Психологическое сопровождение процесса выбора индивидуальной образовательной программы обучения учащихся девятых классов Юрчук О.Л. Руководитель психологической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Advertisements

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Модель психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в гимназии 59.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Цель: Формирование личного профессионального плана через постановку жизненных целей и самопознание.
это система педагогической, психологической, информационной и организационной работы с учащимися основной школы, содействующая их самоопределению по завершении.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Метод психологической помощи оптантам в выборе профессии, планирование профессионального маршрута в соответствии с особенностями и индивидуальными возможностями.
ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Актуальность программы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает введение профильного обучения на старшей.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение процесса выбора индивидуальной образовательной программы обучения учащихся девятых классов Юрчук О.Л. Руководитель психологической службы МОУ Гимназия г.Новый Уренгой к.пс.н.

2 Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования. Образовательная рефлексия это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу.

3 Вариативность обучения эффективна если: учащиеся ставят собственные цели; выбирают пути и способы их достижения; работают в индивидуальном темпе; учащимся предоставлены условия для освоения учебного содержания на оптимальном для каждого уровне сложности.

4 Особенности подготовки учащегося к выбору образовательного маршрута необходимо ориентировать учащегося не столько на профессию, сколько на направление специализации. принятие ребенком конкретной личной ответственности за выбор предметов изучаемых на базовом и профильном уровнях Выбор, совершаемый учеником 9 класса, во многом является выбором направления подготовки к профильному ЕГЭ вуза.

5 Ученик должен уметь ставить перед собой цель, четко планировать путь к этой цели, обладать навыками самоконтроля и самооценки, иметь высокую мотивацию к обучению, быть ответственным и уметь рефлектировать результаты своего труда.

6 Общее родительское собрание на параллели девятых классов Игровое моделирование в условиях недостаточной информированности Первичное консультирование родителей: 1.Организация процесса выбора направления обучения; 2.Процедура построения учебных планов Углубленная диагностика способностей, интересов, мотивации

7 Игровое моделирование процесса выбора в условиях недостаточной информированности Цель: актуализировать тему выбора направления образования, обозначить основные трудности и пути их преодоления. Повысить мотивацию учащихся к поиску путей профильного самоопределения. Аудитория: учащиеся девятого класса (все желающие продолжить обучение в 10 классе) Методы: дискуссия, самостоятельный поиск и обобщение информации, рефлексия Методическое обеспечение: Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (В ред. приказа Минобрнауки России от "24" января 2011 г. N 86). Примерные профессиограммы специальностей представленных в Перечне. Незаполненные индивидуальные учебные планы.

8 Введение Актуализируется проблема самостоятельного выбора и личной ответственности за результат обучения в классах. Учащимся напоминают о необходимости выбора индивидуального образовательного маршрута, объясняются общие принципы составления индивидуальных образовательных программ. Ставится задача пробного составления образовательной программы.

9 Первый этап. Учащиеся письменно отвечают на вопрос: какие два предмета по выбору вы бы предпочли сдавать в ЕГЭ Формируются группы учащихся ответивших одинаково, и, если есть, группа не определившихся.

10 Задание для каждой из групп: В Перечне найти группу специальностей соответствующую выбранным экзаменам, оценить привлекательность перечисленных специальностей, составить перечень наиболее привлекательных специальностей, согласно профессиограммам выделить профессионально важные качества объединяющие группу, представить результаты работы на общей дискуссии

11 Второй этап. Дети заполняют индивидуальные учебные планы. Задание: выбрать из предложенных желаемое количество часов обязательных учебных предметов на базовом или профильном уровне. Как условие вводится ограничение: интервал часов в неделю от 28 до 32 часов (без элективных учебных предметов).

12 Домашнее задание Совместно с родителями внимательно изучить Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (В ред. приказа Минобрнауки России от "24" января 2011 г. N 86) Найти и изучить информацию по интересующим специальностям в медиа-источниках Обсудить с родителями и составить географическую кару мест поступления в вузы, обозначить финансовые и бытовые вопросы.

