LOGO ЕГЭ по истории в 2011 г. Составитель – ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин О.А.Прохорова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
Advertisements

ИСТОРИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ИСТОРИЯ РОССИИ На каждом этапе своего развития человечество ищет опору в прошлом и меняет к нему отношение, в зависимости.
Анализ результатов выполнения экзаменационных работ по истории России выпускниками общеобразовательных школ Нурлатского района.
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ЕГЭ по истории 2010 г.. ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ – fipi.ru - КИМы – irro.ru - РЦОИ – 66ege.ru – сайт ИРРОпо ЕГЭ (демо-версии, результаты) – mon.gov.ru – сайт.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ Анализ основных ошибок,рекомендации по подготовке Круглова Е.В, методист МБОУ Методический центр образования.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории Методические рекомендации.
ГИА – государственная итоговая аттестация Цель: Выявление уровня исторической подготовки, аттестация выпускников за курс основной школы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2009 ГОДА (В НОВОЙ ФОМЕ) ПО ИСТОРИИ РОССИИ Назарова Наталья Юрьевна.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Коломина Н.Н. Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
Транксрипт:

LOGO ЕГЭ по истории в 2011 г. Составитель – ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин О.А.Прохорова

LOGO ЕГЭ по истории Это экзамен по предмету, который должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях: а ) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы, б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

LOGO Документы Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: 1.Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России 1236 от г.); 2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России 56 от г.); 3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России 1089 от г.). Работа охватывает содержание курса истории России с древности до современности ( с элементами всеобщей истории )

LOGO СПЕЦИФИКАЦИЯ Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 49 заданий. Часть 1 состоит из 27 заданий (А1–А27). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 15 заданий (В1–В15), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Часть 3 состоит из 7 заданий с развернутым ответом (С1–С7).

LOGO Часть 1 (А) Часть 1 (А) содержит 27 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). Проверяются базовые знания: дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом.

LOGO Часть 2 (В) Часть 2 (В) состоит из 15 заданий с кратким ответом (слово, аббревиатура, сочетание цифр). Проверяются: умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания – до 2-х баллов каждое, 11заданий – в 1 балл.

LOGO Часть 3 (С) содержит 7 заданий с развернутым ответом, позволяющие выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности: Часть 3 (С)

LOGO С1–С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов) Задание С1 предполагает атрибуцию документа (определение его принадлежности, событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится). Задание С2 – разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории). Задание С3 – выявление и анализ позиций автора, исторических личностей, рассмотрение версий и интерпретаций событий. Каждое задание оценивается 2 баллами. Часть 3 (С)

LOGO Часть 3 (С) С4–С7 – задания позволяют раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала; Задание С5 – анализ исторических версий и оценок; Задание С6 – анализ исторической ситуации; Задание С7 – сравнение. Задания С4, С6, С7 оцениваются 4 баллами (задание С7 представлено двумя частями: С7.1 – определение общих характеристик, С7.2 – установление различий. Каждая из частей оценивается в 2 балла, что в сумме составляет 4 балла), задание С5 – 3 баллами.

LOGO Принципы отбора и расположения заданий в работе Отражение разных аспектов истории – экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры. Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности по периодам, внутри которых представлены задания, проверяющие содержание данного раздела и виды деятельности. Задания части 3 (с развернутым ответом) ввиду их относительно небольшого количества – комплект из 3 заданий к одному документу и 4 задания на разные виды деятельности – не закреплены за конкретными разделами. В каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они в этой части охватывали основные содержательные разделы курсов истории России.

LOGO представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов: 1) VIII – начало XVII в.; 2) XVII–XVIII вв.; 3) XIX в.; 4) 1900–1945 гг.; 5) 1945–2010 гг.; Более дробное, по сравнению с предшествующими эпохами, деление истории ХХ в. продиктовано большим объемом (50 % заданий) соответствующего учебного курса. Содержание материала по истории

LOGO Распределение заданий по основным разделам курса Разделы курса истории России Число заданий Максимальный первичный балл 1. VIII – нач. XVII в XVII – XVIII вв.44 Разделы VIII – нач. XVII вв., XVII– XVIII вв. (задания А1,А8, В1–В3) XIX в –1945 гг –2010 гг.1011 Задания части 3 (С), не закрепленные за определенным разделом* 721

