Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
Advertisements

Обучение детей с учетом психофизиологии. Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции правого полушария Функции правого.
Особенности обучения учащихся Для родителей. Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на учебном.
Индивидуальные особенности личности. Тест 1. Чтобы довести дело, над которым вы работаете, до конца, вам необходимо отвлечься на что-то другое: поболтать.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Норберт Винер – основоположник кибернетики Попова Наталья Геннадьевна учитель биологии МОУ СОШ с УИОП 3 г. Яранска.
Методика обучения детей на основе учета их индивидуальных особенностей Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 3 Коробейникова Е.А.
Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе Сисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»,
Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга Пр. психолог : Левенцова К. А.
Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка.
Ведущее полушарие мозга Особенности пути развития пути развития.
Особенности функциональной межполушарной асимметрии.
Концепция дифференцированного обучения МОУ «СОШ 16»
Фото на память – предлагается педагогам сфотографироваться, затем фотографии разрезаются на левую и правую половинки, из двух левых и двух правых половинок.
Методический семинар Новые технологии в образовательном процессе «Обучение детей с разным типом мышления»
Обучение детей с разным типом мышления. Доминирование левого полушария словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию.
Обучение с учетом функциональной организации полушарий мозга как вариант индивидуально - дифференцированного подхода. Коробейникова Е.А. заместитель директора.
Особенности восприятия и переработки информации дошкольниками.
Развитие познавательной активности и коммуникативных умений коммуникативных умений на уроках русского языка у учащихся 5 класса Коваль М.С. Учитель русского.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Транксрипт:

Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна Учитель-логопед ГБОУ СОШ 655

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И.Соньер

Сравнительный анализ функций восприятия Левое полушариеПравое полушарие Последовательное восприятиеПараллельное восприятие Многомоментное восприятиеОдномоментное восприятие Медленный режимБыстрый режим Постадийная обработка информации Целостная обработка информации АнализСинтез Развернутый анализ признаковСвернутый анализ признаков Детализированный анализПанорамный обзор

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИКПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги. Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.

Школьные трудности и их возможные последствия для левополушарных и правополушарных учащихся Проблемы правополушарныхПроблемы левополушарных Трудности усвоения русского языка, математики, давление, жесткий контроль со стороны взрослых, требования «все делать без помарок и ошибок» Приводят к тому, что: 1.Дети перевозбуждаются, переутомляются 2.У них появляется отвлекаемость, забывчивость. Это признак того, что деятельность правого полушария затормаживается (раздражительность, непоседливость,беспокойство, сниженный фон настроения), а левое полушарие перегружается Чрезмерное стимулирование в процессе выполнения учебных заданий еще не свойственных детям функций левого полушария и торможения функций правого приводит к тому, что: 1.Ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информация: «не слышит», «не видит», «копается». 2.Ребенок постоянно испытывает усталость. Это признак того, что деятельность правого полушария еще более затормаживается (беспокойство, сниженный фон настроения и др.), а левое полушарие перегружено.

Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации. Профессор Трауготт

Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.Создать оптимальные психолого –педагогические условия для реализации потенциальных возможностях ребенка, с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Мотивационный этап (установка на деятельность) Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности. У левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний.

Операционный этап (обеспечение деятельности). Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов Правополушарные Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение- нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы

Правополушарные. Рационально-логический способ изучения, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции. Левополушарные. Интуитивный способ изучения, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью : фильмами и карточками, деятельность, требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов, предложенных частей

ЧТЕНИЕ Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, атакуя их. Для этих учащихся идеален фонетический - дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части. Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарными.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной). Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения.

Левополушарные учащиеся Рабочая полусфера - правая; классическая посадка за партами. Темная доска - светлый мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности: детали абстрактно-линейный стиль изложения информации тишина на уроке работа в одиночку многократное повторение задание на поиск ошибок задание в символах Методы проверки: Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа).

Правополушарные учащиеся Рабочая полусфера – левая; посадка полукругом. Светлая доска - темный мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности: контекст связь информации с реальностью, практика творческие задания эксперименты музыкальный фон речевые и музыкальные ритмы работа в группах схемы, таблицы, карточки ролевые игры, инсценировка Методы проверки: Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ).