Лекция 3. Научное чтение темы А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
Advertisements

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
УЧИМСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ занятие в рамках работы элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов»
Эффективная работа с литературой студентов очного отделения.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
По степени проникновения в содержание и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют типы чтения: поисково-просмотровоепоисково-просмотровое.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Организация исследовательской деятельности учащихся.
1. Оптимизация работы с литературными источниками. 2. Основные этапы работы студентов с литературными источниками. 3. Ошибки, допускаемые студентами в.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Транксрипт:

Лекция 3. Научное чтение темы А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»

September 26, Вчитываться в область интереса 4 Вполне возможно, что вы сначала сочтете интересной тему 4 Которая при более глубоком занятии ею 4 Покажется вам неинтересной 4 Так как она слишком скучна или недоступна 4 Выбор темы – это процесс поиска, 4 В ходе которого происходит процесс медленного приближения к самой теме 4 Ограничивает ее и постепенно конкретизирует

September 26, Чтение - важнейшая предпосылка этого процесса 4 Но чтение занимает время, а его так мало! 4 Поэтому нужно использовать определенные стратегии чтения 4 Очень важно научиться отличать важное от неважного 4 Важно научиться ставить вопросы, на которые ищите ответы в книге 4 Научиться делать быстрый обзор 4 Пробегать глазами тексты

September 26, Структура презентации 4 1. Предварительная проверка книг 4 2. Изучающее чтение Достижение понимания аргументации Интенсивная проработка важных частей текста Закрепление результатов

September 26, Предварительная проверка книг 4 Прежде чем взяться за основательную проработку книги, 4 Следует составить представление как об содержании, 4 так и ожидающих вас трудностях 4 Важную информацию можно получить из следующих данных и составных частей книги

September 26, Заголовки и подзаголовки 4 Так как издательства хотят продавать книги, заголовки формулируются и с учетом их продажи 4 Подзаголовок может компенсировать дезинформацию в названии Автор (авторы) 4 Если читатель как то ориентируется в сфере исследования 4 Имена авторов должны характеризовать содержание книги, теоретические подходы 4 И политические позиции автора

September 26, Тип книги 4 Сборники или монографии 4 Часто сборники статей являются сборниками материалов конференций 4 Как правило, эти статьи различаются по качеству Издательство 4 Некоторые издательства имеют определенную политическую ориентацию 4 Лишь немногие концентрируются на политологической литературе 4 И еще меньше- могут быть гарантами качества

September 26, Серия 4 Если книги издаются в рамках определенных серий 4 То их качество может зависеть от редакторов серий 4 Можно учитывать также, что редакторы символизируют определенную научно- теоретическую или научно-политическую ориентацию Год издания 4 Если вам важны исторические события или теоретические циклы, то дата издания важны 4 Важно также отметить время первой публикации

September 26, Тираж 4 Политологическая литература обычно выходит малыми тиражами – до 1000 эк. 4 Большой тираж и переиздания свидетельствуют, что книга читаема, может служит образцом, или является научно-популярной 4 При критическом анализе и цитировании стоит пользоваться новейшей публикацией – могут быть сделаны изменения

September 26, Текст на суперобложке 4 Можно найти написанную автором, то есть правдивую краткую информацию 4 О теме книги, обсуждаемых вопросах и об авторе Оглавление 4 Дает информацию о структуре книге и о ее тематических направлениях 4 Часто можно понять и методический подход

September 26, Предисловие (аннотация) 4 В них также должно быть отражено содержание книги 4 Иногда предисловие пишет кто-то из известных ученых, «представляя автора» Введение 4 Вов ведении должна обсуждаться постановка проблемы. То есть и ограничение темы, объяснение научно-методологического подхода, структуры книги 4 Так как введение может занимать несколько страниц, 4 К нему обращаться стоит, если есть подтвержденное предположение о интересе книги для вас.

