Предметы естественнонаучного цикла в гимназическом образовании Руководитель Васюкова Елена Юрьевна, к.п.н., заместитель директора АНО «Павловская гимназия»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Перепечко Наталья Сергеевна Специальность Учитель начальных классов Пед. стаж 18 лет Образованиевысшее Методическая тема Проектная деятельность в начальной.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Образовательная система «Школа 2100». Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Огрызкова Нина Николаевна, учитель физики МАОУ гимн.24 им. М.В.Октябрьской г. Томск 2015 Развитие познавательных УУД обучающихся на уроках физики и во.
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
Создание развивающей образовательной среды.
{ Методическое объединение учителей естественно- географического цикла.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Транксрипт:

Предметы естественнонаучного цикла в гимназическом образовании Руководитель Васюкова Елена Юрьевна, к.п.н., заместитель директора АНО «Павловская гимназия» Всероссийская конференция Актуальные проблемы химического образования

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения Васюкова Елена Юрьевна, к.п.н., заместитель директора АНО «Павловская гимназия» Повышение мотивации учащихся к изучению биологии на уроках- исследованиях Амирова Ирина Львовна., учитель биологии АНО «Павловская гимназия» Использование примеров из жизни для преодоления учащимися представлений о недоступности изучения физики Бойкова Вера Сергеевна, учитель физики АНО «Павловская гимназия» Формирование у учащихся интереса к предмету на заседаниях математического клуба Затиева Ольга Викторовна, учитель математики АНО «Павловская гимназия» Компетентностно ориентированная задача как инструмент достижения и оценивания планируемых результатов обучения Богданова Наталья Николаевна, ст. преподаватель кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией; Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми; Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми; Проблемная компетенция – готовность к решению проблем. Математическая – умение работать с числом и числовой информацией. Социальная – умение работать в команде. ПРЕДМЕТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ГИМНАЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения Васюкова Елена Юрьевна, к.п.н. заместитель директора АНО «Павловская гимназия» Всероссийская конференция Актуальные проблемы химического образования

Система общеучебных умений Организационные Целеполагания Планировать деятельность Работать в определенном темпе Осуществлять самоконтроль Осуществлять самоанализ деятельности Осуществлять самоконтроль САМООРГАНИЗАЦИЯ Интеллектуальные умения Сопоставлять, сравнивать Анализировать Обобщать Классифицировать Моделировать Оценивать Коммуникативные умения Описывать Объяснять Участвовать в беседе, дискуссии, диспуте Комментировать Информационные Читать и ставить цель чтения Выделять главную мысль Составлять план текста Работать с таблицами, схемами Работать с учебником, со справочной литературой Конструировать рассказ, текст

Обучение в сотрудничествеПроектные технологии

Актуализация знаний компонент урока этап урока - воспроизведение и использование сформированных (опорных) знаний Задачи: актуализировать субъектный опыт, личностные смыслы, ценностные отношения обеспечить мотивацию учения 7

отношение учащегося к самому себе, к своему поведению «значение-для-меня» (А.Н. Леонтьев) отношение мотива к цели Смысловая обусловленность познавательного процесса Интеллектуальные смыслы 8 Коммуникативно- кооперативные смыслы Личностные смыслы

1. Использование заданий, удовлетворяющих ряду требований. 2. Создание коммуникационной среды – диалог (полилог). 3. Использование приемов активизации познавательной деятельности. 9 Активизация познавательной деятельности на этапе актуализации знаний

1) важно, чтобы содержание заданий не только удовлетворяло актуализации необходимых для познания нового опорных знаний и способов действий, но и имело факты окружающей жизни, быта учащихся; Требования к заданиям: 2) важно, чтобы задания были связаны с личным познавательным опытом ученика; 3) целесообразно, чтобы задания приводили учащихся к пониманию предела имеющихся знаний; 4) задания могут обострять противоречия между имеющимися знаниями и фактами обыденных и научных представлений; 5) целесообразно, чтобы задания культивировали вопросы (вопрошание), способствовали вербализации запроса на новое знание; 6) задания могут побуждать к анализу и рефлексии знаний связанных с жизнью и способов познания (субъектного опыта), формировать личностную значимость знания («присвоение» знания и «вхождение» его в структуры опыта). 10