LOGO Итоги ЕГЭ по истории в 2010 г. в РФ В 2010 г.в ЕГЭ приняли участие свыше 155 тыс. человек В РФ 100 баллов по истории получили 182 участников из 48 регионов. Не преодолели минимального порога по истории 9 % участников Средний тестовый балл составил 49, 64

LOGO Результаты выполнения заданий части 1 (А) (средний % выполнения)

LOGO Результаты выполнения заданий части 2 (В) (средний % выполнения)

LOGO Результат выполнения заданий части 3 (С) (средний % от макс. балла)

LOGO Итоги ЕГЭ по истории в Ивановской области В Ивановской области (2010 г.) в ЕГЭ приняли участие 1129 чел. Справились 1032 чел ( 91,4%) Неудовлетворительно справились с выполнением заданий - 8,6% Средний балл по истории - 48,54 по итогам двух волн. ( Ярославская обл. – 49,51, Костромская обл. - 51,80)

LOGO Два ученика набрали 100 баллов ( МОУ гимназия 3 г. Кинешма –Куликова Дарья и МОУ СОШ 11 г.Вичуга – Криштопова Настя). 93 балла получили 1 чел., 86 –2, 82 -8, 81 – 7чел.

LOGO Выпускники системы НПО и СПО – сдавали 61 чел. Из них справились 38 чел. ( 62%). Средний тестовый балл – 35,57. Выпускники прошлых лет -24 чел. Из них справились 19 чел. (79,2%). Средний тестовый балл –42,92.

LOGO Выполнение заданий части А в Ивановской области в 2010 г.

LOGO Выполнение заданий части В в Ивановской области в 2010 г.

LOGO Выполнение заданий части С

LOGO Сложные и требующие особого внимания при организации учебного процесса темы курса

LOGO эволюция государственного строя от древности до современности становление и эволюция социальной структуры общества, взаимоотношение власти и общества, процесс становления новой России в постсоветский период. вопросы по истории общественной мысли, политических партий и движений духовно-культурное развитие России и культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой

LOGO СССР во второй половине 1980-х гг., политика перестройки и гласности, попытки реформ экономики и политической системы, внешняя политика: «новое политическое мышление»; становление новой российской государственности, события 1993 г., принятие Конституции 1993 г.; переход к рыночной экономики; политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России; Россия в системе современных международных отношений.

LOGO Затруднения по объектам контроля и разделам курса истории Период VIII-XVIII вв Задания по истории культуры. Вопросы о формах землевладения, категориях зависимых крестьян, этапах закрепощения сельского населения Задания, посвященные социальным движениям XVII в., задания на группировку, классификацию событий, явлений, задания на сравнение. В содержательном аспекте наибольшие затруднения– в проблематике XVIII в. (персоналии, содержание государственных документов, новые явления во всех сферах жизни российского общества).

LOGO Затруднения по объектам контроля и разделам курса истории. Период XIX в. Задания, направленные на проверку знания понятий, терминов, причин и следствий, а также к заданиям на поиск информации в источнике, на установление хронологической последовательности событий. В содержательном аспекте существенные затруднения вызвали задания по темам: «Социально-экономическое развитие дореформенной России., «Общественная мысль в 1830-е–1850-е гг.; «охранительное» направление, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма», «Внешняя политика во второй четверти XIX в. Крымская война», «Развитие культуры в первой половине XIX в.»

LOGO «Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-х–1870-х гг.», «Внутренняя политика Александра III», «Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота. Возникновение торгово- промышленных монополий», «Основные направления и события внешней политики России в 1860-х–1890-х гг. Расширение территории империи. Участие в военных союзах», «Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру».

LOGO Период 1900–1945 гг. Традиционные затруднения вызывают задания по культуре. Выпускники слабо разбираются в обстоятельствах утверждения советской власти в России, которые для многих сводится лишь к решениям II съезда Советов и разгону Учредительного собрания. Им мало известны действия большевиков между этими двумя событиями. Низкий процент выполнения заданий, посвященных истории создания СССР. Низкий результат выполнения заданий по теме «СССР в антигитлеровской коалиции»

LOGO Период 1945–2010 гг. Недостаточно сформированы знания о сложных этапах развития страны после Великой Победы в 1945 г., о коренных преобразованиях общественно-политической, социально- экономической жизни страны на рубеже 1980-х–1990-х гг., непростом ее пути в конце ХХ – начале ХХI вв.. Не усвоены суть и характер некоторых экономических преобразований, социальной политики, противоборства в среде политического руководства.

