Муниципальное общеобразовательное учреждение Вишневская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области Учебный предмет: литература.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слава русской стороне, Слава русской старине ! ( устный журнал)
Advertisements

Малые жанры фольклора Обобщающий урок по литературе в 5 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Колпашево Малыгина Анастасия Ивановна.
Тема проекта: Лес как источник жизни Автор проекта: Лютикова Е.А., Рыбина Н.В. Творческое название проекта: «Природные богатства России»
Угадай животного Белка Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка.
Тюбарова Екатерина Александровна МОУ Верх - Каргатская СОШ.
Малые жанры фольклора- пословицы и поговорки Учитель русского языка и литературы Копылова Елена Ивановна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Жанры русского фольклора Учебный проект по литературе. Руководитель Аннина Г.С. Руководитель Аннина Г.С. Участники – учащиеся 6 класса.
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс М о с к в а
Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Автор – Гвоздикова Е.И., учитель русского языка и литературы школы 97 г. Ижевска.
Детский фольклор Детский фольклор – произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей.
«Весна!» - читаешь в каждом взоре… Проектная работа учащихся 4 б класса.
С.С.Хайбрахманова МБОУ «СОШ 10» Тема урока -повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их.
Как зовут меня, скажи: Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый?.. На травинке солнце бьётся С ветерком на небо рвётся Но совсем не.
Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки ИгрыПраздники.
Тема проекта: Формирование экологической культуры у дошкольников Автор проекта: Забелина А.Н. МОУ начальная школа-детский сад 28 «Золотой петушок» Люби.
Устное народное творчество, как эффективное средство в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Колесова Н.Н. МОУ для обучающихся и воспитанников.
Подготовила учитель начальных классов МОУ «Раковская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ» Нестерова Татьяна Петровна.
Народный фольклор Составитель: Каман Лариса Николаевна Технический оформитель: Ольховская Мария Валерьевна Школа-интернат (I вида) 31 Невского района Санкт-Петербурга.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вишневская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области Учебный предмет: литература Участники: ученики 6 класса

Этапы и сроки создания проекта «Мозговой штурм»(формирование тем исследований учеников) 1 урок (10 мин.) Обсуждение плана работы учащихся индивидуально (занятие по литературе (15 мин.) Обсуждение с обучающимися возможных источников информации (10 мин.) Самостоятельная работа обучающихся по выполнению задания (15 мин.) Подготовка обучающимися презентаций по отчёту о проделанной работе (занятие по литературе 20 мин.) Защита полученных результатов и выводов. Итоговый урок

Темы исследовательских работ учащихся Потешки как одна из составляющих фольклора Заклички Пословицы и поговорки Русские народные сказки Загадки Песенки, приговорки Считалки

Основополагающий вопрос Нужны ли фольклорные произведения в 21 веке? Проблемные вопросы: Что происходит с фольклором сегодня? Что такое фольклор? Что относится к формам фольклора? Чем фольклор отличается от профессионального искусства?

Русский народ создал русский язык, красивый, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Л. Н. Толстой Цель: Показать красоту и звучность русского языка на примере произведений устного народного творчества

Если ребёнку грустно, если он плачет от боли и обиды, то весёлый стишок, интересная сказка, весёлая песенка обласкает, рассмешит, высушит слёзы.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в пошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения. Они дают возможность заменить пространное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием. К метким образным суждениям принадлежат все компоненты устного народного творчества, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Все явления природы: солнце, радуга, гром, дождь живут в закличке как одушевлённые существа. Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Настраивают ребёнка уважительно относиться к каждому растению.

ЗАКЛИЧКИЗАКЛИЧКИ Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идём, Мы серпочки несём. Будем жито ждать, тебя в гости ждать! Земелюшка добра, Вырасти гриба – Гриба грибового, Во бору борового. Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной тучи

Пошла Дуня из ворот Во зелёный огород. Сорвала лопушок Да под самый корешок. Сшила Дуня сарафан И непряден, и неткан. Положила в уголок В берестяный коробок. Где ни взялся таракан – Проел Дунин сарафан! Пошла Маня на базар Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке - платок, Посерёдочке цветок. Братьям-соколам - По козловым сапогам, Сестрицам-лебедицам - Да по белым рукавицам. - Бабушка, бабушка, в гости пора! - На чём ехать-то, детушки? - А ты на рогоже! - На рогоже не гоже. - А ты в лукошке! - Вывалюсь по дорожке! - Привяжись ремешком. - Нет, уж лучше пойти пешком!

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм. Словарь русского языка В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое. Н.В. Гоголь Уменье и труд все перетрут Пашню пашут, руками не машут Авось да как-нибудь до добра не доведут Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться Маленькое дело лучше большого безделья

Лиса по лесу ходила Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела - Мужу двое, Себе трое, И детишкам по лаптишкам. Кто лаптишки найдёт, Тот водить пойдёт. СЧИТАЛКИСЧИТАЛКИ Эны-бэны, эны-фок, Сам Ерёма блины пёк. Пёк, пёк, не допёк, Схватил шапку и утёк. Три бычка в хлеву стояли, Сено сладкое жевали. И сказали: раз, два, три - В этот счёт выходишь ты! Конь ретивый С длинной гривой Скачет по полям Тут и там. Где проскачет он, Выходи вон.

Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос Лет тыщу рос. Загадки о животных Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам.

Круглый родился, Хвост появился, Хвост отвалился, Сам появился. (Головастик - лягушонок) Красный, детки, но не мак. В огороде - не бурак. Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор) Зелёная толстуха Надела уйму юбок. Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста)

В Волшебные Социально- бытовые О животных

Иванушка Настенька Персонажи волшебной сказки «Морозко» Настенька + Иванушка = любовь

Если ребёнку рассказать добрую сказку, интересную потешку, спеть весёлую песенку, загадать загадку, то ему никогда не будет грустно. Русские фольклорные произведения необыкновенно красивы, поучительны, веселы.

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз, с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.:Просвещение, с. 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, с. 4. Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, с Даль В.И. Пословицы и поговорки. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, с Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.: Университетское, с. 7. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников.// Начальная школа с Загадки. Пословицы. Поговорки./ сост. К.иД.Солертовские.- М.: ООО «Гамма- С-А», « Гамма Пресс 2000». – Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.: Просвещение, 1976 – 127с.