1.Ежедневно происходят тысячи землетрясений. 2.Землетрясение может длиться несколько лет. 3.Обвал свода в пещере может быть причиной землетрясения. 4. Цунами – гигантская волна возникает в результате землетрясения. 5. На специальных геодинамических полигонах проводят наблюдения за животными и насекомыми. 6. В Москве бывают землетрясения. Верите ли ВЫ, что …

Укусили бегемота, И от боли бегемот, Рот разинув, как ворота, Так и грохнулся в болото И белугою ревёт. К.Чуковский. Одолеем Бармалея! Тема урока: МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ

Белуха Белуга Укусили бегемота, И от боли бегемот, Рот разинув, как ворота, Так и грохнулся в болото И белугою ревёт. К.Чуковский. Одолеем Бармалея!

Самый скоростной? Самый быстрый разгон? Самцы-паразиты?

Тема урока: КЛЕТКА

Повышение мотивации учащихся к изучению биологии на уроках-исследованиях Амирова Ирина Львовна учитель биологии АНО «Павловская гимназия» Всероссийская конференция Актуальные проблемы химического образования

Ключевые позиции современного урока: Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся: учится сам, учит других. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся. На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.

Задачи Научить детей самостоятельно добывать знания и применять их в повседневной и профессиональной жизни. Создание условий, способствующих развитию творческой личности путем активизации мыслительной деятельности Воспитывать в ребенке активное, творческое начало

« Решение трудной проблемы можно сравнить со взятием крепости» Н. Виленкин. Виды уроков Урок лекция Урок зачет Урок практикум Урок исследов ание Урок игра Урок семинар

4. Формулирова- ние рабочей гипотезы 5. Проведение исследования. Анализ результатов 2. Постановка проблемы. Выбор объекта исследования 1. Определение темы мини- исследования Алгоритм работы учащихся на уроке 3.Определение цели и задач исследования

Этапы работы: Подготовительный Творческий Ожидаемый результат Исследов ание

Результаты работы Созданы условия для активной, познавательной и творческой деятельности учащихся Обеспечивается психологический комфорт на уроках Самостоятельность при получении знаний Освоение научных методик исследований

технология урока Совместная творческая работа учителя и ученика в процессе исследовательской деятельности с целью развития мышления, осуществляемая по следующему алгоритму: Создание проблемы Цель исследования + выбор объекта Гипотеза + выбор методов исследования Ход исследования + корректировка гипотезы Анализ результатов + выводы

Применение исследовательского метода

Демонстрация основных приёмов работы

Проблемная ситуация Почему при продолжительном, медленном жевании хлеба ощущается сладковатый вкус?

Перспективы в работе Продолжить применение исследовательского метода на уроках биологии и во внеклассной работе для углубления знаний учащихся по предмету

Цель исследования: Доказать, что крахмал расщепляется ферментами слюны, а не водой. Объект исследования: Крахмальный клейстер, которым пропитан кусочек бинта

Ход проведения исследования

Далее учащиеся формулируют вывод, что ферменты слюны расщепляют крахмал, действуют при определённой температуре

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» В. А. Сухомлинский

Использование примеров из жизни для преодоления учащимися представлений о недоступности изучения физики Бойкова Вера Сергеевна учитель физики АНО «Павловская гимназия» Всероссийская конференция Актуальные проблемы химического образования

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.» «Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.» «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.» Альберт Эйнштейн

Российское общество испытывает дефицит естественно-научной образованности. Общество дистанцированное от познания природы становится беззащитным от мистицизма (в России сейчас действуют оккультных деятелей). Под угрозу ставится образовательная безопасность нации.

