«Разработка концепции создания и развития прикладного бакалавриата для учреждений профессионального образования субъектов Российской Федерации» Есенина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриату в ОУ СПО и ВПО.
Advertisements

Круглый стол: «Формирование межотраслевой системы сертификации квалификаций на основе создания московского агентства развития квалификаций». Разработка.
Педагогический колледж 4 Возможности прикладного бакалавриата в повышении качества подготовки специалистов для системы инклюзивного образования 24 октября.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Транксрипт:

«Разработка концепции создания и развития прикладного бакалавриата для учреждений профессионального образования субъектов Российской Федерации» Есенина Екатерина Юрьевна, к.п.н., зав.сектором программ и технологий высшего образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО

Концепция создания прикладного бакалавриата ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" ФЗ «Об уровневом высшем профессиональном образовании» (ФЗ- 232; октябрь 2007) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: к 2012 году необходимость перехода на уровневые программы подготовки кадров. УРОВНИ: БАКАЛАВРИАТ МАГИСТРАТУРА Национальный доклад РФ гг. в рамках Болонского процесса Бакалавры – 6,66% «сдержанное отношение работодателей к приему на работу» КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio понимание, единый замысел, ведущая мысль) система взглядов, выражающая определенный способ видения

Анализ зарубежных подходов и опыта решения проблемы прикладного бакалавриата Германия Бакалавр (Bachelor) – первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет 3-4 года, для допуска необходим аттестат о законченном среднем образовании (Abitur). Для получения степени бакалавра необходимо набрать в зависимости от учебного плана от 180 до 240 кредитных единиц. Бакалавриат дает базовые знания по специальности и методические навыки, а также широкую профессиональную ориентацию Финляндия Две параллельные системы высшего образования университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику

И.М. Реморенко: Прикладной бакалавриат – это уровень высшего профессионального образования, который может быть получен теми специалистами, которые раньше получали лишь среднее профессиональное образование А.А. Фурсенко: Прикладной бакалавриат предполагает "подготовку высококлассных специалистов для решения конкретных, узких проблем" АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА % ВЫПУСКНИКОВ СПО – УРОВЕНЬ УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ПОТРЕБНОСТЬ В ВЫСОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РАБОТНИКАХ Необходимо привести содержание и структуру подготовки высококвалифицированных кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда

Тенденции в развитии рынка труда -Превращение рынка труда из соискательского в работодательский; -Повышение требований к потенциальным сотрудникам; -Устойчиво высокий спрос на специалистов в инновационных областях экономики; - Сокращение спроса на работников широкого профиля в связи с усложнением структуры и внутренней дифференциацией различных областей экономической деятельности; -Появление новых профессий, подготовка по которым пока не ведется по образовательным программам СПО и ВПО; -Изменение внутриотраслевых требований.

Общие тенденции в требованиях работодателей предпочтение работников с высшим образованием; требование профильного (прикладного) высшего образования; обязательность профессионального опыта; знание отраслевой специфики деятельности предприятия (значимое преимущество кандидата на должность специалиста функционального или линейного подразделения, руководителя любого уровня); наиболее важные при подборе специалистов личностные характеристики: дисциплинированность, умение работать в команде, чувство ответственности, готовность учиться, осваивать новое, инициативность; умение быстро адаптироваться, готовность работать в стандартных и нетипичных профессиональных ситуациях, коммуникативные и менеджерские навыки

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НЕОДНОЗНАЧНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Потенциальные наниматели Противоречия Заинтересованы в фундаментальном высшем образовании соискателей Указывают на недостаточность практического опыта выпускников вузов Нуждаются в работниках-универсалах Указывают на дефицит узких специалистов

Преимущества выпускника программ прикладного бакалавриата разумное сочетание академизма и профильности образования; прочные теоретические знания (по специальным, профессиональным и надпрофессиональным дисциплинам (особенно по экономике, праву, менеджменту)) и наличие практического опыта

