Предоставление ЖКУ за рубежом (на примере Англии, Франции, Германии). Применение зарубежного опыта для РФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статьи 9, 10 Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется.
Advertisements

Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Политическая система РФ.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Социальная роль местного самоуправления ПОДГОТОВИЛА ФАЛЕЙ АЛИНА ГР. 14 ДКМ.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
Галичева Елена Ивановна, учитель обществознания МБОУ СОШ 2 учитель обществознания МБОУ СОШ 2 г. Семикаракорска Ростовской области.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен,
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Местное самоуправление Организация местного самоуправления в Российской Федерации Местное самоуправление Организация местного самоуправления в Российской.
Интерактивная лекция УРОВНИ ВЛАСТИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ПЕРМСКИЙ.
Транксрипт:

Предоставление ЖКУ за рубежом (на примере Англии, Франции, Германии). Применение зарубежного опыта для РФ

Для решения проблем, связанных с повышением качества ЖКУ, необходимо проанализировать опыт стран, добившихся существенных результатов в этой сфере. Ведущая роль местных органов в управлении сферой ЖКУ заключается в том, что они обеспечивают соответствие спроса и предложения по этим услугам.

Глава I. Системы местного самоуправления Основные черты моделей местного самоуправления

Модель МСУ Черта АнглосаксонскаяКонтинентал ьная Коммунальное управление СтраныВеликобритания, США, Канада, Индия, Австралия и т.д. Франция, Италия, Бельгия,, страны Ближнего Востока. Германия Уровни влас ти МСУ 3 уровня: графства, районы и приходы. Департамент ами, округа и регионы, кантоны, дистрикты, коммуны. Земли, округа районы и горо­ да, общины

Регулирова ие вопросов МСУ Закон о местном управлении установил единообразие в системе местного управления. местные органы имеют те полномочия, которые предоставляются им парламентскими статутами Коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава Законы земель, среди которых основное место занимают уставы о коммунах. Система разделения властей Отсутствие на местах полномочных представителей гос.власти, исполнительные коллегиальные органы общей компетенции не создаются. Четкое определение компетенции органов местного самоуправления. сочетание местного самоуправления и органов государственной власти местного уровня; выборности и назначаемости; ограниченная автономия местного самоуправления, наличие государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления смешанные принципы организации системы разделения властей и устройства муниципальных институтов. в районах присутствует государственная администрация: во всех Землях глава исполнительной власти района одновременно возглавляет государственную администрацию на его территории.

1. Англосаксонская модель местного самоуправления Основная черта – высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль со стороны населения. Главный принцип – действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий.

Для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах полномочных представителей государственной власти, опекающих местные представительные органы. Последние формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует.

Закон о местном управлении установил единообразие в сис­теме местного управления, хотя он предлагает несколько моделей от­ношения совета мэра и разные способы их выборов. Закон о местном управлении установил единообразие в сис­теме местного управления, хотя он предлагает несколько моделей от­ношения совета мэра и разные способы их выборов. Существует финансовый контроль: проверяется правильное ис­пользование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Ау­диторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд. Министры вправе обращаться в суд с исками против незаконных, по их мнению, действий органов местного самоуправления. Наконец, с 1974 г. действует специальный комиссар парламента (омбудсман) по делам администра­ции местного самоуправления

2. Континентальная модель местного самоуправления В административных округах (выборных органов са­ моуправления нет, округом управляет назначенный сверху супрефект). Есть историко-географические единицы кантоны, которые нe имеют собственных органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департа­ментов, иногда в них создаются судебные органы трибуналы малой инстанции. Создаются также городские сообщества объединения коммун. Для их создания в одном департаменте необходимо решение префек­та департамента, в нескольких согласие их префектов. Имеются и иные округа, не являющиеся административно-территориальный! единицами, военные, судебные, школьные и т.д.

3. Коммунальное управление в Германии Германия является федерацией, состоящей из 16 субъектов – земель, а также муниципальных образований. Законодательная база местного самоуправления строится на Конституции ФРГ, Конституциях немецких Земель и Хартиях городов Германии. Конституции земель, как правило, дублируют положение статьи 28 основного закона ФРГ, а также дополняют и конкретизируют отдельные ее положения. Положение и организация административно- территориальных единиц регулируются конституциями земель.

Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны

Схема управления в округах, районах, общинах сходна. Во главе округа стоит правительственный президент (регирунгепрезидент), назначенный правительством земли. Он следит за соблюдени­ем законов и актов правительства и федерации, и земли. Представи­ тельного органа в округе нет. В районе имеется избираемое на срок от четырех до шести лет районное собрание. Глава администрации района ландрат избирается в одних землях районным собранием, в других непосредственно избирателями.

