Понятие «Компетентность»: содержательный аспект Составитель: И. Дендебер.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составитель: И. Дендебер. Осознание того, что человек действует, опираясь на собственный субъектный и субъективный опыт. Учитывая, что при организации.
Advertisements

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.
Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход к образованию.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
1 Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС нового поколения Руководитель МО учителей русского языка и литературы Могойтуйского района.
Преподаватель каф. педагогики и психологии Использованы материалы, предоставленные и.о. зав. каф. СПТ КРИПКиПРО Г.А. Вертохвостовой Дизайн: ст. преподаватель.
Формирование ключевых компетенций как одно из направлений компетентностного подхода в образовательном учреждении 2014 г.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Мастер-класс 2011 Профессиональная компетентность педагога: понятие, сущность.
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Модель компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход-это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся.
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ О КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока Козловская Н. Н. МБОУ СОШ 20 учитель начальных классов.
Транксрипт:

Понятие «Компетентность»: содержательный аспект Составитель: И. Дендебер

Исследование характеристик понятия «компетентностный подход» Педагогам были заданы следующие вопросы: Педагогам были заданы следующие вопросы: 1.Какие компоненты, по Вашему мнению, должны входить в понятие «компетентностный подход»? 1.Какие компоненты, по Вашему мнению, должны входить в понятие «компетентностный подход»? 2.Как Вы считаете, какие из характеристик будут формироваться при компетентностном подходе? 2.Как Вы считаете, какие из характеристик будут формироваться при компетентностном подходе? 3.Как Вы считаете, какого рода задания способствуют формированию познавательных компетенций учащихся? 3.Как Вы считаете, какого рода задания способствуют формированию познавательных компетенций учащихся? 4.Можно ли задания экологического или производственного характера считать компетентностно- ориентированными? 4.Можно ли задания экологического или производственного характера считать компетентностно- ориентированными? 5.Какие компетенции учащихся формируются на Ваших уроках? 5.Какие компетенции учащихся формируются на Ваших уроках?

Исследование характеристик понятия «компетентностный подход» Так, отвечая на первый вопрос анкеты, 82,2 % респондентов выбрали ответ: ЗУН и опыт деятельности; в то же время 10,5 % учителей считают, что это знания и умения, а 1,5 % учителей – только знания. Ответы на последующие вопросы, позволяющие выявить конкретизацию умениевой сферы деятельности, указывают на то, что опрошенные учителя имеют посредственное представление о том, какие компоненты входят в структуру компетентностного подхода Так, отвечая на первый вопрос анкеты, 82,2 % респондентов выбрали ответ: ЗУН и опыт деятельности; в то же время 10,5 % учителей считают, что это знания и умения, а 1,5 % учителей – только знания. Ответы на последующие вопросы, позволяющие выявить конкретизацию умениевой сферы деятельности, указывают на то, что опрошенные учителя имеют посредственное представление о том, какие компоненты входят в структуру компетентностного подхода

Исследование характеристик понятия «компетентностный подход» Так, 38,8 % опрошенных считают, что качественным параметром компетентностного подхода является репродуктивное усвоение знаний учащимися. Такой основополагающий параметр, как общеучебные умения, выделили лишь 25,4 % респондентов, а 49,2 % учителей отметили коммуникативные качества. 70,2 % учителей считают, что формированию познавательных компетенций учащихся способствуют разработка и защита проекта (кстати, 70,3 % учителей выделяют в качестве критерия – компетентностно-ориентированные задания). Так, 38,8 % опрошенных считают, что качественным параметром компетентностного подхода является репродуктивное усвоение знаний учащимися. Такой основополагающий параметр, как общеучебные умения, выделили лишь 25,4 % респондентов, а 49,2 % учителей отметили коммуникативные качества. 70,2 % учителей считают, что формированию познавательных компетенций учащихся способствуют разработка и защита проекта (кстати, 70,3 % учителей выделяют в качестве критерия – компетентностно-ориентированные задания).

