Информационно-методический семинар 16 – 18 мая 2012 года ЕПВО (Болонский процесс) Методология TUNING ECTS Возможности применения в российском образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Ассоциация классических университетов России (АКУР) МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Ассоциация классических университетов России МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Методический семинар 13 октября 2012 года, МГУ Возможности реализации модульных программ в рамках ФГОС ВПО Модульные технологии, рекомендованные ECTS Караваева.
СОВЕЩАНИЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ДИРЕКТОРОВ И ДЕКАНОВ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
УМС по физике 31 октября 2012 года О построении образовательных программ на основе ФГОС и СУОС ВПО на физическом факультете ННГУ Ким Екатерина Леонидовна.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате.
М етодический семинар г года Организация учебного процесса по кредитной технологии в медицинском образовании Диpектоp УД фаpмации Устенова Г.О.
Транксрипт:

Информационно-методический семинар 16 – 18 мая 2012 года ЕПВО (Болонский процесс) Методология TUNING ECTS Возможности применения в российском образовании Караваева Евгения Владимировна Исполнительный директор АКУР, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова

Болония Тюнинг Европы Прага Берлин ЕВРОПЕЙСКИЕ КВАЛИФИКАЦИИ высшего образования (Дублинские дескрипторы) Лондон Берген Вена-Будапешт Ловейн Формирование ЕПВО (Европейского пространства высшего образования) Бухарест

Цели Болонского процесса Повышение конкурентоспособности европейского образования на мировом уровне Формирование европейского пространства высшего образования и исследований Оптимизация расходов на образование без потери качества

10 направлений реализации Болонского процесса 1.Введение сравнимых квалификаций в высшем образовании 2.Переход на систему двух циклов ( с 2003 г.- введние 3-го цикла) 3.Введение системы переноса академических кредитов ECTS (зачетных единиц) 4.Развитие академической мобильности 5.Обеспечение качества высшего образования 6.Взаимное признание квалификаций и дипломов 7.Развитие третьего цикла высшего образования 8.Формирование европейского измерения высшего образования 9.Развитие обучения в течение всей жизни 10.Формирование европейского пространства научных исследований

Обязательства, взятые странами, официально вступившими в Болонский процесс, к 2010 году Перевести системы высшего образования на трехцикловую подготовку (Б-М-PhD) Обеспечить соответствие результатов образования по каждому циклу критериям Европейской рамки квалификаций высшего образования (Дублинским дескрипторам) Ввести систему переноса и накопления кредитов ECTS для определения трудоемкости и результатов обучения образовательных программ и их компонентов (модулей) Обеспечить условия для развития академической мобильности студентов и преподавателей (для чего среди прочего – выдавать Приложение к диплому установленной формы (Diploma Supplement) - с 2005 года К ежегодной встрече Министров стран-участниц представлять Национальный доклад по установленной форме - с 2005 года.

19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской декларации

Основные этапы реформирования системы профессионального образования Российской Федерации Декабрь 2004 – Одобрение Правительством РФ «Приоритеных направлений развития образования РФ» Объявлен курс на: Удовлетворение запросов современного рынка труда к программам профессионального образования (введение профессиональных стандартов к 2008 году, ГОС – к 2010) Изменение понятия и структуры государственного образовательного стандарта (расширение свобод ОУ) Введение двухуровневого высшего профессионального образования Создание условия для академической мобильности студентов (внутренней и внешней) Обеспечение условий для образования в течение всей жизни Кредитно-модульное построение профессиональных образовательных программ

Основные этапы реформирования системы профессионального образования Российской Федерации Февраль Приказ Минобрнауки 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе ВПО РФ» Март Приказ Минобрнауки, утвердивший «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования РФ» Начало работы над новой концепцией нового «образовательного стандарта» Подготовка принципиальных изменений в действующее законодательство в сфере образования

Основные этапы реформирования системы профессионального образования Российской Федерации Конец 2007 года – выход основных новых законов, определивших суть реформирования системы ВПО 14 февраля 2008 года - утверждение Правительсвом РФ нового Типового положения о вузе (Постановление Правительства 71) г.г. – утверждение ФГОС ВПО

Болонский процесс не достиг заявленных целей к 2010 году В чем конкретно? Во многих странах преобразования носят лишь структурный характер (формальный переход на двухцикловую систему подготовки), большинство вузов свои старые «длинные» образовательные программы разделили на составляющие «Б-М»по схеме 3(4)+2(1) Во многоих университетах с трудом идет переход вузов на студентоцентрированный подход к образованию (без педагогических инноваций) В недостаточной мере реализется академическая мобильность преподаватедей и студентов Не созданы условия для релизации непрерывного образования ( в течение всей жизни)

Болонский процесс не достиг заявленных целей к 2010 году ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ: Некомплексный и несистемный характер преобразований Большие различия в уровне автономии и академических свобод вузов в разных странах Большой разброс сроков начала реформ в разных странах Социально-психологический протест многих коллективов университетов Неготовность рынка труда к диалогу Неприятие рынком труда выпускников бакалавриата Глобальный экономический кризис

