюда же отнесем двусложные слова с гласными у, ы, и ( рыба, кино, дубок, кукла…) 2.Слова, состоящие из фонем в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем (звуковая и буквенная формы совпадают) – трава, лиса, ёрш, суп… 3. Слова, имеющие в своем составе фонемы в сильных и слабых позициях, отличающихся по звучанию от сильных позиций тех же фонем ( нора, мороз, часы, лодка…)

2.Фонетический анализ слов в начальной школе Проблема отбора слов для фонетического анализа: 4.Двусложные слова с ударным первым слогом, если во втором имеются фонемы и или у ( окунь, птицы…) 5.Трехсложные слова, если во 2 предударном слоге имеются фонемы и или у ( пирожок, уголок…) 6.Слова с йотированными гласными (ёжик, день, репка, юг, яхта, шьют, съел…) Не используем дву- или трехсложные слова с ударным первым слогом Не используем дву- или трехсложные слова с ударным первым слогом ( вечер, грохот, яблоко, облако, обморок..) ( вечер, грохот, яблоко, облако, обморок..)

2.Фонетический анализ слов в начальной школе Порядок фонетического анализа слов (см. тетрадь-справочник): 1.Запиши слово, произнеси его (орфоэпич.) и послушай себя 2.Определи количество слогов 3.Найди ударный слог 4.Запиши букву 5.Определи [звук], который обозначает эта буква 6.Дай характеристику звуку: у гласных – ударный, безударный; у согласных – звонкий-глухой, парный-непарный, твердый-мягкий, если нужно, то шипящий, сонорный. 7. Сделай вывод: Сколько в слове букв, сколько звуковСколько в слове букв, сколько звуков Сравни и определи, чем написание слова отличается от его произношенияСравни и определи, чем написание слова отличается от его произношения Где «опасные» места в слове, запомни ихГде «опасные» места в слове, запомни их

2.Фонетический анализ слов в начальной школе 1-2 класс 1-2 класс Пена́́л - 2 слога п - [п] – согл., гл., парн., мягк. е - [и] – гласн., безуд. н - [н] – согл., зв., тв., сонор. а - [а] – гласн., уд. л - [л] – согл., зв., тв., сонор. 5 б., 5 зв. Это слово с непроверяемым написанием, его нужно запомнить. 3-4 класс Шьют – 1 слог ш - [ш] – согл., гл., парн., тв., шип. ь - [ - ] ь - [ - ] ю - [ й]- согл., зв., мягк., сонор. [ у ]- гласн., уд. [ у ]- гласн., уд. т - [ т ]- согл., гл., парн., тв. 4б., 4 зв.

3.Морфемный анализ слов в начальной школе. В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов. Цель морфемного анализа – установить, из каких значимых частей состоит слово. Отсюда следует знание особенностей правописания отдельных морфем: корней, чередования в корнях: книг – книж, друг – друз – друж, ход-хож-хаж, бег - беж… корней, чередования в корнях: книг – книж, друг – друз – друж, ход-хож-хаж, бег - беж… приставок приставок суффиксов суффиксов окончаний окончаний интерфиксов интерфиксов основ ( наличие не входящих в основу формообразующих суффиксов у глаголов – ть, ти, л, чь) основ ( наличие не входящих в основу формообразующих суффиксов у глаголов – ть, ти, л, чь)

3.Морфемный анализ слов в начальной школе. Порядок морфемного анализа слова ( см. тетрадь-справочник): 1.Выдели окончание - 2.Определи основу слова – 3.Выдели корень – 4.Выдели, если есть, приставку - ¬ 5.Суффикс - ^ ( и если есть постфикс) 6.Подчеркни интерфикс - __ ( только в сложных словах)

3.Морфемный анализ слов в начальной школе. 1.Выделение окончания. –Существительные с нулевым окончанием – домик домики, домика, домику… –Неизменяемые слова : существительных и наречий- кино, пальто, кофе, быстро, слева, направо… –Глаголы прошедшего времени: бегалбегала, бегали, бегало… –Возвратные глаголы: разбежался разбежалась, разбежались… –Прилагательные : синиесиний, синяя, синюю, синее…

3.Морфемный анализ слов в начальной школе 2.Определение основы слова. при разборе глаголов, т.к. формообразующие суффиксы (ть, ти, л, чь) в основу не входят при разборе сложных слов, имеющих 2 и более основ при разборе слов, имеющих аппликативное наложение морфем: гл. беречь, печь при разборе слов, где окончание выражено йотированной гласной ( здесь пригодятся фонетические знания): аллеяоснова аллей +а окончание

3.Морфемный анализ слов в начальной школе 3. Нахождение корня. 3. Нахождение корня. В качестве пропедевтики ( в 1-2 классах) детьми осваиваются такие понятия как «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «словообразовательное гнездо», развиваются умения распознавать и подбирать однокоренные слова. Затруднения, в основном, связаны с чередованиями в корнях, о которых упоминалось ранее. В качестве пропедевтики ( в 1-2 классах) детьми осваиваются такие понятия как «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «словообразовательное гнездо», развиваются умения распознавать и подбирать однокоренные слова. Затруднения, в основном, связаны с чередованиями в корнях, о которых упоминалось ранее.

