Концептуальные подходы к совершенствованию профориентационного обслуживания населения Красноярского края 20 августа 2008г. Красноярск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Advertisements

Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа 6» г. Когалыма Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа 6» г. Когалыма Профориентатор.
Профориентационная работа Юноши и девушки, а также их родители! Правильно профессию выбрать не хотите ли? МАОУ Трубичинская основная общеобразовательная.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Организация работы общественного Совета по развитию человеческого капитала Администрация города Губкинского.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 5» СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Организация работы.
Семинар для педагогов Китовской МСОШ. 1-2 классы «Профессии наших родителей» Знакомство с профессиями родителей -Классные часы – встречи -Рассказ о профессии.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
Подготовила практический психолог УВК 25 – лицей «Успех» Бычек Татьяна Викторовна.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Программа по профессиональному самоопределению подростков «Формула успеха»
Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в современных условиях Методист по профориентации В.И.Карпова.
Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Транксрипт:

Концептуальные подходы к совершенствованию профориентационного обслуживания населения Красноярского края 20 августа 2008г. Красноярск

Функции профориентации Экономическая функция - обеспечение трудовой занятости населения и предприятий края качественными трудовыми ресурсами. Социальная функция – обеспечение социальной интеграции различных групп населения в условиях рыночной экономики; поддержка «социального мира». Психолого-педагогическая функция – обеспечение свободного профессионального развития личности с целью повышения удовлетворенности и качества жизни.

Индустриальное развитие и изменение профориентационной парадигмы «Подгонка» профиля способностей индивида под подходящий профессиональный профиль Усложнение труда «Индивидуально-психологический» подход «Педагогический» или «воспитательный» подход «Оценочно- селективный» подход Профориентационное сопровождение индивида на всех этапах профессионального пути Выбор профессии во время оптации, закрепление в профессии социально- Экономическими средствами

«Сосуществование» профориентационных парадигм «Воспитательный» подход «Индивидуально- психологический» подход «Оценочно- селективный» подход

ИНДИВИД знания о рынке труда знания я- концепци я черты личности способности ограничения склонности интерес ы навыки умения физически е свойства возраст ценности убеждения этнос сексуальны е ориентации генде р здоровье глобализация рабоче е место образовательная система социо экономический статус малая группа семья СМИ исторические тренды место жительства политиче ские решения рынок труда сверстник и

Изменения социально-трудовой сферы с 1991 Структурные изменения в экономике Трансформация социальной структуры общества Распад системы общественных ценностей и норм Негарантированность профессионального образования Негарантированность занятости Многообразие форм занятости

Изменения социальной структуры России Социальная структура России в 1992 г. России 1998 г. Н.Е. Тихонова (2000)

Типичная социальная структура 17 стран Европы и Северной Америки Н.Е. Тихонова (2000)

Традиционные представления о профессиональном развитии -1 Допрофессиональное развитие. Стадия предыгры (от 3 лет). Стадия игры (период дошкольного детства от 3 до 78 лет). Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста от 7-8 до лет); Развитие в период выбора профессий. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, к труду, планирования профессионального пути, выбора профессии от до лет). Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под. ред. В.Н. Дружинина СПб. 2001

Традиционные представления о профессиональном развитии -2 Развитие в период профессиональной подготовки и становления профессионала. Стадия профессионального обучения (от до лет). Стадия профессиональной адаптации (от до лет). Стадия развития профессионала (от до лет). Стадия реализации профессионала (от до лет). Стадия спада (свыше лет). Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под. ред. В.Н. Дружинина СПб. 2001

Изменения в трудовой жизни ХХI века 1. Количество жизненных изменений резко увеличивается. 2. Профессиональная мобильность резко увеличивается. 3. Требования к умениям и владению несколькими профессиями увеличиваются. 4. «Обучение длиною в жизнь». 5. Профессиональное обучение изменяется, включая в себя компоненты общего развития. 6. Работа без четких инструкций. 7. Роль «человеческого фактора» в труде повышается. 8. Требования и возможности самому регулировать условия труда возрастают. 9. Рабочее время увеличивается. 10. Определение содержания труда и профессии становится более трудным, «прикрепление» к профессии проблематично. 11. Возрастает роль социальных умений. 12. Возрастает интернационализация.

