II Всероссийская конференция «Актуальные проблемы методики преподавания химии и химического образования». г. Москва. 28 - 29 апреля 2011 г. Диагностика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рефлексивные умения: сущность, содержание и методические приемы формирования Маршанова Г.Л., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания химии МИОО
Advertisements

«Формирование рефлексивных умений учащихся в условиях введения ФГОС на II и III ступенях»
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
«Современные педагогические технологии и их применение на уроках химии» Учитель химии и биологии МБОУ «Верхне-Устькулойская ООШ 24» И.А. Песочная.
Формирование у учеников способности самостоятельно учиться на уроках химии и биологии Методическое объединение химии и биологии Председатель МО: Куваева.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
Урок обобщения : «Химические реакции». ( Химическое путешествие, 8 класс.) Учитель химии Коблякова Н.В.
Cl - «Формирование познавательных умений на уроках химии» Шумейко Л.В. ГБОУ СОШ 31 Санкт-Петербург.
Участники урока ученики 8 класса ученики 8 класса учитель химии учитель химии Время проведения: 3 – урок химии по расписанию в 8 классе. Место проведения.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: презентации к теме "Оксиды" 8 класс (I и II этап изучения)
Тема урока: КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. Цель: Обобщить понятие – кислоты. Рассмотреть свойства растворов.
Проектирование ИОУЗ. Оформление проекта Оформление проектаТехнология Предмет. Класс. Тема раздела. Тема ИОУЗ. Форма ИОУЗ. Тип ИОУЗ. Оборудование (дидактические.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Девиз урока: « Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А. Дистервег СМОТР.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Эффективность использования тестов в обучении школьников химии.
Транксрипт:

II Всероссийская конференция «Актуальные проблемы методики преподавания химии и химического образования». г. Москва апреля 2011 г. Диагностика и оценивание учебных достижений как средство формирования и развития у учащихся общеучебных умений Автор: Маршанова Г.Л., заслуженный учитель РФ, к.п.н., учитель химии, ГОУ г. Москвы Гимназия 1596

Рассматриваемые вопросы 1.Актуальность проблемы 2.Основные задачи и функции контроля в обучении 3.Формы, методы и приемы предварительного и текущего контроля знаний и общеучебных умений учащихся ( экспресс-опрос, графический диктант, «Живой компьютер», работа с бланками конспектов уроков с неполной информацией и др.) Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)

Основные задачи контроля в обучении установление готовности учащихся к усвоению новых знаний; выявление причин их затруднений и ошибок; определение эффективности организации, методов и средств обучения; получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения; выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков. Величайшая цель образования – не знания, а умения. (Г. Спенсер)

Начинающему можно и нужно помочь учиться, и все же научиться он может только сам. (академик И.М.Франк)

Опрос учащихся Опрос учащихся – это устная форма контроля и проверки знаний учащихся, закрепления пройденного материала и подготовки к восприятию новых знаний. Опрос – это не только первая проверка знаний, а важнейший вид упражнений, средство формирования и развития общеучебных умений. Функции опроса как эффективного средства формирования и развития общеучебных умений формирование умения отвечать на вопросы разного типа; формирование умения работать в условиях ограниченного времени; формирование умения подбирать аргументы, формулировать выводы; развитие логической и языковой культуры учащихся; формирование умений самоанализа, самоконтроля, самокоррекции.

Экспресс-опрос Экспресс-опрос - это средство мониторинга, обеспечивающее постоянный текущий контроль учебных достижений. Цель экспресс-опроса – обратить внимание на существенные детали изучаемой темы и способствовать их запоминанию, вырабатывать у учащихся способность к краткому, но точному ответу. Основные требования к организации экспресс-опроса Систематичность – проводится практически на каждом уроке Открытость содержания – все вопросы известны ученикам заранее Накопительный характер – оптимальное количество вопросов в экспресс-опросе 15-30, в среднем, Элементы игры, создание ситуации успеха

Особенности заданий экспресс-опроса акцент на базовые элементы содержания; разный уровень сложности вопросов; разные типы вопросов, которые требуют от учащихся различных видов деятельности (установление причинно- следственных связей, объяснение, выявление сходства и различия и др.); связь с повседневной жизнью; межпредметные связи. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. (В.Г.Белинский)

Экспресс-опрос (примеры вопросов) По каким признакам можно классифицировать оксиды? Приведите соответствующие примеры. (11 класс, тема «Вещества и их свойства») Назовите известные вам физические свойства воды. Благодаря какому свойству воды водные бассейны регулируют температуру воздуха на нашей планете? Поясните, что это за свойство. (8 класс, тема «Вода. Растворы») Что является причиной диссоциации электролитов: а) в растворе; б) в расплаве? Кто из ученых объяснил причину диссоциации электролитов в растворе? (9 класс, тема «Электролитическая диссоциация») Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить щи из квашеной капусты? (9 класс, тема «Металлы главных подгрупп»)

Графический диктант Графический диктант- это письменная проверочная работа, выполняемая учащимися под диктовку учителя, при которой ответы на вопросы ученик представляет в виде знаков (в условно-графической форме) на специальных бланках. Виды общеучебных умений, которые формируются с помощью графического диктанта Графический диктант вырабатывает способность воспринимать информацию на слух и быстро ее анализировать; развивает навыки представлять ответ в условно-графической форме; вовлекает в работу и задает ее определенный ритм.