LOGO Внешнеполитические проблемы (кроме Афганской войны) – причины наступления периода разрядки в международных отношениях, заключения ряда договоров со странами Запада, решений Хельсинкского совещания 1975 г. Наиболее сложными для освоения и интерпретации остаются политические события 1990–1991 гг., социально-экономические процессы конца 1980-х гг., совокупность причин распада СССР.

LOGO Затруднения Часть А Задания на соотнесение фактов, понятий и терминов, на определение характерных черт исторических событий и явлений Пример: Что из названного было новым явлением в военном деле в Российском государстве в XVII в.? 1) создание Военной коллегии 2) создание регулярной армии 3) введение всеобщей воинской повинности 4) создание «полков нового строя»

LOGO Задания на знание причинно-следственных связей Пример: Что из названного было итогом деятельности Земского Собора 1613 г.? 1) подписание мира с Польшей 2) подписание мира со Швецией 3) принятие Соборного Уложения 4) избрание новой царской династии

LOGO Задания на группировку событий, явлений, их характерных черт и т.д. Пример: Какие памятники зодчества созданы по проектам В.И. Баженова и М.Ф. Казакова? А) дом Пашкова в Москве Б) Таврический дворец в Петербурге В) дворцовый ансамбль в Царицыне Г) Московский университет Д) Исаакиевский собор в Петербурге Е) храм Христа Спасителя в Москве Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВГ 3) БГД 4) ГДЕ

LOGO Задания части В( 2) Наиболее низкие показатели получены по заданиям на установление хронологической последовательности событий и группировку фактов и понятий: В5 (период XIX в.), В12 (период 1945–2009 гг.). Затруднения у сдающих экзамен возникли и с заданиями В2, В6 и В9, также проверяющими умение проводить группировку фактов, понятий, следует признать этот тип задания части 2(В) наиболее сложным для выпускников.

LOGO Примеры: В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. А) церковные реформы патриарха Никона Б) учреждение Святейшего Синода В) правление семибоярщины Г) дворцовые перевороты

LOGO В 1. Расположите в хронологическом порядке основные события «бунташного века» А) «Медный бунт» Б) «Соляной бунт» В) восстание под руководством Степана Разина Г) принятие Соборного Уложения

LOGO В15. Расположите следующие события экономической истории в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события экономической истории, в правильной последовательности в таблицу. А) отмена выкупных платежей Б) начало реализации плана ГОЭЛРО В) национализация банков Г) строительство Магнитогорского металлургического комбината

LOGO В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к XVII в.? Обведите соответствующие цифры 1) церковный раскол 2) «Медный бунт» 3) «пугачевщина» 4) «Соляной бунт» 5) Ливонская война 6) Семилетняя война

LOGO В6. Какие три из перечисленных ниже понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Государственный совет 2) Сенат 3) подушная подать 4) Духовный регламент 5) Уложенная комиссия 6) министерства

LOGO В10. Установите соответствие между событиями военной истории XIX – начала XX вв. и их датами. ДАТЫСОБЫТИЯ А) июль1943 г.1) встреча советской армии с союзниками на р. Эльба Б) март 1944 г.2) разгром японской Квантунской армии В) апрель 1945 г.3) выход советских войск к западной границе СССР Г) август 1945 г.4) Московская битва 5) начало Курской битвы

LOGO Часть С Наиболее сложные умения проверяются в заданиях С5-С7. Задание С5 содержит изложение двух взаимосвязанных, посвященной одной исторической проблеме точек зрения. Алгоритм выполнения задания: внимательно прочитайте задание. Выявите историческую проблему и суть спора. Определите, какая из точек зрения представляется вам наиболее близкой, наиболее логичной, исторически обоснованной. Объясните самому себе, почему данная точка зрения кажется вам предпочтительной. Запишите выбранную точку зрения. Четко сформулируйте в виде тезисов, построенных на основе объяснения причинно- следственных связей, положения, аргументирующих точку зрения. Запишите сформулированные аргументы, стараясь сделать это в логической последовательности.

LOGO Примеры. С5. Ниже приведены два суждения о крестьянской поземельной общине в XIX в.: 1. Крестьянская поземельная община в XIX в. – опора и залог стабильности государства. К.П. Победоносцев 2. Крестьянская поземельная община в XIX в. – ячейка социализма. А.И. Герцен Укажите, какое из названных суждений вам представляется более предпочтительным. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.