Болонский процесс не достиг заявленных целей к 2010 году ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ: Концептуально-методологическая насыщенность преобразований Сложная педагогическая составляющая Болонского процесса, предполагающая массовое овладение ППС методологией студентоцентрированного подхода Отсутствие единого понимания философии новых болонских квалификаций при явном дефиците навыков проектирования соответствующих образовательных программ Разночтения и зачастую путаница в определении основных методологичесикх категорий (компетенции, результаты обучения, модули, курсовые единицы и др.) Недостаточность разработанных механизмов и инструментария для студентоцентрированного обучения и образования, ориентированного на результат (образовательные технологии, способы оценивания)

Новый установленный рубеж для формирования ЕПВО – 2020 год Ловейнское Коммюнике (2009) Будапештско-Венская Декларация, подписанная и официальным представителем РФ (2010) «Мы, министры, подтверждаем свон стремление к надлежащей и полной реализации поставленных целей и приверженность плану действий на следующее десятилетие, очерченных в Ловейнском Коммюнике» Бухарестское Коммюнике (апрель 2012)

Доклад TRENDS 2010 по итогам мониторинга, проведенного Ассоциацией европейских Университетов Рекомендации вузам …….. Рекомендации политикам, среди них: 1)Переход к студентоцентрированному обучению является ресурсоемким и предполагает надлежащее финансирование 2)Целесообразно побуждать страны к выработке и согласованию на национальном уровне общих подходов к использованию ECTS, которые охватывали бы такие аспекты, как оценка учебной нагрузки студетнов и связь между модуляризацией, результатами обучения и кредитами ECTS.

Проект TUNING – методологическая основа Болонского процесса Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур

Единая СИСТЕМА ЦИКЛОВ (УРОВНЕЙ) высшего образования (бакалавр – магистр – доктор) Единый механизм соотнесения академических СТЕПЕНЕЙ и КВАЛИФИКАЦИЙ, полученных в результате освоения образовательных программ различных университетов ( На основе обобщенных результатов обучения - Дублински х дескриптор ов для трех циклов высшего образования) : Для выполнения основных задач Болонского процесса необходимы :

Для прозрачности образовательных систем разных стран необходимы единые (и понятные работодателю) подходы к формулировкам РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Отсюда возникло понятие КОМПЕТЕНЦИИ – как готовности лица, завершившего курс обучения, к выполнению какого-либо действия (динамичное сочетание знаний, умений, опыта, отношения) Для формирования конкретных компетенций необходим согласованный комплекс знаний, умений, опыта. Отсюда возникло понятие УЧЕБНОГО МОДУЛЯ – как структурного элемента образовательной программы, нацеленного на овладение обучающимися конкретных результатов обучения, из которых целиком или частично формируется его компетенция.

Чтобы оценить трудоемкость того или иного модуля в конкретной образовательной програме, а также иметь возможность сравнить по трудоемкости модули (или целые образовательные программы), реализуемые различными университетами (с применением разнообразных технологий) введены условные единицы КРЕДИТЫ (зачетные единицы) В Болонском процессе используется Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS)

Заслуга и успех проекта TUNING в том, что он объединил многие университеты для согласования и разработки ключевых подходов к формированию образовательных программ в новой парадигме и дал четкие определения компетенций, результатов обучения, модулей, кредитов, а также разработал методики их эффективного применения на Европейском пространстве высшего образования

Коротко о проекте Tuning Начался в 2000 г. по инициативе ряда университетов европейских стран, поддержанной Европейской Комиссией. Ныне в проекте заняты свыше 200 университетов из более 50 стран, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Казахстан, Украина, Грузия и Турция. Термин «настройка» в названии проекта определяет его главный принцип: университеты стремятся не к унификации программ, но к согласованию параметров, лежащих в их основе и облегчающих их понимание вузами-партнерами.

Коротко о проекте Tuning На первом этапе (2000–2002 гг.) в рамках проекта TUNING началась разработка моделей образовательных программ по девяти предметным областям: бизнес-подготовка, физика, химия, геология, педагогика, европейские исследования, история, математика, сестринское дело (уход за больными). В дальнейшем спектр направлений расширился и на третьем этапе проекта (2004–2006 гг.) включал уже 18 позиций. Российская Федерация присоединилась к проекту TUNING в 2006 г. (вузы участники от России - ГУ– ВШЭ, РУДН, Томский ГУ)

Коротко о проекте Tuning Для всех предметных областей были определены пять основных направлений работы: Формулировка общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области (направления подготовки ВПО). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области (направления подготовки ВПО). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS Формирование новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Формирование «стандартов» (ключевых (базовых) ориентиров – Reference Points) для разработки образовательных программ в данной предметной области

