1. Психологические и методологические составляющие при обучении иностранному языку 1. Соотношение физических свойств и воспринимаемых качеств иноязычной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок15 Введение: Кто они? Что они делают? Как вы на экскурсию?
Advertisements

Дилан, 6 класс Мою маму зовут Лена. Она родилась в городе Киеве, на Украине. Её день рождения 28 декабря. Мама работает косметологом. Она иногда ездит.
Существительные во множественном числе. падежиокончания Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный и – ы \ а - я 8 правил ам.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 939 Адаптация ребёнка к условиям ДОУ Рекомендации родителям.
ОДИН ДОМА… Подведение итогов анкетирования детей.
Существительные в винительном падеже с предлогами В, НА, ЗА, ПОД употребляются для обозначения направления движения. Они обозначают конечную точку движения.
Имя существительное (часть 3) Выполнила учитель-логопед В.А. Чередник МОУ Подгорнская СОШ 2011.
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Поисково - апробационная игра: Я и он: как жить в гармонии с ребенком Группа Строгие родители.
Урок 13 Фонетика: 1. [э] [ж, ш, ц] Диалог Текст Кто должен делать домашнюю работу.
B B : : Урок 10 грамматика Урок 10 грамматика Вступительное слово Вступительное слово Сначала у нас повторение, потом мы сделаем упражнения. Сначала у.
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 4.
Презентация к уроку по математике (2 класс) по теме: Презентация. Задачи по математике 2 класс
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ. ПОНЯТИЕ О ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 3.
Здоровый образ жизни (сказка) Автор: ученик 3 класса средней общеобразовательной школы при Посольстве при Посольстве России в Эфиопии России в Эфиопии.
Учись учиться
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Анкетирование учащихся «Причины неуспеваемости» Выполнила заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 10 УИОП ЩМР МО Т.Н.Красноштан.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ (глаголы первого спряжения) Урок 1.
Транксрипт:

1. Психологические и методологические составляющие при обучении иностранному языку 1. Соотношение физических свойств и воспринимаемых качеств иноязычной речи. 2. Виды речевой деятельности. 3. Распознавание языковых значений и смыслового содержания речи. 4. Распознавание звуковых особенностей речи и распознавание интонации. 5. Восприятие слов. Адекватность восприятия и логика мышления. 6. Восприятие и понимание связной речи (текста). 7. Результативность урока. 8. Темп (быстрота восприятия и порождения речи). Паузы. 9. Память. 10. Перевод. 11. Структура урока. 12. Похвала.

2. Общие методические требования при обучении русскому языку на начальном этапе - понимать на слух: - диалогическую речь (объем до 60 слов), - монологическую речь (объем до 120 слов), - объявления в транспорте; - инициировать диалог и адекватно реагировать на реплики собеседника, - выражать желание, просьбу, согласие (несогласие), благодарность и т.д., - строить устное монологическое высказывание на основе прочитанного текста (объем до 180 слов) и выражать собственное отношение к действию, факту; - продуцировать собственные связанные высказывания в соответствии с предложенной темой (объем не менее 7 фраз).

3. Общая информация для преподавателя 1) 1000 наиболее частотных лемм покрывает % текста; 2000 наиболее частотных лемм покрывают % текста. 2) Средняя длина русского слова 5,28 символа. 3) Средняя длина предложения 10, 38 слов.

4. Построение монологов и диалогов на начальном этапе Я хочу + инфинитив Я люблю + инфинитив Можно + инфинитив Нельзя + инфинитив Надо (нужно) + инфинитив читать, говорить по-русски, понимать, писать, слушать, смотреть, есть, пить, спать, учить русский язык

5. Вид глагола и коммуникация. Список глаголов для начального этапа обучения Понимать делать быть читать писать говорить слушать работать учить учиться думать знать хотеть любить мочь повторять звонить гулять отдыхать идти ехать есть пить спать петь танцевать играть готовить брать давать открывать закрывать жить включать выключать помнить *забыть видеть слышать посылать получать стоить ждать стоять сидеть лежать ходить ездить рассказывать показывать спрашивать отвечать начинать кончать помогать платить переводить

6. Видовые пары - 1 Группа 1. читать – прочитать, писать – написать, рисовать – нарисовать, делать – сделать, фотографировать – сфотографировать, петь – спеть, танцевать – станцевать, играть – сыграть, уметь – суметь, мочь – смочь, есть – съесть(что-то); есть – поесть, пить – попить, пить – выпить (что-то), мыть – помыть (вымыть), звонить – позвонить, думать – подумать, стучать – постучать, дарить – подарить, любить – полюбить, целовать – поцеловать, знакомиться – познакомиться, менять – поменять (обменять), смотреть – посмотреть, слушать – послушать, ставить – поставить, «ненормальный» глагол покупать – купить; знать – узнать, видеть – увидеть, слышать – услышать; готовить – приготовить; ждать – подождать; платить – заплатить (оплатить); учить – выучить.