LOGO Задание С6 на анализ исторической ситуации проверяет прежде всего умение устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических процессов и явлений. Алгоритм выполнения заданий. Внимательно прочитайте задание. В его формулировке уже заложены вопросы, на которые необходимо ответить. Рассуждение может быть выстроено по следующей схеме: каковы истоки данной ситуации, события, что лежало в их основе? Каковы были позиции участников событий? Что повлияло на исход событий, чем они завершились? Каковы место и причины данного поворотного события в историческом

LOGO Пример. С6. Приступая к разработке проекта Крестьянской реформы, Александр II заявил о намерении примирить интересы сословий. Однако проведение Крестьянской реформы 1861 г. сопровождались недовольством. Какие социальные группы, связанные с сельским хозяйством, выражали недовольство условиями проведения Крестьянской реформы 1861 г.? Укажите не менее двух социальных групп. Укажите не менее трех причин их недовольства.

LOGO Часть С Наиболее сложные - задания на сравнение ( С 7) Типичные ошибки Бессистемное изложение ответа, смешивание общих черт и различий из-за недостаточно внимательного прочтения задания, игнорирования таблицы, предлагаемой в качестве образца; Недостаточная продуманность в определении общих характеристик. Затруднения при выделении линий сравнения. Самое сложное – установление единого основания для двух сравниваемых объектов. Они –типичные для сравнения разных аспектов исторических знаний.

LOGO Возможные линии сравнения по темам. Линии сравнения общественно-политических явлений: цели, задачи и направления политики: условия и способы ее осуществления, роль участников и т.д. Линии сравнения развития культуры: социально-политические условия развития, взаимоотношения с властью, стили, направления, связи с культурой других стран и др.

LOGO Пример: Сравните общественно-политические взгляды западников и славянофилов. Основания для сравнения: отношение к вопросу об историческом пути развития России и стран Европы; отношение к историческому прошлому России; отношение к существующим в России порядкам; предлагаемые изменения в сфере государственного управления, в социальной сфере способы преобразований и т.д.

LOGO Пример: С 7. Сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской битвы 1942–1943 гг. и Курской битвы 1943 г. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не (не менее двух различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным)

LOGO Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2011 г. Подготовка к ЕГЭ не должна нарушать обычного учебного процесса. В процессе изучения истории в XI классе важно учитывать характер письменной формы проверки качества знаний, особенности психологической подготовки к экзамену. Имеет большое значение получение выпускником четкого предварительного представления о структуре письменной экзаменационной работы, формах заданий в каждой из трех ее частей, соотношении количества заданий по основным периодам отечественной истории.

LOGO Школьники также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, хронологическими рамками принятой периодизации представленных в ней материалов. Отдельное внимание следует уделить системе оценивания ответов на задания ЕГЭ, ознакомлению с нею и учителей, и учащихся. При существовании значительного количества учебников преподавателю целесообразно познакомиться с несколькими линиями учебников, чтобы непосредственно на занятиях использовать достоинства каждого из них (элементы содержания, методического аппарата, исторические источники и т.п.).

LOGO Особое место в реализации требований образовательного стандарта и в подготовке учащихся к сдаче экзамена должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса. Целесообразно широкое использование в учебном процессе всех типов заданий, вошедших в варианты ЕГЭ (в качестве обучающих, а затем и контролирующих заданий).

LOGO Учебный процесс важно осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся по развитию разнообразных познавательных умений и навыков, общепредметных и предметных компетенций. шире использовать различные формы самостоятельной работы учащихся со всеми видами исторической информации (авторским текстом учебника, документами, статистикой, иллюстрациями и т.д.)

LOGO Шире использовать проблемный подход к изложению и рассмотрению исторического материала, обсуждение исторических проблем, решение познавательных задач. усилить элементы вводного, тематического, итогового обобщения, что должно способствовать систематизации знаний учащихся, развитию у них аналитических и классификационных умений. позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения.

LOGO Алгоритм предэкзаменационного повторения. Определение круга вопросов для обязательного повторения каждой из тем; Вычленение вопросов для беседы с целью актуализации и закрепления ранее полученных знаний; Отработка типовых заданий разного содержательного характера и уровня по определенной теме, разделу как базового, так и повышенного уровня. Обращение к инструкциям для экзаменуемых в структуре варианта КИМ о способах выполнения заданий разного уровня сложности.

