Финансирование инклюзивного образования в Сербии Финансирование инклюзивного образования в Сербии Тинде Ковач-Церович Министерство образования и науки,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Презентация Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на годы г. Улан-Удэ 2007г. Фильм.
Новая система оплаты труда работников образования и введение НПФ повышение качества образования рассматривается как одна из приоритетных задач РКПМО.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
1 Развитие механизмов государственно-общественного управления в образовании.
Законодательная база государственно- общественного управления.
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Реформа социальной защиты детей в Грузии Достижения и проблемы Нино Купатадзе 2009.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
И. Шаповалов, начальник департамента образования Белгородской области - заместитель председателя Правительства области.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Нормативное подушевое финансирование Рожков А.И., директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПК и ППРО Краснодар, 17 июня 2007 г.
Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Козьмодемьянска» Управляющий совет как форма социального партнёрства в условиях модернизации образования Авторы:
Транксрипт:

Финансирование инклюзивного образования в Сербии Финансирование инклюзивного образования в Сербии Тинде Ковач-Церович Министерство образования и науки, Сербия

Содержание: Предварительные замечания: системные препятствия Унаследованные вызовы Новые решения Разработка новых финансовых решений Усвоенные уроки

?... Все дети имеют право на образование. Оно должно быть обеспечено в как можно больше дошкольных, начальных и среднешкольных учреждений. Учителя и школы должны организовать свою работу таким образом, чтобы пойти навстречу нуждам учеников. Некоторые из детей, из-за инвалидитета или затруднений в приобретении знаний, нуждаются в дополнительной помощи.

ПОЧЕМУ ЭТО НЕ ЛЕГКО? ИЗ-ЗА ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЕЙ/РОДИТЕЛЕЙ? ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА ЗНАНИЙ? СУЩЕСТВУЮТ ЛИ СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, СТОЯЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЕМ?

Основные характеристики образовательной системы, создающие препятствия для инклюзии 1.Огромная система - включает почти 20% населения страны, но состоит из небольших и разбросанных единиц Требует процессов и сверху вниз и снизу вверх Пример страны с населением в 6 млн. Кол. школ Кол. объектов Кол. классов Кол. учителей Кол. учеников G1-G

Основные характеристики образовательной системы, создающие препятствия для инклюзии 2. Воспринимается как крупный механизм для социально- экономического продвижения – высокая мотивация, высокие поощрения, низкая толеранция, большие столкновения

Основные характеристики образовательной системы, создающие препятствия для инклюзии 3. Огромная система взаимодействий: интересы, переговоры, конфликты, кланы – представлены все аспекты человеческой натуры

4. Взаимоотношения по своей сути асиметричны: ученик-учитель, ребенок-родитель, родитель- учитель (нет права голоса, невидимая дискриминация) Основные характеристики образовательной системы, создающие препятствия для инклюзии

Место взаимодействий: учитель/ученик ученик/ученик учитель/учитель учитель/родитель родитель/родитель Место глубокого внутреннего опыта : –Обучение –Глубокое понимание –Творчество –Уважение –Ценности Место развития самооценки: Саморегулирование Самоэффективность Самоуважение Самоописание/ самообъяснение Все зависит от качества IA в школе 9 Основные характеристики образовательной системы, создающие препятствия для инклюзии 5. Главная деятельность спрятана в черный ящик и должна там оставаться– ее нельзя урегулировать напрямую, без обиняков

Инклюзивное образование в Сербии Инклюзивное образование в Сербии

Унаследованные вызовы и законодательные инновации Унаследованные вызовыНовые законодательные решения Централизованная система финансирования, не следящая за потребностями детей Подушевая система финансирования образования Передача полномочий муниципалитетам и школам Политикой приема в школу поддерживалось выделение детей с осбенностями психофизического развития Инклюзивное образование, системы поддержки Дисфункциональная сеть школ Двухрежимная система школ( в 70% поселений работают начальные школы, 40% больших школ покрывает 92% учеников, в 60% небольших деревенских школ учится 8% учеников) Оптимизация школьной сети Разделение между секторами здравоохранения, образования и социальной политики Правительства Межсекторное партнерство, включающее финансирование

1. Унаследованная система – основные данные Средний размер класса в Республике 18 Среднее соотношение учителей и учеников 12,6 Источник: Национальное статистическое бюро и Государственная казна Размер класса 2009/10 Соотношение учеников и учителей 2009/10