7. Видовые пары - 2 Группа 2. давать – дать, вставать – встать; открывать – открыть, забывать – забыть; рассказывать – рассказать, показывать – показать, рассматривать – рассмотреть, спрашивать – спросить; решать – решить, изучать – изучить, получать – получить, повторять – повторить, кончать – кончить, отвечать – ответить, отправлять – отправить, поздравлять – поздравить; понимать – понять, обнимать – обнять, начинать – начать, вспоминать – вспомнить, выбирать – выбрать; отдыхать – отдохнуть.

8. Видовые пары - 3 Группа 3. говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, искать – найти, ловить – поймать.

9. Видовые пары. Упражнения Упражнение 1. Прочитайте (прослушайте) предложения. Обратите внимание на употребление глаголов НСВ и СВ. 1.Он весь вечер делал домашнее задание и наконец сделал его. 2.Он два часа писал письма и наконец написал их. 3.Он долго ел бутерброд и наконец съел его. 4.Мы почти час готовили ужин и в конце концов приготовили его. 5. Она всю неделю рисовала мой портрет и наконец нарисовала его. 6. Она двадцать минут мыла посуду и наконец вымыла ее.

10. Видовые пары. Упражнения Упражнение 2. Модель: -Ты будешь делать домашнее задание? - Нет, я уже… -Ты будешь делать домашнее задание? – Нет, я уже сделал(а) домашнее задание. 1.-Ты будешь читать текст? – Нет, я уже… 2.-Ты будешь писать письмо? – Нет, я уже… 3.-Ты будешь готовить уроки? – Нет, я уже… 4.- Ты будешь мыть посуду? – Нет, я уже… 5.- Ты будешь рисовать его портрет? – Нет, я уже… 6.- Ты будешь есть свой бутерброд? – Нет, я его уже…

11. Видовые пары. Глаголы СВ. Упражнения Упражнение 3. Используя материал предыдущего упражнения, ответьте на вопросы, используя глаголы СВ в будущем времени. Обратите внимание на то, что значение и употребление глаголов НСВ и СВ в будущем времени АБСОЛЮТНО такое же, как в прошедшем времени. Модель: - Ты будешь есть свой бутерброд? – Скоро (через час) съем.

12. Видовые пары. Спряжение глаголов СВ. Упражнение 4. Выполните упражнение, употребляя глаголы СВ сначала в прошедшем, а затем в будущем времени. Обратите внимание на ударение! Модель: Обычно я не даю ему свою книгу, но в этот раз … (дать). -Обычно я не даю ему свою книгу, но в этот раз дал (дам). 1.Я никогда не встаю в шесть утра, а в понедельник …(встать). 2.Он никому не показывает эту фотографию, а сегодня … (показать). 3.Таня никогда не получала пятёрок по математике, но в четверг … (получить). 4.Я никогда не рассматривал этот портрет, но в этот раз …(рассмотреть). 5.Преподаватель обычно не спрашивает меня на уроке, но в этот раз … (спросить). 6.Когда холодно, мы не открываем окно, но сейчас … (открыть). 7.Я не люблю повторять все по нескольку раз, но сейчас … (повторить). 8.Обычно я не отдыхаю в июне, но в этом году … (отдохнуть). 9.Обычно он не отвечает на мои письма, но в этот раз … (ответить). 10.Обычно я не поздравляю ее с праздником Восьмое марта, но в этот раз … (поздравить). 11.Часто отец не понимает меня, но, я думаю, сейчас … (понять). 12.Он никогда не начинает работать в восемь часов, но в понедельник … (начать).

13. Вид глагола. Подготовка к употреблению императива Упражнение 5. Модель: Приготовь, пожалуйста, ужин! – Сейчас приготовлю. 1.Съешь пирожок! 2.Выпей кофе! 3.Обними меня! 4.Поцелуй меня! 5.Включи телевизор! 6.Выключи свет! 7.Почисти картошку! 8.Прими таблетку! 9.Закрой окно! 10.Принеси свою тетрадь! 11.Дай мне ручку! 12.Сними куртку! 13.Сфотографируй нас! 14.Ответь мне на вопрос!