13 Углубленная диагностика способностей, интересов, мотивации учащихся Тест интеллектуальных способностей Амтхауера Опросник профессиональных предпочтений Л. Н. Кабардовой, Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Методика «Карта интересов», Опросник по изучению интересов Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)

14 1.Выясняются причины низкой результативности отдельных субтестов (несерьезное отношение; объективные затруднения). 2.Отдельно рассматривается блок гуманитарных и блок математических способностей 3.У ребенка уточняются предпочтения выбора дальнейшего образовательного маршрута (техникум, вуз, специальность и др.) Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики, соединенное с структурированной беседой

15 1. Ребенок определился с дальнейшим местом обучения и специальностью рассматривается соответствие выявленных способностей предполагаемым ПВК (учитывая предыдущее изучение личностных особенностей) 2. У ребенка есть предпочтения или выбрано несколько направлений, но есть сомнения 1. Уточняется мотивация выбора, выявляются факторы, влияющие на выбор профиля обучения. 2. Определяются наиболее вероятные маршруты и выраженность соответствующих способностей (ПВК) 3. Ребенок не знает дальнейшего образовательного маршрута 1.Обсуждаются интересы и склонности ребенка 2.Выявляются тенденции родительского выбора

16 Ребенок определился с дальнейшим местом обучения и специальностью 1. Особенности личности и способности соответствуют предполагаемым ПВК 1.Даются рекомендации по развитию специальных способностей 2.Рекомендации по организации учебного времени 3.Происходит мотивирование на развитие общеинтеллектуальных способностей 2. Особенности личности и способности частично соответствуют предполагаемым ПВК 1.Рассматриваются наиболее выраженные способности как опорные моменты для развития предполагаемых ПВК 2.Уточняются факторы, влияющие на выбор профиля обучения 3.Уточняются предметы по выбору для углубленного изучения в классах, предметы сдачи ЕГЭ

17 2. Особенности личности и способности не соответствуют предполагаемым ПВК Выясняются мотивы выбора образовательного маршрута -В зависимости от адекватности мотивационной направленности образовательным задачам происходит коррекция маршрута обучения, при необходимости углубляется работа с родителями -При обоснованной мотивации выбора даются рекомендации по развитию способностей, соответствующих выбранному маршруту обучения Ребенок определился с дальнейшим местом обучения и специальностью

18 Ребенок сомневается в правильности совершаемого выбора 1. Уточняется мотивация выбора, факторы, влияющие на выбор маршрута обучения, факторы мешающие выбору. -Равномерно-развитые способности, академическая одаренность 2. Определяются наиболее вероятные образовательные маршруты и выраженность соответствующих способностей -Конфликт детских и родительских предпочтений -Слабая информированность и плохая ориентация в профессиональных направлениях или специальностях -Своеобразие интересов, «размытость» целеполагания, инфантилизм

19 Ребенок не может выбрать дальнейший образовательный маршрут 1. Обсуждаются интересы и склонности ребенка, выявляются тенденции родительского выбора Используются методы активизирующей профдиагностики Игры Н.С.Пряжникова Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л.Соломина Проводится дополнительная диагностика индивидуально- типологических особенностей личности 2. Совместные детско-родительские консультации коррекция авторитарных родительских представлений о будущем ребенка коррекция романтических представлений ребенка о предстоящей взрослой жизни, учет факторов бытового, семейного и финансового плана.

20 Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л.Соломина Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, – 280 с. Предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения Методика характеризуется Экономичностью Глубиной получаемой информации Универсальностью Значительным психокоррекционным потенциалом

21 Родительские собрания по классам Выбор экзаменов ГИА Составление индивидуального учебного плана Выбор направления обучения в вузе Работа информационного стенда Игровое моделирование процесса выбора учащимися

22 Родительские собрания Задача для родителя: активное формирование своей позиции с учетом конкретных возможностей образовательной среды, способностей и потребностей ребенка, внутрисемейными традициями и собственными желаниями Деятельность на собрании детальное информирование об образовательных возможностях предоставляемых учреждением аргументация родителями своих представлений о перспективах обучения и развития детей экспертное оценивание родителями способностей и мотивационной направленности своих детей с сопоставлением результатов диагностики (ОПГ) учащихся.