Реформа местного самоуправления & развитие муниципалитетов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
Advertisements

Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Местное самоуправление. Цель : Выработать понимание особенностей местного самоуправления в России Формировать активную жизненную позицию.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ГЛАВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Хабаровского, Приморского краев, Еврейской автономной области 17 – 19 июля 2014 г. Хабаровский.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Панасюк Алексей Михайлович заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия им. А.С.Пушкина Тема: «Юбилейный год: казачество в местном самоуправлении Дона». Учитель обществознания.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему: Местное самоуправление
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года Первая конституция Российской Федерации была принята V Всероссийским.
Структура органов местного самоуправления
С ОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ : РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА Бабичев Игорь Викторович руководитель аппарата Комитета Государственной.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
Транксрипт:

Реформа местного самоуправления & развитие муниципалитетов

Реформа местного самоуправления & развитие муниципалитетов ?

Местное самоуправление – самая близкая к человеку власть. Вообще, это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние. … В серьёзном укреплении нуждается финансово-экономическая база местного самоуправления. Сегодня оно, по сути, влачит полунищенское существование, находясь в положении вечного «бедного родственника». Очевидно, что без стабильной и достаточной финансовой базы муниципалитеты не смогут работать. …субъекты Федерации в основном пытались ограничить самостоятельность муниципалитетов…Началась непродуктивная борьба за обладание ресурсами и полномочиями. А в результате проигрывают прежде всего простые граждане. Задача федерального центра – ликвидировать саму основу для таких конфликтов, конкретизировать полномочия местной власти и ее функциональные задачи. В.В.Путин

Уже две тысячи лет назад человечество пришло к выводу о том, что самый неэффективный труд – рабский. Это также касается и местного самоуправления, и региональной демократии. А у нас до сих пор есть желающие всех назначать, всеми командовать… Нигде в мире подобная система на доказала свою эффективность. И мы сегодня должны сделать всё для серьёзной децентрализации власти – с одной стороны, а с другой – добиться повышения политической и юридической ответственности всех уровней публичной власти за выполнение возложенных на них задач. Взаимоотношения субъектов Федерации с органами местного самоуправления должны быть точным отражением взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации. Они должны строиться на тех же принципах межбюджетных отношений, правового регулирования полномочий. Позиция Президента такова: подход и к местному самоуправлению, и к региональной демократии должен быть одинаков… Упрек в том, что у нас отсутствуют институты гражданского общества, которые могут эффективно контролировать власть, справедлив. Мы должны восполнить этот недостаток, создав на законодательном уровне механизмы ответственности. Д.Н.Козак

Муниципалитет – это … ?

муниципальное образование - городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения; поселение - сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Муниципалитет – это … ?

Территория ?

Муниципалитет – это … Территория Люди ?

Муниципалитет – это … Территория Люди Общие местные проблемы ?

Две модели местного самоуправления: право и обязанность государственная – низовой выборный уровень государственной власти общественная - объединение жителей для решения совместных проблем

? Общие проблемы и пути их решения

ФЗ-131: заявленные цели Власть должна быть ближе к народу Дать финансовые гарантии МС Гарантировать самостоятельность МС

Конституция РФ: Статья 1 2 Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 72 В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; Статья 130 Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья 131 Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Статья 132 Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Власть должна быть ближе к народу. К вопросам местного значения поселения относятся: 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 11) организация библиотечного обслуживания населения; 12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; 14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта; 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; 16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения; 17) формирование архивных фондов поселения; 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; 20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; 21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; 22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Власть должна быть ближе к народу В ведении поселения: ЖКХ и благоустройство Обеспечение жильём Дороги и транспорт в пределах границ Библиотеки Первичные меры пожарной безопасности Планирование застройки Охрана памятников муниципального значения

Власть должна быть ближе к народу Сети ЖКХ,дороги и транспорт между поселениями Охрана общественного порядка Экология Начальное,среднее,дополнительное и дошкольное образование за исключением финансирования учебного процесса в школах Скорая и первичная медицинская помощь, роддома и женские консультации Опека и попечительство Зонирование межселенных земель Бибколлектор выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Власть должна быть ближе к народу Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Власть должна быть ближе к народу: Количество и статус депутатов. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до человек; 15 человек - при численности населения от до человек; 20 человек - при численности населения от до человек; 25 человек - при численности населения от до человек; 35 человек - при численности населения свыше человек. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов

Власть должна быть ближе к народу: города федерального значения Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Финансовые гарантии МС Местные налоги и закрепленные нормативы Фонды выравнивания (районные и региональный) Отрицательные трансферты Банкротство МО