14. Вид глагола. Тексты «Учил, но не выучил…» «Как старик корову продавал» «Крестьянин и муха» «Репка» «Колобок» «Сказка о рыбаке и рыбке»

15. Вид глагола. Диалоги. Мотивация ответа Упражнение 6. Ответьте на вопросы. Обратите внимание на логический акцент во фразе – где голос идет вверх! Мотивируйте свой ответ. Модель: -Ты не купил(а) хлеб? – Не купил(а). Извини. - Почему? - … [Забыл(а).] [У меня не было времени.] 1.Ты не купил цветы? 2.Ты не помыл посуду? 3.Ты не поздравил маму с днем рождения? 4.Ты не принёс мою тетрадь? 5. Ты не помог ему? 6.Она не помогла тебе? 7.Ты не сделал домашнее задание? 8.Ты не выучила стихотворение?

16. Инфинитив. Диалоги. Мотивация ответа Упражнение 7. Модель: - Пригласи его в гости! – Не надо (не нужно; не стоит) его приглашать! - Почему? - … [Сегодня у меня нет времени.] 1.Расскажи ему об этом! 2.Помоги ему! 3.Покажи ему город! 4.Своди его в музей! 5.Позвони «ноль один»! 6.Открой дверь! 7.Закрой окно! 8.Принеси дневник! 9.Возьми мою тетрадь! 10.Расскажи ему об этом! 11.Поцелуй ее! 12.Поторопись! 13.Поспеши! 14.Включи свет! 15.Выключи компьютер! 16.Положи сахар в чай!

17. Вид глагола. Инфинитив. Мотивация ответа Упражнение 8. Объясните употребление НСВ инфинитива в этой конструкции. Какой синонимичной конструкцией ее можно заменить? Модель: Надо купить (покупать) учебник? – Можно не покупать, он есть в библиотеке. 1.Надо прибрать в комнате? 2.Надо приготовить ужин? 3.Нужно делать домашнее задание? 4.Нужно посоветоваться с отцом? 5.Сходить в магазин? 6.Я должен поехать туда? 7.Пойти к нему? 8.Разбудить его? 9.Поздороваться с ним еще раз? 10.Помыть посуду? 11.Открыть вино? 12.Включить музыку?

18. Вид глагола. Императив Упражнение 9. Модель: Надо погулять перед сном. – Погуляй(те) перед сном! 1.Надо посмотреть этот фильм. 2.Надо сфотографировать этот дом. 3.Нужно выучить эти слова. 4.Нужно сходить в магазин. 5.Надо отнести книгу в библиотеку. 6.Надо приготовить ужин. 7.Надо позвонить ей. 8.Нужно ответить на письмо. 9.Надо включить свет. 10.Давно уже надо выключить телевизор. 11.Надо поставить тарелки на стол. 12.Надо надеть синий костюм. 13.Нужно отдохнуть. 14.Надо спеть. 15.Надо сыграть на гитаре. 16.Надо взять у него телефон. 17.Нужно покормить собаку. 18.Надо узнать новое расписание.

19. Вид глагола. Императив Упражнение 10. Модель: Не надо брать мои вещи. – Не бери(те) мои вещи! 1.Не надо говорить об этом. 2.Не надо стучать в стену. 3.Не надо мне ничего дарить. 4.Не нужно класть пальто на стол. 5.Не нужно выключать компьютер. 6.Не нужно фотографировать в театре. 7.Не надо молчать. 8.Не надо ходить к нему. 9.Не надо надевать синий костюм. 10.Не надо снимать куртку, здесь холодно. 11.Не надо помогать мне. 12. Не стоит рассказывать бабушке о своих проблемах.

20. Вид глагола. Императив Упражнение 11. Представьте, что у вас гости. Что вы им говорите, когда их видите? Действие необходимо совершить прямо сейчас – следовательно, в основном это будут формы императива НСВ. 1.Заходить (входить, проходить). 2.Раздеваться. 3.Вешать куртки на вешалку. 4.Снимать (не снимать) обувь. 5.Переобуваться. 6.Ставить сумки на подставку для обуви. 7.Проходить (заходить) в комнату. 8.Садиться (присаживаться, усаживаться, рассаживаться) на диван, в кресло, к окну, за стол. 9.Располагаться поудобнее. 10.Чувствовать себя как дома. 11.Брать конфеты. 12.Пить сок, минералку.