Определение КОМПЕТЕНЦИЙ по Тюнинг Компетенции - это динамическая комбинация знаний, умений, практического опыта, а также системы личностных качеств выпускника образовательной программы Формирование компетенций у обучающихся является целью образовательных программ Компетенции формируются различными компонентами образовательной программы и оцениваются на различных этапах (но не являются простой суммой полученных знаний, умений и навыков)

TUNING разделяет понятие «Компетенция» и «Результаты обучения» Компетенции всегда относятся к ОБУЧАЮЩИМСЯ (ВЫПУСКНИКАМ образовательных программ). Формирование компетенций является целью образовательной программы, они формулируются в терминах «способность…, «готовность к..». Результаты обучения разрабатываются преподавателями и являются описанием того, что, КАК ОЖИДАЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, обучающийся должен будет знать и (или) уметь и быть готовым продемонстрировать после окончания обучения по модулю (курсу) или по программе в целом. Результаты обучения должны быть измеряемы! Они, как правило, формулируются активными глаголами. Результаты обучения указывают на требования для получения зачетных единиц. Преподавателями должны быть сформулированы критерии для оценки достижения результатов обучения Результаты обучения

Индикаторы «Препарирование» компетенции («паспорт» компетенции) результат обучения Третий уровень овладения Второй уровень овладения Компетенции обучающихся и выпускников - способность… - готовность… Первый уровень овладения Критерии оценки (дескрипторы)

Модуль В Болонском процессе: Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации

В росийской практике понятие «модуль» применяется по разному часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, тема), изучение которой заканчивается определенной формой контроля (например, при модульно- рейтинговой системе оценивания); относительно автономная структурная единица крупной учебной дисциплины ( курса, рассчитанного на несколько семестров); группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу; циклы ФГОС; часть учебного года (при механическом делении семестра или года на части, в конце которого проходит рубежный контроль)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ в ECTS и TUNING Модуль – это автономный, завершенный с точки зрения результатов обучения структурный элемент программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения и адекватные критерии оценки. Трудоемкость модуля должна быть равна заданному числу кредитов или быть кратной этому числу.

Варианты модульных программ 1 модуль – 6 кредитов Семестр- 5 модулей, Учебный год – 10 модулей 1 модуль – 5 кредитов, всего 12 модулей Семестр- 6 модулей, Учебный год – 12 модулей Данный вариант реализует университет Деусто для всех программ обучения

Модули и курсовые единицы (пример) Модуль – 12 кредитов состоит из 4-х курсовых единиц по 3 кредита, курсовые единицы реализуются в разных семестрах, имеют свои РО и за них начисляюся кредиты (модуль Математика, курсовые ед. Математика1, Математика 2…..). В диплом студенту идет оценка за модуль.

ТИПЫ МОДУЛЕЙ в TUNING Типы модулей (курсов): Основной (ядро программы) Core Поддерживающий (освоение этих модулей необходимо для осовения основных модулей - ядра программы) Переносимый (переносящий знания на практику) Непрофилирующий (необязательный) Мinor

УРОВНИ МОДУЛЕЙ в TUNING Уровни модулей (курсов): Модуль базового уровня (введение в предмет); Модуль углубленного уровня Модуль продвинутого уровня Модуль специализированный (углубление знаний и опыта в специальной дисциплине)

ECTS (European Credit Transfer System) ECTS представляет собой формализованный способ учета трудоемкости образовательных программ путем присвоения условных «кредитов» их компонентам (дисциплинам, модулям и т.д.), позволяющий не только сопоставлять образовательные программы, но и перезачитывать результаты обучения при смене студентом образовательной траектории, учебного заведения или страны пребывания. Трудоемкость образовательной программы в кредитах оценивается по реальным трудозатратам СТУДЕНТА, а не по аудиторной (или иной) нагрузке преподавателя. ECTS применима ко всем типам ОП независимо от используемых образовательных технологий, форм и видов обучения

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Кредит ECTS – условная единица измерения трудоемкости образовательной программы (или ее структурного элемента с заданными результатами обучения), основанная на расчете объема учебной работы среднего студента, необходимого для освоения этой ОП (или ее структурного элемента) Объем учебной работы студента рассчитывается исходя из всех видов учебной работы, необходимых для достижения заданных результатов обучения: посещение лекций, семинаров, выполнение практических работ, выполнение самостоятельной работы, участие в мероприятиях текущего и итогового контроля: написание рефератов, эссе, сдача тестов, зачетов и экзаменов) Студенту начисляются кредиты только после того, как он продемонстрирует требуемые результаты обучения

БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ECTS !!! На пилотном этапе формирования ECTS (1988г) эксперты ДОГОВОРИЛИСЬ считать ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, выполненной студентом в любом ВУЗе в любой стране в ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА по определению равным 60 кредитам ECTS

Понятие кредита ECTS ПОЧЕМУ выбрано число 60? Потому что оно делится на кратные доли большим количеством способов: 60 :30:20:15:12:10:6: 5: 4: 3: 2 Что очень удобно для построения модульных программ 1 кредит ECTS -1/60 общей трудоемкости стандартного учебного года очной формы обучения

