Петербургское измерение инноваций в системе образования Алексеев С.В., проректор по научной работе, д.п.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностное развитие и социализация учащихся: путь от эксперимента к повседневной практике И.Ю.Лебедева 17 ноября 2010 года.
Advertisements

Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Модульно-накопительная система повышения квалификации.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Педагогический совет 3 ноября 2011 года Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Транксрипт:

Петербургское измерение инноваций в системе образования Алексеев С.В., проректор по научной работе, д.п.н., профессор

Инновационные программы.. Накануне принятия Нового Закона «Об образовании» … Программа модернизации - программа достижения нового качества российского образования… Президентская инициатива «Наша новая школа» ( 6 направлений) – программа достижения нового качества жизни и школьников, и педагогов, и родителей… Стратегическая программа развития образования – 2020 Федеральные государственные образовательные стандарты (по всем ступеням непрерывного образования…) Стратегия развития Петербургской школы (9 направлений)

Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 1. Общие положения Глава 2. Система образования Глава3.Организации, осуществляющие образовательную деятельность Глава 4. Обучающиеся, их родители и иные законные представители Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образования Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ

Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 8. Государственное регулирование и управление в сфере образования Глава 9. Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования Глава 10. Экономическая деятельность в сфере образования Глава 11. Дошкольное образование Глава 12. Общее образование Глава 13. Профессиональное образование Глава 14. Среднее профессиональное образование Глава 15. Высшее образование Глава 16. Дополнительное образование Глава 17. Дополнительное профессиональное образование

Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 18. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся Глава 19. Международная деятельность в сфере образования Глава 20. Переходные и заключительные положения

Из проекта Закона …. Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;

Всемирный день качества… 11 ноября –Всемирный день качества (World Quality Day)- ежегодное мероприятие,проводимое во многих странах мира во второй четверг ноября. Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества (European Organization for Quality). Всемирный день качества был утвержден в 1990году. Спустя шесть лет Европейская организация качества объявила Европейскую неделю качества (неделя, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг). Понятие «качество» тесно связано с тем, что называется благами современной цивилизации, качеством жизни- а это : состояние окружающей среды, здоровье людей, психологический комфорт, экономическое состояние и качество образования.

Конкурс качества «Сделано в Санкт-Петербурге» 2008год- 65 / 47-первый/24-второй/ 6- победители 2009год-100 /52-первый/14-второй/ 10- победители 2010год-120 /37-первый/10-второй /7 -победители

Принципы Болонского процесса… Автономности Ответственности Качества Доверия Совместимости Мобильности Открытости Привлекательности

Инновации!!!???... Инновация – новшество, обладающее рядом признаков : - Прогностичностью ( «взглянуть в завтра») - Востребованностью ( «сегодня и завтра») - Эффективностью ( «дает эффект», может быть даже системный эффект !!!)

Из проекта Закона… Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Российской Федерации. Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности, а также их объединениями в рамках предписаний действующего законодательства об образовании. При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований.

Инновации: кто…? Большинству людей, чтобы добиться успеха, надо следовать правилам. Инноваторы добиваются успеха, нарушая правила. Стив Возняк, один из создателей компании Apple

Инновации : сколько…? Еще никогда в истории инновации не обещали так много, так многим и так быстро. Билл Гейтс, создатель компании Microsoft

Инновации : как…? Инновации лучше начинать с небольшого пилотного проекта, требующего поначалу немного финансов и людей, экспериментируя на небольшом рынке. Питер Друкер, американский теоретик менеджмента

О каком измерении идет речь ???? Всемирное измерение качества образования… Европейское измерение качества образования… Российское измерение качества образования…. Петербургское измерение качества образования…

Инновации отличают лидера от догоняющего ( Стив Джобс, Apple) Инновационная школа: - конкурентноспособная -школа- лидер -комфортная -собственно инновационная ( Н.А.Заиченко, 2010)

Петербургское измерение: личность (индивидуальность) школьника Компетентности ( ключевые, предметные) Культура Воспитание и социализация Конкурентноспособность Готовность к непрерывному образованию…

Петербургское измерение : личность (индивидуальность) педагога * ХI Всероссийский Интернет – педсовет проходит под девизом Пяти степеней учителя : -учитель как личность -учитель как профессионал -учитель как ученик -учитель как исследователь -учитель как гражданин *Петербургский вектор : -учитель как «человек культуры» -учитель как «человек науки» -учитель как петербуржец

Портрет современного педагога (по данным Международного института развития, 2010г.) 1. Владеет интерактивными методами обучения и технологией модерации 2. Владеет ИКТ 3. Владеет технологией проектирования урока 4. Умеет управлять мотивацией 5. Занимает активную жизненную позицию 6. Открыт к инновациям 7. Постоянно учится 8. Самостоятельный 9. Партнер для своих учеников и коллег 10.Целеустремленный

