Лекция Ури Гершовича Курс Открытого Университета Израиля Галаха и философия: основы учения Рамбама.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Авраам ибн Эзра как философ. Комментарий Авраама ибн Эзры Берешит 1:2 Земля же была поразительна и пуста...слово бара не означает, как думают некоторые,
Advertisements

Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ТРИ ДОРОГИ: ИНОГДА И ДОБИВШИСЬ УСПЕХА МОЖНО ВСЁ ПОТЕРЯТЬ ТРОПА МУДРОСТИ ЗАВЕЛА ЕККЛЕСИАСТА В ТУПИК РАЗОЧАРОВАНИЯ И БОЛИ.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Пифагор и его ученики изучали вопрос о делимости чисел. Число равное сумме всех его делителей ( без самого числа), они называли совершенным числом. 6=1+2+3,
Мировоззрение древних народов
Урок модуля «Основы религиозных культур и светской этики» раздел «Основы исламской культуры» Коран и Сунна Выполнила учитель начальных классов МКОУ ООШ.
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
Достоверность Библии Не был ли текст Библии искажен? Был ли текст Библии правдив изначально? Designed for Logos.
Философская мировоззрения Аль - Фараби Каримов Темур Каримов Темур EK-01 EK-01.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Смысл жизни. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной.
Почему нам так нравятся истории о людях, добившихся успеха, не взирая на казалось непреодолимые трудности? 4.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Questioning Techniques Методы постановки вопросов.
Карина Истомина 9 «Б». Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое.
Траурные дни: Учение о Храме Загадка: Где в ТаНаХе упомянут Тель-Авив? Намек: это связано с Иерусалимским Храмом.
Религия – это вера во что-то более великое, чем отдельный человек. Это может быть вера в одного Бога, или в нескольких богов. Для некоторых людей религия.
Транксрипт:

Лекция Ури Гершовича Курс Открытого Университета Израиля Галаха и философия: основы учения Рамбама

тематика « проблематичный » материал Посвящение Характеристика адресата Введение к 1-й части Задача трактата и пути ее решения (все трудности не могут быть разрешены, невозможность дискурсивного изложения определенных предметов, неизбежность аллегорической речи, типы аллегории) Эзотеризм Писания, отождествление маасе меркава и маасе берешит с физикой и метафизикой. Аллегорическое истолкование Писания. Наставление Как читать трактат? Почему автор рискнул изложить то, что ранее не излагалось? Предисловие О причинах противоречий в различных сочинениях Ч. 1, гл. 1-2 Модель толкования многозначных слов и аллегорий (истолкование истории изгнания Адама из Эдемского сада) Философское значение слов Писания. Философская аллегория в Писании Ч. 1, гл Исключение антропоморфизма (за счет истолкования многозначных слов) Тот, кто придерживается антропоморфных представлений – идолопоклонник

тематика « проблематичный » материал Ч. 1, гл Исключение множественности в отношении Бога (атрибуты Бога) « Негативная теология » Ч. 1, гл Существование, единственность и не материальность Бога Существующая форма иудаизма квалифицируется как искаженная Ч. 1, гл Представления калама и их опровержение Введение ко 2-й части 25 предпосылок, необходимых для доказательства существования, единственности и не материальности Бога Ч. 2, гл. 1 Философские доказательства существования, единственности и не материальности Бога Ч. 2, гл. 2 Доказательства Рамбама Ч. 2, гл О небесных сферах и об ангелах законы природы также ангелы

тематика « проблематичный » материал Ч. 2, гл О сотворенности мира (креационизм) Хотя и можно истолковать Тору так, чтобы подтвердить предвечность мира, в этом нет необходимости, поскольку положение о предвечности мира не доказано. Быть может, Рамбам считает, что мир предвечен? Ч. 2, гл О пророчестве Введение к 3-й части Еще раз о тайнах Торы, запрете на их раскрытие и способе их изложения Ч. 3, гл. 1-7 Истолкование видения Йехезкеля (маасе меркава) Ч. 3, гл О Божественном провидении (интерпретация книги Иова) Божественное провидение распространяется лишь на людей, достигших интеллектуального совершенства Ч. 3, гл О смысле заповедейИсторическая обусловленность некоторых заповедей (жертвоприношения) Ч. 3, гл О человеческом совершенстве Притча о дворце. Философ выше талмудиста