ПРЕИМУЩЕСТВО ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19 АВГУСТА 2009 ГОДА 667 Программа прикладного бакалавриата – новый вид профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров по специальности СПО или направлению подготовки ВПО Критерии конкурсного отбора: Соответствие программы утвержденным приказом требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения Существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия ОУ

Результаты освоения программы прикладного бакалавриата Виды профессиональной деятельности в соответствии с требованиями работодателей Требования к результатам освоения программы: - общие компетенции - профессиональные компетенции, согласованные с работодателями

Требования к структуре программы прикладного бакалавриата: Срок обучения – 4 года формируется по специальности СПО или направлению подготовки ВПО обеспечивает практико-ориентированную подготовку, характерную для программ СПО и теоретическую подготовку, характерную для программ ВПО – бакалавриата за счет вариативной части, предусмотренной соответствующим ФГОС объем практической подготовки (практики, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы) должен составлять не менее 50% отведенного на теоретическое обучение и практику Материалы презентации Гунявиной Н.Л.

Требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата: Формирование программы в части определения основных видов деятельности, профессиональных компетенций – совместно с работодателем Реализация программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности СПО, на базе ссуза осуществляется совместно с вузом, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки, включая совместное проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций Освоение программы прикладного бакалавриата завершается государственной (итоговой) аттестацией и присвоением квалификации бакалавра Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности СПО: проходят государственную (итоговую) аттестацию по программе СПО и (или) программе ВПО бакалавриата соответствующего профиля; получают диплом о СПО и (или) ВПО – диплом бакалавра. Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по направлению подготовки ВПО, проходят государственную (итоговую) аттестацию и получают документ государственного образца о ВПО – диплом бакалавра Материалы презентации Гунявиной Н.Л.

Особенности программы прикладного бакалавриата Руководящий принцип обучения - создание для студентов возможности во время обучения применять теоретические знания на практике, проверять уровень и пригодность своих знаний и умений на рабочих местах Ориентация на практико- ориентированное обучение на рабочем месте дает студентам возможность осваивать такие общие компетенции, как работа в команде, готовность принимать решения, ответственность за качество труда и т.д. Результат – снижение адаптационного периода на предприятии В структуру программы входят профессиональные модули по освоению основных видов деятельности. Учебная и производственная практика (по профилю специальности) – часть профессиональных модулей. Преддипломная практика и выполнение дипломного проекта должно быть посвящено решению конкретной производственной проблемы того предприятия, где дипломник проходит преддипломную практику. Дипломный проект подразумевает помощь предприятиям и обеспечивает процессы его развития. Связь с НИОКР является отличительной чертой программ прикладного бакалавриата Результат – трудоустройство и закрепление за предприятии Материалы презентации Гунявиной Н.Л.

КОНЦЕПЦИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ГИПОТЕЗА ДЕКАБРЬ ГОД

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА РИСК ПОТЕРИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ВПО РИСК СНИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ИЗ-ЗА ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЙ НА АДАПТАЦИЮ РАБОТНИКОВ НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ К ПОЯВИВШЕЙСЯ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НЕОБХОДИМОСТЬ СНИЖЕНИЯ СРОКОВ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНОК ТРУДА НА ФОНЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА – ЧАСТЬ МАССОВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ЭТОМ СУЩЕСТВУЕТ:

Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

– вид программ высшего профессионального образования первого уровня, ведущий к получению профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности. Профессиональная квалификация (в отличие от академической степени) - результат освоения программы прикладного бакалавриата и ее отличительная особенность – достигается за счет особого содержательного наполнения программы. ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Основная задача прикладного бакалавриата – подготовка практико ориентированных работников среднего звена к профессиональной деятельности, связанной с внедрением, адаптацией, оптимизацией технологий (в т.ч., инновационных) и технологических процессов.