21. Лексика и грамматика. Падежи Упражнение 1. Прослушайте или прочитайте текст. Расскажите текст, а затем напишите его, обращая внимание на грамматику. Маленькая девочка спрашивает маму: - Мама, почему у меня две руки, две ноги, два глаза, два уха и только один язык? Мама отвечает: - Потому что надо больше работать, больше ходить, больше видеть, больше слышать и меньше говорить.

22. Лексика и грамматика. Падежи и вид глагола Упражнение 2. Прослушайте или прочитайте текст. Расскажите, а затем напишите его, обращая внимание на грамматику. Один человек пришел в ресторан и заказал тарелку супа. Официант принес суп. Человек посмотрел на него и сказал: - Официант, я не могу есть этот суп. Официант взял тарелку и унес. Через некоторое время он принес другую тарелку, но этот человек посмотрел на него и сказал: - Я не могу есть этот суп! - Но почему? Это очень вкусный суп. Почему вы не можете его есть? - Потому что у меня нет ложки,- ответил человек.

23. Лексика и грамматика. Падежи и вид глагола Упражнение 3. Прослушайте или почитайте текст. Расскажите текст, а затем напишите его, обращая внимание на грамматику. У матери был сын. С утра до вечера мать работала в поле, а сын не хотел работать. Один раз вечером после работы мать приготовила суп, но сын не хотел его есть. Он сказал: - Суп не вкусный. Утром мать и сын пошли работать вместе. Вечером после работы мать опять дала на ужин суп. - Вот сегодня суп вкусный,- сказал сын. - Это вчерашний суп,- ответила мать.

24. Лексика и грамматика. Падежи Упражнение 4. Модель: У тебя есть старший брат? – Нет, у меня нет старшЕГО братА. 1.У тебя есть младший брат? 2.У тебя есть простой карандаш? 3.У Марии есть чёрный фломастер? 4.У него есть эстонско-русский словарь? 5.У вашего дома есть большое озеро? 6.У тебя есть запасная ручка? 7.У тебя есть старшая или младшая сестра? 8.У тебя есть зимняя одежда?

25. Лексика и грамматика. Падежи. Выход в коммуникацию Упражнение 5. Прослушайте или прочитайте текст, а затем расскажите его (и напишите), обращая внимание на лексику и грамматику. Мама говорит дочке: - Вот тебе десять конфет. Половину дай брату. - Хорошо,- говорит дочка,- я дам ему три конфеты. - Как! Разве ты не умеешь считать? - Я-то умею, но мой брат, он очень маленький, он не умеет считать.

26. Лексика и грамматика. Падежи Упражнение 6. Запомните: винительный падеж необходим после следующих глаголов: видеть – увидеть, слышать – услышать, писать – написать, читать – прочитать, смотреть – посмотреть, решать – решить, получать – получить, понимать – понять, целовать – поцеловать, обнимать – обнять, понимать – понять, вспоминать – вспомнить, встречать – встретить и др. Такие глаголы в русском языке называются переходными. Ответьте на вопросы. 1.Что ты любишь есть? (мясо, рыба, салат) 2.Что ты будешь пить? (сок, кола, пиво) 3.Какие фрукты ты любишь? (апельсины, бананы, мандарины, яблоки, груши) 4.Что мы будем писать сегодня на уроке? (диктант, сочинение) 5.Какой цветок ей подарить? (роза, тюльпан, нарцисс, хризантема или лилия) 6.Если у тебя будет много денег, что ты купишь? (компьютер, машина, вертолёт, самолёт, яхта, магазин, фабрика, килограмм конфет)

27. Лексика и грамматика. Падежи и вид глагола. Выход в коммуникацию Упражнение 7. Прослушайте или прочитайте текст. Расскажите, а затем напишите его, обращая внимание на грамматику и лексику. Маленькая девочка говорит: -Мама, наша учительница никогда не видела собаку. -Почему ты так думаешь? -Когда я нарисовала собаку, она спросила: «Кто это?»