ВАЖНО! Количество кредитов, определяющих «стоимость» или «относительный вес» данного структурного элемента ОП по отношению к программе в целом, не зависит от применяемой образовательной технологии, от соотношений объемов аудиторных и внеаудиторных видов учебной работы, от форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а зависит только от общего вемени, затраченного студентом на освоение этого элемента ОП После выполнения студентом всех видов учебной работы и успешной аттестации по итогам освоения структурного элемента ОП студенту начисляется соответствующее количество кредитов и выставляется ОЦЕНКА. Кредиты не могут быть начислены студенту за один или несколько отдельных видов работы! Количество кредитов, начисленное студенту, не зависит ни от оценки, ни от важности данного структурного элемента для образовательной программы в целом Кредиты не отменяют ЧАСЫ при организации учебного процесса

TUNING и формирование Европейского образовательного пространства в целом

Болонский процесс (ЕПВО) 47 стран ( ) Евросоюз 27 стран Дублинские дескрипторы (2003) 3 цикл –> PhD 2 цикл –> магистратура 1 цикл –> бакалавриат Tuning – разработка базовой методологии (с 2000г. по наст. время) Компетенции и результаты обучения Модули Кредиты ECTS Европейская рамка квалификаций EQF для образования в течении жизни (2008) 8 уровень 7 уровень 6 уровень 5 …. 1 Компетенции Модули Кредиты ECTS Руководство по применению ECTS (2009)

Уровень 1 Знания Умения Широкие компетенции Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4 Уровень 5 Уровень 6 Уровень 7 Уровень 8 Знания Умения Широкие компетенции Широкие Компетенции Широкие Компетенци Широкие Компетенции Широкие Компетенци Европейская рамка квалификаций для обучения в течение всей жизни (ЕРК)

EQF Country A Country B Qualifications (B) Qualifications (A)

ЕРК Уровень 6 ЕРК Уровень 6 - Продвинутое знание в области работы или обучения, использующее критическое понимание теорий и принципов - Продвинутые умения, демонстрирующие мастерство и инновации, требуемые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированных областях работы или обучения - Управление сложной технической или профессиональной деятельностью или проектами, ответственность за принятие решений в непредсказуемых ситуациях на работе или в контексте обучения - Брать ответственность за управление профессиональным развитием личностей и групп - Управление сложной технической или профессиональной деятельностью или проектами, ответственность за принятие решений в непредсказуемых ситуациях на работе или в контексте обучения - Брать ответственность за управление профессиональным развитием личностей и групп Демонстрировать знания и понимания в области обучения, основанные на общем среднем образовании, на уровне, который поддерживается современными учебниками, включая некоторые аспекты знаний, которые являются важнейшей частью в области обучения; Способность применения знаний с профессиональной точки зрения, владение компетенциями, которые демонстрируют умение решать проблемы в пределах области обучения; Осуществлять сбор и интерпретировать соответствующие данные (обычно в пределах области обучения) для построения суждений, которые отражают соответствующие социальные, научные и этические вопросы; Способность поделиться информацией, идеями, проблемами и их решением как со специалистами, так и с дилетантами в данной области; Развитие таких способностей к обучению, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью самостоятельности. Демонстрировать знания и понимания в области обучения, основанные на общем среднем образовании, на уровне, который поддерживается современными учебниками, включая некоторые аспекты знаний, которые являются важнейшей частью в области обучения; Способность применения знаний с профессиональной точки зрения, владение компетенциями, которые демонстрируют умение решать проблемы в пределах области обучения; Осуществлять сбор и интерпретировать соответствующие данные (обычно в пределах области обучения) для построения суждений, которые отражают соответствующие социальные, научные и этические вопросы; Способность поделиться информацией, идеями, проблемами и их решением как со специалистами, так и с дилетантами в данной области; Развитие таких способностей к обучению, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью самостоятельности. Дублинские дескрипторы Первый цикл Дублинские дескрипторы Первый цикл

