Организация исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формулировка темы и оценка исследовательской работы А.В.Леонтович, к. психол. н.
Advertisements

Понятие образовательной технологии и развитие научно- практического образования Леонтович Александр Владимирович, к. психол. н., директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т.
Формулировка темы и оценка исследовательской работы.
Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей в дополнительном образовании А.В.Леонтович, к. психол. н., директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т, Председатель.
Критерии оценки качества дополнительного и междисциплинарного образования школьников Леонтович Александр Владимирович к. психол. н. директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т,
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
Организация школьного научного общества учащихся г. Купино, 2011г.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
ГОУ СОШ 402 Школа с гимназическими классами, реализующая профильное обучение, работающая в режиме полного дня.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города.
Транксрипт:

Организация исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н.

Научно-практическое образование Исследовательская деятельность Проектная деятельность Научно-техническое творчество

Научно-практическое образование Выполняет функции: развития общих способностей и склонностей учащихся средствами научно-технического творчества; формирования технологической компетентности подрастающего поколения; профориентации и предпрофессиональной подготовки мотивированных и способных учащихся в области науки и техники; встраивания молодого поколения в современную цепочку научно-технического производства

Исследовательская деятельность учащихся деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

Проектная деятельность учащихся деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Научно-техническое творчество учащихся вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении какой- либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки

Исследовательская деятельность НаукаОбразование Использование научного метода Объективность Понятийный аппарат Учет возрастных особенностей Применение образовательных методов Направленность на развитие учащихся Р е з у л ь т а т Исследовательская работа Шаг в личностном развитии

Систематические занятия Проектирование проф. траектории Участие в конференциях, научные дискуссии Выполнение исследовательских работ Участие в интерактивных программах Начальная мотивация Устойчивый интерес к предмету Нормы научного творчества Навыки исследовательской деятельности Профессиональный выбор Целевые экспонаты Педагог- исследователь Научный руководитель Внешние эксперты и консультанты Научное сообщество Ступени развития Формы участияУровень освоенияКонтакты

Актуальные направления развития научно- практического образования

Актуальные направления развития научно-практического образования школьников определены на основе Перечня технологических платформ, предлагаемых для утверждения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям

Модель взаимодействия общего образования с вузами и производствами Работодатель (научное учреждение, производство) Учебно- научный центр ВУЗ Школьные конференции - смотры Образовательные учреждения Специалисты Места, сопровождение Абитуриенты Авторы работ Организация, отбор ДНТТМ Работа со школьниками

Молекулярная биология, биотехнология, биоинженерия Актуальность определяется широким развитием генетически- модифицированных продуктов, исследованием перспектив их применения для питания населения Земли; принципов и перспектив использования генетической информации в медицине и обществе, включая этические стороны проблемы

Геология, минералогия, геологоразведка Актуальность определяется снижением объема геологоразведочных работ в России за последние 15 лет. Для развития добывающей промышленности необходимы эффективная разработка разведанных запасов, внедрение технологий рационального использования отходов горнодобывающей и горнообогатительной промышленности, геологоразведочные работы силами специалистов, владеющих современными методами, знаниями в области генезиса горных пород и минералов.

Материаловедение, нанотехнологии Актуальность определяется необходимостью создания отечественных материалов с перспективными технологическими свойствами, создания собственной элементной базы, создания полных циклов высокотехнологичных производств.

Фармакология и медицина Актуальность определяется необходимостью воссоздания в России отрасли по производству компонентов лекарственных средств, разработки и производства новых отечественных лекарственных средств последнего поколения, создания базы фармакологической независимости России.

Техническое моделирование, конструирование. Актуальность определяется необходимостью развития высокотехнологичных промышленных производств, отечественных пилотных разработок в наиболее перспективных направлениях промышленности и технологий, что может обеспечить превращению России в ведущую экономическую державу.

Информационно- коммуникационные технологии, программирование Актуальность определяется необходимостью развития собственного программного и коммуникационного обеспечения отечественной экономики, в частности, ее отраслей, связанных с авиакосмическими технологиями.

Глобальная экология и устойчивое развитие Актуальность определяется необходимостью экологического воспитания населения с целью выработки норм природосообразного поведения и уменьшении нагрузки населения на экосистемы; формирования экологических императивов у государственных деятелей, политиков, представителей бизнеса с целью повышения экологической культуры производственной деятельности и принятия управленческих решений, направленных на максимальное природосбережение.

Экологические и природосообразные технологии, энергосбережение Актульаность определяется тем, что энергосберегающие и природосообразные технологии организации быта и производства являются сейчас наиболее востебованными; поставлена задача создания замкнутых циклов производства, обеспечения жилья человека.

Космические технологии Актуальность определяется необходимостью развития комплекса высокотехнологичных производств, способных выпускать продукцию для Космоса; пропаганды на мировом уровне достижений российского научно- технического комплекса.

Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы учреждения?

Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы – школьный компонент 4.Группы дополнительного образования 5.Экскурсия 6.Общешкольный проект 7.Поход или экспедиция 8.Конференция или конкурс 9.Клуб или молодежное объединение

Главная цепочка работы Проблема Задачи Цель Гипотеза Метод Результат Объект Предмет

Уточнение темы работы Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы из общего «интересно всё» Определение цели работы Формулировка задач работы Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Формулировка гипотезы. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Формулировка названия работы.

Этапы исследования Последовательность действийНапример: 1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы. Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности. 1.«Состояние окружающей среды Поволжья» 2.«Традиции коренного народа Бурятии» 2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа. 2. «Определить уровень загрязненности реки N-ской» - исл. «Разработать проект очистки реки N-ской…» - пр-т. «Изучить и описать особенности традиционных семейных праздников…» исл. «Разработать проект проведения фестиваля…» - пр-т.

Последовательность действийНапример: 3. Задачи это промежуточные этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы. 3. …далее примеры только по исследовательской работе… 3.1. определить значимые параметры – показатели загрязненности реки N-ской … 3.2. апробировать и отработать метод биотестирования реки N- ской… 3.3. провести отбор проб и их первичную обработку на характерных и фоновых станциях 4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования. 4. N-ская речка превращается в речку с конкретным названием, особенностями рельефа, гидрологии, береговой растительности и т.д. Традиционные семейные праздники будут изучаться в поселке Хойтогол. 5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность. 5. Из всей совокупности показателей загрязнения мы выбираем: оценку содержания тяжелых металлов, биологическое потребление кислорода и биоиндикацию по конкретным гидробионтам… Из всех традиционных праздников мы выбираем свадебный обряд, и выделяем для изучения национальные и общие российские традиции.

Последовательность действийНапример: 6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы. 6. «Сооружение дамб и малых плотин, а также стоки с обрабатываемых полей являются значимыми причинами в загрязнении реки N-ской.» «Традиционная составляющая свадебного обряда в значительной мере связана с кочевым образом жизни коренного населения пос. Хойтогол» Гипотеза не должна быть очевидной, например «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду», «в свадебном обряде сочетаются традиционные и современные элементы» 7. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. 7. Тяжелые металлы мы будем определять методом атомной абсорбции, биологическое потребление кислорода – скляночным методом по Винклеру. Особенности свадебного обряда мы будем фиксировать используя метод включенного наблюдения, а также устного интервью, при диагностики эмпирического материала будет применен метод сравнительного и исторического анализа.

Последовательность действийНапример: 8. В итоге получилось громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится важная информация о планируемом исследовании. Руководителю исследовательской работы (вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы. 8. «Исследования окружающей среды Поволжья на примере оценки загрязненности N-ской речки тяжелыми металлами и органическими соединениями в результате смывов с полей и застойных явлений, связанных со строительством плотин и дамб, определяемых физико- химическими, аналитическими и биоиндикационными методами». 9. Естественно, что это громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы. Например: «Комплексное изучение причин и состава антропогенного загрязнения речки N»

Примеры тем исследовательских работ в лицее Изучение селлаита и флюорита Суранского месторождения О возможности существования биологических прототипов мифических драконов Исследование годовых колец в долине реки Белая (Урал) как показатель межгодовых различий в погодных условиях Роль физико-географических условий (на примере климата) в формировании территориальной структуры городов Европы Роль монтажа в создании интертекстовой структуры фильма «Сказка сказок» Средства создания характера героини в повести И.С. Тургенева «Ася» Префиксально-суффиксальный способ образования неузуальных глаголов в разных стилях речи Зависимость сферы интересов подростков от ведущего полушария

Примеры тем исследовательских работ в лицее Взгляды историков оружия на развитие сабельного клинка Микроэлементный состав эпифитных лишайников как отражение состава субстрата прикрепления (Турция) Особенности осознания подростками своего психологического времени Окружности и эквидистанты для неевклидовых расстояний Сравнение представлений о счастье у башкир деревни Кулганино и русских города Москвы Изучение особенностей слуха у дегу (при обитании в домашних условиях) Свобода и детерминизм в художественной литературе XVIII в. на примере сочинений Вольтера и Дидро Взаимоотношения дачников и деревенских на примере подростков и молодежи деревни Новые Семивраги Домодедовского района Московской области

Оценка исследовательских работ Качество и объем выполненной работы; Качество отчетных материалов работы; Качество презентации работы автором.

Предмет работы эксперта Оценка интереса автора к ходу работы и ее результату, наличие собственной позиции; Оценка уровня знаний автора по теме (на работу выносится 10-20% общего объема знаний); Объем и качество экспериментальных данных; Методическая грамотность постановки задачи и выполнения работы (часто вопрос к руководителю); Структура текста (презентации, стенда), форма подачи материала, оформление; Структура и стиль изложения, культура речи.

Примеры презентаций исследовательских работ География; Русский язык, лингвистика; МХК, психология; Зоология; Москвоведение; Физика; Химия; Медицина; Философия; Психология, информатика; Математика.

Спасибо за внимание!