Исследование характеристик понятия «компетентностный подход» В то же время лишь 49,2 % респондентов отметили такой параметр, как обоснование правильности суждения, 58,2 % – умение выдвигать гипотезы и ставить задачи, 46,3 % – умение работать в группе, 20,9 % – использовать технологии ИКТ. Рассматривая соотношения и взаимосвязи отмеченных параметров, не совсем понятно, как можно разработать проект, не формируя у учащихся умения обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, ставить задачи, работать в группе, использовать ИКТ. В то же время лишь 49,2 % респондентов отметили такой параметр, как обоснование правильности суждения, 58,2 % – умение выдвигать гипотезы и ставить задачи, 46,3 % – умение работать в группе, 20,9 % – использовать технологии ИКТ. Рассматривая соотношения и взаимосвязи отмеченных параметров, не совсем понятно, как можно разработать проект, не формируя у учащихся умения обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, ставить задачи, работать в группе, использовать ИКТ.

Исследование характеристик понятия «компетентностный подход» Полученные результаты, конечно же, «не истина в последней инстанции», но позволяют сделать вывод о том, что данная тематика – организация компетентностного подхода – должна быть в центре внимания как сотрудников ИПК, так и органов управления образования, методических отделов муниципалитетов. Полученные результаты, конечно же, «не истина в последней инстанции», но позволяют сделать вывод о том, что данная тематика – организация компетентностного подхода – должна быть в центре внимания как сотрудников ИПК, так и органов управления образования, методических отделов муниципалитетов.

Дефиниции понятия «адаптация» В различных источниках литературы понятие «компетенция» трактуется как: В различных источниках литературы понятие «компетенция» трактуется как: Компетенция – и, мн. нет, ж. [латин. competentia] (книжн.). Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [1]. Компетенция – и, мн. нет, ж. [латин. competentia] (книжн.). Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [1]. Компетенция – и, ж. (книжн.): Компетенция – и, ж. (книжн.): Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [2]. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [2]. Компетенция – и, мн. нет, ж. [нем. Kompetenz, фр. Сompetentce]. Компетенция – и, мн. нет, ж. [нем. Kompetenz, фр. Сompetentce]. Осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой- нибудь области знания. Осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой- нибудь области знания. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [3]. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [3].

Дефиниции понятия «адаптация» Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). Компетенция Компетенция – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Компетенция – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Дефиниции понятия «адаптация» Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [4]. Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [4]. Компетенция – общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Следует различать компетентность как показатель, обязательный уровень образования человека, общие виды компетентности (метапрофессиональные) и виды профессиональной компетентности. Компетенция – общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Следует различать компетентность как показатель, обязательный уровень образования человека, общие виды компетентности (метапрофессиональные) и виды профессиональной компетентности.

Выводы Как видно из приведенных в пример определений понятия «компетентность», с содержательной точки зрения на первый план выходят термины «способность» и «умение». Причем термин «способность» рассматривается с позиции: умеет – способен; не умеет – не способен. Как видно из приведенных в пример определений понятия «компетентность», с содержательной точки зрения на первый план выходят термины «способность» и «умение». Причем термин «способность» рассматривается с позиции: умеет – способен; не умеет – не способен.

Выводы «Про человека говорят, что он умеет, когда он реально может сделать то или иное дело. «Про человека говорят, что он умеет, когда он реально может сделать то или иное дело. - Когда требуется сделать упор на том, что человек приобрел умение в процессе работы или обучения (тренинга), то говорят, что человек обладает навыком. - Когда требуется сделать упор на том, что человек приобрел умение в процессе работы или обучения (тренинга), то говорят, что человек обладает навыком. - Когда же необходимо сделать акцент на том, что человек владеет вопросом полностью, то говорят, что человек компетентен в этом вопросе» [6]. - Когда же необходимо сделать акцент на том, что человек владеет вопросом полностью, то говорят, что человек компетентен в этом вопросе» [6].