ЕРК Уровень 7 ЕРК Уровень 7 - Узкоспециализированное знание, являющееся важнейшей частью знания в области работы или обучения, как базис для творческого мышления и/или исследования - Критическое понимание вопросов в своей области и умение взаимодействовать с другими областями знаний - Узкоспециализированное знание, являющееся важнейшей частью знания в области работы или обучения, как базис для творческого мышления и/или исследования - Критическое понимание вопросов в своей области и умение взаимодействовать с другими областями знаний - Умения, требуемые для решения специализированных проблем при проведении исследований и/или инновационной деятельности для получения новых знаний их интеграции и механизмов реализации -Управление и преобразование в сфере работы или обучения, которая является сложной, непредсказуемой и требует новых стратегических подходов - Принимать ответственность за развитие профессионального знания и практики и/или выработки командной стратегии -Управление и преобразование в сфере работы или обучения, которая является сложной, непредсказуемой и требует новых стратегических подходов - Принимать ответственность за развитие профессионального знания и практики и/или выработки командной стратегии Демонстрировать знания и понимания, которые основываются, расширяются и увеличиваются по сравнению с первым циклом и обеспечивают возможность для развития творчества и применения идей, часто в пределах исследовательского контекста; Применение знания, способность решения проблем в новой или незнакомой обстановке в более широком (или междисциплинарном) контексте, связанном с областью обучения; Способность к интегрированию знаний, умение справляться со сложностями, формулировать суждения, обладая неполной или ограниченной информацией, которые отражают социальные и этические аспекты, связанные с применением знаний; Способность делать выводы и объяснять материал на основе полученных знаний ясно и однозначно как специалисту, так и дилетанту; Развитие способностей к дальнейшему обучению, позволяющих сделать обучение в большей степени самоуправляемым или автономным. Демонстрировать знания и понимания, которые основываются, расширяются и увеличиваются по сравнению с первым циклом и обеспечивают возможность для развития творчества и применения идей, часто в пределах исследовательского контекста; Применение знания, способность решения проблем в новой или незнакомой обстановке в более широком (или междисциплинарном) контексте, связанном с областью обучения; Способность к интегрированию знаний, умение справляться со сложностями, формулировать суждения, обладая неполной или ограниченной информацией, которые отражают социальные и этические аспекты, связанные с применением знаний; Способность делать выводы и объяснять материал на основе полученных знаний ясно и однозначно как специалисту, так и дилетанту; Развитие способностей к дальнейшему обучению, позволяющих сделать обучение в большей степени самоуправляемым или автономным. Дублинские дескрипторы Второй цикл Дублинские дескрипторы Второй цикл

ЕРК Уровень 8 ЕРК Уровень 8 Наиболее продвинутые знания в области работы или обучения, требуемые для решения проблем в междисциплинарных областях - Самые продвинутые и специализированные умения и техники, включающие синтез и оценку, требуемые для критического решения проблем при проведении исследований и/или инновационной деятельности и для расширения и пересмотра существующего знания или профессиональной деятельности -Оказание существенного влияния, осуществление инновационной деятельности, автономия, академическая и профессиональная целостность, поддержка новых идей и процессов как главного в работе или обучении, включая исследование - Системное понимание в области изучения и мастерство в области умений и методов исследования в определенной области; - Способность создавать, проектировать, реализовывать и адаптировать серьезные процессы исследований с научной целостностью; - Вносить вклад посредством оригинальных исследований, выходящих за рамки существующих знаний, путем создания значительных результатов, часть которых признается на национальном и международном уровне; - Способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей; - Могут общаться в своей области с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом в целом; - Могут содействовать развитию в академических и профессиональных контекстах технических, социальных и культурных процессов развития в интересах общества, основанного на знаниях. - Системное понимание в области изучения и мастерство в области умений и методов исследования в определенной области; - Способность создавать, проектировать, реализовывать и адаптировать серьезные процессы исследований с научной целостностью; - Вносить вклад посредством оригинальных исследований, выходящих за рамки существующих знаний, путем создания значительных результатов, часть которых признается на национальном и международном уровне; - Способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей; - Могут общаться в своей области с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом в целом; - Могут содействовать развитию в академических и профессиональных контекстах технических, социальных и культурных процессов развития в интересах общества, основанного на знаниях. Дублинские дескрипторы Третий цикл Дублинские дескрипторы Третий цикл

Европейская рамка квалификаций (ЕРК) для обучения в течение всей жизни (инициатива EC) (27 стран) Европейские квалификации высшего образования (Дублинские дескрипторы) (47 стран) Национальная рамка квалификаций Отраслевая рамка квалификаций TUNING (настройка) ключевых ориентиров («стандартов»)для образовательных программ по областям

46 О проекте TUNING RUSSIA «Создание сети центров Tuning в Российских университетах») Участники консорциума – 12 Российских вузов (из них - 6 классич. Университетов) и 4 европейских университета. Координатор - University of Deusto (Университет Деусто, Испания), координатор с Российской стороны – АКУР.

47 О проекте TUNING RUSSIA «Создание сети центров Tuning в Российских университетах»). ЦЕЛЬ проекта: Создание на базе ряда российских университетов при поддержке Евросоюза Центров, которые будут оказывать всем заинтересованным вузам консультативно- методическую поддержку также практическую помощь в разработке образовательных программ по методологии TUNING, а в создании совместных с европейскими вузами образовательных программ и программ двойных дипломов