Однако он всегда рассматривается как представитель государства, государственный чиновник. В общинах население избирает муниципальный совет, который (или непосредственно граждане) избирают бургомистра (обербургомистра в общинах с населением более 50 тыс. человек). Бургомистр иногда нанимается по контракту на срок 812 лет. Бургомистр одновременно назначается представителем го­сударства.

Глава II. Компетенция органов местного самоуправления В Англии существует 39 графств и 6 графств- метрополий. Компетенцию графств образуют три блока: - регулирование жизнедеятельности территорий: стратегическое планирование (структурные планы, схемы развития дорог); транспорт (кроме железнодорожного, который находятся в ведении центрального правительства); пожарная служба; полиция (которая может организовываться одновременно для нескольких графств); защита прав потребителей; переработка отходов;

- координация деятельности специализированных учреждений: начальных и средних школ, учреждений для умственно недоразвитых детей и детей- инвалидов, учреждений среднего специального образования (не университетского); руководство библиотеками, органами социального обслуживания, которые оказывают широкий спектр услуг, связанных с персональным социальным обслуживанием и помощью (работу с трудными детьми, с семьями и престарелыми; организацию домов престарелых и домашней помощи пенсионерам, инвалидам и умственно отсталым; детские сады); - третью группу составляют так называемые совместные дела органов власти графств и округов: организация музеев и картинных галерей, мест отдыха горожан и т.п.

Компетенция округов включает две группы дел, обязательные и рекомендуемые, и охватывает местное планирование (выдача зональных разрешений, связанных с регулированием развития территории округа); содержание второстепенных дорог, обслуживание автомобильных стоянок; жилищное строительство (ликвидация «трущоб», строительство домов для бездомных); уборку мусора, содержание музеев, парков, игровых площадок, плавательных бассейнов и других мест общественного отдыха

Городское самоуправление представлено тремя типами: 1. Городские округа (города с правами округа): низший уровень городского самоуправления, отличающийся от сельских округов наличием Хартии – документа, определяющего права города и его статус. Органом власти городского округа выступает окружной совет, наделенный исполнительно-распорядительными функциями, среди которых основные – распоряжение улицами, дорогами, предприятиями городского благоустройства. Для городов с населением более 20 тыс. жителей, имеющих статус городского округа, добавляются функции по обеспечению начального образования и планировки территории.

2. Муниципальные города-бурги имеют более широкий круг полномочий, чем городские округа. Объем компетенции регламентируется Хартией города, хотя в целом она та же, что и у округа. Городской орган власти – совет. Мэр избирается из числа членов совета и выполняет представительские функции, как правило, на общественных началах. 3. Город-графство или город с правами графства (город с населением от 75 тыс. до 1 миллиона жителей). Компетенция регулируется Хартией города и совпадает с компетенцией графства. Органом власти является городской совет, действующий самостоятельно от совета графства, на территории которого расположен город.

Франция Для Франции со времен французской революции характерна высокая степень централизации местного управления. Система административного контроля центральной власти над местными органами заключается в жестком подчинении государству деятельности местных сообществ. Ключевая роль в системе местного управления принадлежала префекту, являющемуся представителем правительственной власти и определяющему все направления местной деятельности. Подобная высокоцентрализованная система просуществовала во Франции почти два столетия. Для Франции со времен французской революции характерна высокая степень централизации местного управления. Система административного контроля центральной власти над местными органами заключается в жестком подчинении государству деятельности местных сообществ. Ключевая роль в системе местного управления принадлежала префекту, являющемуся представителем правительственной власти и определяющему все направления местной деятельности. Подобная высокоцентрализованная система просуществовала во Франции почти два столетия.

Согласно принятым законам, регионы стали полноправными местными административно- территориальными образованиями, управляемыми советами, избираемыми на выборах. Исполнительная власть в департаментах и регионах перешла от назначаемого представителя государства к избираемому председателю совещательного собрания (ассамблеи). Постоянный административный контроль над актами ассамблей был заменен на последующий судебный контроль законности принятых актов. Однако важные акты, принимаемые местными ассамблеями, становятся обязательными к исполнению только в том случае, если они были опубликованы и переданы представителю государства, который имеет право в течение двух месяцев оспорить их в административном суде.

