Стандарт специального образования в новых условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: (основные положения).
Advertisements

Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного.
Закон РФ «Об образовании» Ст. 14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением.
Требования к структуре основных образовательных программ.
(К докладу на МО) Подготовила Н.Н.Никифорова. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями.
Материал по теме: ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Кузьмина Людмила Викторовна, методист РЦДО
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ Основные положения концепции.
ФГОС НОО для детей с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Академик РАО Малофеев Н.Н.. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Л.Г. Мустаева, доцент кафедры психологии и специального образования ИПКиПРО УР.
Транксрипт:

Стандарт специального образования в новых условиях

Специальный образовательный стандарт Специальный стандарт представляет собой адекватный инструмент инновационного развития образовательной системы страны. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям вне зависимости от территории (региона проживания), тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Цели специального образования Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Выделение критериев эффективности тесно связано с выделением потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ: - внесение изменений в содержание образования адекватного особенностям детей (интернатные учреждения нуждаются в разработке содержания дополнительного образования и содержания воспитательной работы); - использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию содержания; - индивидуализация обучения, воспитания и коррекции; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной и коррекционно-развивающей среды; - максимально «раздвинуть» образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Предмет стандартизации результаты образования на каждой ступени; структура и содержание образовательной программы; условия, необходимые для получения образования.

Уровни образования Первый уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; Второй уровень – нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка; Третий уровень – нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, т.е. подготовка к жизни в семье и социуме.

Первый вариант специального стандарта Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде. Обязательным условием освоения этого варианта стандарта является качество психолого-педагогического сопровождения – обеспечивающих специальные условия для реализации особых познавательных потребностей, формирование полноценной жизненной компетенции. Обязательным критерием является подготовка педагогического коллектива к работе с такими детьми.

Второй вариант специального стандарта ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные сроки. Среда организуется в соответствии с особенностями развития данной категории и приспосабливается к ребенку. Поэтому критерием эффективности являются особенности организации среды. В рамках этого варианта организуется специальное обучение и воспитание для реализации образовательных потребностей. Критерием является усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний и умений в реальных условиях, планомерное расширение жизненного опыта и обогащение социальных контактов.

Третий вариант специального стандарта (нецензовый): редуцирован «академический» компонент за счет расширения области развития жизненной компетенции. Среда организуется в соответствии с нуждами данной категории. Обязательным компонентом является организация специального обучения и воспитания. Необходимость специальной работы по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду. Смыслом и результатом этой работы является расширение жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень): Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. «Академический» компонент значительно редуцирован, но максимально углублена область развития жизненной компетенции. В этом варианте обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Среда организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательным критерием является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требование специальной работы по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное, поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

«Академический» компонент рассматривается как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации. Для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться непосредственно «здесь и сейчас». В каждой из пяти содержательных областей применяется логика сознательного, разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие. Этот принцип является единым для всех вариантов стандарта, включая третий и четвертый и даже индивидуальный уровень образования.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями и умениями, уже необходимыми ребенку в обыденной реальной жизни. Если овладение академическими знаниями направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.

Требования к результатам освоения образовательной программы : - что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; - что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; - насколько активно и свободно и творчески он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться: В единстве всех компонентов образования; Подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается сохранить в его традиционном виде; Для оценки результатов жизненной компетенции ребенка – предлагается использовать метод экспертной оценки. Она должна объединить всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком. Результаты могут быть отражены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка.

Функции специальных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием; Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и др.; Гарантировать ребенку удовлетворение обычных и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; Обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

Функции специальных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего рекомендациям специалистов; Обеспечить механизм взаимодействия общего и специального образования и сделать регулируемым процесс обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; Обеспечить детям с ОВЗ равную возможность переходить из одного типа образовательного учреждения в другое; Создать условия и стимулировать модернизацию образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Содержательные области образования Язык – речевая практика; Математика – практика применения математических знаний; Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром; Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми; Обществознание – практика жизни в социуме. Каждая образовательная область включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции

Язык и речевая практика 1.Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. 2.Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. 3.Развитие вкуса и способности к словесному творчеству, соответствующему возрасту и развитию ребенка.

Математика и применение математических знаний 1.Овладение началами математики (например, понятие «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.). 2.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться деньгами и др.). 3.Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 1.Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. 2.Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. 3.Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 1.Овладение первоначальными знаниями о человеке. 2.Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта. 3.Развитие вкуса и способности к разносторонней самореализации, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее, считаясь с чувствами и намерениями других людей.

Обществознание – практика жизни в социуме 1.Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. 2.Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных правил, ритуалов, навыков, соответствующих полу и возрасту ребенка. 3.Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально значимых задач, соответствующих возрасту ребенка

Критерии, связанные с ресурсным обеспечением получения детьми образования: Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области коррекционной педагогики), а также кадров осуществляющих медико-психолого-педагогическое сопровождении ребенка в системе получения им образования; Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая информационно-образовательную среду. Информационное обеспечение.