Логика выполнения работ по проекту TUNING RUSSIA 2. Подготовка спецификации (общего описания) конкретной программы вуза (уровень образования – Б или М, направленность (тип) программы) – Профайла программы подготовки (Programe Degree Profile). Аналогом в российском образовании является описание вузом образовательной программы при подготовке Приложения к диплому о ВПО (Diploma Supplement) 1. Формирование Ключевых (базисных) ориентиров (Reference Points) для разработки и реализации программ подготовки в конкретной предметной области. Согласованные университетами – участниками TUNING рамочные стандарты программ подготовки в данной предметной области. Аналогом в Российском образовании можно считать ФГОСы 3. Проектирование пилотной образовательной программы (Programme Design) и описание некоторых ее компонентов по уровню образования (Б или М) Аналогом в российском образовании можно считать разработку основных образовательных программ (ООП), состоящих из набора учебно-методических документов

Особенности применения методологии TUNING при проектировании образовательных программ в российских вузах

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкос ть (Зачетные единицы) 1) Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий Коды формируе мых компетен ций Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: иметь базовые знания: в области гуманитарных наук; знать: иностранный язык и активно его использовать; уметь: находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников; владеть навыками: межличностных отношений, представления гуманитарных знаний в проблемно-задачной форме Иностранный язык. История. Философия. Экономическая теория. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-14 ОК-15 ОК-16 ПК-14 Вариативная часть Знания, умения и навыки определяются ООП вуза Б.2Естественнонаучный цикл40-50

Основные параметры учебного года, учебной недели и часовых эквивалентов кредита ECTS и российской зачетной единицы в Европейских и Российских университетах ЕвропаРоссия Длина учебного года3440 недель4245 недель Общая трудоемкость недели 4042 часа54 академических часа (нормативная максимальная нагрузка) Общее количество часов в учебном году часов академических часов Официальные часовые эквиваленты Кредита ECTS и Зачетной единицы 1 кредит соответствует 2530 часам 1 ЗЕ соответствует 36 ак. часам, (норматив ФГОС) Разрешенный диапазон отклонений 3238 ак. часов

1 учебный год = 60 кредитам 1 учебный год = 40 недель Базовые соотношения, действующие в системе ECTS и в российской системе зачетных единиц 1 учебный год = 60 ЗЕ 1 учебный год = недели Европа, ECTS Россия, СЗЕ 1 неделя имеет трудоемкость примерно 1,5 кредита 1 неделя имеет трудоемкость примерно 1,5 ЗЕ (рекомендация Минобрнауки) ? 25 избыточных недель уходят на реализацию физ-ры (328 часов) и факультативов (до 10 ЗЕ у бакалавров)

Каким образом Минобрнауки России определило часовой эквивалент 1 ЗЕ? Из соотношения: 1 неделя соответствует нагрузке в 54 ак. часа или 1,5 ЗЕ отсюда 1 ЗЕ соответствует 36 академическим часам Как выходить из положения при составлении соответствующих программ с европейскими университетами? Уловка:` 36 академ. часа Х 45 минут 60 минут 27 астрономических часов

Особые случаи, когда учебный год не равен 60 кредитам ECTS (зачетным единицам) ЕвропаРоссия 1) Программа с присвоением двух квалификаций или интенсивная программа для одаренных студентов имеет официальную продолжительность учебного года 12 месяцев – без каникул (50 недель). При этом трудоемкость учебного года составляет 75 кредитов ECTS 2) Программа осваиваемая по неполной (заочной) форме обучения предусматривает трудоемкость учебного года, составляющую 45 кредитов ECTS 1)Ускоренная образовательная программа (осваиваемая одаренным студентом в сокращенный срок) может иметь трудоемкость до 80 ЗЕ (в проекте приказа МОН) 2) Программа, осваиваемая по заочной или очно-заочной формам обучения, имеет увеличенный срок освоения до 1 года. При этом трудоемкость учебного года рассчитывается как частное от деления общей трудоемкости программы на количество лет обучения. Например: программа бакалавриата 4 года 240 ЗЕ - для заочной формы обучения (5 лет) трудоемкость учебного года составит 240/5=48 ЗЕ)

ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕ Объективные (возникшие из-за противоречивых нормативов) Субъективные (требующие ухода от сложившихся в вузе традиций расчета учебной нагрузки и организации образовательного процесса)

Субъективные трудности Традиционно в российском вузе до введения ФГОС: 1)Расчет трудоемкости дисциплин велся от аудиторных часов (от «нагрузки преподавателя») 2)Не велся расчет реального времени, необходимого на самостоятельную работу студенту, отсутствовало обеспечение самостоятельной работы и ее контроля со стороны преподавателя («контактные часы» не входили в расчет нагрузки преподавателя)

Субъективные трудности 3) До 8 недель в учебном году занимали экзаменационные сессии, время выделенное на подготовку и сдачу экзаменов не включалось в расчет общей трудоемкости дисциплин 4) Так как еженедельная нагрузка студента считалась «в среднем» за все время обучения, реально нормы максимальной аудиторной нагрузки студента на младших курсах были значительно превышены. 5) У студентов практически не было возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий

ОПАСНОСТЬ для вузов Путем механического деления и округления подогнать план под ЗЕ, не мотивировав преподавателей и не подготовив вузовскую нормативно-методическую базу к переходу на «студентоцентрированное» обучение Сделать «плавающий» часовой эквивалент ЗЕ от дисциплины к дисциплине (в зависимости от их «важности») внутри одной ООП, а также в разных ООП вуза, тем самым лишив возможности студента реализовать внутреннюю и внешнюю академическую мобильность.

