Управление риском в экономике. 1.Стратегическое и тактическое планирование мероприятий по управлению рисками 2.Идентификация рисков 3.Качественный анализ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление рисками в процессе производства и продажи продукции при нестабильности сырьевых рынков.
Advertisements

Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
Виды рисков и их влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
ТЕМА: «АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА» 1.КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ 2.МЕТОДЫ АНАЛИЗА РИСКА 3.СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА 4.ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС: ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО.
РИСК - МЕНЕДЖМЕНТ 1 1.Понятие, черты, причины и виды рисков. 2.Методы анализа и управления рисками. 3.Риск - менеджмент.
Микерин Г.И., Медведева О.Е. Методика оценки стоимости новых технологий и технологических проектов (инноваций)
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Кризисы в развитии организации (предприятия). Риски в антикризисном управлении. Возникновение кризисов в организациях, фазы развития кризиса. Варианты.
Возможности электронного документооборота по управлению рисками Подолина Ольга Георгиевна, Ведущий консультант департамента управленческого.
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
1 Мельник М.В. Управление риском Этап: Идентификация риска Полноценная идентификация риска предполагает проведение систематических, ориентированных.
Глава 1: Риск и его измерение Берегулько А. В.. Понятие риска Риск Риск – вероятность (угроза) потери лицом или организацией части своих ресурсов, недополученных.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине Управление рисками На тему: « Схемы переноса финансовых рисков: диверсификация, страхование, хеджирование » Подготовила: ст.гр.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Менеджмент и менеджер
Управление ликвидностью и финансовыми рисками. Опыт «Норильского никеля» Михаил Туренко.
Транксрипт:

Управление риском в экономике

1.Стратегическое и тактическое планирование мероприятий по управлению рисками 2.Идентификация рисков 3.Качественный анализ рисков 4.Количественный анализ рисков 5.Анализ результатов качественной и количественной оценки рисков 6.Планирование реагирования на риски 7.Принятие управленческого решения и осуществление антирисковых мероприятий 8.Оценка эффективности осуществленных мероприятий и корректировка результатов выбранной стратегии управления рисками 9. Мониторинг и контроль рисков

Методы идентификации рисков: метод структурной декомпозиции факторов риска по стадиям жизненного цикла метод STAR, разработанной Уортоновской школой бизнес

Традиционные методы качественной и количественной оценки риска: Статистический метод Методы экспертных оценок Метод анализа целесообразности затрат Метод анализа чувствительности Метод анализа сценариев Метод имитационного моделирования Монте-Карло Нормативный метод Метод аналогий Метод дерева решений Аналитический метод Метод дерева отказов Метод «События-последствия»

Примеры методов качественной оценки страновых рисков: метод «old hands» осуществляется в виде традиционных отчетов, составленных специалистами, наиболее полно владеющими информацией о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо осведомленными лицами в этой стране (учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами). Метод «grand tour» предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и налаживание там контактов с местными лидерами, членами правительства и бизнесменами.

Методы воздействия на риски 1. Признание ущерба (пренебрежение суммой предполагаемого ущерба, если она незначительна). 2.Уклонение от риска: 2.1.Отказ от ненадежных контрагентов. 2.2.Отказ от венчурных проектов, обладающих слишком высоким уровнем риска. 2.3.Отказ от ненадежных клиентов. 2.4.Сокращение рискового периода. 2.5.Передача риска (перекладывание риска на других лиц): Страхование рисков инноваций Получение финансовых гарантий, поручительств Внесение в текст документов (договоров, торговых контрактов и пр.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту. 3.Локализация риска инноваций: 3.1.Создание венчурных фирм. 3.2.Создание специальных структурных подразделений для реализации рисковых проектов. 4.Диссипация рисков инноваций: 4.1.Диверсификация: Диверсификация направлений деятельности Диверсификация источников финансирования Диверсификация поставок (заключение контрактов с несколькими поставщиками на поставку одно и того же вида сырья или материалов) Диверсификация сбыта (выходы на разные сегменты рынка, диверсификация клиентской базы). 4.2.Распределение ответственности между участниками (создание отдельных бизнес-единиц для выполнения различных проектов, расширение числа участников в целях снижения доли риска, приходящегося на одного участника). 4.3.Распределение риска во времени (отказ от одновременной реализации нескольких проектов).

