Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация Синтаксис СинтаксисПунктуация Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Раздел науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синтаксис и пунктуация Повторение теории 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
Advertisements

Обстоятельство. Спишите, расставьте знаки препинания, разберите по членам предложения Земля велика и прекрасна. Пословица мудрость народа. Знание лучшее.
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
«Своя игра» по разделу «Синтаксис». 5 класс Шарпалова Елена Вячеславовна учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 89 г.о.Тольятти.
105 Всего заданий Время тестирования мин. Введите фамилию и имя Тест По предмету, теме Начать тестирование.
УРОК В 5 КЛАССЕ Учитель русского языка: Фёдорова М.А. МБОУ Лукинская ООШ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Учитель: Елецкая Н.В.. Цель познакомиться с второстепенным членом предложения – определение; научиться выделять определение в предложении.
1.Что такое предложение? 2.Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры. 3.Какие бывают предложения по интонации? 4.Что такое грамматическая.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: обращение (презентация)
Дружная семья членов предложения Проектная работа Выполнили учащиеся 5 Г класса: Брёхова Алёна Небесова Анна Руководитель: Лютова Т. Э.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Распространенные и нераспространенные предложения » подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ.
5 класс Викторина «Синтаксис» 900igr.net. Задание 1 Подлежащее и сказуемое им не являются В нем одно слово главное, а другое зависимое Что это такое?
Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой.
Синтаксис и пунктуация. 5 класс Тестирование по теме «Синтаксис» при подготовке к ЕГЭ в 5 классе. Матюшина Галина Ивановна.
Интеллектуальная викторина по русскому языку. 5 класс. "Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация"
Простое и сложное предложение. Презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
1) Знать определение обращения. 2) Уметь находить в предложении обращения и правильно расставлять знаки препинания при них. 3) Отличать обращение от подлежащего.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС. Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 11» г. Братска Мокина Ксения Александровна.
Задание: Запишите предложения, подчеркните их члены. : Лук царевич опустил. Город украшает сад.
Транксрипт:

Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация Синтаксис СинтаксисПунктуация Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Раздел науки о языке, изучающий постановку знаков препинания Раздел науки о языке, изучающий постановку знаков препинания

Единицы синтаксиса СловосочетаниеСловосочетание Предложение Предложение Текст Текст

СловосочетаниеСловосочетание Словосочетание - это... два или несколько само- стоятельных слов, свя- занных между собой по смыслу или грамматически Словосочетание служит... Для более точного и кон- кретного называния пред- метов (лёгкая походка), действий (идёшь по лесу), признаков (удивительно приятный).

Задание: Подпишите рисунки, используя различные словосочетания Дом у дорогиДом у дороги мой доммой дом маленький домикмаленький домик построить домпостроить дом посадить возле домапосадить возле дома чашка чаючашка чаю чай с малинойчай с малиной приготовить чайприготовить чай горячий чайгорячий чай

Задание: Укажите словосочетания, обозначьте главное слово Работать усердно у дома я молчу яблоки и груши выполнить поручение дно озера сделать из камня перед домом лес шумит веселые каникулы Работать усердно выполнить поручение дно озера сделать из камня веселые каникулы

Виды связи слов в словосочетаниях СогласованиеСогласование Зависимое слово употребляется в той же форме рода, числа и падежа, что и главное: прелестный ребенок прелестный ребенок мои родители мои родители пятый класс пятый класс УправлениеУправление Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово: думать о родителях думать о родителях разговаривать с ним разговаривать с ним прибавить к пяти прибавить к пяти

Одежда отца, увидеть лес, дом у дороги, ваза из стекла. ПримыканиеПримыкание Зависимое слово связано с главным только по смыслу: смотреть удивлённо смотреть удивлённо любить горячо любить горячо смеяться громко смеяться громко Задание: Укажите слово- сочетания, в которых слова связаны способом управления. Одежда отцаОдежда отца мягкий хлебмягкий хлеб увидеть лесувидеть лес интересный журналинтересный журнал дом у дорогидом у дороги мои друзьямои друзья свернуть вправосвернуть вправо ваза из стеклаваза из стекла

ПредложениеПредложение Предложение – это … наименьшая единица обще- ния. При помощи предло- жений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с просьбами, советами, приказами. Грамматическая основа предложения – это … Подлежащее ( кто? что? ) ( кто? что? ) Сказуемое ( что делает предмет? ) ( каков предмет? ) (что такое предмет? )

Задание: Укажите грамматическую основу. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. 1. Хорош осиновый лес в ясные осенние дни. 2. Голуби – семейство птиц голубеобразных. Лес (каков?) хорош Голуби (кто такие?) се- мейство птиц. 3. Ехал я как-то по пустын- ному шоссе. 4. Глаза у Алика голубые, выразительные. Я ( что делал?) ехал Глаза (каковы?) голубые, выразительные.