Объективные трудности Заданные во ФГОС и в др. документах нормативы, «противоречащие» друг другу, создают трудности при составлении календарного учебного графика и рабочего учебного плана в логике кредитов ECTS: 1) ФГОС задал жесткую норму: трудоемкость ООП при реализации очной формы обучения равна 60 з.е. в год! Умножим 60 ЗЕ на 36 часов получаем 2160 академических часов всего в году. Делим их на 54 часа максимально разрешенной еженедельной учебной нагрузки, получаем, что для реализации 60 ЗЕ необходимо всего 40 недель в году Одновременно задана норма каникул 7-10 недель в году, то есть реальный учебный год должен быть недели. ВОПРОС: Как может поступить вуз?

Объективные трудности 2) Реализация раздела «Физическая культура» трудоемкостью 2 ЗЕ, но 400 ак.часов (ФГОС устанавливает также, что часы физ-ры должны учитываться при расчете максимальной еженедельной нагрузки студента (54 часа), но не учитываться при расчете аудиторной нагрузки студента) Вопросы: как начислять ЗЕ по годам, если физкультура реализуется 3 года – по 0, 66 ЗЕ? где взять часы на реализацию «сверхнормативных» часов, выделенных на физкультуры (400-72=328)? Как технологично составить учебный план, если часовой эквивалент ЗЕ отличается столь значительно одной и той же ООП?

Объективные трудности 3) В Письме Департамента от 13 мая 2010 года утверждается, что при расчете трудоемкости дисциплин (модулей), практик и ИГА недопустимо применять дробные значения ЗЕ, одновременно предлагается рассчитывать практики ИГА исходя из расчета 1,5 ЗЕ в неделю. Вопросы: если практика занимает в году три недели - можно ли ей присвоить 4,5 ЗЕ? если во ФГОС трудоемкость ИГА или практик задана не кратно 1,5 (например 4 ЗЕ, 7 ЗЕ и т.д.) – как планировать количество недель в учебном графике?

Для того, чтобы «дозагрузить» учебный год до недель вуз может пойти тремя путями 1)Увеличить часовой эквивалент ЗЕ в пределах разрешенной вилки 42 недели умножаем на 54 ак. часа. в нед. получаем 2268 ак.часов в году. Делим на 60, получаем 1 ЗЕ соответствует 37,8 ак.часа (такой эквивалент применять крайне неудобно!) 2) Уменьшить количество нагрузки студента в неделю 2160 ак.часов в году делим на 42 учебных недели получаем 51,428 ак.часов в неделю

3) Рекомендованный ПУТЬ «Избыточные» недели (относительно 40) тратить – на реализацию факультативов и «сверхнормативных» часов физической культуры, а для проектирования и реализации 60 ЗЕ основной образовательной программы брать ровно 40 учебных недель в году. При этом будут выполняться БАЗОВЫЕ соотношения системы ЗЕ: 60 ЗЕ – 40 недель 1,5 ЗЕ – 1 неделя (54 ак. часа) 1 ЗЕ – 36 ак. часов

ПРИМЕР реализации учебного года с факультативами Длина учебного года 42 недели (каникулы – 10 недель) В этом году реализуются 60 ЗЕ дисциплин (модулей) и практик основной образовательной программы и 3 ЗЕ факультативов (факультативы могут быть реализованы как распределенно в течение учебного года, так и в специально выделенные 2 недели («летняя школа»). При такой модели учебного года выполняются БАЗОВЫЕ соотношения системы ЗЕ

Трудоемкость, выделяемая на подготовку и сдачу экзаменов Согласно ФГОС - трудоемкость мероприятий текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в том числе экзаменов) входит в общую трудоемкость по дисциплине (модулю), выраженную в ЗЕ. Количество часов, отводимое на тот или иной экзамен определяется вузом самостоятельно исходя из применяемой образовательной технологии и принятой системы контроля

Примеры реализации учебных экзаменационных сессий Вариант 1. В семестре 4 недели выделено на экзаменационную сессию. Если экзаменов 4 и они распределены равномерно, то трудоемкость каждого экзамена соответствует 54 ак. часам Если экзаменов 6, то трудоемкость каждого экзамена 36 ак.часов Вариант 2. В семестре 2 недели выделено на экзаменационную сессию. Если экзаменов 4 и они распределены равномерно, то трудоемкость каждого экзамена 27 з.е. Если экзаменов 5, то два экзамена имеют трудоемкость по 27 з.е. и три – по 18 з.е. (три экзамена в неделю) Вариант 3. В семестре вообще не выделяют недели на экзаменационную сессию (пример – магистратура экономического ф-та МГУ), оценки за экзамены проставляются студентам по итогам текущего контроля (в балльно-рейтинговой системе) их работы в семестре.