1. Унаследованная система – финансирование Комбинация систем финансирования, обоснованных на централизованных инвестициях; создание классов и политика трудоустройства зависят от сети школ Ключевой инструмент перераспределения средств – количество классов Недостаточные поощрения для оптимизации на уровне муниципалитетов и школ - 85% всех текущих инвестиций в начальное образование поступает от центральных органов власти (заработные платы персонала) 15 % всех текущих инвестиций в начальное образование поступает от местных органов власти (операционные расходы, оборудование, ремонты и т.д.) Частные инвестиции в основном в виде покупки учебников и прочего материала, завтрака и репетиторства (нет четкой информации, трудно оценить размеры)

1. Унаследованная система – уровень инвестиций Общественные расходы в сфере образования в % ВВП в 2007 ( Данные Государственной казны для Сербии, EUROSTAT для остальных стран) Общие общественные расходы в сфере образования в % ВВП для всех уровней образования и без распределения по уровням (2007) Общественные расходы в сфере начального и среднего образования в % ВВП (2007)

1. Унаследованная система – высокий процент рано покидающих школу Низкая дола участия (особенно ромских детей) Бросившие учебу в начальной школе Бросившие учебу между начальной и средней школой Бросившие учебу в средней школе Высокий процент учеников, рано покидающих школу Источники: EUROSTAT (2008) и Национальное Статистическое бюро Сербии (доля бросивших учебу) Данные по Сербии недооценены из-за нехватки информации

1. Унаследованная система– неровное распределение госинвестиций Центральные в среднем RSD Approx. 810 EUR Начальное образование 2009 (Источник: Государственная казна) Местные в среднем RSD Approx. 148 EUR Инвестиции центральных органов (на 1 ученика) Инвестиции местных органов (на 1 ученика)

1. Унаследованная система – дети с особенностями психофизического развития и специальные школы Три вида образования детей с ОПФР : 1.Инклюзивное образование дети с ОПФР в регулярных классах) – согласно новой политике, должно достичь 10 % 2.Специальные классы в регулярных школах –0,8% всех учеников в начальном образовании 3.Специальные школы – почти 1 % всех учеников в начальном образовании Источник: Институт по развитию образования (на основании данных по 68% учеников)

1. Текущий коэффициент расходов Текущий коэффициент расходов на 1 ученика в специальных классах и школах: Тип ученикаКоэффициент Дети в регулярных классах регулярных школ 1 Дети в специальных классах регулярных школ 1,6 – 5,29 Дети в специальных школах 2,61 – 5,68 На основании очерка о расходах в 10 муниципалитетах Сербии

2. Законодательные инновации для обеспечения равного доступа к качественному образованию Закон о принципах образовательной системы (2009) Ключевой фокус образовательной политики – инклюзивное образование Новая процедура приема учеников, индивидуальные образовательные планы, дополнительная образовательная поддержка Внедрение подушевой системы финансирования

2. Стратегические решения – внедрение Межсекторная оценка образовательных нужд детей Межсекторное сотрудничество в обеспечении разнообразных мер по поддержке для полного развития потенциала детей Обучение учителей и школьного персонала для инклюзивного образования и внедрения соответствующей программы Перенацелить дотации школам на инклюзивное образование Информационные кампании (нацеленные на родителей, местное сообщество) Введение новой категории персонала – педагогического ассистента Улучшение образовательной информационной системы Система мониторинга Реформы системы финансирования – переход с финансирования классов на подушевое финансирование

2. Стратегическое решение – нормативное подушевое образование Разработка государственной формулы для распределения средств муниципалитетам в соответствии с объективными факторами: –Число учеников, умноженное на расходы для категории учеников ( класс, вид обучения & языки меньшинств, низкая плотность населения, особенности психофизического развития, социально-уязвленные категории). –Все ученики финансируются минимальной национальной нормой. Правительство участвует с x%, а муниципалитеты должны добавить (1-x)%. –Разница в богатстве разных муниципалитетов принимается во внимание : доля государства (x%) больше для низкоразвитых муниципалитетов.

2. Стратегические решения – подушевая система финансирования Муниципальная формула финансирования: Финансирование ученков по одному критерию во всех муниципальных школах. Поощрение инклюзии: добавочные баллы на 1 ученика для: ОПФР (инвалидность, затруднение в приобретении знаний, невыгодное социо-экономическое положение – похоже на категории ОЭСР) языки национальных меньшинств изолированные деревни Поощрять школы для приема и удержания учеников финансированием на основании взвешенных баллов для учеников

2. Стратегические решения – подушевая система финансирования Бóльшая роль местного сообщества в принятии решений о школах и о развитии гражданских учреждений общества. С помощью: Муниципалитетов, которые берут на себя больше ответственности за качество школ на их территории Директоров школ, развивающихся в качестве лидеров в области образования и менеджеров своих школ Школьных советов (с большинством родителей и представителями сообщества), имеющих важную роль в принятии решений – согласование и мониторинг школьного бюджета