« распространенное » понимание радикально-маймонистское понимание Бог Обладающий волей творец мироздания Абсолютный Разум (первопричина) Израиль Избранный народНарод, идущий к истине Тора ЗаконИнструмент, направляющий к достижению истины Моисей Посланник Бога, под руководством которого евреи вышли из Египта Философ, постигший истину Пророки Посланники Бога, несущие Его слово народу Философы, направляющие народ на путь истинный Чудеса Проявление Божественного вмешательства Проявление заложенных при сотворении мира исключений в системе законов природы Провидение Забота Бога о человеке, Божественные награда и наказание, вмешательство Бога в историю Касается только людей, достигших определенного интеллектуального уровня Идеал человека Праведный знаток законаФилософ, постигший истину Ключевые понятия иудаизма при радикальном прочтении Рамбама

Конфликты в еврейской общине на почве споров вокруг произведений Рамбама противникизащитники XIII в. 20-е – 30-е годы р. Шломо б. Авраам из Монпелье (херем на « Путеводитель » и « Книгу знания » ) р. Йона б. Авраам Геронди (едет в Северную Францию, чтобы добиться поддержки в борьбе против распространения учения Рамбама) р. Йеуда Алфахар (открытое послание в ответ на письмо Давида Кимхи) р. Давид Кимхи (едет в Кастилию и Арагон, чтобы добиться поддержки в борьбе с противниками Рамбама) Конец XIII в. р. Шломо Петит из Ако (Послание о возобновлении херема на « Путеводитель » ) р. Леви б. Авраам ( « Диадема милости », 1276) р. Йеуда и Авраам б. Хасдай (Послание кастилькой общине в защиту « Путеводителя », 1285) Главы диаспоры из Дамаска (херем на Шломо Петита, 1288) р. Шмуэль, глава йешивы (херем на Шломо Петита, гг Шломо бен Адрет (Послание о запрете изучения философии до 25 лет) Йедайа а-Пнини (Апологетическое послание)

Шломо бен Адрет. Послание о запрете на изучение философии до 25 лет. Ибо они говорят, что Авраам и Сара олицетворяют материю и форму и что двенадцать колен Израиля суть двенадцать созвездий. Слыхал ли хоть один народ когда-нибудь такую порочную вещь, с тех пор, когда мир был разделен на страны… Эти богохульники далее утверждают, что священные урим и туммим суть инструмент, известный как астролябия... Человек, который утверждает подобные вещи, низводит всю Библию до никчемных аллегорий; поистине, они легкомысленно относятся к заповедям и извращают их, чтобы облегчить для себя бремя их исполнения… некоторые из них утверждают, будто все, что написано от раздела Берешит [начальные главы Книги Бытия - до 6:8 вкл.] и до того [места], где рассказывается о даровании Закона, есть аллегория. Пусть же такие люди станут притчей во языцах, и пусть не будет им ни пристанища, ни поддержки. Поистине, они показывают, что не имеют веры в простой смысл заповедей... Они более далеки от нас, чем язычники, ибо последние исполняют хотя бы некоторые заповеди, тогда как первые вельми желают искоренить их все. Главная причина всего этого заключается в том, что они безрассудно увлеклись чуждыми нам науками… и почитают греческие книги... Детей, которые от рождения (и даже в утробе матери) были посвящены небесам, они отрывают от материнской груди и обучают книгам и языку халдеев - вместо того, чтобы дети эти принялись зa изучение иудейской веры в домах своих наставников… >>

Шломо бен Адрет. Послание о запрете на изучение философии до 25 лет.

