Порошинская Л.Г.- начальник отдела МЦКО Московский центр качества образования 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Advertisements

Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты по.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Транксрипт:

Порошинская Л.Г.- начальник отдела МЦКО Московский центр качества образования 1

2 Общее родовое понятие Общее родовое понятие : контроль контроль - выявление, измерение и оценивание качества образования Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является получение педагогом объективной информации о степени достижения качества образования Оценка как результат Оценивание как процесс Диагностика-как инструмент мониторинга есть определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние качества образования, для выявления факторов, влияющих на это состояние, с целью принятия обоснованных управленческих решений. Мониторинг - это регулярное отслеживание не только качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, но и качества образовательных результатов. Отметка 2

Переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности Компетентностный подход Новые ФГОС В основе новых требований к качеству образования 3

Почему сегодня вопросы контроля и оценки качества требуют нового подхода Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить соответствие современным требованиям качества образования. Результаты традиционной системы оценивания нельзя использовать для получения объективных показателей, позволяющих управлять качеством образования Существующая система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний, что недостаточно для достижения совр. требований к качеству 4

5 Особенности системы оценки по ФГОС Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования). Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки. Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно- практических и учебно- познавательных задач Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

6 Новая философия оценивания основана Обновление школы Обновление функции учителя - Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся; - Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка; - Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата - Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся; - Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка; - Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата Изменение задачи качества Новые задачи оценочной деятельности Новые задачи оценочной деятельности Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не только уровень, достигнутый на данный момент. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не только уровень, достигнутый на данный момент. Основным педагоги- ческим средством для становления самостоятельности является пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адек- ватноой самооцен- ки ребенком границ своих знаний и умений. Основным педагоги- ческим средством для становления самостоятельности является пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адек- ватноой самооцен- ки ребенком границ своих знаний и умений.

Качество школьного образования Качество Качество образовательных результатов Качество образовательного процесса Предметные результаты обучения Метапред- метные результаты обучения Личност- ные ре- зультаты обучения Качество освоения обучающи мися учебного предмета Качество освоения универсал ьных учебных действий, межпредм етных понятий. ценностные ориентации, социальные качества, личностные качества Формы реализац ии обра- зовательн ого про- цесса Формы контроля образоват ельного процесса Ресурсы образовательно го процесса Качество внутришко льного контроля Качество педагогич еских техноло гий. Качество педагогич еских техноло гий. Качество педагогических кадров, материально- технического и учебно –ме- тодического обеспечения. Качество педагогических кадров, материально- технического и учебно –ме- тодического обеспечения. Качество управления внутришкольной системой качества образования 7

8 Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межлич- ностных отношениях. Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности) самоопределение (личностное, профессионально е, жизненное), т.е. принятие ребенком социальной роли ученика; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь?»); нравственно- этическая ориентация, т.е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка).

9 Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопредел ение. Внутренняя позиция школьника : -Положительное отношение -к школе. -Чувство необходимости -учения. -Предпочтение уроков -«школьного» типа урокам -«дошкольного» типа. -Предпочтение социального -способа оценки своих знаний -(отметка) дошкольным -способам поощрения -(сладости, подарки).. Самооценка: -Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. -Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». -Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

10 Критерии оценивания личностных универсальных действий Мотивация учебной деятельности: -Сформированность познавательных -мотивов. -Интерес к новому. -Сформированность социальных мотивов. -Сформированность учебных мотивов. -Стремление к самоизменению – -приобретению новых знаний и умений. Смыслообразование

11 Метапредметные … освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории;

12 Кодификатор представляет собой систематизированные перечни элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, составленные в соответствии с перечнем требований к уровню подготовки выпускников начальной школы для проведения процедур оценки качества начального образования Задания базового уровня Задния на проверку уровня сформированности УУД Задания отнесенные к ознакомительному в курсе изучаемого предмета

13 Место оценивания в развитии образовательной системы школы средство диагностики проблем обучения Воплощение принципов, которые положены в основу образовательного процесса в целом интегрирующий фактор школьного образовательного пространства степень соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике.

Сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений Направленность средств и методов контроля не только на традиционные методы обучения, но и на технологии системно- деятельностного подхода Широкое использование методов самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности Включение контрольно-оценочных средств на проверку овладения УУД, включение в задания учебные или жизненные ситуации, которые нужно разрешить средствами изучаемого предмета, используя полученные знания. Современные подходы к организации системы оценивания 14

Какие проблемы требуют внимания учителя Направленность на оценивание результата деятельности без достаточной рефлексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки школьников Существующая практика оценивания мотивирует школьников на получение отметки, а не знаний Низкая отметка зачастую вызы-вает недоверие и конфликтные ситуации, что повышает тревож-ность и невротизацию детей Умышленно завышенная отметка с целью поддержания интереса ученика к предмету и веры в собственные силы уже не будет отражать реальный уровень его успешности 15

16 N На самый верх этой линеечки попадут дети, у которых: 1 На уровне понятий Сформированы все понятия, требуемые программой на данный момент. Это значит, что учащиеся: 1) могут выделить все существенные признаки данного объекта или явления, а также выделить сам объект из группы чрезвычайно сходных с ним объектов, 2) выделяют генетически исходную данного объекта, а значит, могут 3) воссоздать процесс возникновения данного объекта и 4) предположить пути возможного развития данного объекта или явления, 5) понимают место данного объекта или явления в системе всех объектов и явлений данной предметности, 6) правильно определяют родовидовые отношения между ними, могут определить и другие (причинно-следственные, функциональные) отношения между данным объектом и другими объектами этой предметности. 2 На уровне способов действия Сформированы все способы действия, требуемые программой на данный момент. Это значит, что учащийся умеет выполнять все необходимые действия с данным объектом: 1) преобразовывать его, 2) представлять в различной форме, 3) строить модель данного объекта или явления, 4) связывать его с другими объектами или явлениями данной предметности, 5) осуществлять классификацию и систематизацию объектов и явлений данной предметности и т.д. Способы действия доведены до автоматизма (4 уровень владения способом). Это значит, что 1) данные действия учащийся выполняет верно и в том случае, если они включены как составная часть в более сложное (КОМПЛЕКСНОЕ) действие, 2) данное действие учащийся выполняет верно даже при высоком темпе работы. 3 4 Табл. 2. Инструкция для экспертной оценки предметной успешности 16

17 На уровне способов изучения данной предметности Сформированы способы изучения данной предметности. Это значит, что 1) учащийся знает, какими методами ученые изучали данную предметность, 2) какие способы являются наиболее эффективными, 3) как и к какому предметному материалу способы применимы, 4) умеет применять предусмотренные программой и стандартом способы изучения предмета. На уровне творческой деятельности Способны к созданию нового в данной предметной области (поиск нового способа, "открытие" нового знания, создание художественного, литературного или музыкального произведения). Способны к организации исследования (формулированию проблемы, выдвижению гипотезы, проведению эксперимента и т.д.). При этом под "новым" мы будем понимать "неизвестное ранее данному учащемуся", "открытое им для себя". 17

18 Самооценка, как один из компонентов деятельности, также связана не столько с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При самооценке ученик сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Почему вопросы самооценки являются центральными в оценочной деятельности учителя? соответствует современным целям образования Возможности самооценки позволяют достигать современных целей формирования инициативной, творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью т.е. ориентация на саморазвитие личности. позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, а главное в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Самоанализ, самооценка, рефлексивная деятельность учеников

19 Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной деятельности. Учителю необходимо с первого дня учебы в системе на основе четких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого ученика. При этом, каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания. Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной деятельности. Учителю необходимо с первого дня учебы в системе на основе четких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого ученика. При этом, каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

20 Уровни сформированности действия оценки урове нь Название уровня Основной диагностический признакДополнительные диагностические признаки 1 Отсутствие оценки Ученик не умеет и не пытается, и не испы- тывает потребности в оценке своих действий Всецело полагается на отметку учителя 2 Неадекватная оценка Ученик не умеет, не пытается оценить, но испытывает потребность в получении внешней оценки 3 Адекватная оценкаУмеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата Может оценить действия других учеников 4 Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности Часто при этом допускает ошибки 5 Потенциально- адекватная прогностическая оценка Может с помощью учителя, но не сам оценить свои возможности 6 Актуально- адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи может самостоятельно оценить свои возможности Самостоятельно обосновывает способы вариации решения учебной задачи 20

21 Функция петли улучшения качества преподавания, в которой последовательно замкнуты: преподавание - обучение - оценка - улучшение - преподавание. Помогает ученику учиться на ошибках, понять, что у них получается, обнаруживать, что они не знают, не умеют т.е. отслеживать им собственный процесс образования Принцип валидности в оценивании (соответствие критериев, методов и способов оценивания поставленным целям) позволяет определить степень достижения прогнозируемого качества образования Результаты измерения качества образования позволяют их использовать для принятия управленческих решений по повышению качества образования Оценивание это не фиксация итогов, а «точка» за которой следует новый виток развития, а стало быть и повышение качества образования 21

22 Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки его действий, направленных на разрешение определенных проблем, значимых для данного сообщества Компетентность – характеристика человека Компетентносный подход – освоение умений, позволяющих действовать и добиваться результата, включая проблемные ситуации Компетенции – способности, умения человека Имеет необходимый набор базовых знаний, умений, навыков; Способен выбирать комбинировать и модифицировать их в ответах на ситуацию Возможность творческого подхода на непредвиденную ситуацию 22

23 Формула компетентности Компетенция ЗУН +способы деятельности Планирование Самоорганизация Самоконтроль Самокоррекция Самооценка Самостоятельный выбор Самообразование Самоопределение Рефлексия Умение применять указанные способы деятельности в нестандартной ситуации Личностное отношение ученика к учению; Эмоциональная окрашенность деятельности; Опыт деятельности компетентность 23

24 Вопрос о том, какие компетенции являются ключевыми в различных системах образования решается по-разному Нидерланды: – стратегическую компетенцию (умение рефлексировать по поводу будущего); – предметную компетенцию (специфические для изучаемого предмета знания и навыки); – методическую компетенцию (распорядительские навыки); – социально-комму- никативную компетенцию – нормативно-культурную компетенцию (мотивацию, готов- ность к достижению результата, ); – учебную компетен цию Австрия: – компетенции, направленные на самореализацию личности; социальные компетенции; – компетенции в определенных сферах деятельности («Язык и коммуникация», «Творчество и дизайн», «Человек и общество», «Здоровье и движение», «Природа и техника»). В Британской школе: – основные компетенции (общение, вычислительная грамотность, информаци- онная грамотность); – компетенции широкого профиля (умение работать с другими, умение учиться и совершенствоваться, умение решать задачи).

25 Советом Европы также выработан список ключевых компетенций, которые легли в основу системы модернизации Российского образования. Этот список включает в себя: политические и социальные компетенции информационные компетенции компетенции самообразования компетенции жизни в поликультурном обществе коммуникационные компетенции

26 Компетентностная модель предполагает: Изменения в организации учебного процесса Изменеия в профессиональной деятельности педагога Изменеиия в оценивании Результатов образовательной деятельности Образовательный процесс – управляемые учебные действия и организуемая рефлексия различных форм освоения изучаемых предметов. В основе взаимодействие Обучения-учения- самообразования Компетенция учителя в организации учения и самообразования учащихся с учетом их особенностей Базовая компетенция- создание обр. среды в которой формируются ключевые компетенции Выделение 3-х основных составляющих, подлежащих оценке: Знания и умения в овладении основными понятиями; Ситуационное поведение, обуславливающее действие человека в тех или иных ситуациях; Способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций 26

27 Компетентностно ориентированные контрольно-измерительные материалы применяемым в PIRLS, TIMSS, PISA и других международных мониторинговых исследованиях Городской мониторинг надпредметных компетентностей на этапе перехода на новую ступень обучения (1-ый класс – готовность к школе; 5- класс-сформированность общеучебных умений; 9 класс – надпредметная компетентность, включая информационную и др.) К ключевым (надпредметным) компетентностям Дж. Равен на основе экспертных и социологических опросов относит способность работать самостоятельно; способность брать на себя ответственность; способность проявлять инициативу, готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания 27

28 Компетенции субъектов образовательного процесса ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДИАГНОСТИКА Обучающийся 1.Информационно- коммуникативная 2.Обучение на протяжении всей жизни 3.Предметная компетентность 4. Здоровьесберегающая 5. Социальная Самостоятельная познавательная, социально-значимая, бытовая культурно-досуговая, общение, предметная, межпредметная, надпредметная, учебная, внеклассная, внешкольная Письменные работы, сочинения, рефераты, доклады; Ведение диалога, аргументация, задавать вопросы, отвечать на них, оппонирование; Учебно-исследовательские и проектные работы; Решение проблемных и изобретательских задач, эксперименты, творческие работы; Тест, анкета, упражнение Педагог 1.Поисково-педагогическая компетент. 2.Профессионально-личностная комп. 3.Коммуникативно-организаторская, лингвистическая компетентность 4. Проектно-исследовательская компет. 5.Предметно-знаниевая компетентн. 6.Информационно-технологическая 7.Здоровьеберегающая компетентность Диагностическая, организационно- прогностическая, информационно- объяснительная, аналитико- оценочная, исследовательско- творческая, коммуникативно- стимулирующая, организаторская, конструктивно-проектировочная Аттестация; Мониторинг профессионального развития; Мониторинг детской результативности. Руководитель 1.Психолого-педагогическая компет. 2. Информационно-технологическая 3.Коммуникативная 4.Проектно-исследовательская 5.Личностная компетентность Виды управления: Ресурсное; Здоровьесберегающее; Организационно-методическое; Информационно-технологическое; Экспертно-координационное; Проектное; Диалогическое; Развивающее Экспертиза педагогической деятельности образовательного учреждения; Аттестация Управление качеством образования на основе компетентностного подхода 28

