Фундаментальная наука в крупных университетах: жить или выживать? Наталья Сотникова Астрономический институт им. В.В.Соболева Санкт-Петербургского государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вузовская наука: мифы и проблемы Круглый стол «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Advertisements

О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
О научной политике вообще, и о молодёжной в частности Круглый стол «Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности» М.С.Гельфанд, д.б.н.,
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
1 Интеграционные модели науки и образования В.В. Иванов – доктор экономических наук, начальник Научно-организационного управления РАН Интеграционные модели.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
1 Затраты на исследования и разработки РоссияКореяГермания Всего, млрд. долл. США* В расчете на 1 занятого в науке, тыс. долл. США
Высшая школа экономики, Москва, Реализация эффективного контракта с ППС в форме академических надбавок В. В. Радаев, первый проректор НИУ.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ» и академические надбавки в гг.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа - детский сад 35 «Радуга» РАБОТА С МОЛОДЫМИ.
Кадровое обеспечение экономики инноваций Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского.
Транксрипт:

Фундаментальная наука в крупных университетах: жить или выживать? Наталья Сотникова Астрономический институт им. В.В.Соболева Санкт-Петербургского государственного университета Круглый стол Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития 14 октября 2005 г.

Преамбула Жить? Или выживать? Преамбула неоднородна Сеть университетов в РФ (а их более 1500) крайне неоднородна, как по своей образовательной направленности, –классические университеты с подготовкой специалистов в широчайшем диапазоне специализаций, в том числе научных - от гуманитарных до специализаций в области естествознания; –политехнические и технические; –финасово-экономические ВУЗы; –пединституты; –и т.д. так и по направлениям научной деятельности –фундаментальные исследования; –прикладные разработки; –методические исследования; –и т.д.

Преамбула Жить? Или выживать? Преамбула Из отмеченного разнообразия следует главное сильное утверждение: в целом общие, универсальные и глобальные рецепты чрезвычайно опасно обсуждать проблемы науки в российских вузах в целом и намечать общие, универсальные и глобальные рецепты для их разрешения. четкое выделение Отправной точкой любого такого обсуждения должно быть четкое выделение групп университетов одного типа.

Крупные исследовательские университеты Жить? Или выживать? Крупные исследовательские университеты научных школ Одна из наиболее характерных особенностей научной деятельности в университетах исследовательского типа: мощная сеть научных школ. Гранты президента Поддержка ведущих научных школ Всего- 740 Университеты->170 (> 20%) Горячая десятка МГУ-82 (48.0 %)НижегорГУ -4 (2.4%) СПбГУ-32 (19.0 %)КазанГУ -3 (1.8 %) МЭИ- 7 ( 4.0 %)РостГУ -3 (1.8 %) МАИ- 4 ( 2.4 %)СаратГУ -3 (1.8 %) МГТУ им.Н.Э.Баумана- 4 ( 2.4 %)ТомскГУ -3 (1.8 %) 85.4 %

Крупные исследовательские университеты Жить? Или выживать? Крупные исследовательские университеты Научно-исследовательские институты в составе университетов МГУ-15НИИСаратГУ-4НИИ СПбГУ-12НИИТомскГУ-3НИИ РостГУ-9НИИКазанГУ-2НИИ НижегорГУ-4НИИИ.т.д. Без учета научных центров Характерная численность научных сотрудников в одном НИИ ~ человек. Общая численность научных сотрудников в университетских НИИ ~ 8 тыс. человек.

Крупные исследовательские университеты Жить? Или выживать? Крупные исследовательские университеты 100 лет История некоторых институтов насчитывает более 100 лет. Большая же часть создавалась на гребне двух волн 30-х годов в начале - середине 30-х годов (постановлениями Совнаркома; цель – узаконить научную деятельность в университетах); 70-х в начале 70-х (послеспутниковая эпоха).

Крупные исследовательские университеты Жить? Или выживать? Крупные исследовательские университеты В университетах исследовательского типа успешной научной деятельности имеется сложившаяся система ведения успешной научной деятельности – система НИИ; характерным временем жизни десятки лет во многих случаях это не новоделы, а структуры с характерным временем жизни десятки лет.