28. Лексика и грамматика. Падежи Упражнение 8. Повторите формы единственного и множественного числа. Винительный падеж! 1.Что можно купить в магазине? (бытовая техника: современный компьютер, цветной телевизор, небольшой пылесос, стиральная машина, магнитофон, видео, музыкальный центр…) 2.Какую посуду надо принести? (глубокие и мелкие тарелки, шесть чашек, все блюдца, шесть вилок и ножей и одна большая ложка) 3.Какие цветы он обычно покупает? (тюльпаны, нарциссы, лилии, гладиолусы, ромашки, колокольчики и одна большая роза) 4.Какие овощи надо купить для борща? (свекла, морковь, картошка, лук, чеснок, перец, помидор и, конечно, капуста) 5.Какие музыкальные инструменты можно увидеть в симфоническом оркестре? ( рояль, скрипка, виолончель, барабан, арфа, а также духовые инструменты) 6.Каких людей ты любишь? (добрые, хорошие, умные, талантливые, интеллектуальные) 7.Каких животных вы видели в зоопарке или зоологическом музее? (обезьяны, крокодилы, орлы и другие птицы, черные пантеры, полосатые тигры, бурые и белые медведи) 8.В какие города можно поехать? (Новгород, Псков, Мурманск, Новосибирск, Владивосток, Владимир, Ярославль, Суздаль, Воронеж, Иркутск)

29. Лексика и грамматика. Падежи. Объяснение новых слов. Составление монолога?.. Упражнение 9. Прослушайте или прочитайте текст. Расскажите, а затем напишите его, обращая внимание на грамматику. Маленький мальчик спрашивает папу: - Папа, где ты родился? - В Москве,- отвечает папа. - А мама где родилась? - В Киеве. - А я где родился? - В Петербурге. - Как хорошо, что мы все встретились,- говорит мальчик.

30. Лексика и грамматика. Падежи. Свои примеры. Стилистика Упражнение 10. Придумайте и запишите свои примеры (15 – 20 примеров). Проверьте вместе с учителем, всё ли правильно. 1.Говорить о, думать о, читать о, писать о, знать о, сообщать о, мечтать о 2.беспокоиться о, волноваться о 3.заботиться о 4.спорить о, рассуждать о 5.книга о, роман о, фильм о, спектакль о 6.находиться, жить, остановиться, работать, учиться – где? = в N6 или на N6 7.стоять, сидеть, лежать, спать, висеть – где? 8.служить – где? 9.быть, бывать – где? 10.играть на 11.ходить в (джинсах) 12..разбираться в …

31. Лексика и грамматика. Падежи. Прогнозирование и комментирование новых (незнакомых) слов Упражнение 11. Обратите внимание: интересоваться МНОЙ, ТОБОЙ, ИМ, ЕЙ, НАМИ,ВАМИ,ИМИ; со МНОЙ, с ТОБОЙ, с НИМ, с НЕЙ, с НАМИ, с ВАМИ, с НИМИ. Прослушайте или прочитайте текст. Расскажите текст, а затем напишите его. -Сыночек,- говорит мама.- Я не разрешаю тебе дружить с Петей, он плохой мальчик. -Хорошо,- отвечает сын.- Я не буду дружить с ним. Тогда он может дружить со мной, ведь я- то хороший мальчик.

32. Лексика и грамматика. Расширение лексики в рамках грамматики Упражнение 12.Ответьте на вопросы. 1.Какой ручкой вы пишете? (синяя, черная, красная, зеленая) 2.Каким карандашом он пишет? (красный, простой) 3.Какой рукой ты пишешь? (левая, правая) 4.Какой литературой вы интересуетесь? (классическая, современная) 5.Какой атлетикой он занимается? (легкая, тяжёлая) 6.Какой гимнастикой она занимается? (спортивная, художественная) 7.Каким теннисом он увлекся? (большой, настольный) 8.С какой сестрой она давно не виделась? (родная, двоюродная) 9.Чем они нас будут угощать? – Рыбой. – Какой? (какая-то морская, какая-то речная) 10.Какой ручкой удобнее писать? (шариковая, перьевая) 13.За каким столом удобнее работать? (письменный, обеденный, журнальный столик) 11.Каким боком он повернулся ко мне? (левый, правый) 12.С каким хлебом едят суп? (белый, черный, серый)