Методы воздействия на риски (продолжение) 5.Компенсация (предотвращение, предупреждение потерь): 5.1.Неформализуемые методы: Активный риск-менеджмент Стратегическое планирование Прогнозирование внешней среды Мониторинг конъюнктуры рынка Целенаправленный маркетинг Защита коммерческой тайны, связанной с инновационным продуктом. 5.2.Создание системы резервов (самострахование): Система финансовых резервов, т.е. дополнительных средств на покрытие непредвиденных расходов (опыт стран Запада допускает увеличение стоимости проекта на 7-10%, а российский опыт – на 10-20% за счет резервирования средств на форс-мажор) Система материальных резервов, т.е. специальных страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции Система информационных резервов, т.е. приобретение дополнительной информации Адаптационные механизмы Лимитирование Хеджирование (заключение фьючерсных и форвардных контрактов, сделок с опционами и т.д.) Контроль (ограничение дальнейшего роста размера уже полученного убытка при помощи сбора и обработки достоверной информации). 5.7.Получение государственных дотаций, кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления нормальной деятельности.

Сравнение эффективности различных методов реагирования на риск можна осуществлять например на основе метода Хаустона.

Учет рисков в инвестиционном анализе Метод корректировки нормы дисконта –Агрегированные методы расчета рисковой премии –Кумулятивные методы расчета рисковой премии Метод эквивалентных аннуитетов Метод оценки ожидаемой эффективности

Концепции, описывающие тип неопределенности концепция субъективных вероятностей, экономический субъект должен принимать решения по критерию максимума математических ожиданий прибылей, которые зависят от определенного состояния экономики и определены на основе субъективной вероятности наступления этого состояния; концепция интервальной неопределенности, в рамках которой изначально предполагается, что какая-либо информация о вероятностях отдельных сценариев проекта отсутствует или реализация любого сценария вообще не может быть охарактеризована в терминах вероятностей. концепция интервально-вероятностной неопределенности, предполагается, что эффект проекта является случайной величиной, однако имеющаяся у аналитика информация об особенностях реализации данного проекта может соответствовать не одному, а нескольким типам законов распределения вероятностей, но неизвестно какому конкретно.

Метод дерева решений (Байесовский подход)

Условие задачи Главный экономист анализирует планы развития производства на следующий год. Предприятие выпускает, кроме всего прочего и изделие В-1. Данное изделие выпускается длительное время и пользуется устойчивым спросом у потребителей. Планом технического развития предусматривается переход на выпуск более современных изделий. Предварительные расчеты показывают, что переход на выпуск новой продукции, в случае получения признания у потребителей, принесет доход больший, чем прибыль получаемый в настоящее время от производства и реализации В-1. Если же новые изделия не будут пользоваться спросом, то прибыль снизится. Данные о новых изделий приведены в табл. 1 Зная производственные условия предприятия и ситуации на рынке, главный экономист уверен, что переход на новую модель будет успешным (уверенность составляет 70%). Для подтверждения своей уверенности он может обратиться к аналитической организации, занимающейся прогнозам ситуаций, связанных с выводом на рынок новой продукции. Стоимость подобного исследования составляет 0,33 млн. грн. Из опыта прошлого известно, что выводы данной аналитической организации были правильными в 70% случаев, когда предполагался успех, и в 90% случаев, когда предусматривалась неудача. Ответить на следующие вопросы: 1) Обращаться ли к аналитической организации? 2) Переходить ли на новый вид продукта? 3) Если переходить то на какой? Модель В-11Модель В-12 Прибыль, млн. грн.Убыток млн. грн.Прибыль, млн. грн.Убыток млн. грн

А Б1 Б2 В1 В2 В3 Г1 Г2 Г3 Г9 Г4 Г7 Г8 Г5 Г6 Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11 Р12 Р13 Р14 Р15

А Д10 Д20 С10 С11 С12 Д20 Д21 Д22 Д20 Д21 Д22 С20 С21 С22 С21 С22 С20 С21 С22 С21 С22 С20 С21 С22 С21 С22

А ,3 +19,7 -2,3 +29,7 -15,3 -0,3 +19,7 -2,3 +29,7 -15,3

Расчеты: М Г1 = 0(млн.грн.) М Г2 = 20*0,7+(-2)*0,3=13,4 (млн.грн.) М Г3 = 16,5(млн.грн.) М Г4 = -0,3(млн.грн.) М Г7 = -0,3(млн.грн.)

М Г5 = 19,7*0,85+(-2,3)*0,15=16,4(млн.грн.) М Г6 =22,95(млн.грн.) М Г8 = 19,7*0,37+(-2,3)*0,63=5,84 М Г9 =1,35

А Б1 Б2 В1 В2 В3 0 13,4 16,5 1,35 -0,3 5,84 16,4 22,95

А Б1 Б2 В1=16,5 В2=22,95 В3=5,84

МГ5= 22,95*0,58+5,84*0,42=15,76(млн.грн.)

А Б1=16,5 Б2=15,76

Выводы: Обращаться ли к аналитической организации не следует. Переходить на новый вид продукта следует. Переходить на новый продукт В-12.