Крупные исследовательские университеты Жить? Или выживать? Крупные исследовательские университеты Нынешнее состояние НИИ, в которых ведутся фундаментальные исследования Они не живут. Они выживают.

Суть проблемы Жить? Или выживать? Суть проблемы Противоречия в многоканальном принципе финансирования сохранение всех старых форм организации научной деятельности в крупных вузах (формальное сохранение системы НИИ); госзаказ на проведение фундаментальных исследований (ЕЗН, тематический план); непроработанность механизмов реальной конкурсности; распределение средств по источникам финансирования, не дающее возможности стратегического планирования исследований. ЕЗН (20%) Гранты ( %) Программы ( %)

Школа выживания Жить? Или выживать? Школа выживания Научно-исследовательский Астрономический институт СПбГУ Состав: Состав: 44 научных сотрудника + 15 преподавателей Уровень научной работы: 2 ведущие научные школы; успешно защитившиеся аспиранты позиции в престижных западных университетах; ежегодно результата, полученных в институте, отмечаются в обзоре мировых астрономических достижений, который готовит Американское Астрономическое Общество.

Школа выживания Жить? Или выживать? Школа выживания НИАИ СПбГУ НИАИ СПбГУ Объем финансирования по годам и по источникам (тыс. руб.) ЕЗН НТП МинОбр Гранты МинОбр РФФИ ВНШ Гранты подд. мол. канд ФЦП Астрономия ФЦП Интеграция Грант СПб Хоз. договоры Итого:

Школа выживания Жить? Или выживать? Школа выживания НИАИ СПбГУ НИАИ СПбГУ Объем финансирования по годам и по источникам С учетом гранта на покупку учебных телескопов ЕЗН15.4%18.6%18.8%21.7%20.7% Гранты42.8%41.2%54.7%58.5%68.8% Программы41.2%39.6%25.4%19.6%7.2% Хоз. договоры 0.6% 1.1%0.2%3.3% Итого:100.0% 68.8 % Гранты ЕЗН 20.7 %

Школа выживания Жить? Или выживать? Школа выживания НИАИ СПбГУ 44 чел. 18 ставок 4536 руб руб.

Что нужно делать позавчера Жить? Или выживать? Что нужно делать позавчера Вариант развития N1 Вариант развития N1: закрыть науку в ВУЗах Превращение крупных университетов классического типа в крупные пединституты. Усиление образовательного компонента на естественных факультетах в ущерб научной. Нам это надо? Вариант развития N2: Вариант развития N2: сохранить науку в ВУЗах Усиление научной составляющей как основы для производства новых знаний и образовательной деятельности.

Что нужно делать позавчера Жить? Или выживать? Что нужно делать позавчера Вариант развития N1 Что делать? – Ничего нового по сравнению с тем, что наметилось в последние год-два! В этом случае процесс обучения будет сведен в итоге к простой передаче студенту набора знаний вне процесса получения нового знания.

Что нужно делать позавчера Жить? Или выживать? Что нужно делать позавчера Вариант развития N2 2а Перенос центра тяжести научных исследований на кафедры2б Смычка с академической наукой2в Укрепление и развитие сети НИИ в составе университетов Уровень научных исследований, проводимых кафедрой, имеет свои пределы. Возможна, но только в одном случае: если научный потенциал профильных академических институтов сильнее потенциала соответствующих кафедр и НИИ при университетах. (В астрономии: из 7 НШ – 4(!) НШ приходится на два университета, а 3 НШ – на академические институты!)

Что нужно делать позавчера Жить? Или выживать? Что нужно делать позавчера Вариант развития N2 Характерные времена ЕЗН (20%) Гранты ( %) Программы ( %) ЕЗН (20%) Гранты ( %) Программы ( %) Институтинициативный проектпрограмма t десятки лет1-2 года3-5 лет

Что нужно делать позавчера Жить? Или выживать? Что нужно делать позавчера Вариант развития N2 Предложения 1.Изменить схему постоянной части финансирования институтов. Госзаказ на фундаментальные исследования – абсурд! 2.Ввести базовое финансирование, увеличенное в соответствии с потребностями стратегии развития института на временной шкале больше времени жизни тех или иных программ, т.е. увеличенное в разы! 3.Источником базового финансирования может быть специальный научный Фонд для выделенной группы университетов, имеющих НИИ (не Программа!), учреждаемый МОН. 4.Двойное сито: на уровне института – контрактные ставки; на уровне МОН – оценка успешности научной деятельности по ежегодным отчетам НИИ, которые и так имеются у Министерства.

