Концептуальные подходы к совершенствованию профориентационного обслуживания населения Красноярского края 20 августа 2008г. Красноярск
Функции профориентации Экономическая функция - обеспечение трудовой занятости населения и предприятий края качественными трудовыми ресурсами. Социальная функция – обеспечение социальной интеграции различных групп населения в условиях рыночной экономики; поддержка «социального мира». Психолого-педагогическая функция – обеспечение свободного профессионального развития личности с целью повышения удовлетворенности и качества жизни.
Индустриальное развитие и изменение профориентационной парадигмы «Подгонка» профиля способностей индивида под подходящий профессиональный профиль Усложнение труда «Индивидуально-психологический» подход «Педагогический» или «воспитательный» подход «Оценочно- селективный» подход Профориентационное сопровождение индивида на всех этапах профессионального пути Выбор профессии во время оптации, закрепление в профессии социально- Экономическими средствами
«Сосуществование» профориентационных парадигм «Воспитательный» подход «Индивидуально- психологический» подход «Оценочно- селективный» подход
ИНДИВИД знания о рынке труда знания я- концепци я черты личности способности ограничения склонности интерес ы навыки умения физически е свойства возраст ценности убеждения этнос сексуальны е ориентации генде р здоровье глобализация рабоче е место образовательная система социо экономический статус малая группа семья СМИ исторические тренды место жительства политиче ские решения рынок труда сверстник и
Изменения социально-трудовой сферы с 1991 Структурные изменения в экономике Трансформация социальной структуры общества Распад системы общественных ценностей и норм Негарантированность профессионального образования Негарантированность занятости Многообразие форм занятости
Изменения социальной структуры России Социальная структура России в 1992 г. России 1998 г. Н.Е. Тихонова (2000)
Типичная социальная структура 17 стран Европы и Северной Америки Н.Е. Тихонова (2000)
Традиционные представления о профессиональном развитии -1 Допрофессиональное развитие. Стадия предыгры (от 3 лет). Стадия игры (период дошкольного детства от 3 до 78 лет). Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста от 7-8 до лет); Развитие в период выбора профессий. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, к труду, планирования профессионального пути, выбора профессии от до лет). Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под. ред. В.Н. Дружинина СПб. 2001
Традиционные представления о профессиональном развитии -2 Развитие в период профессиональной подготовки и становления профессионала. Стадия профессионального обучения (от до лет). Стадия профессиональной адаптации (от до лет). Стадия развития профессионала (от до лет). Стадия реализации профессионала (от до лет). Стадия спада (свыше лет). Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под. ред. В.Н. Дружинина СПб. 2001
Изменения в трудовой жизни ХХI века 1. Количество жизненных изменений резко увеличивается. 2. Профессиональная мобильность резко увеличивается. 3. Требования к умениям и владению несколькими профессиями увеличиваются. 4. «Обучение длиною в жизнь». 5. Профессиональное обучение изменяется, включая в себя компоненты общего развития. 6. Работа без четких инструкций. 7. Роль «человеческого фактора» в труде повышается. 8. Требования и возможности самому регулировать условия труда возрастают. 9. Рабочее время увеличивается. 10. Определение содержания труда и профессии становится более трудным, «прикрепление» к профессии проблематично. 11. Возрастает роль социальных умений. 12. Возрастает интернационализация.
Представления о профессиональном развитии и в ХХI веке Нелинейность Ненормативность и прерывистость Быстрые изменения (пластичность отношений человек-труд) «Обучение длинною в жизнь» Субъективизм (развитие как субъективная интерпретация) Отсутствие стадий развития Мультикультурность
Общественные функции образования Цивилизация Социализация Профессионализация Специализация ( профессиональная ) С Пр Сп Ц
Реализация функций образования в социалистическом обществе Уровни образованияФункции Последипломное обучение Система профессионального образования Средняя школа и учреждения внешкольной работы Ц С С Пр Сп
Реализация функций образования в трансформирующемся обществе Уровни образованияФункции Последипломное обучение Система профессионального образования Средняя школа и учреждения внешкольной работы
«Идеальная модель» профориентационного процесса Ценностные ориентации и жизненные смыслы в их соотнесенности с трудом Хочу-Могу-Надо Технологии карьеры Выбор рабочего места До 9-го класса 9-11 класс Профшкола Профшкола и служба занятости
«Реальная модель» профориентационного процесса Ценностные ориентации и жизненные смыслы в их соотнесенности с трудом Хочу-Могу-Надо Технологии карьеры Выбор рабочего места
группы Характеристика группы 2007 % 2008 % 1 группа Граждане имеют высокий потенциал трудоустройства, высокую степень мотивации, владеют навыками и техникой поиска работы, готовы приступить к работе в короткий срок группа Граждане с высокой мотивацией к труду, готовы к трудовой деятельности, но имеют либо низкую профессиональную востребованность на рынке труда, либо другие препятствия к трудоустройству (отсутствие опыта, возраст, нет нужного образования и т.д.) группа Граждане с высокой профессиональной востребованностью на рынке труда, с отсутствием каких- либо субъективных или объективных причин, затрудняющих трудоустройство, но имеющие очень низкую мотивацию к трудоустройству группа Граждане, имеющие низкий потенциал трудоустройства и низкий мотивационный уровень, длительное время не работающие, утратившие профессиональные навыки. 4246
Распределение ответов безработных на вопрос о зависимости безработицы (1 – полностью от себя, 7 – полностью от других)
Самооценка частоты различных действий по поиску работы Чаще всего: читают объявления в газетах об имеющихся вакансиях (6.2.); расспрашивают о возможной работе у друзей и знакомых (6.4.). Значительно реже : знакомятся с предлагаемыми службой занятости вакансиями (6.1.); ищут работу не только по своей специальности (6.5.);. Совсем редко: установление контактов с работодателями при отсутствии «официального» сообщения о вакансиях (6.3.); поиск других форм занятости кроме работы по найму (6.6.).
Профессиональные предпочтения девятиклассников Количество респондентов, отметивших в качестве выбранной профессии нерабочую профессию 82,7 % Количество респондентов, отметивших в качестве выбранной профессии рабочую профессию 17,3 %
Название профессии % Автомеханик4,9 Повар3,3 Водитель1,6 Машинист электропоезда 1,6 Охранник1,6 Разнорабочий1,6 Выбор рабочих профессий
Какой уровень образования Вы хотели бы получить? % высшее профессиональное 81,0 среднее профессиональное 18,5 начальное профессиональное 0,5
Что из нижеперечисленного помогло бы Вам при выборе профессии? возможность практического знакомства с профессиями 58,4 встречи с представителями различных профессий 38,8 рассказы о профессиях, учебных заведениях, рынке труда 38,4 консультации психолога по выбору профессии 29,0 экскурсии в профессиональные учебные заведения 28,3 экскурсии на предприятия 24,2 информационные ролики, фильмы о профессиях, учебных заведениях, рынке труда 23,3 профориентационные игры 9,6