1 Виды переработки текста 1.Составление плана(простого или сложного) Простой план предполагает деление текста на три части : вступление, основную часть,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Advertisements

1421 МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
Система подготовки к сочинению по литературе как шаг подготовки к ЕГЭ Выставка «Школа-2015» Автор – Недашковская Е.П., учитель русского языка и литературы.
Работа учащейся 11 А класса Алексеевой Натальи. Виды переработки текста тезисыконспектаннотациярефератСоставление плана выписки Логическая схема в виде.
Пресс-конференция «Легко ли быть молодым?». Направления научной деятельности учащихся: 1. Урок Подготовка сообщений, докладов, рефератов; 2. Выступление.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Руководитель: Учитель высшей категории Лынник А. Е.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан Выполнила Бадягина Екатерина,
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Транксрипт:

1 Виды переработки текста 1.Составление плана(простого или сложного) Простой план предполагает деление текста на три части : вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трех частей на подпункты. 2.Составление тезисов Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами. 3.Составление конспекта Краткое, но более подробное,чем тезисы, изложение содержания текста. 4.Составление реферата Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов. 5.Составление аннотации Краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из трех-четырех предложений. 6.Составление рецензии Анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей. 7.Составление отзыва Изложение впечатления от знакомства с текстом( с возможным указанием его особенностей ).

2 Работать над планом- это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы. ( М. А. Рыбникова )

3 Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

4 Виды плана По соотношению обобщающих и конкретных формулировок: 1.Простой. 2.Сложный. По речевому оформлению заголовков: 1.Цитатный. 2.Нецитатный. 3.Смешанный.

5 План Сложный план 1.А. 2.А: а) а; б) а; в) а. 3.А. Простой план 1.А. 2.А. 3.А.

6 Тезисы- это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении. Важно помнить при составлении тезисов, что каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания. Роль и значение тезисов Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы( факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.

7 Конспект- краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами: 1.Мысль автора текста( статьи и т. д. ) передана его же словами, только сокращен объем высказывания. 2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль. Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.

8 Реферат- краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему. Реферат должен быть структурирован ( по главам, разделам, параграфам ).Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д.. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять страниц машинописного текста; введение-10-20% от объема названных частей; заключение-10%.

9 Аннотация- резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Составление аннотации- один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению. Рекомендуемый средний объем аннотации- 500 печатных знаков. Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете. Привычка пользоваться аннотацией- одна из главных привычек серьезного читателя.

10 Рецензия, по выражению В.Г.Короленко, « легкая критическая кавалерия». Задача рецензии - дать, во-первых, характеристику текста и, во-вторых, объективную оценку данного произведения. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением. Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения( сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания);раскрытие темы, проблематики, идеи произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов. Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, др. Под оценкой понимают определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.

11 Тема текста - это то, о чем( или о ком ) в нем говорится. По словам В.Даля, «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют».Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Основная мысль текста(идея) -это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать. Проблема -вопрос, требующий решения, освещения. Писатель освещает проблему, выражает свои суждения, свое мнение. Под проблемой подразумевается и острое жизненное противоречие, и точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

12 План рецензии 1.История создания. 2.Жанровое своеобразие. 3.Тема, идея, проблематика. 4.Композиционные особенности. 5.Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. 6.Изобразительно-выразительные средства языка. 7.Авторская позиция. 8.Ваше отношение.

13 Отзыв -это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге- значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном. Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис(мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод(общая оценка книги); рекомендации(кому прочитать данную книгу). В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

14 ЭССЕ Эссе (от франц.- проба пера, попытка, набросок )- прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.(Литературный энциклопедический словарь)

15 Цель эссе - уйти от формальных рамок, в свободной форме выразить свое видение проблемы, заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении. П оводом для написания эссе является «точка удивления», то, что поразило вас и чем вы можете удивить и обогатить читателя. К характерным особенностям эссе обычно относят небольшой объем(150 слов), конкретную тему и подчеркнуто субъективную ее трактовку, свободную композицию, склонность к парадоксам, ориентацию на разговорную речь и т.д.

16 Из формальных требований к эссе можно принять только одно- наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма, то требовать обязательного повторения выводов в конце работы неуместно. Они могут быть включены в текст или заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, которая может совпадать с финальным выводом.

17 В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЭССЕ : ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭССЕ-ИДЕИ ЭССЕ-ПРОГНОЗЫ ЭССЕ-ПРОПОВЕДИ ЭССЕ-ИСПОВЕДИ

18 Цитата- дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Способы оформления цитатыПримеры 1.Предложение с прямой речью В письме от 6 августа 1924 года Куприн жаловался Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня» 2.Предложение с косвенной речью А.П.Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою». 3.Предложение с вводными словами По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей». 4.Текст-цитата как часть предложения(указ. на автора)-текст Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив»(слова Бунина), что его повествование… 5.При цитировании стих. текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. …обращался к стихотворению Г.Р.Державина: Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей… 6.Эпиграф-изречение, помещаемое перед произведением и сосредоточивающее мысль на его идее. В кавычки не берется; ссылка на источник дается на следующей строке без скобок. Да, есть слова, что жгут, пламя. А.Т.Твардовский.

19 Список использованной литературы Составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений(при отсутствии фамилии автора) При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

20 Образцы оформления списка использованной литературы 1.Оформление коллективного сборника: Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. - М.,1998. – 239с. 2.Оформление статьи: Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества.// Педагогика С Оформление газетной статьи: Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования.//Татьянин день (23).- авг.-С.8-10.