Что нужно делать вчера Жить? Или выживать? Что нужно делать вчера Источник публикации: Эксперт, N 41 (396) 3 ноябpя 2003, Ольга Рубан Демография российской науки ? сток

Что нужно делать вчера Жить? Или выживать? Что нужно делать вчера Группы субъектов реформы Молодые (25-30 лет) Среднее звено ( лет) Старшее поколение (> 60 лет) критический интерес достойный заработок честные правила игры, гамбургский счет сохранение status quo при безусловном увеличении финансирования запасные посадочные аэродромы российский бизнес, западная наука (в лучшем случае) пенсия t Главное звено во всей проблеме

Сколько человеку для жизни надо? - Мифы Жить? Или выживать? Сколько человеку для жизни надо? - Мифы Основной аргумент противников немедленного и безусловного увеличения финансирования науки, в том числе вузовской Повышение финансирования должно быть обязательно сопряжено с серьезными мерами, которые бы позволили избежать превращения научных ставок в мелкие кормушки для бездельников, а грантов и программ - в гигантские кормушки для наиболее пронырливых личностей. Этому аргументу больше 250 лет и восходит он к следующему историческому анекдоту.

Сколько человеку для жизни надо? - Мифы Жить? Или выживать? Сколько человеку для жизни надо? - Мифы...королева Анна, посетив Гринвич, узнала, что директор обсерватории получает недостаточное жалованье и изъявила намерение увеличить его содержание. Тогда Брадлей сказал: "Не делайте этого, государыня; когда место директора будет приносить значительный доход, тогда на него станут определять уже не астрономов". Ф.Араго, "Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров" СПБ, 1859 Джеймс Брадлей ( ), королевский астроном с 1742 г. Королева Анна Стюарт ( )

Сколько человеку для жизни надо? - Реальность Жить? Или выживать? Сколько человеку для жизни надо? - Реальность опасной тенденции, которая уже сегодня становится нормой: Нынешняя нетерпимая бедность приводит к опасной тенденции, которая уже сегодня становится нормой: из молодого слоя (главного источника кадров для научной деятельности) в науке, в конце концов, закрепляются не самые амбициозные и честолюбивые бизнес не самые умные и преданные науке, запад лузеры а откровенные лузеры, не сумевшие, подобно их сверстникам найти место в российском бизнесе или жестком западном мире. Ситуация в фундаментальной науке уже перешла в стадию преимущественно негативного отбора!

Сколько человеку для жизни надо? - Реальность Жить? Или выживать? Сколько человеку для жизни надо? - Реальность Массовый уход из российской науки – 30 лет. Из чего нужно исходить, чтобы удержать 30-летнего? - Возможность купить за разумный срок квартиру для семьи. Кредит Сбербанка при зарплате 20 тыс. рублей в месяц на покупку жилья составляет 18 тыс. $ на 10 лет! Опросы молодых людей показывают, что вариант остаться работать в российской науке они всерьез воспринимают, начиная от возможности заработка в 20 тыс. рублей!

Что было раньше: яйцо или курица? Жить? Или выживать? Что было раньше: яйцо или курица? Не навреди! Мечты: из должностной инструкции сотрудника МОН: Не навреди! Никто не оспаривает тезис о том, что неоходимо перейти к оценке работы институтов по реальному научному выходу. Но! Нельзя сегодня ввести объективные критерии эффективности, а завтра начинать по ним оценивать по полной программе. Любые разговоры о перестройке научной деятельности в ВУЗовских институтах и справедливом конкурсном делении средств по научным показателям бессмысленны без резкого увеличения финансирования этих институтов, и напоминают собрание бомжей на помойке, обсуждающих, кто из них более достоин получить найденную невскрытую банку консервов. В масштабах страны количество таких институтов – ничтожно мало. Дайте им шанс, а потом спросите по полной программе. По какой спрашивать? Научная общественность может подсказать все формальные высокие критерии. Примерно 8 тыс. научных сотрудников в университетских НИИ на всю страну

Благодарю за внимание