Виды предложений по цели высказывания Повествовательныевопросительныепобудительные Задание: Укажите виды предложений по цели высказывания. 1. Умел ошибиться, умей и поправиться. 2. Только ручей что-то зна- комое бормочет. 3. Вас не Андрей Петрович зовут? Задание: Составьте раз- ные по цели высказы- вания предложения, под- писывая рисунок.

Второстепенные члены предложения ДополнениеДополнение Вопросы косвенных падежей: кого? чего? кого? чего? кому? чему? кому? чему? кого? что? кого? что? кем? чем? кем? чем? о ком? о чём? о ком? о чём? Определение Какой? чей? Задание: Найдите в предложении дополнения и определения. 1. Лес был завален глубоким снегом. 2. Лесная речка бежала через широкую поляну. Задание: Найдите в предложении дополнения и определения. 1. Лес был завален глубоким снегом. 2. Лесная речка бежала через широкую поляну.

Задание:Сделайте разбор по членам предложения Задание:Сделайте разбор по членам предложения ОбстоятельствоОбстоятельство Где? куда? когда? откуда? почему?зачем?как? На предрассветном небе появилась полоска зари.На предрассветном небе появилась полоска зари. Подул утренний ветерок.Подул утренний ветерок. Дружно и громко зазвучал птичий хор.Дружно и громко зазвучал птичий хор. Из-за леса выкатился огромный огненный шар.Из-за леса выкатился огромный огненный шар.

Распространенные и нераспространенные предложения Нераспространенное предложение Нераспространенное предложение подлежащее + сказуемое Нераспространенное предложение Нераспространенное предложение подлежащее + сказуемое Распространенное предложение подлежащее + сказуемое + второстепенные члены Распространенное предложение подлежащее + сказуемое + второстепенные члены Задание: Укажите вид предложений по наличию второстепенных членов. 1. Заря догорала. 2. На потемневшем небе появились первые звезды. 3. Луна взошла. 4. Лес успокаивается и засыпает. 5. Тихо в лесу. 6. Ночь близка. Задание: Укажите вид предложений по наличию второстепенных членов. 1. Заря догорала. 2. На потемневшем небе появились первые звезды. 3. Луна взошла. 4. Лес успокаивается и засыпает. 5. Тихо в лесу. 6. Ночь близка.

Задание: Укажите вид предложений по наличию второстепенных членов. Блеснула молния.Блеснула молния. Пошел дождь.Пошел дождь. Потемки сгустились.Потемки сгустились. Зашумели деревья.Зашумели деревья. Задание: Распространите предложения, используя второстепенные члены.

Однородные члены предложения Однородные - это члены предложения. Которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения. Обобщающие слова - более широкое, родовое, понятие по сравнению с однородным членами, которые называют понятия видовые 1. Поклонились царевичи отцу и пошли. 2. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. 3. Ленивица надулась, но принялась платье и белье разбирать. 1. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. 2. Вместе с галками к нашему домику прилетают и другие птицы: воробьи, синички, сойки. 1) поклонились и пошли 2) по воде, по кудрям 3)надулась, принялась разбирать; платье и бельё

Задание: Подберите обобщающие слова к группе однородных членов предложения 1.Рубашка, костюм, чулки, свитер 2.Чайковский, Глинка, Бородин… 3.Левитан, Репин, Суриков, Перов 4.Лев, барс, леопард, волк... одеждакомпозиторыхудожники дикие животные Замечательную музыку создавали великие русские композиторы: Чайковский, Глинка, Бородин. Мне нравятся картины русских художников ХIХ века: Левитана, Репина, Сурикова, Перова.

Обращение слово, называющее того, к кому обращена речь Задание: Запишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите обращения. гости князь ты мой прекрасный князь ты мой прекрасныйстарче Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете?Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете? Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Отпусти ты старче меня в море.Отпусти ты старче меня в море.

Сложное предложение Предложения, которые состоят из двух или нескольких простых. В сложном предложении две или более грамматические основы. Задание: Укажите грамматическую основу в сложных предложениях По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни.По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст.Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

Задание 1: Даны начала сложных предложений. Продолжите предложения, присоединяя вторую часть с помощью союзов И, НО,А. Расставьте знаки препинания. 1. Мы собирались в поход но К утру буря стихла и … 3. Солнышко только взошло а… 4. День выдался красивый и...

Задание: Используя союз И, продолжите каждое пред- ложение так, чтобы получилось: а)простое предложение с однородными членами; б)сложное предложение. 1. В нашей школе будет проводиться конкурс «Умники и умницы» 2. Готовиться к конкурсу нам помогают старше- классники. 3. Победитель конкурса будет отмечен книгой.

Предложения с прямой речью Прямая речь - это чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнёс, написал. Задание: Укажите в предложениях прямую речь и слова автора. 1. «Что это строится напротив вашего дома?»- полюбопытствовала гостья. 2. Руководитель группы четко отдал приказ: «Разводите костер и готовьте ужин».