Тебе сказали, будто кто-то объяснял, что Авраам символизирует материю, Сара - форму, а колена Израилевы - планеты; но я уверяю тебя, что это совсем не так. В школах объясняют как аллегории только аггадические пассажи Талмуда, которые не могут быть поняты в буквальном смысле, и в этом мы следуем по стопам нашего великого учителя [Маймонида]... Что же касается преступления, в котором нас обвиняют, - а именно, что вместо Талмуда мы изучаем иноземные науки, то есть книги Аристотеля и его комментаторов, - то мы заявляем, что изучение логики, физики и метафизики полезно для укрепления религии; эти занятия дают нам доказательства существования Бога, пророчества, свободной воли, сотворения мира ex nihilo и т. д... Мудрецы Испании, Вавилонии и Андалусии, благодаря своему знанию арабского языка, могли использовать философские книги; они сумели доказать единство Бога и дать отпор антропоморфистам… но выше всех их поднялся наш великий учитель Моше бен Маймон, который постиг философию Аристотеля и его комментаторов, математику - не хуже Евклида и его последователей, астрономию - не хуже Птолемея и [ученых] его школы, медицину - не хуже Гиппократа и Галена. Он опирается в своей теологии на традицию, которую подвергает философскому анализу. Именно он дал лучшее объяснение пророчеству и успешно боролся с антропоморфистскими идеями, распространенными в его время. Мы видели послания, которые приходили со всех концов мира и критиковали его, во время первого диспута, главным образом за то, что он отрицал представление о наличии у Бога определенных размеров и образа. >> Иедайа а-Пнини. Ктав ха-хитнацлут

>> И Нахманид в своем послании к раввинам Франции тоже говорит, что Маймонид сделал больше, чем кто-либо другой, для низвержения антропоморфных идей. Как видно, в то время идеи антропоморфизма высказывались прилюдно. В самом деле, поэт Эн Видас [живший в тринадцатом веке] говорит о своих современниках в Испании, что они знают размеры Творца, но не упоминают об этом из боязни. Выходит, что отрицающие наличие размеров у Творца, с точки зрения этого поэта, неверующие. И, если мы больше не разделяем сии идеи, то обязаны этим изучению философии… Мы видим по письму, адресованному нам, что ты запрещаешь только изучение натурфилософии и предметов, с ней связанных, но дозволяешь изучение медицины, потому что в Законе против нее ничего не говорится. Математика [и астрономия] также не упоминаются, может быть, потому, что они не несут в себе вреда для веры... [однако] в дозволенных отраслях знания таится столько же опасностей для веры, сколько в тех, которые ты запрещаешь. Астрономия, например, ведет к астрологии и может привести к идолопоклонству; …что же касается медицины, то, обращаясь за помощью к человеку, как бы не вполне полагаются на Бога. Так, пророк упрекал царя Асу [2 Пар. 16:12] за то, что тот «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» Очевидно, что даже если бы сам Иисус Навин явился к провансальцам нынешнего поколения и стал убеждать их не изучать книги Маймонида, он вряд ли добился бы успеха, ибо они имеют твердое намерение пожертвовать своим состоянием и даже жизнью, дабы защитить книги Маймонида… Иедайа а-Пнини. Ктав ха-хитнацлут

Направления в еврейской философии XIII в. Путь согласования традиции и философии Разделение философии и традиции Радикально философский подход Шем-Тов б. Йосеф Фалакера ( ) - Полемическое послание - Книга ищущего - Книга «Начало мудрости» - Книга достохвальных качеств - Мнения философов - Комментарий к «Путеводителю» (Морэ а-морэ) Ицхак Албалаг (втор. пол. XIII в.) - Исправление мнений Шмуэль ибн Тиббон (ум. 1232) -Трактат «Да соберутся воды…» - Словарь философских терминов - Комментарий к Когелет Моше ибн Тиббон (актив. деят ) - Комментарий к Песне Песней - Комментарий к талмудическим аггадот Зархия б. Шалтиэль из Барселоны (соч. написаны в период ) - Комментарий к Книге Притч - Комментарий к Книге Иова

