МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: ПУТИ И ПОДХОДЫ КРУДУ Валентин КРУДУ Валентин, Москва, 27 - 29.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ « РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ » Инклюзивное Дошкольное Oбразование в Республике Молдова: результаты,
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Развитие образования» на годы 23 января 2013 г. Иванов Владимир Николаевич,
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Школа-интернат г. Моздока «Образование в рамках инновационной деятельности Федеральной программы «Доступная среда»
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
И. Шаповалов, начальник департамента образования Белгородской области - заместитель председателя Правительства области.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: ПУТИ И ПОДХОДЫ КРУДУ Валентин КРУДУ Валентин, Москва, сентября 2011

ОБРАЗОВАНИЕ В МОЛДОВЕ Число детей в школах – 396,500 Число школ, включая школы-интернат – 1,489 Охват детей обязательным образованием – 90,3% Число детей 0-18 лет с ограниченными возможностями выросло с 12,640 в 2006 году до 15,321 в 2010 году, в том числе 3,560 в возрасте 0-7 лет Система образования обеспечивает обучение детей с ограниченными возможностями в вспомогательных и специальных школах-интернатах, путем обучения на дому или вовлечения в систему общего образования

Текущее положение детей с ограниченными возможностями Обучение детей с ограниченными возможностями проводится в основном на принципах сегрегации, в вспомогательных и специальных школах-интернатах В Молдове функционируют 24 вспомогательных школ- интернатов и 7 специальных учреждений, в которых обучаются 3,154 ребенка с ограниченными возможностями, что составляет около 54% от общего числа институционализированных детей В период реформ были закрыты 4 вспомогательных школ- интернатов и около 300 детей были исключены из вспомогательных и специальных школ-интернатов, будучи реинтегрированы в свои биологические и расширенные семьи, или размещены в детские дома семейного типа.

ПРИЧИНЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ (I) 1.Увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: проблемы связанные со здоровьем и развитием ребёнка; проблемы в семье и т.п. ; 2.Недостаточное финансирование социальной сферы: услуг здравоохранения, системы образования, социальных услуг; 3.Система образования не подготовлена для школьной интеграции детей со специальными потребностями в обучении.

ПРИЧИНЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ (II) 4.Недостаточное развитие в системе здравоохрарнения механизмов по раннему выявлению и реабилитации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями; 5.Отсутствие механизмов раннего вмешательства: –политика образования не охватывает контингент детей в возрасте от 0 до 3 лет и их родителей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 1.Всеобщая Декларация Прав Человека (1948) 2.Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования (1960) 3.Конвенция ООН о правах ребенка (1989) 4.Конвенция ООН о правах инвалидов (2007) 5.Всемирная декларация «Образование для всех», Джомтьен (1990) 6.Саламанкская декларация (1994) 7.Декларация Всемирного Саммита по социальному развитию, Копенгаген (1995) 8.Всемирный форум по образованию, Дакар (2000) 9.Участие в реализации Целей развития тысячелетия

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (I) 1.Национальная стратегия образование для всех (Постановление Правительства 410 от 4 апреля 2003г.); 2.Национальная стратегия и План действий по реформированию детских интернатных учреждений на годы (Постановление Правительства 784 от 9 июля 2007 г.); Дети с ограниченными возможностями обладают теми же правами, что и их сверстники

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (II) 3.Консолидированная Стратегия развития образования на период 2011 – 2015 гг. и отраслевой план действий в области образования (Приказ nr.849 от Министра образования); 4.Программа развития инклюзивного образования в Республике Молдова на 2011 – 2020гг. (Постановление Правительства 523 от 11 iulie 2011). Дети с ограниченными возможностями обладают теми же правами, что и их сверстники

ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Продвижение инклюзивного образования в качестве образовательного приоритета в целях недопущения исключения и/или маргинализации детей, молодежи и взрослых Развитие нормативной и дидактико-методической базы для продвижения и обеспечения внедрения инклюзивного образования Формирование дружественной, доступной образовательной среды, способной отвечать ожиданиям и специальным запросам пользователей Формирование инклюзивной культуры и инклюзивного общества.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОВ) 1.Изменение отношения к ребёнку с ОВ в системе образования –удовлетворение особых потребностей в рамках общеобразовательной системы 2.Сосредоточение / Фокусирование на индивидуализацию образования детей с ОВ и ориентирование на потребности ребенка Дети с ограниченными возможностями обладают теми же правами, что и их сверстники

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОВ) 3.Пересмотр миссии образовательных учреждений и учреждений по оценке и помощи детям с ООП; 4.Изменение взгляда на основное образование и последующую профессиональную переподготовку учителей в условиях инклюзивного образования; Дети с ограниченными возможностями обладают теми же правами, что и их сверстники