33. Лексика и грамматика. Лексическая сочетаемость Упражнение 13. Обратите внимание на лексическую сочетаемость (прежде всего глаголов), что совершенно необходимо для активного владения языком Придумайте свои примеры (15 – 20 примеров). Пользоваться словарем, компьютером, вилкой и ножом… владеть иностранным языком, домом, большой суммой, страной любоваться артистами, красотой артистов, костюмами, видом из окна резать ножом, ножницами… рубить, колоть ножом, топором, … колоть иглой… пилить пилой кончиться чем, ничем платить валютой, наличными, долларами, рублями… хвастаться своими успехами, своим богатством; тем, что… двигать, шевелить рукой, ногой… махать рукой, хвостом, платком… меняться вещами… обменяться телефонами, фотографиями, адресами… подавиться чем-то, косточкой, куском мяса, не знаю чем… похож чем-то, не знаю чем, ничем не… ошиблись адресом, номером что с тобой, с рукой, с глазами, с мамой, с работой… как с рукой, с глазами, с мамой, с работой… плохо с головой, с сердцем, с мамой, с рукой, с работой… справиться с собой, с волнением, с противником, с соперником, с заданием… поздравлять с праздником, с успехом, с победой, с рождением ребенка… связано с тем, что…; с моей работой, со мной, с моей семьей считаться с тем, что…; с мнением, со мной… обращаться с вопросом, с оружием, с техникой, с ребенком… со счетом 1 : выиграть, проиграть, победить… покончить с собой, с долгами, с прежней жизнью, с прогулами… сидеть над книгами, над диссертацией, над конспектами работать над диссертацией, над новым романом… смеяться над человеком, надо всем, над всеми, над собой… зайди за ним, за нами, за мной… сходи за книгой, за человеком, за продуктами сидеть за работой, за учебниками, за книгами… ухаживать за девушкой, за человеком, за старыми людьми, за больным, за волосами, за кожей… средство по уходу за волосами, за кожей, за обувью… следить за человеком, за детьми, за преступниками, за своей кожей, за своими волосами под столом лежит, сидит, валяется, спрятался, затаился… подписаться под этим, под этим документом, под этими словами выступать перед публикой, перед большой аудиторией, перед со-

34. Лексика и грамматика. Глаголы движения Упражнение 14. Ответьте на вопросы. 1.Ты идешь в университет или домой? 2.Ты едешь в Петербург или в Москву? 3.Ты бежишь в парк? 4.Ты летишь в Китай или в Америку? 5.Ты плывешь в Швецию или в Финляндию? 6.Он идёт на концерт или с концерта? 7.Она поедет к бабушке или к сестре? 8.Они бегут на урок или с урока?

35. Лексика и грамматика. Упражнение 15. Ответьте на вопросы, используя справочный материал в конце упражнения. 1.Куда ты идёшь? 2.Откуда вы идёте сейчас? 3.Куда он бежит? 4.Откуда он бежит? 5.Куда вы едете? 6.Откуда вы едете? 7.К кому вы едете? 8.К кому вы идёте? 9.Куда летит самолёт? 10.Откуда летит самолет? 11.К кому вы летите? 12.Куда плывёт корабль? 13.Откуда плывёт корабль? 14.К кому вы плывёте? Справочный материал. В школу на урок, в магазин за хлебом, в банк за деньгами, в театр на балет, на оперу, на концерт, в гости, на экзамен, на свидание, на работу, в парк, на озеро, домой, в спортзал, за город, на прогулку, на пляж, на стадион, в Новосибирск, в Волгоград, во Владивосток, в Псков, в Репино, в Норвегию, в Финляндию, во Францию, в Великобританию, на экскурсию. К директору, к друзьям, к другу, к подруге, к родителям в другой город, к бабушке, к дяде, к профессору, к брату, к сестре, к двоюродному брату, к двоюродной сестре, к врачу, к родственникам. Купаться, загорать, играть в футбол (волейбол, баскетбол), смотреть телевизор, сдавать экзамен, заниматься, купить что-нибудь, обедать. Из школы, из поликлиники, из дома,,из театра, из Англии, из Чехии, из Австрии, из Австралии, из Китая, из Америки, с экзамена, с занятий, с работы, с экскурсии, из гостей. От директора, от друга, от подруги, от родителей, от родственников, от бабушки и дедушки, от дяди.

36. Лексика и грамматика. Глаголы движения. Расширение лексики Упражнение 16. Ответьте на вопросы. Обратите внимание на форму после глагола. 1.Вы часто ходите в театр? 2.Ты часто ходишь на выставки? 3.Ты часто ходишь в кино? 4.Ты ходишь иногда в бассейн? 5.Ты не ходишь на стадион? 6.Ты каждый день ходишь в университет? 7.Ты ходишь не на все занятия? 8.Вы ходите вечером гулять? 9.Куда вы ходите гулять? 10.С кем вы ходите гулять? 11.К кому ты ходишь в гости? 12.К кому вы ходили вчера в гости? 13.Вы ходили вчера на концерт? 14.Почему вы не ходите на вечеринки? 15.Почему он так часто ходит в поликлинику? 16.Почему он все время ходит пешком? 17.Почему он все время ходит по комнате? 18.Почему он ходит с палкой? 19.Почему он ходит без куртки? 20.Почему она каждый день ходит с зонтиком? 21.Он ходит в очках? 22.Он всегда ходит в джинсах? 23.Почему мы так редко ходим в театр? 24.Вы куда-нибудь ходили на прошлой неделе?