Четыре верования лежат в основе всех богооткровенных религий. Философия тоже признает их [эти верования] и пытается их упрочить, но разница заключается в том, что богооткровенная религия учит людей этим верованиям, используя метод, приспособленный к разуму простого народа, т.е. рассказывая истории, тогда как философия использует с той же целью метод доказательств, доступный лишь для элиты. Вот эти четыре верования: существование награды и наказания; продолжение жизни души после смерти тела; существование вознаграждающего и карающего Господа; наконец, существование Провидения, которое бдит над человеческими поступками, чтобы каждый получил по своим заслугам... Цель Торы состоит в том, чтобы сделать простых людей счастливыми, отвратить их от зла и научить истине, насколько они способны ее постичь... Философия же, напротив, не ориентируется на обучение или счастье простонародья, а имеет своей целью лишь счастье людей совершенных, которое зависит от достижения знания всего существующего, каково оно есть и от полного знания каждой вещи такой… >> Ицхак Албалаг. Исправление мнений (Тиккун а-деот).

Очевидно, что, если бы объяснение истины могло принести хоть какую-то пользу людям невежественным или если бы эта истина помогала достижению предназначенной для них цели, Тора не скрывала бы ее и не отказывала бы в этом благе тем, кто имеет на него право. Хотя, вместе с тем, нет ни одного истинного философского тезиса, который не упоминался бы в Торе посредством какого- нибудь намека, который привлекает внимание мудрых, тогда как невежды его не замечают. Более того, в Торе имеются намеки даже на пророческие доктрины, которые выше дедуктивных доказательств и естественных рассуждений. Итак, в Торе содержатся тайны двух видов: философские доктрины и пророческие доктрины… Мы знаем, что мудрецы способны постигать философские [доктрины] своим собственным путем, отталкиваясь от текста Писания, с помощью тех знаний, которые они приобрели раньше. Они поэтому имеют право размышлять о них [о философских доктринах] и соответственно интерпретировать стихи Торы. С другой стороны, только пророк способен постичь пророческие доктрины, и никто не может получить их иначе как от него или от того, кто получил их от пророка непосредственно или через посредничество… И в постижении пророческих истин у мудреца нет никакого преимущества перед невеждой, ибо пророческие доктрины - это сокровенные вещи, с которыми имеют дело только пророки. Дело в том, что как демонстративная доктрина [то есть доктрина, построенная на доказательствах] не может быть понята иначе как посредством демонстративной способности, так же и пророческая доктрина не может быть понята иначе, как посредством пророческой способности… >> Ицхак Албалаг. Исправление мнений (Тиккун а-деот).

>> Истина может быть извлечена только с помощью доказательств. Потом следует свериться с Торой, и, если ее слова могут быть истолкованы в соответствии с доказанной доктриной, тогда мы должны сделать эту доктрину нашим верованием, как с точки зрения умозрительных рассуждений, так и с точки зрения [нашей] веры. Если мы не можем найти ни одного библейского текста, подтверждающего эту доказанную доктрину, мы должны верить в нее только с точки зрения умозрительных рассуждений. Наконец, если мы обнаружим библейский текст, который противоречит этой доктрине, мы все равно должны верить в буквальный смысл данного текста, как верят в чудо, - [верить,] сознавая, что доктрина упомянутого библейского текста представляется нам странной лишь потому, что является одной из тех пророческих доктрин, которые доступны лишь для понимания пророков и связаны со сверхъестественной силой. Именно поэтому, как ты обнаружишь, мое рациональное мнение во многих случаях расходится с моей верой: ибо я знаю, благодаря доказательствам, что такая-то вещь истинна (естественным образом), и в то же время знаю, со слов пророков, что истинна ее противоположность (чудесным образом). Более того, даже если я установлю, что доказуемая доктрина вполне совместима с библейским текстом, я все равно не буду уверен в том, что текст был составлен с намерением подтвердить именно ее, а не какую-то иную доктрину. Я не собираюсь претендовать ни на то, что верю в истинность библейских толкований, которые сумел здесь предложить, ни на то, что они суть догматы веры, которые я передаю тебе. Просто я хотел тебе показать, что умозрительные доктрины часто находят подтверждение в библейских текстах и в результате становятся более достоверными, однако те же библейские тексты могут быть использованы - иногда даже более убедительно - и для подтверждения противоположных доктрин. Ицхак Албалаг. Исправление мнений (Тиккун а-деот).