September 26, Выводы 4 Выводы, если они есть, следует прочитать прежде всего 4 Знание намерений автора способствует целенаправленному и 4 Быстрому, схватывающему смысл, чтению Указатель имен и понятий 4 Быстрое ознакомление с указателем дает представление о темах (понятиях) и авторах. 4 Указатель очень полезен для целенаправленного поиска 4 Например, имена или темы

September 26, Аппарат примечаний 4 Можно сделать вывод. На какие материалы опирается автор (первичные источники, вторичный анализ) 4 Учитывается ли новая литература, прежде всего иностранная? 4 Знакома ли мне цитированная литература? 4 Используются ли неизвестные источники и документы? 4 Насколько надежны источники, на которые ссылается автор? 4 Наличие примечаний – как правило индикатор качества публикации

September 26, Указатель литературы 4 Справедливо все, что для примечаний 4 Однако, сегодня при помощи компьютера легко составить обширные списки 4 Но они не всегда значат, что автор с ними действительно имел дело.

September 26, В итоге вы должны смочь дать оценку книге с точки зрения того 4 1. Рассматриваются ли в ней интересующие вас вопросы так, что ее предстоит прочитать внимательно 4 2. Имеются ли указания и сведения, которые следовало бы использовать, а для этого занести в письменном виде в свою картотеку

September 26, Список приоритетов 4 Беритесь за чтение и проработку книги 4 Только при условии, что вы полностью убеждены в ее полезности и нужности 4 В ином случае лучше расширить спектр книг, проверенных с содержательной точки зрения, 4 Чтобы вы смогли из ряда бегло просмотренных книг выбрать то, что вам действительно нужно. 4 А для этого полезно составить приоритетный список из возможных вариантов

September 26, Изучающее чтение состоит из трех этапов обработки Достижение понимания аргументации автора Интенсивная проработка важных частей текста Результаты этой работы с тестом фиксируются письменно.

September 26, Достижение понимания аргументации Реконструкция аргументации 4 Начинаете с курсорного чтения, пробегая книгу глазами 4 При этом смутно понимаете или вообще не понимаете ее содержание 4 Вы хотите получить ответы на такие вопросы, как: 4 Что тает текст для понимания моей проблемы, для постановки вопросов? 4 Насколько труден текст? (слишком ли он прост или слишком труден?)

September 26, Каково соотношение между степенью трудности и значимости темы? 4 Слишком трудные тексты стоит «прогрызать» только в особых случаях 4 Как правило иногда стоит начать с более простого текста 4 Здесь поможет ваш список приоритетов – беритесь за следующую позицию 4 Возможно, повезет больше

September 26, В чем центральная идея текста? 4 Представляется ли она хорошо обоснованной? 4 Какой теоретико-методический подход избрал автор? 4 (Изучение текста будет очень трудным, если до сих пор не был накоплен опыт теоретической работы и овладения специальными методами исследования) 4 Какую политическую позицию занимает автор? 4 Если после предварительной проверки и курсорного чтения еще нельзя ее определить, следует привлечь словарь или справочник «Кто есть кто?»

September 26, Интенсивное чтение 4 Это процесс усвоения изложенного материала 4 Так как материал может быть 4 Простым, прозрачным и красочным 4 Или тяжелым, однотонным и громоздким 4 То следует соответственно варьировать и поведение в качестве читателя 4 Здесь стоит учитывать два правила

September 26, Чем менее вы знакомы с предметом и избранной темой 4 Тем шире и обстоятельней вы должны изучать избранные тексты 4 Если вы сконцентрируетесь на небольшом фрагменте, 4 от вас могут ускользнуть важные теоретические и методические предпосылки эмпирические детали 4 Именно начинающим стоит прорабатывать важные книги целиком

September 26, Чем больше вы вошли в тему 4 И чем яснее ваши постановки вопросов, тем более целенаправленно, учитывая только отдельные главы, вы можете и должны читать 4 Но и на продвинутой стадии обучения 4 Существуют книги, которые стоит прорабатывать целиком

September 26, В процессе интенсивного чтения рекомендуется ставить такие вопросы: (Фон Алеман, Фордран, 1990) 4 Какое решение проблемы предложил бы я? 4 Стал бы я аргументировать точно также, как это делает автор? 4 Что я уже знаю о рассматриваемой проблеме? 4 Совпадает ли сформулированный тезис с моими прежними знаниями? 4 Как следовало бы продолжать аргументацию? 4 Какое значение имеет этот тезис для других тем?