3. Финансирование инкюзивного образования – стоимость инклюзивного образования Проект ЮНИСЕФ нацелен на развитие систем местного подушевого финансирования в 10 муниципалитетах На основании стоимости образования, здравоохранение и социальные службы поддерживают меры, предусмотренные в новом Регламенте Определение минимального пакета мер поддержки для разных видов ОПФР (инвалидитет, затруднения, неимущие семьи и комбинированные особенности)

3. Финансирование инклюзивного образования – минимальный пакет услуг Тип детей с ОПФР Минимальный пакет услуг Дети с инвалидитетом ОЭСР тип A Терапия, соответствующая инвалидитету (2 сессии в неделю) Дополнительная терапия (музыка, живопись, и т.п.) (раз в неделю) Специальная академическая поддержка учителя или специального учителя = ЭПЗ (эквивалента полной занятости) спец. учителя Послешкольная дополнительная терапия (раз в неделю) Послешкольные учебные занятия = ЭПЗ специального учителя Ежедневное питание (1 единица на ребенка) [Социальная защита] Все учебники (1 комплект в год на ученика) Транспорт (1 единица в год на ученика) – в случае необходимости Только для учеников с физическим инвалидитетом 0.25 ЭПЗ персонального ассистента (на основании предпосылки, что один ассистент сможет обслужить четверых учеников с физическим инвалидитетом) [Здравоохранение]

3. Финансирование инклюзивного образования – минимальный пакет услуг Тип детей с ОПФР Минимальный пакет услуг Дети с затруднениями в приобретении знаний ОЭСР тип B Специальная академическая поддержка второго учителя = ЭПЗ зарплат учителя в специальном образовании (согласно коэффициенту, один учитель специального образования приходится на 12 учеников; каждый должен оказывать услуги 12 ученикам в рамках инклюзивного образования) Специальная академическая поддержка педагогического ассистента = ЭПЗ зарплат педагогического ассистента (на основании коэффициента, один педагогический ассистент приходится на 12 учеников) Транспорт (обеспечивается по разному разными муниципалитетами) Послешкольная учеба = ЭПЗ зарплат учителя в специальном образовании (исходя из предпосылки, что один учитель работает с 12 учениками, 10 уроков за неделю, или 1/2 рабочей недели)

3. Финансирование инклюзивного образования – минимальный пакет услуг Тип детей с ОПФР Минимальный пакет услуг Ученики из малоимущих семей ОЭСР тип C Специальная академическая поддержка педагогического ассистента = ЭПЗ зарплаты педагогического ассистента (каждый педагогический ассистент работает с 24 учениками в рамках инклюзивного образования) Для детей ромской национальности и иноязычных меньшинств Послешкольные уроки языка = ЭПЗ зарплаты учителя (предполагается, что один учитель сможет работать с 24 учениками в программе изучения языка) Только для учеников ромской национальности Социально-ориентированная деятельность педагогческого ассистента = 0.02 ЭПЗ (один ассистент на 50 ромских детей) Питание (1 единица на ученика в день) [Социальная защита] Комплект одежды (1 единица на ученика) [Социальная защита] Комплект учебников (1 единица на ученика) [Социальная защита]

Тип детей с ОПФР Комбинированный пакет услуг Комбинация Инвалидитет/ затруднение в приобретении знаний Инвалидитет/ малоимущие Затруднение при обучении/ малоимущие Поскольку состав группы 4 смешанный, необходимо соблюдать нижеследующие правила: Комбинация всех минимальных стандартов для всех категорий ОПФР ребенка Устранение всех повторений (напр., если две категории нуждаются в специальном ассистенте, только один будет назначен и подсчитан), но если два похожих вида услуг предусмотрены в двух категориях, выбырается услуга более интенсивного уровня 3. Финансирование инклюзивного образования – минимальный пакет услуг

3. Финансирование инклюзивного образования – коэффициенты для специального образования Коэффициенты для различных типов минимальных пакетов услуг подсчитаны следующим образом : Вес инклюзивного образования Расходы обеспечения пакета минимальных стандартов для 1 ученика из ОПФР группы = Расходы на одного ученика регулярного образования в муниципалитете

