ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет ИНПО ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ по блоку: «Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 комбинированного вида Василеостровского района Санкт -Петербурга «Электронная.
Advertisements

Проект " Мир на кончиках пальцев ". Актуальность Актуальность данного проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 82 г. Томска.
2012 г ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ воспитателя Парневой Залии Флянилевны по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -7 лет с общим недоразвитием речи».
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников (из опыта работы) Учитель-логопед МБДОУ – д\с 8 Ст. Старовеличковской Камерер Лариса Витальевна.
Проект Развитие мелкой моторики младших дошкольников через из о бразительную деятельность Автор :Еремина Наталия Евгеньевна воспитатель первой категории.
Домашнее творчество. Учимся лепить. Развитие мелкой моторики.
Развивающая среда Развивающая среда построена с учетом возрастных особенностей детей, что способствует реализации потребностей в умственной, творческой.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности Система работы Сотниковой Ольги Викторовны, воспитателя МДОУ «Детский.
ЗАКАРЯЕВА ИРИНА БАТРАЗОВНА ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ МБДОУ 92.
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
МДОУ «Березовский детский сад комбинированного вида 1» Тема проекта: «Волшебный мир звуков и букв» Срок реализации проекта: 2008 – 2010гг. Сысуева Ольга.
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста Выполнила воспитатель второй квалификационной категории Е. А. Соловьёва.
Воспитатель высшей категории Педагогическое кредо Педагогическое кредо «Жить в мире непрерывного саморазвития» Балюкова Марина Леонидовна Балюкова Марина.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 119 «Система работы по подготовке ребенка к обучению в.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления старших дошкольников с родным городом Выполнили: Учитель –логопед МДОУ д/с 45 Ляшенко.
МДОУ Пильнинский детский сад 3 «Буратино». опыт работы учителя - логопеда Барановой Елены Юрьевны.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 16 «ЛАСТОЧКА» Обобщение опыта работы по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ.
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики рук детей посредством занятий оригами».
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Транксрипт:

ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет ИНПО ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ по блоку: «Развитие профессиональных компетенций работников образования» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Обучение письму детей старшего дошкольного возраста. Выполнили: Воспитатель, Кобзева Гульфира Абугалеевна, МДОУ детский сад 139 «Облачко»; Воспитатель, Оганисян Арменуи Альберти, МДОУ детский сад 113 «Аврора»; Физ. инструктор, Баурина Валентина Александровна, МДОУ детский сад 209 «Гармония»; Воспитатель, Литвинова Наталья Николаевна, МДОУ детский сад 128 «Гвоздичка»; Воспитатель, Проничева Алена Михайловна, МДОУ детский сад 185 «Зоренька»; Воспитатель, Перевозчикова Евгения Владимировна, МДОУ детский сад 79 «Гусельки». Проверили: К.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ Сидякина Е.А., к.п.н., ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ Кузина А.Ю. Тольятти-2010

СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………………….…….3 ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………...4 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…….………………………….………..5 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ…………………………………..…….6 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………приложение 1………..(7-8-9) ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….………...10

-3- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в настоящее время школьная программа предусматривает наличие у ребенка умений и навыков письма, поэтому обучение письму детей, начиная со старшего дошкольного возраста, является актуальным.

-4- ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Цель: Вызвать у детей интерес к письму. Вызвать у детей желание писать. Обучить детей старшего дошкольного возраста письму. Применять навыки письма в практической деятельности. Задачи: Осуществлять подготовку руки к письму. Познакомить детей с техникой написания букв. Подготовить мелкую моторику руки к письму. Научить детей письму элементов букв, Научить писать буквы, слоги, слова. Совершенствовать навыки письма элементов букв. Совершенствовать навыки написания букв, слогов, слов.

-5- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Опора на теоретические и методические подходы к обучению письму детей старшего дошкольного возраста Грищук Л.А., Мироновой С. А., Новоторцевой Н.В., Парамоновой Л.Г., Мирясовой В.И..

-6- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 1.Эмоционально – мотивированный критерий: Показатели: Наличие интереса у детей к письму; Наличие у детей желания научиться писать. 2.Информационный критерий: Показатели: Наличие у детей знаний о буквах русского алфавита; Наличие у детей знаний о написании элементов букв; Наличие у детей знаний о написании букв, слогов, слов. 3. Практический критерий: Показатели: Степень развития мелкой моторики; Умение детей выполнять задания в прописях; Умение детей применять знания о написании букв, слогов, слов в самостоятельной деятельности.