Концентрическая система Раньшесейчас 1 ступень- 7-8классы 2 ступень – 9-11 классы 1 ступень-7-9 классы 2 ступень – классы

Увлечение учебным предметом любопытствоудивление Активная любознательность Стремление узнать Прочные знания Научный поиск

Представьте себе, что директор школы объявил учащимся, что на следующий день всем необходимо быть в шляпах. На следующий день утром ученики стоят во дворе школы. Но некоторые из них конечно же забыли надеть шляпу. Один ученик хватает шляпу соседа и одевает себе на голову. Тот, оказавшись без шляпы, хватает шляпу другого товарища, стоящего рядом. Процесс продолжается. Если посмотреть с верхнего этажа школы, то можно увидеть передвижение головы без шляпы. Конечно никакая голова не передвигается, просто шляпа меняет хозяина. Так вот голова без шляпы, это дырка. Далее на крыльце школы появляется директор. (возникает направленное электрическое поле. Как вы думаете, куда начнёт двигаться голова без шляпы?(«дырка»). Конечно она получит целенаправленное движение от директора.

При изучении мощности я задаю вопрос: кто мощнее, Вера Сергеевна или подъёмный кран. Конечно учащиеся утверждают, что Вера Сергеевна. И кран и Вера Сергеевна могут перенести на 5 этаж 100 кирпичей. Но Вере Сергеевне нужно для этого 100 дней, а крану 20 мин.

На входе: ученик, не обладающего основными умениями и навыками. На выходе: человек, способный к самообразованию И это возможно только при интеграции всех наук, как гуманитарных, так и естественно научного цикла

Давным-давно во французском городе Шартре, когда однажды строителей спросили, что они делают, один ответил «Ношу кирпичи». Другой сказал: «Готовлю раствор». Третий, не отрываясь от работы, буркнул: «Наращиваю леса». И лишь один, выпрямившись и гордо оглядев уже сделанное, произнёс: «Я строю Шартрский собор».

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ НА ЗАСЕДАНИЯХ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КЛУБА О.В. Затиева, учитель математики Павловская гимназия апрель 2011

Математический клуб является одной из эффективных форм внеклассных занятий по предмету Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач: привитие интереса учащимся к математике; углубление и расширение знаний по предмету; развитие кругозора, мышления, исследовательских умений ребят; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости и инициативы. Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью математики.

Направления работы клуба

1. Решение учащимися интересных нестандартных задач, связанных с историей и повседневной жизнью Чтобы открыть секретную дверь в пещеру гномов, нужно заполнить четырьмя магическими знаками таблицу 4Х4. В каждой строчке и каждом столбце должен встречаться каждый из знаков. Маленький гномик начал заполнять эту таблицу. Какой знак он должен поставить в клеточку, отмеченную знаком вопроса? Магические знаки

2. Встречи с людьми, посвятившими свою жизнь математике Николай Николаевич Андреев – секретарь Комиссии по школьному математическому образованию Математического института Академии Наук РФ

«Математические этюды»

3. Знакомство учащихся с историей математики, а также с жизнью и деятельностью выдающихся ученых

4. Поиск связей математики с другими науками, искусством, музыкой, архитектурой и литературой

5. Содержательное общение и сотрудничество гимназистов в соревнованиях и конкурсах

6. Развитие потребности участвовать в математических олимпиадах и конкурсах более высоких уровней Международный конкурс«Кенгуру» Всероссийская олимпиада «Приоритет» Турнир имени М.В. Ломоносова

1. Решение учащимися интересных нестандартных задач, связанных с историей и повседневной жизнью. 2. Встречи с людьми, посвятившими свою жизнь математике. 3. Знакомство учащихся с историей математики, а также с жизнью и деятельностью выдающихся ученых. 4. Поиск связей математики с другими науками, искусством, музыкой, архитектурой и литературой. 5. Содержательное общение и сотрудничество гимназистов в соревнованиях и конкурсах. 6. Развитие потребности участвовать в математических олимпиадах и конкурсах более высоких уровней. Направления работы клуба

Компетентностно ориентированная задача как инструмент достижения и оценивания планируемых результатов обучения Богданова Наталья Николаевна ст. преподаватель кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования Всероссийская конференция Актуальные проблемы химического образования