Самостоятельность МС на федеральном уровне определяются : Критерии численности населения МО (1000/3000 чел) Критерии численности депутатов Статус малонаселенной территории Структура органов МО-района, перечень обязательных органов МО Закрытый перечень полномочий МО Перечень государственных полномочий, обязательных к исполнению и размер возмещения затрат на них Ограничение права на МС, в т.ч. в целях охраны нравственности и здоровья

Самостоятельность МС На региональном уровне определяется: Статус поселения Утверждение границ МО Административный центр МО Условия контракта главы района/ городского округа Состав кадровой комиссии не менее чем на 1/3 Перечень региональных госполномочий, обязательных к исполнению и размер возмещения затрат на них

Возможные проблемы Значительные затраты на реформу Рост числа чиновников Конфликты «дырки» в законе Разночтения, влекущие судебные разбирательства (внутренние, ГК, избирательное законодательство и др.) Апатия граждан.

Значительные затраты на реформу «регулярно приходется отрывать от дела немалую армию депутатов. Дай Бог, конечно, чтобы от всего этого получилась польза. Но если в бюджете денег нет, то пусть хоть вся деревня насквозь будет состоять из депутатов, проблем мы не решим.» глава города и района Е.И.Рябов «Старая Русса» Новгородская обл Спец-т обл прав-ва Г.П. Дмитриев: «Много денег потребуется на описание границ между сельсоветами, более 4 млн уйдет на выборы глав и депутатов. В полтора раза увеличатся расходы на управленческий аппарат…» Серовский рабочий

Рост числа чиновников «В одном Ермаковском районе, как здесь уже прикинули, столоначальников станет больше десятка на четыре, как минимум.» Красноярский рабочий Депутат муниципального собрания И.С.Трифонов «Казалось бы, надо экономить каждую бюджетную копейку, а с вводом этого закона потребуются бешеные деньги на содержание чиновничьего аппарата, который расплодится во много раз.» Свирские огни (газета Подпорожского района Ленингр обл) Создается впечатление, что поставлена задача – максимально охватить население России работой в аппаратах системы управления.» Эвенкийская жизнь

конфликты слияния-разделения статус городов и поселков, конфликт интересов поселение–район, город-район, передача собственности, продажа непрофильных активов, совместные полномочия –школы и т.п., двоевластие

Апатия граждан. «В последнее воскресение июня опять провалились выборы в муниципальные советы, лишь 1,5% жителей пришло к избирательным урнам.» Час пик Спб «Законом Читинской областной Думы, который был принят 23 июня этого года сразу в двух чтениях, определено, что независимо от того, сколько избирателей придут на избирательные участки,выборы будут признаны состоявшимися.» «Даурская новь» Читинская обл «Отсутствие на селе «живых общественных сил»уже продемонстрировали выборы 14 марта 2004 года в районные собрания представителей. Нужно было избрать около 300 депутатов, и в ряде сельских муниципальных округов возникли проблемы с поиском конкурента для основного кандидата в райсовет. А где найти 1,5 тысячи кандидатов в сельсоветы?» «Северный край» Ярославль « В 1992 г в Чувашии было 10 тыс депутатов различного уровня.В тот год из-за отсутствия кворума было сорвано 800 сессий разного уровня» Советская Чувашия

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации

?

??

2-е чтение Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации 2003 г

Заголовки статей о реформе МС в местных газетах Оптимизация – режут по живому Кировская обл Злая реформа Калининградская обл Ловушка для васильевцев Республика Татарстан Уморили… Тверская обл Провалится « ли нижний этаж»? Ярославская обл В пылу реформ не забыть о людях Свердловская обл Муниципалитетов и проблем вновь станет больше Тюменская обл «Му-му» народной власти Спб Шаг вперед к демократии или…? Краснодарский край И полномочий будет больше, и обязанностей, а денег – вряд ли … Новгородская обл Власть ваша – деньги наши Красноярский край Вместо денег – бумажки Новосибирская обл

Цена реформы. Можно ли иначе? Сильные стороныСлабые стороны ВозможностиУгрозы

мнение «Когда я впервые – волею случая познакомилась с проектом закона ОПОМС, то была поражена его грандиозностью: в случае принятия он затрагивал жизнь всего российского народа. И шокирована открывшимся контрастом: при том, что наверху … шло заинтересованное и даже бурное обсуждение, внизу о предстоящих реформах внятно ничего объяснить не могли. Не говоря уже о рядовых гражданах… Ну, просто две разные планеты, чье население знает друг о друге только понаслышке. « Не стоит суетиться – это просто очередная кампания, которую спустят на тормозах сами чиновники – с таким мнением тоже прходилось столкнуться. … А что касается непосредственно жителей, то сложилось впечатление, что они надеются: все реформы как-нибудь пройдут помимо них, и поэтому им глубоко «параллельны»». Азовская неделя Ростовская обл