Электронное обучение и национальные образовательные реформы. Мировой опыт и российская практика Г.К. Сафаралиев, заместитель п редседателя Комитета Государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Advertisements

Костенко Н.В., заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям МКОУ ДПО ЦИМПО.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Формирование информационно- образовательной среды школы как условие для реализации ФГОС НОО Саплина И.А., заместитель директора по УВР.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
[1] [1] Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской.
Школьная библиотека как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов Чернецова Н.Н., заведующая РМК РОО.
Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования Типология электронных образовательных ресурсов Телематика
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
«Модернизация образования: адаптация информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и управление образовательным учреждением» Ковалев Александр.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
Материальная база Педагогические кадры Учебный процесс Творческая группа учителей ИКТ Дополнительное образование Социальные проекты учащихся и учителей.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Сопровождение процессов информатизации ОУ района Направление работы: Кудряшова О.А.,
«Единое информационное пространство образовательного учреждения, общие принципы его построения»
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Информационно - ресурсное обеспечение модернизации образования в РФ Презентацию подготовил : зам. по информатизации МБОУ Горковская сош, Сорокина Ю. И.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Транксрипт:

Электронное обучение и национальные образовательные реформы. Мировой опыт и российская практика Г.К. Сафаралиев, заместитель п редседателя Комитета Государственной Думы по образованию, член-корреспондент РАН

Цивилизация стремительно в ступила в новую эру развития (« … нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен») По некоторым оценкам человечество обитает на планете более 50 тысяч лет, в течение которых сменилось порядка 1600 поколений. Из них: провели жизнь в пещерах; 800 – применяют огонь; 400 – используют энергию животных; 300 – владеют энергией воды и ветра; 150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 – через печатное слово); 16 – применяют порох; 8 – измеряют время; 6 – используют искусственные источники энергии; 4 – пользуются электромоторами; 2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками. И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов прошлой жизни найти невозможно. Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Ускорение прироста информации Начиная с 90-х годов, большинство американских и европейских исследователей в этой области стали акцентировать внимание на беспрецедентном ускорении прироста информации. Так, если в 70-е годы объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое за 10 лет, в 80-е годы – за 5 лет, в 90-е годы – каждый год, то в начале XXI века – счет пошел на месяцы… Всемирный саммит по информационному обществу (Тунис, 2004 г.) Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

E-learning Массовое создание и использование технологий e-learning вполне можно считать как ответ на вопрос «Как обществу и системе образования справиться с вызовами глобализации?» E-learning способствует достижению важнейших целей в области образования: улучшение качества образования, расширение доступности образования, уничтожение барьеров на пути получения образования, получение профессиональной ориентации, повышение квалификации и гарантий того, что каждый обучающийся реализует полностью свой потенциал Из Заявления Правительства Великобритании (DFES, 2003) Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Преимущества E-learning Обеспечивает быстрый перенос и использование одних и тех же новейших знаний и учебно-методических материалов высокого уровня независимо от географического и социального положения учащегося Органически объединяется с непосредственной деятельностью населения в условиях информационного общества (трудовая деятельность, справки, платежи, заказы и покупки по интернет, поиск информации, трудовая деятельность, электронные СМИ и пр.) Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Преимущества E-learning Существенно повышает качество учебных материалов за счет использования мультимедийных возможностей (звук, графика, анимация, гипертекст, контекстный поиск и пр.), легкости их тиражирования, доставки, модернизации Стимулирует раннее включение молодежи в трудовую деятельность параллельно с обучением благодаря индивидуальному графику, режиму и темпу обучения Существенно расширяет контингент обучаемых за счет организации повышения квалификации и переподготовки, а также функционального образования пожилых людей без пропорционального увеличения учебных площадей, преподавательского состава и пр., Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Преимущества E-learning Существенно повышает производительность труда высококвалифицированного преподавательского состава, что высвобождает его для производительной деятельности и удешевляет обучение Cпособствует укреплению контактов с русскоязычным населением различных стран, укрепляет связи с Россией на постсоветском пространстве. Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Действия европейских государств для развития e - learning Лозунг всех документов и программ: «Европа, построенная на знаниях» Полная интеграция образования со всеми программами национального развития Европейский союз в принятой Лиссабонской стратегии на гг. признает электронное обучения (e-learning) инструментом построения динамичной конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, и создания пространства обучения в течение всей жизни. На сентябрь 2006 г. обеспеченность образовательных учреждений Европы цифровым контентом – 80%-96% (В РОССИИ – 2%-6%). Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации К 2015 году должны быть достигнуты следующие результаты: место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира; доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%; доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%. Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Ключевые целевые ориентиры в области e-learning на период до 2015 года Обеспечить доступ жителей сельской местности на базе ИКТ, пунктов коллективного доступа к любой информации, в том числе к образованию; (университеты, колледжи, средние и начальные школы); Внести изменения в программы всех общеобразовательных школ, учреждений НПО и СПО, университетов, обеспечивающие использование всех технологий, созданных информационным обществом; Стимулировать развитие e-learning и электронного образовательного контента, создать технологические условия, которые способствовали бы представлению и использованию в Интернет всех языков мира Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Смена парадигмы Прежняя парадигма Обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений Основные источники знаний – книги, учебники и другие печатные материалы, доступные в библиотеках, в незначительной степени – индивидуально приобретаемые Новая парадигма Обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано. Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы с интенсивным применением электронных образовательных ресурсов составляет порядка 20:80 Основные источники – централизованно разрабатываемые и бесплатно доступные через Интернет электронные образовательные ресурсы, базы данных и знаний, используемые как в учебной, так и в реальной научной и производственной деятельности и e-learning Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