3. Финансирование инклюзивного образования – исследование в разных муниципалитетах Вес инклюзивного образования (Пакет минимальных стандартов) Примеры для муниципалитетов с низким и средним уровнем инвестиций: Баллы собираются. Например, для ученика G1 из г.Валево с физическим инвалидитетом, поправочный коэффициент вычисляется следующим образом : Основной пакет + G1 баллы (инвалидитет) +добавок за физический инвалидитет = 1 + 2, ,83 = 4,54 ( поправочный коэффициент ) Группа Низкий уровень инвестиций (Нови-Пазар) Средний уровень инвестиций (Валево) Типичный ученик (Основной пакет)1.00 G1 - инвалидитет Добавок для G1 с физическим инвалидитетом G2 – затруднение в приобретении знаний G3 – ученики из неимущих семей Добавок для G3 ромской национальности Добавок для G3 – национальных меньшинств G4 – комбинация G1/G2 G1/G3 G2/G

3. Финансирование инклюзивного образования – минимальный пакет услуг Поправочные коэффициенты для инклюзивного образования (Пакеты минимальных стандартов) Примеры для муниципалитетов с низким и средним уровнем инвестиций Вывод: Оказание дополнительной инклюзивной поддержки детьми с ОПФР требует дополнительных источников финансирования (в зависимости от типа пакета услуг - от увеличения на 14%, до 4-кратного увеличения в муниципалитетах среднего уровня инвестирования Группа Низкий уровень инвестиций (Нови- Пазар) Средний уровень инвестици й (Валево) G1 – инвалидитет G1 с физическим инвалидитетом G2 – затруднение в приобретении знаний G3 – неимущие (бедные) G3 ромской национальности G3 из национальных меньшинств G4 (комбинация G1, G2 и G3)

3. Как покрыть дополнительные расходы для дополнительных мер образовательной поддержки Перераспределение персонала Превращение ресурсов из неадекватной школьной сети в инклюзивное образование Лучшее использование человеческих ресурсов через партнерство между регулярными и специальными школами

Заключительные замечания Целью инклюзивного образования и подушевой системы финансирования является не сокращение расходов на образование, а использование существующих инвестиций более эффективным образом (т.е. увеличение % участия в образовании) Инклюзивная модель по своей сути не дешевле, но обеспечивает детям больше доступа к регулярному учебно-образовательному плану. Увеличение расходов неибежимо, поскольку ожидается увеличение участия детей в образовании, а дополнительные меры поддержки требуют дополнительных источников финансирования Инклюзивная модель приносит пользу всем. Например, ассистенты и специальные учителя будут назначены ученикам с ОПФР, но также могут помагать и другим детям (не входящие в списки детей с особенностями психофизического развития). Льготы, получаемые данными реформами, будут видны только в долгосрочной перспективе, в качестве результатов образования

Усвоенные уроки 1: период 10+ лет Пилотный проект Политика Законодательство Внедрение/подготовка Внедрение Внедрение/добавка Мониторинг Тонкая настройка

Усвоенные уроки 2: ключевые моменты Пилотный проект Политика Законодательство Внедрение/подготовка Внедрение Внедрение/добавка Мониторинг Тонкая настройка

Усвоенные уроки 3: Взаимодействие подразделений Министерства Учебные планы, школьная сеть, обучение учителей, оценивание, инспекця, информационная система, финансы, СМИ Нужна синергия с другими нормами (лицензирование, профессиональное развитие учителей, оценивание, объем работы и время уроков, прием в средние школы, коэффициенты зарплат и т.п.)

Усвоенные уроки 4: Сотрудничество с другими секторами и местными органами Связь с социальным и здравоохранительным секторами– очень сложная, из-за различных графиков Необходима сеть подзаконных актов –Оценивание образования, социальных и здравоохранительных нужд – Индивидуальные образовательные планы – Педагогические ассистенты Нужна синергия с другими нормами (лицензирование, профессиональное развитие учителей, оценивание, продолжительность уроков)

Почему это не легко? Инклюзия касается всей образовательной системы, и ее связей с социальной защитой, здравоохранением, правам человека и рынком труда, как на национальном, так и на местном уровне – необходимо установить поощрительные механизмы на всех уровнях

Инклюзия в образовании требует благоприятное и богатое окружение... и сильные опоры Родители Учителя НПО Ученики Educa tion Приоритеты для развития (социальная инклюзия) Многосекторные правовые инструменты для внедрения Богатая, своевременная, преданная профессиональная поддержка 39

Социо- экономические льготы Личные льготы учителя эффективно ? справедливо? измеримо? проверяемо? открыто? общее? учебники учебные планы Финанси- рование менеджмент оценивание ШКОЛА До школы СРЕДНЯЯСРЕДНЯЯ УНИВЕРСИТЕТУНИВЕРСИТЕТ

Спасибо за внимание!