Анализируя отличия понятия «компетентность» от понятий «способность» и «умение», с нашей точки зрения, в трактовке приведенных в пример определений не присутствует основополагающий аспект – управление (самоуправление). Именно вопрос управления собственной деятельностью при решении задач отличает способного или умеющего человека от человека компетентного. Анализируя отличия понятия «компетентность» от понятий «способность» и «умение», с нашей точки зрения, в трактовке приведенных в пример определений не присутствует основополагающий аспект – управление (самоуправление). Именно вопрос управления собственной деятельностью при решении задач отличает способного или умеющего человека от человека компетентного.

Исходя из этого, осознанное использование различных умений при решении задач (учебных, социальных, интеллектуальных и т. д.) есть компетенция. Исходя из этого, осознанное использование различных умений при решении задач (учебных, социальных, интеллектуальных и т. д.) есть компетенция. Учитывая, что в ходе организации образовательного процесса используются особый вид умений – умения общеучебные, то ученик становится компетентным, осознанно используя общеучебные умения при решении различных задач в ходе образовательного процесса школы. Учитывая, что в ходе организации образовательного процесса используются особый вид умений – умения общеучебные, то ученик становится компетентным, осознанно используя общеучебные умения при решении различных задач в ходе образовательного процесса школы.

Под общеучебными умениями мы понимаем умения: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, проводить синтез, подводить действие под понятие (доказывать или аргументировать), выводить следствие, находить причинно- следственные связи, ставить вывод. Под общеучебными умениями мы понимаем умения: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, проводить синтез, подводить действие под понятие (доказывать или аргументировать), выводить следствие, находить причинно- следственные связи, ставить вывод.

1. Индикаторы, определяющие уровень обретенных учащимися образовательных компетенций (по самостоятельности деятельности). 1. Индикаторы, определяющие уровень обретенных учащимися образовательных компетенций (по самостоятельности деятельности). - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), имеющих общее представление об изучаемом предмете. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), имеющих общее представление об изучаемом предмете. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных работать в избранном направлении только под чьим-либо руководством. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных работать в избранном направлении только под чьим-либо руководством. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных работать самостоятельно в рамках усвоенных алгоритмов. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных работать самостоятельно в рамках усвоенных алгоритмов. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных самостоятельно осуществлять перенос ЗУН по предмету в иные сферы деятельности. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных самостоятельно осуществлять перенос ЗУН по предмету в иные сферы деятельности.

2. Индикаторы, определяющие уровень обретенных учащимися образовательных компетенций (по сложности выполняемых заданий). 2. Индикаторы, определяющие уровень обретенных учащимися образовательных компетенций (по сложности выполняемых заданий). - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), выполняющих задания на узнавание, воспроизведение изученного материала по памяти и т. д. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), выполняющих задания на узнавание, воспроизведение изученного материала по памяти и т. д. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих проводить анализ, сравнение, синтез и т.д. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих проводить анализ, сравнение, синтез и т.д. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих аргументировать, выводить следствие, находить причинно- следственные связи, делать вывод. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих аргументировать, выводить следствие, находить причинно- следственные связи, делать вывод. - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих не только аргументировать, выводить следствие, находить причинно-следственные связи, делать вывод, но и пояснять (рефлексировать - Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих не только аргументировать, выводить следствие, находить причинно-следственные связи, делать вывод, но и пояснять (рефлексировать

Список литературы Список литературы 1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – Издание 1935–40 гг. 1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – Издание 1935–40 гг. 2. Ожегов. С.М. Словарь русского языка / под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М. : Рус. яз., Ожегов. С.М. Словарь русского языка / под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М. : Рус. яз., Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – 5-е изд. – М. : Рус. яз., Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – 5-е изд. – М. : Рус. яз., Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы 4. Педагогический словарь 4. Педагогический словарь