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОВ) 5.Изменение отношения и общественного мнения к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями. 6.Создание на уровне сообществ услуг качественной и квалифицированной помощи детям ОВ, с ориентацией на семью Каждый ребенок обладает психическими и физическими особенностями, требующими индивидуальной оценки и подхода

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОЛДОВЕ (I) Развитие законодательной и институциональной базы защиты ребенка и семьи, в соответствии с международными стандартами и принципами Школы Дружественной Ребенку Обеспечение доступа ребенка и семьи к качественным социальным услугам на уровне сообщества Повышение квалификации и профессионализма работников сферы образования Развитие эффективных и гибких финансовых механизмов для обеспечения требуемых услуг ребёнку и семье

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОЛДОВЕ (II) Деинституционализация детей из учреждений интернатного типа и их реинтеграция в семьи и общеобразовательные школы Реорганизация/закрытие учреждений интернатного типа Развитие образовательных услуг для внедрения инклюзивнного образования Информирование и мобилизация общественности в поддержку инклюзивного образования

ПАРТНЁРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Интерсекториальный подход важная составляющая удачного процесса: Министерства: Образования, Финансов, Труда, Социальной Защиты и Семьи, Здравоохранения Министерства: Образования, Финансов, Труда, Социальной Защиты и Семьи, Здравоохранения UNICEF (ЮНИСЕФ) UNICEF (ЮНИСЕФ) LUMOS Молдова LUMOS Молдова EveryChild Молдова EveryChild Молдова CCF Moldova («Дом, Ребёнок, Семья» Молдова) CCF Moldova («Дом, Ребёнок, Семья» Молдова) KeyStone KeyStone

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработка и утверждение Стратегического плана развития системы защиты ребенка и инклюзивного образования в пилотных районах Создание координационного комитета с участием представителей сфер образования, социальной защиты, здравоохранения, органов внутренних дел, финансов, а также неправительственного сектора

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ На уровне районных структур системы образования – назначение специалиста, ответственного за внедрение политики инклюзивного образования; На уровне школ – создание внутренних междисциплинарных комиссий для оценки и психо- педагогической помощи детям.

УСЛОВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Информирование, документирование и обучение участников реформы: –руководителей учебных заведений, – педагогические кадры, – школьных психологов, –социальных работников, –родителей, –представителей местной власти

УСЛОВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Изменение инфраструктуры учреждений (адаптация к потребностям любого ребёнка) Разработка всего пакета дополнительных методических и дидактических комплектов для практической работы с ребёнком Переподготовка кадров для работы с детьми с ООП Разработка пакета документов определяющего механизм финансирования (перераспределения ресурсов) реформы

ПРОБЛЕМЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Отсутствие реглементирующих нормативных актов относительно развития инклюзивного образования Недостаточно развиты механизмы финансирования реформы, финансовые ресурсы, выделенные на продвижение реформы не покрывают необходимые затраты Инфраструктура учебных заведений не приспособлена к потребностям детей с ограниченными возможностями На уровне сообщества ощущается нехватка услуг по поддержке семьи и детей с ограниченными возможностями

ПРОБЛЕМЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Опыт реинтеграции детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в общеобразовательные школы на данный момент не носит системный характер. Процесс реформы проходит при отсутствии стандартов инклюзивного образования, механизмов финансирования, адаптированных программ и технологий обучения и недостаточно подготовленных специалистов.

ПЕРСПЕКТИВЫ(I) 1. Оптимизация системы образования 2. Продолжение реформ в образовании, включая интернатные учебные заведения; 3. Разработка и утверждение механизмов и образовательных инструментов для реализации инклюзивной политики; 4. Укрепление служб по оценке и диагностике развития детей на раннем периоде развития;

ПЕРСПЕКТИВЫ(II) 1. Cоздание в рамках общеобразовательного учреждения услуг по поддержке и помощи детям с особыми образовательными потребностями 2. Разработка и внедрение механизма оценки и мониторинга прогресса детей с особыми образовательными потребностями, интегрированные в общеобразовательные учреждения;

ПЕРСПЕКТИВЫ(III) 1. Подготовка учителей для психолого- педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями; 2. Разработка и внедрение дифференцированных и гибких учебных программ для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, ориентированных на индивидуальные потребности ребёнка и восстановление физического, познавательного и социального развития т.д.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1948) Страны должны развивать такие системы образования, которые включали бы всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных или финансовых возможностей. Статъя 26: Каждый человек имеет право на образование.

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ Пяца Марий Адунэрь Национале, 1 MД-2033, Кишинэу, тел , факс: