С ЕРТИФИЦИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Методология проблемы Новикова О. Н., доцент кафедры образовательных технологий высшей школы РИНО ПГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития регионального образования ПКИПКРО, кандидат философских наук
А КТУАЛЬНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ 1. Традиция профессиональных сообществ западных стран, форма признания профессионала сообществом профессионалов 2. Ответ на тенденции глобализации: объединение информационных потоков и инфраструктуры; возрастание мобильности населения; транснациональный характер трудовой деятельности.
Х АРАКТЕРИСТИКИ СЕРТИФИКАЦИИ Подтверждает четко определенные компетентности, необходимые для какой- либо конкретной деятельности. Осуществляется организацией, заинтересованной в данной деятельности. Принимается организациями, также заинтересованными в данной деятельности на основании соглашений. Может быть как добровольной, так и обязательной (ЕГЭ).
О ЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Федеральные стандарты образования УМК и КИМы Собственные критерии оценки ОУ Запрос «вышестоящих» ступеней образования Новый аспект оценки – социальный заказ на образование со стороны учащихся, родителей, общественных групп, работодателей и т. д.
Сертификация – «внешняя» по отношению к системе образования оценка компетентности субъектов в определенной области деятельности. Оценка образовательных результатов – «внутренняя» задача системы образования исходя из ее собственного содержания.
Проблема не в том, нужны ли центры сертифицирования. Проблемные вопросы: может ли сертификация служить средством оценки образовательных результатов? и, следовательно, является ли ее осуществление и подготовка к ней задачей органов управления образованием и ОУ?
М ИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ 7 1. Нормы ЮНЕСКО в сфере ИКТ- компетентности 2. Нормы Болонского процесса в аспектах Гарантии качества образования Совершенствования содержания образования 3. Международный проект «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING)
Р ЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РФ 8 Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (в соответствии с поручением правительства РФ от 26 марта 2008 года КА-П ) Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000, 2005 гг) и проекты ГОС ВПО III поколения ( ). Проекты государственных образовательных стандартов общего образования 2 поколения Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов (ЛЭТИ, 2004). Квалификационные требования к педагогам первой и высшей категории, принятые в субъектах РФ. Рекомендации, научно-методические материалы, опубликованных в российской печати, материалы конференций и т.д.
О СНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ Компетентности – результат согласования участниками рынка труда, государством и обществом актуальных приоритетов качества трудового потенциала страны. Только после этого они могут приобрести статус целей системы образования и, соответственно, статус образовательных результатов, которые должны подвергаться оценке. Сертификация может рассматриваться как способ оценки образовательных результатов, если отражает согласованные представления всех заинтересованных субъектов о результате образования, формах и механизмах его фиксации
У СЛОВИЯ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ Система сертификации может быть средством оценки образовательных результатов при соответствии комплексу условий: Мировым тенденциям в развитии образования; Основным направлениям развития российской системы образования; Действующему в РФ нормативно-правовому полю в сфере образования; Имеющемуся ресурсному обеспечению внутри системы образования (кадры, УМК, МТБ); Требованиям проведения сертификации (правовым, содержательным, ресурсным)
П ЕРСПЕКТИВНЫЙ ( МОТИВИРУЮЩИЙ ) АСПЕКТ СЕРТИФИКАЦИИ Задать направления развития деятельности в соответствующей сфере Задать новое качество результатов на основе уровневой сертификации Ввести новые нормы профессиональной деятельности по обеспечению перспективных результатов Российский пример: Отраслевой центр сертификации ИКТ-компетентностей субъектов образования
П РОЕКТ «S MART C LASSROOMS » – «У МНЫЕ КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ » Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АДМИНИСТРАЦИИ ШТАТА К ВИНСЛЕНД, А ВСТРАЛИЯ Цель проекта – построение образовательного процесса на основе концепции общества знаний ЮНЕСКО (уровень создания знаний) Школы обеспечиваются учебными кабинетами, оборудованными всеми современными ресурсами ИКТ. Педагоги выступают в качестве организаторов и консультантов образования и самообразования учащихся.
«М АСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «У МНАЯ КЛАССНАЯ КОМНАТА » ПОДПРОЕКТ «S MART C LASSROOMS P ROFESSIONAL D EVELOPMENT F RAMEWORK » Комплексная система повышения квалификации педагогов для работы с «умными кабинетами» 2. Система сертифицирования профессиональной компетентности педагогов в форме электронного портфолио. 3. Сообщество сертифицированных педагогов для развития проекта.
У РОВНИ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ДОКУМЕНТАХ ЮНЕСКО «Техническая грамотность» – это знания, умения и навыки индивида, обеспечивающие свободное владение оборудованием, программным обеспечением и информационными ресурсами. 2. «Углубление знаний» – это использование технической грамотности для решения разного рода профессиональных, социальных, образовательных, повседневных, личностных задач. 3. «Создание знаний» – это формирование информационно-коммуникационного типа мышления и деятельности индивида, обеспечивающего ему образование и самообразование в течение всей жизни, профессиональную и личностную самореализацию и эффективную деятельность в социально-экономической сфере.
У РОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА 15 Формирование и развитие технической грамотности учащихся и студентов на всех уроках и во внеурочной деятельности. Использование для обучения учащихся разнообразной техники, приборов, ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов. Использование технической грамотности для повышения собственной профессиональной квалификации и личностного саморазвития.
У РОВЕНЬ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 16 Систематическое и целенаправленное применение средств ИКТ по предмету – «наглядных пособий в науке, средств анализа данных, ситуационных игр в социальных исследованиях» и других. Тьюторство как основной метод преподавания: организация самостоятельной образовательной деятельности учащихся индивидуально и в группе, проектной деятельности учащихся, проблемного подхода в изучении предметов посредством обучения учащихся умелому пользованию информационно- техническими ресурсами, применению программного обеспечения и прикладных методов учебной дисциплины и т.д. Реализация на основе ИКТ мониторинга образовательной деятельности. Сотрудничество с другими педагогами и учреждениями
У РОВЕНЬ СОЗДАНИЯ ЗНАНИЙ 17 Инновационная образовательная деятельность как основа работы педагога, учащихся, образовательного учреждения. Выработка у учащихся «качеств XXI века»: создание знаний; критическое мышление; рефлексивная деятельность. Самостоятельная разработка образовательных ресурсов на основе ИКТ. Руководство работой по переподготовке коллег, по разработке и реализации идеи о превращении школы в сообщество, основанное на принципах инновации и непрерывного обучения, обогащаемого средствами ИКТ.