При разработке и реализации ООП на основе системы кредитов (зачетных единиц) целесообразно формировать 3 вида учебных планов: Базовый учебный план (полный набор структурных единиц программы, распредление кредитов по ним, определение последовательности их освоения, распредление всех курсовых единиц программы по годам (60 кредитов в год). Рабочий учебный план (наполнение всех кредитов реальными часами учебной работы студента) Индивидуальные планы студентов

Как переходить от зачетных единиц к академическим часам? Переход от выраженных в учебных планах в зачетных единицах трудоемкостей конкретных дисциплин (модулей) к распределениям их по часам лекций, семинаров, самостоятельной работы и т.д. происходит на этапе проектирования рабочих программ дисциплин (модулей) и образовательных технологий (включая систему текущего контроля успеваемости, текущей аттестации) и фрмировании «рабочего учебного плана». При этом могут использоваться принятые в вузе стандартные, общие для всех дисциплин (или для групп дисциплины) требования или рекомендации распределения часов по формам учебных занятий.

Примеры распределения академических часов по видам учебной работы для дисциплин, имеющих одинаковую трудоемкость в зачетных единицах

ИТОГОВЫЙ ПРИМЕР : Дисциплина (модуль), «работающая» на одни и те же результаты обучения и имеющая трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов) в разных вузах может реализоваться: 1 семестр (20 недель, из них 18 недель теоретического обучения) по схеме 1 пара в неделю (36 часов); 36 часов самостоятельной работы студента и мероприятия текущего контроля успеваемости, 36 часов подготовка и сдача эккзамена) 2 недели «вахтовым» методом или в режиме «летней школы» с обязательной аттестацией 1 год в режиме дистанционного обучения студента, когда он затрачивает на освоение дисциплины (самостоятельная работа, контактные часы с преподавателем) около 54 часов в семестр. Независимо от «растянутости» срока обучения и применяемых образовательных технологий, освоенный модуль должен быть зачтен студенту в объеме 3 ЗЕ, если студент продемонстирует требуемые результаты обучения.

Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса Сложная задача при проектировании образовательных модулей: «увязка» и согласование программ дисциплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» и согласованного подхода преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля Вузам самим вузам необходимо определить – в каких документах (специальных учетных индивидуальных книжках студента, на странице студента в специализированном информационном портале) будет вестись учет полученных и накопляемых студентом кредитов в процессе обучения.

Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Мешают формировать модули заданные во ФГОС циклы При формировании крупных модулей образовательной программы («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Выход - вводить внутри образовательного модуля «курсовые единицы» (course unit), которым присваивать «вес» в зачетных единицах. Для каждого курсового модуля формулировать конкретные результаты обучения, подлежащие оценке. Курсовому модулю присваивать определенное количество зачетных единиц. В приложении к диплому может быть указано только название модуля образовательной программы, полное количество з.е. за его освоение и оценка по итогам освоения.

Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса В рассмотренном случае необходимо ввести рубежную аттестацию (после освоения модуля целиком) наряду с промежуточной аттестацией (в которую войдут зачеты и экзамены по дисциплинам и практикумам, входящим в модуль). Рубежная аттестация по итогам освоения всего модуля возможна без проведения специального экзамена, а по итогам всех полученных внутри модуля оценок в рамках промежуточных аттестаций (возможно введение для каждого курсового модуля (дисциплины, практикума) весового коэффициента). Эта процедура может быть отрегулирована документами вуза – Положением о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и рубежной аттестации.

Рекомендации по формировании модульных программ (в рамках проекта TUNING Russia) Строить модульную программу, объединяя тематически связанные дисциплины (в том числе базовые и вариативные) в единые модули, четко определяя результаты обучения и критерии оценки. Модули лучше строить внутри циклов, заданных ФГОС. Трудоемкость модулей лучше всего сделать кратной трем ЗЕ (3, 6, 9, 12), но стараться формировать крупные, а по возможности - равновеликие модули (помня, что количество экзаменов в году не должно превышать 10!). Крупные модули разделять на курсовые единицы, которые реализуются один семестр. Курсовые единицы также делать равными (кратными) 3 ЗЕ.

Рекомендации по формировании образовательных программ (в рамках проекта TUNING Russia) При расчете трудоемкости в зачетных единицах практик (переносимых модулей) и мероприятий ИГА – исходить из реальной длительности практик в неделях и соотношения 1 учебная неделя соответствует 1.5 ЗЕ Постараться построить программу так, чтобы было выделено «ядро» программы (основные модули), были выделены модули, которые «поддерживают» освоение «основных» и являются обязательными для освоения, были выделены специализированные (вариативные) и (или) дополнительные модули по выбору. Придумать удобную кодификацию разных типов модулей