September 26, Вопросы в процессе инт. чтения 4 Употребляются ли понятия автора единообразно, и определены ли они ясно? 4 Какие методы исследования использовал автор? 4 Возможны ли были лучшие? 4 На какие вопросы не был дан ответ в результате изучения? 4 Какие элементы в структуре высказываний автора не были приняты мною и с каким обоснованием? 4 Возможны были бы и другие вопросы.

September 26, На первой ориентирующей фазе чтения следует обратить внимание 4 Что хотя вы и читаете активно, т.е. задавая вопросы к тексту 4 Вы не должны задерживаться на не вполне понятных разделах и высказываниях 4 Помечайте их маркером или мягким карандашом, чтобы потом их легко найти

September 26, Юнне (1976 г.) предлагает такие знаки для маркировки: 4 Важные понятия, высказывания или предложения следует подчеркивать или окрашивать 4 Неясные пункты – знак вопроса 4 Особо верные пункты – восклицат. знак 4 Расплывчатые, неясные формулировки, вызывающие несогласие – волнистая линия 4 Помечать крестом места, считающиеся ошибочными

September 26, Знаки для маркировки При необходимости уточнить стрелкой отношения участков текста друг к другу 4 Выделить важнейшие структурные пункты 4 Помечать фрагменты по краю и писать соответствующие заглавные слова 4 Нумеровать по краю перечисления аргументов 4 Текст в целом структурировать так, чтобы ход мыслей был по возможности более четким оптически ясным.

September 26, Интенсивная проработка важных частей текста 4 Работа с фрагментами теста, которые при первом чтении были не понятны или которые показались вам особенно важными и интересными 4 На этой фазе изучающего чтения вы должны прежде всего ставить такие критические вопросы ключевым частям текста

September 26, Ключевые вопросы, качающиеся 4 Точного определения и значения ключевых понятий (например, власти, легитимности, интересов, суверенитета) 4 Активных базисных элементов, которые могут быть определены, например, как конкретные личности, роли, позиции (классы) или коллективные субъекты (государство) 4 Важных гипотез, коль скоро имеется утверждение о взаимосвязи между базисными элементами

September 26, Ключевые вопросы, качающиеся 4 Оценивающих высказываний, которые могут быть сформулированы открыто или подразумеваемо и в этом случае только косвенно поняты из текста 4 Логических противоречий в аргументации – соответствует ли высказывание А высказыванию Б? 4 Достоверности гипотез и их обоснованности – существуют ли обратные примеры? 4 Следствия для запланированной темы домашней работы 4 Иногда стоит сделать вторую попытку понимания позже

September 26, Закрепление результатов 4 Две цели изучающего чтения: 4 1. Текст должен быть усвоен 4 2. Следует его критически осмыслить, и эти результаты снова могут быть применены в рамках научной работы 4 Для достижения первой цели раньше студенты выписывали важные фрагменты в блокнот иди конспектировали почти дословно 4 Ноутбуки и ксероксы принесли новые техники 4 Теперь главное – пометки и систематизация копий фрагментов текста 4 А также делать краткое резюме

September 26, При письменной фиксации результатов работы с текстом 4 Следует обратить внимание на 4 1. Критические замечания относительно теории, метода, эмпирического материала и его интерпретации, использованной литературы, способа аргументации 4 2. Побудительные мотивы к построению новых гипотез, структурированию собственной аргументации, запланированному методическому подходу 4 3. Указания на еще неизвестную литературу и источники

September 26, Следует делать пометки 4 Не только по важным словам, касающимся содержания и критики текста 4 Но также и о собственных идеях, ассоциациях и постановках вопроса, возникающих при чтении, 4 даже если они не имеют непосредственного отношения к данному тексту 4 Часто чтение эффективно не потому, что в тексте есть что-то важное для нас, 4 А потому, что чтение вызывает ассоциации и стимулы, образы, которые могут помочь читателю гораздо больше, чем сам текст

September 26, Следующая лекция этого цикла 4 Будет посвящена поиску литературы и материала 4 А пока – скалы над Катунью…

September 26,