О.Б. ДАУТОВА, Д.П.Н ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА ООО
ОРИЕНТИРЫ ИЛИ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?!... учащиеся здоровы и готовы учиться; имеется здоровая, безопасная, обеспечивающая необходимыми ресурсами образовательная среда; содержание ориентировано на приобретение ключевых компетентностей и навыков жизнеообеспечения; в образовательном процессе на первом месте интересы ребёнка; результаты включают знания, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивного участия в общественной жизни.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Системно-деятельностный подход: стандарт как знание в действии. Как связаны деятельностный подход и компетентностный? Как изменяются функции педагога?
Здоровье школьников и индивидуальный подход Разгрузка Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Создание стимулов для здорового образа жизни Портфолио Индивидуальные образовательные программы Тьюторы Жесткий индивидуальный контроль Карта здоровья Контроль за питанием («школьное питание») Диспансеризация Вместо части уроков Внутри уроков
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД рассматривается как средство достижения нового качества образования КОМПЕТЕНТНОСТЬ способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием знаний, умений, жизненного опыта.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Проект «Среднее образование для Европы» Политическая и социальная компетентность Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь Компетентность жизни в поликультурном обществе Коммуникативная компетентность Информационная компетентность
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Стратегия модернизации содержания общего образования Компетентости Компетентости – в социально-правовой сфере в информационной сфере в коммуникативной сфере
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЮНЕСКО Учиться знать – конструировать свое собственное знание Учиться делать – применять изученное Учиться жить вместе – действовать, понимая, что все имеют равные права Учиться быть – знать и развивать свой потенциал
10 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА (ФЦПРО 11-15) - нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы -механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций -Россия будет участвовать в международных сравнительных исследованиях, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах -мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей - отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА PISA ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Основная цель: оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Дополнительная инновационная цель в 2009 году: оценка чтения электронных текстов, оценка сформированности учебных стратегий работы с текстом Политическая цель: оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАН ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Лидирующие страны и территории: Корея, Финляндия, Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур 38 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 22 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 4 страны, средний балл которых не отличается от балла России (Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ))
УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях
Цели и образовательный результат: что меняется? 2004новый стандарт овладение умениями практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции) освоение знаний формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции
ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Образец изменений в содержании начального образования Было: понятие пространственных фигур (куб многогранник) - по изображению, модели. Результат - узнавание и называние. Будет: нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др. Результат - умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.
Образец изменений в содержании основного общего образования Было: Перечень сказок Результат – знание. Будет: пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Результат – понимание, творчество
ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
21 АВАНГАРДНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФЦПРО 11-15) - Школьная инфраструктура - Интерактивные образовательные среды для семьи (эксплуаториумы, музей науки и пр.) - Исследовательские проекты с участием детей - Различные формы он-лайнового «незаочного» образования - Иное, Федеральные инновационные площадки
КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ?.
ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Содействие образованию школьника Проектирование индивидуального образовательного маршрута Управление Рефлексия Самообразование
СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ (ПО Е.В.ПИСКУНОВОЙ) опора на самостоятельность в обучении создание условий для проявления активности, творчества и ответственности обучении создание условий для расширения жизненного опыта и опыта обучения из жизни формирование мотивации к непрерывному обучению
ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Отбор учителем содержания образования по предмету - на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на скрытый опыт учащихся, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;
ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Выбор учителем образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей учащихся
ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Формирование учителем открытой образовательной среды, представляющей собой совокупность образовательных ресурсов открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей школьников, когда предметные знания становятся основой для решения реальных жизненных проблем
ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Выбор разнообразных способов оценки достижений - формализованной и аутентичной (портфолио, дневник достижений, профиль умений и пр.)
ЛИТЕРАТУРА Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, с. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова 2Е.В., Тряпицына А.П. Школьное образование в современных социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф. А.П.Тряпицыной – СПб.: ПетроПресс, с. Крылова О.Н. Социокультурная динамика содержания школьного образования: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», – 192с. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, – 324 с. Президентская инициатива: «Наша новая школа», 2008.