Нормативные документы Министерство образования Российской Федерации Концепция профильного обучения на старшей ступени образования Цели, содержание и организация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативные документы Министерство образования Российской Федерации Концепция профильного обучения на старшей ступени образования Цели, содержание и организация.
Advertisements

Цели и задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения © Кафедра управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2009.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
воспитание толерантности развитие самостоятельности и способности к самоорганизации формирование высокого уровня правовой культуры развитие способности.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов год.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного.
Эксперимент: предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Приветствуем участников межшкольного методического объединения!
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Профильное обучение на старшей ступени общего образования.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Роль предпрофильной подготовки при переходе на профильное обучение в старшей школе Махонина В.И., заместитель директора по УВР, учитель химии МОУ СОШ 66.
Организация профильного обучения в учебном году Материалы для информационных встреч с учащимися и родителями.
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
Организация профильного обучения в МБОУ гимназии станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район.
П рофильное обучение в старших классах, ориентированно на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся (с учетом реальных потребностей рын­ка.
Транксрипт:

Нормативные документы Министерство образования Российской Федерации Концепция профильного обучения на старшей ступени образования Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. Пинский А.А. –М.: 2003

Департамент образования и науки Нижегородской области Приказ 275 от г. «Об утверждении примерного положения о профильных классах в ОУ Нижегородской области» Положение о профильных классах в ОУ Нижегородской области Приказ 57 от г. « Об утверждении регионального базисного плана ОУ Нижегородской области»

воспитание толерантности развитие самостоятельности и способности к самоорганизации формирование высокого уровня правовой культуры развитие способности к созидательной деятельности Цели современного образования: 1

образование фундаментальность ЖизненнаяЖизненная направленностьнаправленность «Профильное обучение позволит за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональны- ми интересами и намерениями в отношении продолжения образования. …При этом обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования» (Концепция профильного обучения наКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образованиястаршей ступени общего образования). 2

« Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». К онцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования 3

получить информацию о возможных путях продолжения образования оценить свои силы подготовиться к принятию решения о выборе своей будущей профессии 9- классник может и должен 4

курсы по выбору информационная работа профильная ориентация 5

Увеличиваются часы вариативного компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования Создаются классы предпрофильной подготовки Проводится опережающая профориентационная работа по освоению учеником механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственности Школьники обучаются различным способам работы с информацией 6

На предпрофильную подготовку может быть затрачено 68 часов 102 часа 272 часа Продолжительн ость обучения в часах в год Виды учебных курсов и их примерное содержание Min и max количество часов, отводимое на изучение отдельных учебных курсов Основные нормативы учебного плана предпрофильной подготовки 7

Специально организованные краткосрочные курсы по выбору 2 часа в неделю продолжительностью от месяца до полугодия (от 8 до 36 часов, но возможны одночасовые курсы или от 4 и более часов в неделю при проведении тренингов или реализации учебных проектов) 68 часов Информационная работа Знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д. 17 часов Профориентационная работа Пробы, психолого-педагогическая диагностика, консультирование 17 часов Структура учебного плана предпрофильной подготовки 8

Предпрофильная подготовка должна выступать для каждого конкретного ученика не столько абстрактной формой их подготовки к выбору «профиля вообще» ( или формировать некую крайне широкую «способность выбора у ребенка»), сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году. 9

Ученик и его родители должны получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем о территориально доступных образовательных учреждениях, наименее затратных по времени, соответствующих интересу и выбираемому профилю дальнейшего обучения. 1010

1. Информационная и организационная работа по переходу к предпрофильной подготовке Планирование действий по информированию учащихся и их семей Получение сведений о различных учреждениях образования Проведение школьных и межшкольных олимпиад Организация «Дней открытых дверей Издание информационны х материалов школах, гимназиях, лицеях ВУЗах, ССУЗах, колледжах ЦДО для детей, ЦДЮТ, ЦИИР и т.д. Ответственный специалист Заместитель директора Педагог дополнительного образования Психолог Внутришкольная работа: ответы на вопросы учащихся, обобщение информации и т.д. 1111

Целью информационной работы является получение возможности узнать, где можно получить или продолжить образование посетить курсы по выбору пройти психологическое тестирование пройти пробу по предметным областям тестовые или рейтинговые испытания продолжить обучение по выбранному профилю 1212

2.Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация Работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению Помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения 1313

3. Курсы по выбору как часть предпрофильной подготовки Курсы по выбору Межпредметные (ориентационные) четверть выход за рамки (кружки, студии) Предметно- ориентированные (пробные) четверть или полугодие углубление, расширение (факультативы) Курсы по выбору позволяют учащимся реально оценить свои возможности и попробовать свои силы. 14

Основы правовых знаний; Математическая логика; Риторика; Страноведение (на английском языке); Решение олимпиадных задач по физике и др. профильные курсы повышенного уровня помогают сделать осознанный и успешный выбор профиля 15 предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору

При выборе и разработке курсов по выбору нужно учитывать следующее: 16 вариативность привлекательность «избыточность» Сменяемость 2 раза за учебный год Формирование в конце 8 класса

17 Информация, расширяющая сведения по предмету Оригинальный материал, выходящий за рамки программы Знакомство со способами учебной деятельности для усвоения программы профиля Содержание курсов по выбору

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов. В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий, такие как академические лекции, семинары, уроки, проектная деятельность, практики, игровые технологии и т.п. Выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования могут пополнить портфель индивидуальных достижений – портфолио. 18