37. Лексика и грамматика. Упражнение 17. Ответьте на вопросы. Обратите внимание на форму после глагола. 1.Вы часто ездите за город? 2.Ты часто ездишь за границу? 3.Ты часто ездишь на велосипеде? 4.Он часто ездит на своей машине? 5.Вы часто ездите на такси? 6.Почему он никогда не ездит на автобусе? 7.Почему он никогда не ездит на автобусе? 8.Ты хорошо ездишь на лошади? 9.Почему ты не ездишь на своем мотоцикле? 10.Почему он всегда ездит на электричке? 11.Она часто ездит на дачу? 12.Куда вы вчера ездили? 13.Почему вы не ездите за город? 13.Ты каждое лето ездишь отдыхать? 14.Куда вы ездили прошлым летом?

38. Лексика и грамматика. Упражнение 18. Модель: Вы часто ездите за город? – Да, часто, вчера ездил и завтра поеду. 1.Вы часто ездите к бабушке? 2.Вы часто ездите к дедушке? 3.Вы часто ездите к родственникам? 4.Ты часто ездишь на рыбалку? 5.Ты часто ездишь за грибами? 6.Ты часто ездишь в Петербург? 7.Ты часто ездишь на своей машине? 8.Ты часто ездишь купаться? 9.Он часто ездит на соревнования? 10.Она часто ездит на электричке?

39. Лексика и грамматика. Стереотипы употребления Упражнение 19. Обратите внимание на употребление глаголов движения. Выберите для себя 5 примеров и запишите их в тетрадь. 1.Ребенку только восемь месяцев, и он еще не умеет ходить. 2.Я не умею плавать. 3.Птенец еще не умеет летать. 4.Я не умею ездить на велосипеде. 5.Вы умеете ездить верхом на лошади? 6.Я не умею ходить по канату. 7.Он не умеет плавать с аквалангом. 8.Хочу научиться ездить верхом. 9.Хочу научиться плавать под водой с открытыми глазами. 10.Хорошо бы научиться летать на дельтаплане! 11.Я не умею быстро ходить. 12.Ты умеешь плавать на спине? 13.Он здорово бегает на коньках! 14.Он здорово ходит на лыжах!

40. Лексика и грамматика. Упражнение 20. Прочитайте предложения. Определите значение глаголов нести, вести, везти. 1.Он несёт портфель. 2.Она несёт цветы. 3.Он несёт большую сумку. 4.Он ведёт друга к врачу. 5.Он ведёт слона в зоопарк. 6.Он ведёт лошадь домой. 7.Она ведёт большую собаку. 8.Он везёт друга на велосипеде. 9.Он везёт друзей на новой машине. 10.Мама везёт ребенка в коляске. 11.Мама ведёт ребенка за руку. 12.Папа несёт ребенка на руках.

41. Лексика и грамматика. Упражнение 21. Выберите правильный вариант. 1.Она идет и … цветы. (несет – ведет) 2.Он едет на велосипеде и … книги. (ведет – везет) 3.Она идет и … большую собаку. (ведет – несет) 4.Она … собаку на руках. (ведет – несет) 5.Он едет на машине и … своих друзей. (несет – везет) 6.Он идет и … хлеб. (везет – несет) 7.Они идут и … подарки. (несут – ведут) 8.Родители идут и … (несут – ведут) первоклассников в школу. 9.Папа … (ведет – везет) сына в школу на машине. 10.Гид … (ведет – несет) туристов к памятнику. 11.Сестра … (ведет – везет) маленького брата в коляске. 12.Он … (несет – ведет) тяжелый рюкзак. 13.Девушка … (несет – везет) на мотоцикле корзину цветов. 14.Мужчина … (ведет – несет) медведя в цирк. 15.Дети … (везут – ведут) куклу на санках. 16.Туристы всегда … (везут – ведут) с собой много сувениров.