МЕСТО ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА СРЕДИ ПРОГРАММ ВПО ВПО ПБ ? ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ

СООТНОШЕНИЕ ПРАКТИКИ И ТЕОРИИ В ПРОГРАММЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ТЕОРИЯ 180 з.ед. ПРАКТИКА 60 з.ед. СООТНОШЕНИЕ ПРАКТИКИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ примерно 1 : 4 ПМ в логике СПО

МОДЕЛИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Программы прикладного бакалавриата могут быть выстроены на основе: программы по специальности СПО (на базе колледжа с обязательным участием вуза); программы по направлению подготовки (профиля) ВПО (на базе вуза, который может реализовывать программу самостоятельно или с участием колледжа); Важен целевой заказ работодателя и социальная защищенность выпускников

ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ Профессиональная КВАЛИФИКАЦИЯ Академическая СТЕПЕНЬ

Примерное сопоставление двух видов программ бакалавриата Параметры сопоставления Прикладной бакалавриат Академический бакалавриат Основная задачаПодготовка практико ориентированных работников к деятельности, связанной с внедрением, адаптацией, оптимизацией технологий (в т.ч. инновационных) и технологических процессов. Подготовка научных работников к научно- исследовательской деятельности теоретико- методического характера Общий объем учебной нагрузки студента 240 з.ед. Примерная доля теоретического обучения 180 з.ед.222 з.ед. Примерная доля практического обучения 60 з.ед. (проф.модули, включая практики и научно- исследовательскую работу) 10 з.ед. (практики, включая научно- исследовательскую работу)

Общая характеристика выпускника Выпускник готов к практической профессиональной деятельности, связанной с внедрением, адаптацией, оптимизацией инновационных технологий и технологических процессов. Выпускник готов к участию в научно- исследовательской деятельности и продолжению ее освоения на более высоких уровнях (в магистратуре, с возможной перспективой продолжения научной работы в аспирантуре, докторантуре). Специфика дипломаВыдается диплом с присвоением квалификации Выдается диплом с присвоением академической степени Возможность продолжения обучения в магистратуре Возможно поступление в магистратуру на основе конкурсного отбора при условии наличия определенного (например, трехлетнего) стажа работы в соответствии с дипломом. Возможно поступление в магистратуру на основе конкурсного отбора Примерное сопоставление двух видов программ бакалавриата Параметры сопоставления Прикладной бакалавриат Академический бакалавриат

ВОПРОС О СТОИМОСТИ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Программа прикладного бакалавриата, скорее всего, окажется дороже существующих в настоящее время программ бакалавриата (Ст.п. + Сп.п. ) х Кв, где: Ст.п. – стоимость теоретической подготовки; Сп.п. – стоимость практической подготовки; Кв – коэффициент вуза.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19 АВГУСТА 2009 ГОДА 667 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2009 ГОДА 423 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19 АВГУСТА 2009 ГОДА 667» НУЖНА НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА СЕГОДНЯ ЕСТЬ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2009 г. N 1136 ОБЪЯВЛЕНИЕ О КОНКУРСЕ (УТВЕРЖДЕНО МИНИСТРОМ ) И ЗАЯВКА

Возможность появления программ прикладного бакалавриата в российском профессиональном образовании ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ Целесообразность создания и развития программ прикладного бакалавриата Место программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования, типы образовательных организаций, реализующих такие программы Отличительные особенности и преимущества программ прикладного бакалавриата Стоимость программ прикладного бакалавриата Перспективы развития прикладного бакалавриата и возможная альтернатива ему Форма диплома

ДИХОТОМИЯ ПЕРЕХОДА К ПРИКЛАДНОМУ БАКАЛАВРИАТУ: ЗАКОНОПРОЕКТ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Материалы презентации Спасской В.В. основные профессиональные образовательные программы: среднего профессионального образования; высшего образования: -программы бакалавриата (академического и прикладного); -программы подготовки специалиста, -программы магистратуры; -программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантуры, адъюнктуры).

Спасибо за внимание