3.Морфемный анализ слов в начальной школе 4. Выделение приставок. Спиши, раскрывая скобки. (До)прыгнуть (до)потолка, (вы)йти (из)комнаты, (до)бежать (до) дома… Особое внимание нужно уделить словам, в составе которых имеется несколько приставок : призадумался, недооценила…

3.Морфемный анализ слов в начальной школе 5. Выделение суффиксов (постфиксов) 5. Выделение суффиксов (постфиксов) различение суффикса –ник, ниц (шутник, шутница) различение суффикса –ник, ниц (шутник, шутница) выделение глагольных суффиксов в случаях: подпрыгнул… выделение глагольных суффиксов в случаях: подпрыгнул… выделение суффиксов –б- (резьба, косьба, дружба…) выделение суффиксов –б- (резьба, косьба, дружба…) - иц, ец ( улица, водица, холодец, морозец..) и др. - иц, ец ( улица, водица, холодец, морозец..) и др. правильное определение местонахождения постфикса правильное определение местонахождения постфикса 6. Выделение интерфикса у сложных слов – орфограмма, опирающаяся на знание детьми фонетических характеристик. 6. Выделение интерфикса у сложных слов – орфограмма, опирающаяся на знание детьми фонетических характеристик.

4.Морфологический анализ слов в начальной школе Важный методический вывод: раскрыть грамматическую форму слова, имея только одну словоформу, невозможно. Нужно сопоставить минимум две словоформы, чтобы выявить то или иное морфологическое значение. Важный методический вывод: раскрыть грамматическую форму слова, имея только одну словоформу, невозможно. Нужно сопоставить минимум две словоформы, чтобы выявить то или иное морфологическое значение. Всеобщий способ анализа грамматических (морфологических) свойств слова : изменение слова по тому или иному частному грамматическому значению изменение слова по тому или иному частному грамматическому значению сопоставление словоформ, отличающихся на одно грамматическое значение, по значению и фонемному составу сопоставление словоформ, отличающихся на одно грамматическое значение, по значению и фонемному составу выделение аффикса, выражающего данное грамматическое значение выделение аффикса, выражающего данное грамматическое значение установление связи изменения аффикса с выраженным в нем значением установление связи изменения аффикса с выраженным в нем значением

4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор слов – один из широко используемых в начальной школе практических приемов обучения грамматике. Остановимся на вопросе об отборе слов для морфологического разбора. Начинать эту работу целесообразно : с конкретно-предметных существительных с конкретно-предметных существительных с глаголов со значением действия с глаголов со значением действия с других слов, лексическое значение которых соответствует категориальному значению части речи с других слов, лексическое значение которых соответствует категориальному значению части речи

4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор существительного 1.Часть речи 2.(вопрос?) 3.Нач. форма (И.п., ед.ч.) Постоянные признаки: 4.Собственное или нарицательное 5.Одушевленное или неодушевленное 6.Род 7.Склонение Непостоянные признаки: 8.Падеж 9.Число 10.Роль в предложении (____, _ _ _, _ִ_ִ_) Морфологический разбор прилагательного 1.Часть речи 2.(вопрос?) 3.Нач.форма (ед.ч., м.р., И.п.) Непостоянные признаки: 4.Число 5.Род (в ед.ч.) 6.Падеж 7. Роль в предложении ( определение)

4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор глагола 1.Часть речи 2.(вопрос?) 3.Нач.форма (инфинитив) Постоянные признаки: 4.Вид ( совершен., несоверш.) 5.Спряжение Непостоянные признаки: 6.Число 7.Время 8.Лицо ( в наст. и буд.вр.) 9.Род ( пр.вр., ед.ч.) 10.Роль в предложении (сказуемое) Морфологический разбор местоимения 1.Часть речи 2.(вопрос?) 3.Нач. форма (И.п.) 4.Лицо 5.Число 6.Род (только в 3 л., ед.ч) 7.Падеж 8.Роль в предложении

4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор наречия 1.Часть речи 2.(вопрос?) 3.Какую часть речи поясняет 4.Неизменяемость 5.Наличие степени сравнения 6.Разряд по значению 7.Роль в предложении Морфологический разбор числительного 1.Часть речи 2.(вопрос?) 3.Нач.форма (И.п) Постоянные признаки: 4. Простое или составное 5. Количественное, порядковое или собирательное Непостоянные признаки: 6. Падеж 7. Число (если есть) 8. Род (если есть) 9. Роль в предложении.

5.Заключение. 5.Заключение. Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов, систематически используемые нами сначала как тренинговые процедуры, помогающие маленькому ребенку понять, принять, усвоить, систематизировать и применять на практике огромный теоретический материал, незаметно для детей, переходят на уровень контроля приобретенных знаний. По тому, в какой степени ребенок владеет этими видами разбора, можно судить в целом о системе и качестве полученных детьми знаний и умений.