42. Лексика и грамматика. Упражнение 22. Ответьте на вопросы. 1.Кому он несёт цветы? 2.Куда он несёт паспорт? 3.Куда он везёт телевизор на такси? 4.Куда экскурсовод ведёт туристов? 5.Куда родители ведут детей? 6.Куда вы несёте эти документы? 7.Куда ты несёшь мои вещи? 8.Куда ты ведёшь меня? 9.Куда ты везёшь меня на своей машине? 10.Зачем ты ведёшь собаку на улицу? 11.Почему он несёт кошку на руках? 12.Куда он ведёт медведя?

43. Лексика и грамматика. Упражнение 23. Прочитайте предложения. Определите, где глаголы движения использованы в прямом значении, а где – в переносном (фигурально). 1.Он идёт в школу. 2.Идёт дождь. 3.Тебе идёт этот цвет. 4.Автобус идёт в парк. 5.Идёт урок. 6.Как быстро бежит время! 7.Да, время летит быстро! 8.Часы не ходят. 9.Уже ночь, троллейбусы уже не ходят. 10.Ты не очень хорошо играешь в шахматы, ходи конем! 11.Что модно, что сейчас носят? 12.Он носит очки? 13.Да, он ходит в очках. 14.Мальчик не ходит в школу. 15.Ребенок плохо себя ведёт. 16.Экскурсовод ведёт туристов к памятнику. 17.Учитель ведёт урок. 18.Ты хорошо водишь машину. 19.Я везу друзей к себе на дачу. 20.Мне часто везёт. 21.Он не подготовился и на экзамене плавал. 22.По небу плывут облака.

44. Лексика и грамматика. Упражнение 24. Запомните, как употребляются глаголы движения в прошедшем времени – значение «движение в одну сторону». 1.Отец шёл по улице и нёс ребенка на руках. 2.Он шёл к метро и вёл ребенка за руку. 3.Мама вела ребёнка из школы домой. 4.Она ехала на велосипеде и везла две сумки. 5.Она несла книги в библиотеку. 6.Она вела медведей в цирк. 7.Они везли медведей в цирк на машине. 8.У моего друга заболела нога, и я вёз его домой на такси.

45. Лексика и грамматика. Упражнение Он всегда приходит к нам по субботам. 2.Он всегда приносит мне цветы. 3.Сегодня он придёт к нам в гости. 4.Как всегда, он принесёт цветы. 5.Он никогда не приносил мне цветы. 6.Дядя привёз мне из Америки много подарков. 7.Скоро приедет моя тётя и тоже привезёт много подарков. 8.Мама привела ребенка в детский сад. 9.Он пришёл к нам в гости и привёл свою подругу. 10.Прилетела птица. 11.Эта птица часто прилетает ко мне на окно. 12.Наверно, эта птица будет прилетать часто. 13.Прилетит и завтра. 14.Поезд пришел. 15.Когда приходит поезд? 16.Самолет прилетел? 17.Когда прилетает самолет? 18.Почему самолет не улетел? 19.Проводник принёс нам чай. 20.Проводник в поезде всегда приносит чай. 21.Кто принесёт нам чай в поезде? 22.Уведи, пожалуйста, отсюда собаку, она всем мешает. 23.Унеси отсюда грязную посуду. 24.Увези меня отсюда! 25.Она увезла сына из города на всё лето. 25.Бабушка привезла сына на дачу. 26.Она каждое лето привозит сюда сына. 27.Он уже давно ко мне не приходит. 27.Лебедь уплыл от нас. 28.Лебедь всегда уплывает от нас, как только мы приближаемся. 29.Приплыла к старику золотая рыбка.

46. Лексика и грамматика. Комментарий ситуации употребления Упражнение 26. Определите различие в значении глаголов движения СВ и НСВ. 1.Ко мне пришёл друг. – Ко мне приходил друг. 2.Месяц назад ко мне приехала двоюродная сестра. – Месяц назад ко мне приезжала двоюродная сестра. 3.Два дня назад птицы прилетели на озеро. – Два дня назад птицы прилетали на озеро. 4.В марте приплыл красивый корабль. – В марте приплывал красивый корабль. 5.Неделю назад пришло торговое судно. – Неделю назад приходило торговое судно. 6.К старику приплыла золотая рыбка. – К старику приплывала золотая рыбка. 7.Он прибежал домой обедать. – Он прибегал домой обедать, но уже ушёл. 8.На лето она увозила сына в деревню. – На лето она увезла сына в деревню. 9.Он привёл к нам свою подругу. – Он приводил к нам свою подругу. 10.Он приносил книгу. – Он принёс книгу.