Петербургское измерение : личности (индивидуальности) родителей Родитель – ученик Родитель - педагог Родитель - психолог Родитель- менеджер Родитель – PR- технолог

Петербургское измерение : образовательная среда школы Здоровьесозидающая Безопасная Комфортная Инициирующая творчество («неспокойная») Насыщенная Природо- и культуросообразная…

Петербургское измерение : образовательный процесс Отбор содержания, обеспечивающего достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов; Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, командных и индивидуальных форм учебной деятельности; Доминирование интерактивных, деятельностных методов обучения; Оптимальное сочетание урочных и внеурочных форм обучения, аудиторного и внеаудиторного образования; Приоритеты самостоятельной работы школьников и самообразования педагогов, самооценки достигнутых результатов школьниками и педагогами….

развивающее обучение; проблемное обучение; технологию мастерских коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследования в обучении; проекты в обучении; технологию «дебаты»; технологию модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; игровые технологии: ролевые, деловые и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.

А также технологии …. Моделирования Прогнозирования Кейс- технологии Контекстного обучения Технология ситуационных задач Самообразования Воспитательные Рефлексивные Мониторинговые технолог ии Технологии модерации…

Тенденции современного оценивания (по Г.С.Ковалевой) Оценивать то, что значимо, а не что легче замерить… Оценивать понимание, осмысление, объяснение, установление причинно- следственных связей, а не конкретные знания, рутинные умения и алгоритмы деятельности (?!)… Оценивать то, что знают учащиеся, и то что они не знают («знание о знании» и «знание о незнании»)… Привлекать учащихся к оценке своих результатов и результатов своих одноклассников… Вовлекать учителей в процесс разработки системы внешнего контроля… Использовать многообразие и разнообразие методов и форм оценки, включая и тестовый метод- ЕГЭ…

Качество жизни -2007/08 (ООН) Страна ИРЧП СОПЖ ВВП Образование Здравоохран. 1.Исландия 0,968 81, ,1 8,3 2.Норвегия 0,968 79, ,7 8,1 3.Австралия 0,962 80, ,7 6,5 4.Канада 0,961 80, ,2 6,8 5.Ирландия 0,959 78, ,8 5,7 6. Швеция 0, , ,4 7,7 11.Финляндия 0,952 78, ,5 5,7 12.США 0,952 77, ,9 6,9 16.Великобр. 0,946 79, ,4 7,0 22.Германия 0,935 79, ,6 8,2 64.Белорусь 0,804 68, ,0 4,6 67.Россия 0,802 65, ,6 3,7 73.Казахстан 0,794 65, ,3 2,3 76.Украина 0,788 67, ,4 3,7

Информатизация общества – качество жизни Страна. Сотовые телеф. Пользов.Интернета. на 1тыс. на 1 тыс. 1.Исландия Норвегия Австралия Канада Ирландия Швеция Швейцария Япония Нидерланды Франция США Великобритания Германия Россия

Качество жизни в школе как минимодели государства…… Качество жизни : - образование ( цели, результаты, процессы, технологии, образовательная среда); - здоровье (школьников и педагогов); - экономика («цена» образования).

Развитие региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге ( гг.) Статистические индикаторы качества образования : 1. Результаты 2. Условия 3. Управление

РЕЗУЛЬТАТЫ… Результаты независимых экзаменов Степень участия в конкурсных мероприятиях Достижения Выпускники Неуспеваемость и отсев Международные исследования Результативность воспитательной работы

УСЛОВИЯ… Характеристика педагогического состава Достижения педагогов ОУ Информационная среда ОУ Материальная база ОУ Питание Медицинское обеспечение Безопасность Комфортность Режим работы

УПРАВЛЕНИЕ… Образовательные программы Популярность образовательного учреждения Социальные связи Развитие ОУ Управление качеством

Развитие региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге ( гг.) Социально- педагогические индикаторы качества образования: 1.Административно-управленческие -управление состояние -управление развитием -организация сетевого взаимодействия 2. Педагогические - организационно- педагогические - учебная деятельность - воспитательный процесс

Продолжение… 3. Социологические - степень соответствия образовательных услуг социальному запросу - уровень социализации детей - оценка социально- психологического климата - оценка социокультурной ситуации - состояние инновационной деятельности - профессиональная деятельность учителей

Продолжение… 4. Качество здоровьесберегающей деятельности - состояние здоровья учащихся - внутришкольная среда (инфраструктура школы, готовность педколлектива к здоровьесберегающей деятельности, учебная нагрузка учащихся, режим дня, образ жизни школьников, питание, здоровьесберегающие мероприятия, уровень наркогенности среды…)

Стратегия развития Петербургской школы… -Доступность качества -Воспитание. Неформальное образование -Дошкольник -Здоровье в школе -Кадровый капитал -Равные и разные -Открытая школа -Профессия и карьера -Эффективная школа

Спасибо за внимание …