Требования к содержанию графических диктантов охват всех тем курса химии 8-11-х классов; акцент на базовые элементы содержания; построение вопросов при соблюдении определенной логики (состав – строение – свойства – применение – получение); большое количество вариантов. Бланк для графического диктанта

Бланки конспектов уроков с неполной информацией Суть применяемого методического приема конспектирования на бланках – подача новой информации в виде укрупненного блока через различные источники информации с последующей проверкой выполненной работы. Такие бланки могут выступать как средство диагностики усвоения учебного материала и развития следующих общеучебных умений: конспектирование; составление сравнительных характеристик разных объектов; структурирование и систематизация большого объема информации; сравнение, анализ, классификация, обобщение, формулирование выводов; выявление причинно-следственных связей; развитие логической и языковой культуры.

Функции дидактического средства «Живого компьютера» наглядное обучение конспектированию; обучение структурированию и систематизации информации; развитие умения систематизации с возможностью быстрой смены основания для ее проведения (быстрое составление таблиц); развитие умения построить устное сообщение с помощью наглядных средств (развитие монологической речи); развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы; включение в активную познавательную парную и групповую деятельность; упражнения в различных видах общеучебной деятельности (систематизация, классификация, выявление причинно- следственных связей и т.д.).

Дидактическое средство «Живой компьютер» Позволяет при опросе оперативно изменять тип задания и конкретный вид деятельности учащегося, например: вставить недостающее, убрать лишнее, классифицировать по различным основаниям, анализировать и находить ошибку, структурировать материал урока на доске и в тетрадях учащихся, устанавливать соответствие (между названием химического элемента и его символом, названием реакции и ее уравнением, названием закона и его формулой и т.п.), выявлять причинно-следственные связи. Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею. (Цицерон)

«Живой компьютер» (примеры заданий) Пример 1. Задание имеет целью определение по химическим формулам классовой принадлежности веществ. Даны формулы: СаО, F 2, HNO 3, O 3, SiO 2, H 2 SO 4, CH 4, HCl, КОН, Н 3 РО 4 Выберите из этого перечня кислоты и поясните, на основании чего вы это сделали (Ответ: HNO 3, H 2 SO 4, HCl, Н 3 РО 4 ) Пример 2. Задание имеет целью убрать лишний объект, который не подходит под признак, объединяющий три других объекта. Вам даны четыре химические формулы. Три из них объединены общим признаком. Четвертая формула к ним не подходит. Найдите лишний объект и объясните, почему вы его выбрали. 1) О 2, Si, Fe, N 2 ( Fe - это металл) 2) H 2 O, BaO, H 2 SO 3, CaS (H 2 SO 3 - в составе 3 хим. элем.) 3) CuCO 3, H 2 SO 4, NaCl, Al 2 S 3 ( H 2 SO 4 - это не соль)

«Живой компьютер» (примеры заданий) Применение водородаСвойства водорода 1. В воздухоплаванииА. Восстановительные свойства 2. В металлургииБ. Самый лёгкий газ 3. Как топливоВ. Реагирует с азотом 4. Для сварки и резки металловГ. Реагирует с хлором 5. Производство соляной кислотыД. Высокая теплопроводность 6. Производство аммиака и азотных удобрений Е. Реагирует с кальцием 7. Как охлаждающий газЖ. Горит в кислороде с выделением большого количества теплоты Пример 3. Задание имеет целью установление причинно- следственных связей. Установите соответствие между применением водорода и его свойствами БАЖЖГВД

«Живой компьютер» (примеры заданий) Пример 4. Комбинированное задание Вопросы для учащихся: 1) перечислите известным вам признаки, по которым четыре вещества, формулы которых изображены в 1-м квадрате (он сиреневого цвета), объединены в одну группу (таких признаков четыре: это простые вещества, неметаллы, это газы при обычных условиях, их молекулы двухатомны); 2) какое вещество из этой группы можно признать «лишним» объектом и по каким признакам? (это хлор, т.к. он имеет цвет, запах и ядовит); 3) обратите внимание на 2-й квадрат (он желтого цвета). Можем ли мы поместить эти вещества, формулы которых вы здесь видите, в 1-й квадрат? Почему? (можем, это тоже простые вещества). А что позволило нам этого не сделать? (это металлы) 4) какой неметалл из 1-го квадрата при взаимодействии с натрием и кальцием образует соль? Напишите уравнения этих реакций и назовите соли. (это хлор, полученные соли называются хлориды; Ca + Cl 2 = CaCl 2 2Na + Cl 2 = 2NaCl ) Н 2 О 2 Cl 2 N 2 Na Ca

Информационная поддержка 1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, – 35 с. – (Стандарты второго поколения). 2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. – – 4. – С Котлярова О.С. Учет знаний по химии. – М.: Просвещение, Маршанова Г.Л. Наш подход к созданию современного кабинета химии.- Химия в школе. – – 1. – С Маршанова Г.Л. Об использовании динамических пособий на магнитной основе. - Химия в школе. – – 9. – С Маршанова Г.Л. Формы и приемы текущего контроля знаний. - Химия в школе. – – 7. – С Пидкасистый П.И.. Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. – М.: Педагогическое общество России Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7-11 кл.: Кн. для учителя / В.Г. Разумовский, Ю.И. Дик, И.И. Нурминский и др.; Под ред. В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. – М.: Когито – центр, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. – М – 221 с. 11.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе / Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», – г г.

Древняя восточная мудрость: Если ты даёшь человеку рыбу, то он будет сыт раз в год. Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь. Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно. Если ты строишь планы на 10 лет – сажай дерево. Если ты рассчитываешь на 100 лет – обучай народ. Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. (Демокрит) В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить (Сократ) Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Бернард Шоу) Успехов вам и радости творчества! Спасибо за внимание!

Маршанова Галина Леонидовна Педагогический стаж – 28 лет Кандидат педагогических наук «Заслуженный учитель РФ» «Отличник народного просвещения» Соросовский учитель (1996, 1997, 2001, 2002, 2003) «Ветеран труда» Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области естественных наук» (2001) Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования» (2002, 2003) Автор 22 публикаций по основной специальности