29 Пример компетентностного задания Разум, который ходит по ниточке. Когда утренняя роса нанизывает на паутинные нити переливающиеся бусинки или ранний иней покрывает сверкающей ледяной инкрустацией, возникает как будто из воздуха невесомое кружево. Нити так тонки, что нужно скрутить их более сотни, чтобы получить канат толщиной в человеческий волос. И все же они прочнее и эластичнее самой лучшей дорогой стали. Хотя это только смесь белков, конечно, «совсем особая». Паук синтезирует ее в шести различных железах, находящихся в задней части тела. Как опытный аптекарь он готовит ее по рецепту, всегда с учетом конкретных потребностей. Например, нить, которая обрамляет паутину должна быть толще и эластичнее. У обычного крестового паука имеются для выполнения заказа 5 сортов жидкости и клеящееся вещество, которым он смазывает свои спирали-ловушки. Эта моментально затвердевающая на воздухе жидкость выделяется из малюсеньких трубочек (их около 600). По мере надобности паук может заставить работать меньшее или большее число трубочек. Строение паутины кажется продуманным до мельчайших подробностей. Даже то, что сеть должна висеть немного вкось и прилежный «ткач» может передвигаться только по ее нижней стороне, предусмотрено в этом конструктивном решении. В противном случае паук запутался бы в собственной паутине, сорвавшись при неосторожном движении. Свободному падению «в никуда» препятствует специальная спасательная нить, которая связывает «работника» со своим рабочим местом. Для дополнительной страховки ножки паука покрыты тонким слоем масла, на котором обычно «неотразимый» клей не держится. 29

30 Добавьте к сказанному способность маленького охотника мгновенно умерщвлять свою добычу укусом челюстных зубцов – этих шприцев для инъекции. А умение паука заворачивать свою жертву в мешок из нитей для сохранения «продукта» свежим. Или натягивание сигнальной нити от паутины до своей лазейки, находящейся по близости (это единственный бесшумный будильник на свете, он выводит паука из дремоты, как только в сети забьется добыча). Даже объединенных усилий многих ученых и инженеров недостаточно. Чтобы создать такого робота, который выполнял бы движения паука, строящего паутину и был бы таким миниатюрным. Ведь этот миниробот должен вместить в себя целую химическую фабрику, а также ткацкий станок. Но даже если бы и удалось создать такую модель ей потребовалось бы сложной программное обеспечение. А паук с рождения получает готовыми эти технические достижения и даже программу, которая им движет. Трудно поверить, что это продукт «бессмысленного» случая на пути развития природы от низшего к высшему.Вопросы: 1.При сооружении каких конструкций в архитектуре используют принцип «паутины» 2.В каких областях жизни нашли применение современные технологии, созданные по образцу природных особенностей паука. 3.Как вы можете объяснить тот факт, что на пути постепенного развития природы от низшего к высшему паук оказался наделен большими технологическими достижениями, чем человек? 4.Чем объяснить, что крайняя нить паутины должна быть толще и прочнее, чем нити ловушки? 30

31 При работе с предложенным внеучебным текстом учащиеся продемонстрируют свои умения так как им предстоит: Достраивать информацию за счет привлечения предметных знаний и проектировать недостающую информацию путем логических рассуждений; Искать точную информацию, проектировать новое суждение на основе данной информации; Привлекать сведения их повседневной жизни, полученные путем наблюдений; Формулировать свою точку зрения, составлять развернутое аргументированное высказывание. Дополнение учебных материалов внеучебными текстами расширяет возможности обучения и направлено на формирование таких умений, как: Извлечение информации из научно-популярного публицистического текста; Классификация полученной информации; Использование знаний, полученных при изучении других предметов; Создание собственного текста. 31

32 Инструмент отслеживания компетенции как интегральной характеристики Содержание компетенции Инструментарий отслеживанияСистема оценивания ЗнанияТест, контрольная работа, устный опрос, практическая работа, лабораторная работа и др. 5-ти бальная Умения и навыкиТворческая работа, эссе практическая работа, модели- рование, лабораторная работа и др. 5-ти бальная уровневая Способы деятельности Проектная работа, дело и дея- тельность, исследовательская работа, выполнение компетентностных задач и заданий и др. 5-ти бальная Уровневая Восстребованность личностью Восстребованность социумом Эмоционально- ценностное, личностное отношение Анкетирование, тестирование, психологическая диагностика, наблюдение и др. Уровневая 32

33