Примерная схема исчисления образовательного рейтинга (по результатам итоговой аттестации за основную школу) ПозицияКомпонентыРезультаты (балл) Обязательные федеральные экзамены Математика до 5 Русский язык до 5 Два экзамена по выбору (по единым муниципальн ым заданиям) Экзамен 1 до 5 Экзамен 2 до 5 19

Индивидуальная накопленная оценка («портфолио»): один максимальный балл (вес данного параметра оценивается муниципальной экзаменационной комиссией) Олимпиады международная - победитель или призер10 Всероссийская - победитель - призер 9898 Республиканская, областная, краевая - победитель - призер 8787 Городская - победитель - призер 7676 Районная - победитель - призер 6565 Иные сертификаты [мероприятий и конкурсов системы дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (TOEFL и т.п.) и др.] До 5 20

Итоговый рейтинг = Сумма результатов по 4 экзаменам + 1 максимальный балл из портфолио. Максимальный рейтинг = 30 баллов. Минимальный = 12 баллов Примечание. В схему счета не включена составляющая среднего балла аттестата. Вопрос о его учете пока остается открытым. 21

Предпрофильное и профильное обучение МОУ средняя школа 2 Результаты анкетирования учащихся 9-ых классов

Ведущие мотивы выбора профессии Склонность к тем или иным наукам Кто – либо рекомендует Желание больше узнать о данной профессии Желание участвовать в судьбе людей Пример родителей Любовь к технике

Наличие профессионального плана Профессии: Медработник Программист Бухгалтер Водитель Сварщик Прокурор Парикмахер Врач Оператор ЭВМ Судья Профессор Инженер Сборщик электрооборудования

Выбор учебного заведения ВУЗ – 47,5% Техникум – 47,5% ПУ – 5% Осознанность выбора профессии Буду добиваться выбранной профессии Да, скорее всего Возможна смена профессионального плана

Сведения об интересах и склонностях Любимые занятия: спорт, рисование, чтение, музыка Предпочитаемые профессии: Сборщик Медик Сварщик Преподаватель Программист Геодезист Машинист Экономист Адвокат Судостроитель Металлообработчик Повар Парикмахер Электрик Провизор Переводчик

Результаты анкетирования учащихся 8–ых классов

Состояние здоровья

Сформированность профессионального плана

Наличие профессионального плана Профессии: Автомеханик Оператор ЭВМ Сварщик Электромонтёр Врач Военный Бухгалтер Археолог Актриса Футболист Юрист Инженер Водитель Переводчик Журналист Программист Парикмахер Радиомеханик Модельер Футбольный обозреватель Повар Менеджер Художник по интерьеру

Осознанность выбора профессии Нравиться работать на компьютере Люблю технику Люблю играть в футбол Советуют родители Нравиться моделировать Хочу лечить людей Высокооплачиваемая престижная профессия Нравится английский язык Хочу изучать права человека Нравится конструировать и собирать

Ведущие мотивы выбора профессии Советуют учителя Советуют родители Советуют друзья Личный выбор Хочу служить Родине Влияние времени Нравится профессия Желание знать закон Влияние СМИ

Сведения об интересах и склонностях Любимые занятия Чтение Просмотр телевизора Конструирование Прослушивание музыки Работа на компьютере Выступление на сцене Ремонт электроприборов Танцы Ремонт машин Спорт

Выбор учебного заведения

Рекомендуемая литература Управление карьерой: технология профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Программа и учебно-методический комплект для повышения квалификации учителей предпрофильной подготовки. М.: Владос, 2005 В помощь педагогам, ведущим предпрофильную подготовку учащихся общеобразовательной школы.Комплект учебно- методических пособий. М.: АКАДЕМИЯ, 2003 Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. М.: Просвещение, 2003 Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев М.Ф., и др. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно- методическое пособие. М. АПК и ПРО, 2003

Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы МОУ средняя школа 2 г. Навашино

ПозицияКомпонентыРезультат ы (балл) 1. Обязательные федеральные экзамены Математика до 5 Русский язык до 5 2. Два экзамена по выборуЭкзамен 1 до 5 Экзамен 2 до 5 3. Средний балл аттестата по окончании основной средней школы до 5 Схема исчисления образовательного рейтинга ученика

4.Индивидуальная накопленная оценка («портфолио») а) Дипломы и грамоты за олимпиады б) Дипломы и грамоты за другие достижения Областная - победитель -призер -участник Районная - победитель -призер -участник Всероссийские конкурсы: Областные конкурсы: - победитель -призёр -участник Районные конкурсы: - победитель -призер -участник

в) Результаты предпрофильной подготовки г) Сертификаты и отзывы из УДО Внутришкольные: -победитель -призер -участник Курсы по предметам До 5 Профильная ориентация До 5 До 4 Итоговый рейтинг = сумма результатов по 4 экзаменам + средний балл аттестата + максимальный балл из портфолио Приоритетными являются профильные достижения Примечание: дипломы и грамоты участника олимпиад конкурсов, начиная с районного, дают право автоматического зачисления на соответствующий профиль

Рекомендации по составлению портфолио Алгоритм деятельностиФорма 1. Собирайте официальные документы, свидетельствующие о ваших достижениях ( дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, отзывы, рецензии и т.п.) 2. Систематизируйте официальные документы: - проведите ранжирование по масштабности мероприятий, в которых вам удалось участвовать; - отберите документы, соответствующие избранному профилю. Файловая папка Титульный лист

3. Уделите пристальное внимание содержанию Ваших творческих работ 4. Особое внимание уделите оценкам работ по предпрофильной подготовке. 5. Оформите сводную ведомость портфолио и заверьте её у директора школы. 6. Составьте перечень всех документов, представленных в портфолио. Титульный лист творческой работы, рецензия или отзыв на неё Сводная ведомость, вкладыш в аттестат

22