Представления о профессиональном развитии и в ХХI веке Нелинейность Ненормативность и прерывистость Быстрые изменения (пластичность отношений человек-труд) «Обучение длинною в жизнь» Субъективизм (развитие как субъективная интерпретация) Отсутствие стадий развития Мультикультурность

Общественные функции образования Цивилизация Социализация Профессионализация Специализация ( профессиональная ) С Пр Сп Ц

Реализация функций образования в социалистическом обществе Уровни образованияФункции Последипломное обучение Система профессионального образования Средняя школа и учреждения внешкольной работы Ц С С Пр Сп

Реализация функций образования в трансформирующемся обществе Уровни образованияФункции Последипломное обучение Система профессионального образования Средняя школа и учреждения внешкольной работы

«Идеальная модель» профориентационного процесса Ценностные ориентации и жизненные смыслы в их соотнесенности с трудом Хочу-Могу-Надо Технологии карьеры Выбор рабочего места До 9-го класса 9-11 класс Профшкола Профшкола и служба занятости

«Реальная модель» профориентационного процесса Ценностные ориентации и жизненные смыслы в их соотнесенности с трудом Хочу-Могу-Надо Технологии карьеры Выбор рабочего места

группы Характеристика группы 2007 % 2008 % 1 группа Граждане имеют высокий потенциал трудоустройства, высокую степень мотивации, владеют навыками и техникой поиска работы, готовы приступить к работе в короткий срок группа Граждане с высокой мотивацией к труду, готовы к трудовой деятельности, но имеют либо низкую профессиональную востребованность на рынке труда, либо другие препятствия к трудоустройству (отсутствие опыта, возраст, нет нужного образования и т.д.) группа Граждане с высокой профессиональной востребованностью на рынке труда, с отсутствием каких- либо субъективных или объективных причин, затрудняющих трудоустройство, но имеющие очень низкую мотивацию к трудоустройству группа Граждане, имеющие низкий потенциал трудоустройства и низкий мотивационный уровень, длительное время не работающие, утратившие профессиональные навыки. 4246

Распределение ответов безработных на вопрос о зависимости безработицы (1 – полностью от себя, 7 – полностью от других)

Самооценка частоты различных действий по поиску работы Чаще всего: читают объявления в газетах об имеющихся вакансиях (6.2.); расспрашивают о возможной работе у друзей и знакомых (6.4.). Значительно реже : знакомятся с предлагаемыми службой занятости вакансиями (6.1.); ищут работу не только по своей специальности (6.5.);. Совсем редко: установление контактов с работодателями при отсутствии «официального» сообщения о вакансиях (6.3.); поиск других форм занятости кроме работы по найму (6.6.).

Профессиональные предпочтения девятиклассников Количество респондентов, отметивших в качестве выбранной профессии нерабочую профессию 82,7 % Количество респондентов, отметивших в качестве выбранной профессии рабочую профессию 17,3 %

Название профессии % Автомеханик4,9 Повар3,3 Водитель1,6 Машинист электропоезда 1,6 Охранник1,6 Разнорабочий1,6 Выбор рабочих профессий

Какой уровень образования Вы хотели бы получить? % высшее профессиональное 81,0 среднее профессиональное 18,5 начальное профессиональное 0,5

Что из нижеперечисленного помогло бы Вам при выборе профессии? возможность практического знакомства с профессиями 58,4 встречи с представителями различных профессий 38,8 рассказы о профессиях, учебных заведениях, рынке труда 38,4 консультации психолога по выбору профессии 29,0 экскурсии в профессиональные учебные заведения 28,3 экскурсии на предприятия 24,2 информационные ролики, фильмы о профессиях, учебных заведениях, рынке труда 23,3 профориентационные игры 9,6