LOGO Особое внимание – на работу с документами. В каждой из трех частей экзаменационной работы проверяется умение выпускников анализировать фрагменты документов. Выпускники должны знать различия в подходах к работе с историческими источниками разных видов в каждой из трех частей работы, умели определять по тексту цели их создания, время, место и обстоятельства их появления, авторство, соотносить документы со истории периода и т.д. В настоящее время в состав экзаменационной работы входит 12 таких заданий, т.е. около 25% от общего их числа. Совокупный максимальный балл за верные ответы – 15 баллов.

LOGO К принципам их отбора относятся: включение документов по каждому из разделов курса истории; отражение в них всех аспектов содержания предмета; представление различных типов источников; соотнесение текстов с содержанием основных учебников по истории России; доступность содержания текстов выпускникам общеобразовательных учреждений.

LOGO В часть 1 (А) включается краткий фрагмент из исторического документа, и предлагаются 4 варианта возможного ответа с целью выбора из них одного верного. В части 2 (В) представлены источники несколько большего объема, в которых нужно по 2-3 признакам самостоятельно найти ответы на сформулированные к документам задания. В часть 3 (С) включаются источники более значительного объема, содержание которых необходимо проанализировать и ответить несколькими предложениями на три задания С1 – С3

LOGO Примеры Часть 1 (А). Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе. «Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи». 1) «Апостол» 2) «Русская правда» 3) «Изборник» 4) «Повесть временных лет» Ответ: _______ Подчеркнутые слова должны были стать опорными моментами для определения ответа (4).

LOGO Часть 2 (В). Прочтите отрывок из письма адмирала отцу офицера, погибшего на войне, и напишите название этой войны. «Доблестная жизнь Ваша дает мне право говорить с Вами откровенно… Согласившись на просьбу сына, Вы послали его в Севастополь не для наград и отличий, движимые чувством святого долга, лежащего на каждом русском… Вы благословили его на подвиг… В Севастополе, где весть о смерти почти не производит впечатления, сын Ваш был одним из немногих, на долю которого досталось искреннее соболезнование… П.С. Нахимов.» Ответ: _______

LOGO Прочтите отрывок из статьи экономиста Б. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о свертывании которой идет речь. «В январе 1928 г. … (правительство) вынуждено было принять решение закрыть рынки в сельских районах и вернуться к обязательной экспроприации зерна и некоторых видов сырья. Разрушается последняя опора…». Ответ: _______

LOGO Типичные ошибки при работе с историческими источниками недостаточно внимательное чтение текста (особенно необходимо повторное чтение после ознакомление с формулировками всех трех заданий); отсутствие четкого анализа текста, его разделение на фрагменты в соответствии с вопросами каждого задания; попытки давать ответ, дословно недостаточно внимательное чтение текста (особенно необходимо повторное чтение после ознакомление с формулировками всех трех заданий); отсутствие четкого анализа текста, его разделение на фрагменты в соответствии с вопросами каждого задания;

LOGO попытки давать ответ, дословно цитируя соответствующие (а иногда и не соответствующие) отрывки; невнимание к требованиям (особенно в задании С1), которые зачастую включают три смысловых элемента для получения оценки в 2 балла; отсутствие в ответах на задания С2 контекстных знаний, требующих привлечения материала из учебной литературы или других исторических источников, что снижает общий балл; отсутствие или неполнота ответа на задание С3 из-за неумения выявлять нюансы содержания текста («тональность» формулировок, характер взаимоотношений исторических персонажей, причины и следствия принятых решений и т.п.).

LOGO Формы организации работы с источниками анализ на уроках фрагментов из источников, содержащихся в учебниках, в тесной смысловой связи с текстом учебника; использование источников при подготовке рефератов, сообщений, эссе; организация специальных уроков с обсуждением рефератов и других самостоятельных работ; анализ на уроках фрагментов из источников, содержащихся в учебниках, в тесной смысловой связи с текстом учебника; использование источников при подготовке рефератов, сообщений, эссе; организация специальных уроков с обсуждением рефератов и других самостоятельных работ и др.

LOGO проведение уроков-дискуссий с обсуждением проблем на основе привлечения исторических документов, а также возможного использования заданий из КИМ ЕГЭ (например, заданий С5 на анализ оценок, версий, суждений); использование документальных исторических материалов по истории региона, своего края; организация на основе анализа источников «круглых столов» и других форм занятий.

LOGO Рекомендации по подготовке к ЕГЭ При подготовке к экзамену рекомендуется использовать: учебники, включенные в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к ЕГЭ

LOGO Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ ( открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий; аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет; http// http//ege.edu.ru