Приложение 1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

этапы II этап название этапа III этап название этапа цель, задачи Подготовительный этап Цель: Вызвать у детей интерес к письму. Вызвать у детей желание писать. Задачи: Осуществлять подготовку руки к письму. Познакомить детей с гигиеническими правилами письма. Познакомить детей с техникой написания элементов букв. Обучающий этап. Цель: Обучить детей старшего дошкольного возраста письму. Задачи: Научить детей письму элементов букв. Научить писать буквы, слоги, слова. Практический этап. Цель: Применять навыки письма в практической деятельности. Задачи: Совершенствовать навыки письма элементов букв. Совершенствовать навыки написания букв, слогов, слов. Беседы. 1.Цикл занятий по обучению детей письму: Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения. Штриховка. Графические упражнения. Строка. Междустрочное пространство. Письмо элементов букв Письмо букв, слогов, слов. 1.Работа в тетрадях по письму. 2.Совместная деятельность взрослого и ребенка с сюжетно- дидактическими играми (магнитная азбука, разрезная азбука) 3.Игры для развития мелкой моторики (игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, мозаика) 4.Занятия с пластилином, конструктором, рисование, оригами, плетение, аппликация) способы и формы работы Экскурсия в школу. 1.Беседа. 2.Совместное развлечение с родителями «Скоро в школу» 3.Сюжетно- дидактическая игра «Школа» 4.Игры для развития мелкой моторики (Шнуровки, пазлы, мозаики) 5.Занятия с пластилином, конструктором, рисование, оригами, плетение, аппликация. Самостоятельная деятельность в уголке «Скоро в школу». 1.Работа в тетрадях по письму. 2.Итоговое занятие. Повторение изученного. Учет результатов обучения. 3.Совместная деятельность взрослого и ребенка с сюжетно- дидактическими играми (кроссворды, составь букву из…, «Пять щенков») 4.Изготовление детьми открыток с применением элементов письма. I этап название этапа Обучение письму детей старшего дошкольного возраста.

Деятельность педагога и детей Педагог 1.Организует экскурсию в школу. 2. Осуществляе т подготовку и проводит развлечение «Скоро в школу». 3. Задает вопросы в беседе с детьми. 4. Создает условия для сюжетно- дидактически х игр. Дети 1. Посещают праздничную линейку 1 сентября. 2. Участвуют в развлечении «Скоро в школу». 3. Отвечают на вопросы. 4. Играют в сюжетно- дидактически е игры. Педагог 1. Дает задания. 2. Предлагает игры для развития мелкой моторики. 3. Организует сюжетно- дидактическ ие игры. 4.Показывае т элементы письма. 5. Задает вопросы в беседе. Дети 1. Выполняет задания. 2. Играет. 3. Участвует в игре, обыгрывает сюжет. 4. Выполняет задания в прописях, тетрадях по письму. 5.Отвечает на вопросы. Педагог 1. Предлагает изготовить атрибуты для уголка «Скоро в школу». 2. Оформляет уголок «Скоро в школу». 3. Наблюдает за работой детей в прописях. 4. Организует работу по изготовлению открыток. Дети 1. Изготавливаю т атрибуты для уголка «Скоро в школу». 2. Занимаются в уголке «Скоро в школу». 3. Пишут в прописях. 4 Изготавливаю т открытки, подписывают их. Результат -продукт Результат -эффект 1.Сценарий развлечения «Скоро в школу». 2.Протоколы бесед. 3.Конспекты сюжетно- дидактических игр. 4.Конспекты экскурсий. 1.Наличие у детей интереса к обучению письму. 2.Наличие у детей желания научиться писать. 3.Развитие мелкой моторики руки. 1.Конспекты занятий. 2.Протокол беседы. 3.Конспекты сюжетно- дидактических игр. 1.Наличие у детей знаний букв алфавита. 2.Наличие у детей знаний об элементах письма. 3.Развитие мелкой моторики руки. 1.Картотека сюжетно- дидактических игр. 2.Конспект итогового занятия. 3.Выставка открыток, изготовленных детьми. 4.Уголок «Скоро в школу». 1.Готовность руки ребенка к письму. 2.Наличие у детей умения писать буквы, слоги и слова. Рис. 1. Модель процесса обучения письму детей старшего дошкольного возраста.

-10- ЛИТЕРАТУРА 1.Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома.- Ярославль: «Академия развития», 1998; 2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998; 3.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно.- СПб, 1996; 4.Миронова С. А. Развитие письма дошкольников на занятиях в детском саду.- М., 1991; 5.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб., издательство «Лань», 1999; 6.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.- М :ООО «Издательство АСТ», 2000; 7.Грищук Л.А. Школа дошкольников.- Волгоград.: издательство «Панорама», 2006; 8.Невская Л.Н., Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте.- М.: Школьная пресса, 2004.