Чтобы избежать вмешательства вышестоящих административно-территориальных образований в деятельность нижестоящих уровней управления, закон определяет, что при передаче полномочий не разрешается устанавливать какую бы то ни было форму опеки над нижестоящими административно- территориальными образованиями. Во французской системе управления принцип свободного самоуправления основан на передаче местным административно- территориальным образованиям определенных полномочий

На регион возложена обязанность сооружения, обеспечения текущего ремонта и организации хозяйства средних школ и профессиональных учебных заведений, а также вопросы профессиональной подготовки и профессионального обучения

Германия В сфере компетенции федеральных органов власти ФРГ находятся оборона, международные отношения, вопросы гражданства, эмиграции и иммиграции, валютная политика, финансирование и регулирование федерального транспорта, почтовых и телекоммуникационных услуг. В сфере компетенции федеральных органов власти ФРГ находятся оборона, международные отношения, вопросы гражданства, эмиграции и иммиграции, валютная политика, финансирование и регулирование федерального транспорта, почтовых и телекоммуникационных услуг. Полномочия органов власти земель распространяются на регулирование региональной экономической политики, вопросов культуры, образования, туризма, юстиции и правопорядка, здравоохранения, а также на развитие коммуникаций, источников энерго- и водоснабжения, очистных сооружений.

В ведении муниципальных органов власти находятся коммунальные услуги, местные учреждения здравоохранения, спорт, строительство жилья, дорог, школ. Вместе с тем, объем компетенции органов власти различных уровней не всегда совпадает с их расходными полномочиями. Расходы в области социальной политики и строительства объектов инфраструктуры, например, осуществляются бюджетами всех уровней. Также существует тенденция передачи расходных полномочий на нижний уровень бюджетной системы: в настоящее время из муниципальных бюджетов финансируется около двух третей всех государственных капитальных затрат.

Особенности схем организации деятельности коммунального комплекса. Храктеристика Модель СобственностьПрименение опыта для РФ Англосаксон ская Приватизация объектов жизнеобеспечения вариант в России пока не рассматривается Французска я (латинская) Сочетание муниципальной собственности на объекты ЖКХ и управления ими со стороны частного бизнеса на условиях долгосрочных договоров аренды и сопутствующих инвестиционных соглашений Наиболее интересна для условий России Схема Германии Предприятия отрасли становятся акционерными предприятиями, основным пакетом в которых обладает муниципалитет В отечественных условиях широко не распространена, поскольку бизнес не рискует «вкладываться» в предприятия, на которых из- за существенного влияния власти невозможно сформировать эффективную частную систему управления.

Заключение В настоящий момент экономичес­кие и политические перспективы реформирования жилищно-ком­мунального комплекса выглядят более благоприятно, чем в преды­дущие годы. Это объясняется нес­колькими причинами. Во-первых, после длительного пе­риода стагнации начался эконо­мический рост, значительно уси­лилась политическая стабиль­ность. Таким образом, повышение тарифов за жилищно-коммуналь­ные услуги для населения и прек­ращение безадресных дотаций предприятиям ЖКУ вызывает меньше опасений.

Во-вторых, большая часть самого болезненного процесса - повы­шения тарифов для населения -уже пройдена. Подавляющее большинство территорий вышли на 80-90% уровень оплаты населением стоимости жилищно-ком­мунальных услуг. Если бы не ре­альная вероятность существенно­го роста тарифов главных нацио­нальных монополий на электроэнергию и газ, тема роста тарифов на ЖКУ постепенно во­обще уходила бы с повестки дня. Однако даже с учетом этого воз­можного роста тарифы на ЖКУ больше не будут изменяться в ра­зы. Кроме того, реализованные практически повсеместно прог­раммы жилищных субсидий ре­ шают проблему социальной защи­ты значительной части семей с низкими доходами.

В-третьих, с учетом ограниченнос­ти запаса прочности существую­щих систем жизнеобеспечения есть реальная политическая воля на федеральном уровне предпри­нять шаги по коренному измене­нию ситуации в жилищно-комму­нальном комплексе. В-четвертых, растущий интерес бизнеса, с одной стороны, и ак­тивность населения как потребите­ля услуг, с другой, ограничивают административный ресурс управ­ления ЖКХ. На местном уровне все больше появляется примеров успешного решения проблем жи­лищного сектора рыночными ме­тодами. И эта тенденция носит достаточно устойчивый характер

Подытоживая сказанное, можно отметить, что приоритетными за­дачами государственной политики в сфере развития бизнеса по уп­равлению жилищным фондом яв­ляются поддержка (предоставле­ние государственных гарантий) частным инвесторам в ЖКХ спе­циально созданными государ­ственными гарантийными агент­ствами; разработка методологи­ ческой базы формирования системы договорных отношений в сфере предоставления ЖКУ и соз­дание механизмов экономической мотивации к ресурсосбережению в жилищном фонде. Ключевой задачей на местном уровне по-прежнему остается обеспечение конкурсного отбора жилищных организаций любой формы собственности для управления жилищным фондом на ос­нове пообъектного управления зданиями и рационального ресурсопотребления.