E-learning Новые формы обучения, основанные на новых технологических тенденциях: Обучение в течение всей жизни Глобальное обучение Мобильные учащиеся Независимые учащиеся Обучение всем предметам в сети Управление знаниями Классификация в российском законодательстве: очное, очно-заочное, заочное образование Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

E-learning – m-learning (мобильное обучение) M-learning - обучение с использованием мобильных информационных технологий: мобильно быстро удобно эффективно просто Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

E-learning: формирование экономики, основанной на знаниях Используемые технологии Структурированность и менеджмент Соц. СтруктураСтратегический ресурс Отношение к образованию Ранняя Индустриальная эра Механика Энергетика По функциям Индивидуальные задания Сырье Образование необходимо для получения работы Индустриальная Эра Электронная обработка данных и информации По процессам Рабочие и проектные группы Финансовый Капитал Учиться во время работы Эра знаний Информационные и телекоммуникационные технологии обработки и обмена знаниями Интеллектуальные предприятия Сообщества без границ Явные и неявные знания E-learning и интеллектуальные предприятия Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Индустрия электронного обучения Электронное обучение и национальные образовательные реформы. Индустрия электронного обученияПроведение исследованийПроизводство контентаХранение учебных материаловПроизводство оборудованияСервисное обслуживание Производство программного обеспечения Хостинг и провайдингОбразовательная деятельностьДругая деятельность Функции индустрии электронного обучения Создание информационно- коммуникационной среды Разработка программного обеспечения Разработка контента Материально-техническое обеспечение Подготовка кадров Подготовка системы образования к реализации программ Стандартизация кластеровСтатистический учет результатов Национальная система управление знаниями Электронная Россия

Будущее видится одновременно многообещающим и вызывающим беспокойство Многообещающим – потенциал, содержащийся в разумном и умелом использовании знаний и новейших технологий открывает широкие перспективы для устойчивого развития каждого человека и совершенствования общественного устройства. Вызывающим беспокойство - на этом пути действительно существуют вполне реальные препятствия и угрозы: информационное неравенство; информация, наносящая вред здоровью, …….. Условия использования ИКТ, скорость передачи знаний во времени и пространстве, скорость их освоения стали определять уровень развития стран, их глобальную конкурентоспособность Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

ПРОЕКТ Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Дефиниции, используемые в нормативных правовых актах Российской Федерации, Электронное обучение и национальные образовательные реформы. Дистанционное образованиеМногоуровневая федеральная система электронного дистанционного обучения Дистанционное обучениеТехнологии открытого образования Дистанционные образовательные технологии Информационно-образовательная среда Электронные изданияЭлектронно-библиотечная система Электронно-образовательные интернет-ресурсы Компьютерные симуляции Культурно-познавательные сервисыИнформ. система управления учреждением образования

Международные законодательные инициативы РЕКОМЕНДАЦИИ по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере дистанционного обучения: Создать единую для государств-членов ЕврАзЭС систему форм получения образования, отдельно выделив дистанционную форму получения образования как самостоятельную, установить качественные и количественные характеристики форм получения образования, в том числе дистанционного. ПРОЕКТ Модельного закона о дистанционном обучении (СНГ) Дистанционное обучение (далее – ДО) – целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ), и который не является отдельной формой обучения. Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Надо обеспечить согласованное правовое регулирование трех блоков вопросов: а) организация обучения с применением ИКТ: ТСО и их использование, ДОТ, ДО, электронное обучение; финансовое обеспечение мероприятий, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе; б) создание и использование ЭОР, включая электронные издания учебного назначения, электронные учебники; формирование фондов и организация работы электронных библиотек ОУ; использование образовательными организациями цифровых образовательных и информационных ресурсов сторонних организаций; в) использование ИКТ в управлении в сфере образования (на уровне образовательной организации, на уровне территориальных образовательных систем, на федеральном уровне). Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями. Электронное обучение и национальные образовательные реформы.

Информационные ресурсы: Файловый сервер Почтовый сервер Базы данных: «Школьный офис 4.0» «ИнфоШкола» Доступны из Internet: Журнал NetSchool Портал SharePoint Служебные сервисы: DHCP, AD, DNS, WINS, WSUS, WDS, ЦС,... обновление антивируса Сервер MAC OC Internet шлюз: ISA server Internet Домашние компьютеры Сайт СОШ (у провайдера) Администрация Компьютерные классы Мобильные классы (Ноутбуки) Компьютеры в классах Службы СОШ Организация информационного пространства СОШ ……

Спасибо за внимание