Шанталь Лабрюйер Москва, 06.10.2010 г.1 Международные консультации по вопросам реформирования системы профессиональной квалификации в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шанталь Лабрюйер Москва, г.1 Международные консультации по вопросам реформирования системы профессиональной квалификации в Российской Федерации.
Advertisements

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Сотрудничество с работодателями с целью приобщения к трудовой деятельности – как основной принцип профессионального образования. Тармо Вааласмаа
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МБДОУ детский сад «Чебурашка» п. Плесецк.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Типичные нарушения в делопроизводстве и образовательных программах.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Сертификат специалиста как условие допуска к осуществлению медицинской деятельности Исполнительный директор Новосибирской областной ассоциации врачей М.Н.
Подготовка и повышение квалификации технических кадров для машиностроительных предприятий «Казахстанский Институт Содействия Промышленности» АЛЬЖАНОВ Марат.
Совершенствование терминологии проекта « Восточноевропейская квалификационная рамка по направлениям подготовки « информатика » и « менеджмент » Рабочая.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Коновалова Ирина Валентиновна ГБОУ ВПО Московский.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
МАГИСТРАТУРА. Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего профессионального образования, созданной в процессе реформирования российской.
Министерство образования и науки Красноярского края Красноярск 2011 Региональная модель аттестации педагогических и руководящих работников государственных.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Башкова Людмила Александровна, начальник отдела контроля качества образования.
Сертификация профессиональных квалификаций выпускников, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение Менеджер по подбору персонала Царицына.
Транксрипт:

Шанталь Лабрюйер Москва, г.1 Международные консультации по вопросам реформирования системы профессиональной квалификации в Российской Федерации Проект МОТ «Повышение уровня защищенности трудящихся мигрантов в Российской Федерации и увеличение эффекта развития от миграции на Южном Кавказе» Москва, 6 октября 2010 г. Французская система профессиональной сертификации Шанталь Лабрюйер (Céreq)

Шанталь Лабрюйер Москва, г.2 План доклада 1/ Краткая характеристика Céreq 2/ Французская система до 2002 г. 3/ Французская система сертификации и подтверждения опыта работы после 2002 г. 4/ Влияние европейского законодательства о профессиональной квалификации на французскую систему

Шанталь Лабрюйер Москва, г.3 Научно-исследовательский центр по вопросам профессиональной квалификации (CEREQ) Государственная организация, специализирующаяся на исследовании взаимосвязи между профессиональным образованием и трудоустройством, подведомственная двум министерствам: Министерству образования и Министерству труда. Три отделения в Марселе, около 50 специалистов. Начало активной трудовой жизни: количественные исследования в среде молодежи через 3 года после окончания школы (опросы об адаптации к трудовой деятельности). Работа, трудоустройство и профессиональная специализация: качественные исследования на предприятиях о развитии карьеры сотрудников, содержании работы, способов приобретения навыков. Профессиональное образование и сертификация: исследование системы повышения квалификации на предприятии, анализ предложений по первичному образованию и повышению квалификации, оценка вариантов повышения квалификации и подтверждения опыта работы (VAE).

Шанталь Лабрюйер Москва, г.4 Региональная сеть Céreq Около тридцати специалистов, которые работают в 16 исследовательских лабораториях (университеты, НИИ, школы управления и т.д.) и специализируются в различных областях: педагогические науки, экономика образования, экономика труда, политические науки, право социального обеспечения, география и т.д. Данные коллективы поддерживают постоянную связь с исследовательским центром и способствуют развитию предмета исследования Céreq, выступают в качестве связующего звена с исследовательскими коллективами Европы. Также они поддерживают связь с ключевыми организациями регионов в сфере образования и трудоустройства и ведут региональные исследования.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.5 2/ Французская система до 2002 г. Профессиональные дипломы государственного образца выдавались десятком министерств, в каждом из которых имелась независимая информационная система (S6). Одинаковые дипломы выдавались как студентам (первичное образование), так и работающим сотрудникам или безработным (повышение квалификации). Три министерства (образования, сельского хозяйства и труда) заведовали выдачей дипломов в рамках государственных комиссий, в которых были представлены социальные партнеры (представители предпринимателей и трудящихся). Комиссии организовывались по крупным отраслям.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.6 Министерство образования лидирует по выдаче дипломов государственного образца Минист ерства Мин. образования Мин. сельского хозяйства Мин. по делам молодежи и спорта Мин. соц. обеспече- ния Мин. здравоохр анения Мин. труда Кол-во видов выдаваемых дипломов (А) Кол-во получателей дипломов (В) B/A

Шанталь Лабрюйер Москва, г.7 Большое число частных сертификатов, требующих государственного признания Частные образовательные учреждения могут получить от государства "официальное признание" выдаваемых ими профессиональных сертификатов (в 2002 году было признано около 1000 частных сертификатов). С целью упрощения сопоставления частных и государственных сертификатов, они распределяются по номенклатуре уровней квалификации, общей для государственных и частных образовательных учреждений. Информация разрознена: отсутствует единая база данных, каждая организация учитывает свою собственную информацию.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.8 Номенклатура уровней квалификации (1969 г.) ОПИСАНИЕ V Сотрудник, занимающий должность, для которой обычно требуется удостоверение о профессиональном образовании (BEP) или свидетельство о профессиональной пригодности (CAP), выдаваемые Министерством образования. IV Сотрудник, который занимает должность, требующую навыков, или должность высококвалифицированного рабочего и имеет соответствующее образование, подтвержденное свидетельством о профессиональной квалификации (BP) или дипломом бакалавра в той или иной профессиональной области (bac pro). III Сотрудник, занимающий должность, для которой требуется диплом о высшем техническом образовании (BTS) или об окончании первого цикла высшего образования. II Сотрудник, занимающий должность, для которой по общему правилу требуется образование на уровне трех курсов университета (licence) или полного курса обучения в университете (maitrise). I Сотрудник, занимающий должность, для которой по общему правилу требуется образование уровнем выше, чем полный курс обучения в университете (maitrise).

Шанталь Лабрюйер Москва, г.9 3/ Французская система сертификации после 2002 г. Создание Государственной комиссии по вопросам профессиональной сертификации (Commission nationale de la certification professionnelle, CNCP), в которую вошли представители всех министерств, социальные партнеры и другие участники (например, представители учебных заведений, торгово-промышленных палат и т.п.). В ее обязанности входит создание и поддержание Государственного реестра профессиональных сертификатов (Répertoire national des certifications professionnelles, RNCP) с возможностью доступа в режиме он-лайн. Обобщение системы подтверждения опыта работы как способа получения сертификатов.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.10 Краткая характеристика Государственного реестра Реестр имеет следующие особенности: Единый формат описания дипломов, более десяти обязательных рубрик. Одной из рубрик является «краткое описание работы или приобретенных навыков», в которой учреждение, выдающее сертификат, обязано указать профессиональные навыки предполагается, что учреждение выдает диплом в подтверждение того, что получатель диплома обладает данными навыками. Система поиска, позволяющего найти регистрационные записи по профессии, по профессиональной специализации или по сфере образования. Для государственных дипломов и частных сертификатов установлена четкая система регистрации.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.11 Стандартная учетная запись о дипломах Основные рубрики: Наименование. Выдающее учреждение Уровень и специализация образования (код) Краткое описание работы или приобретенных навыков Отрасли деятельности или вид работы, доступные для обладателя диплома Способы получения сертификатов (первичное образование, повышение квалификации, стажировка, подтверждение опыта) Связь с другими системами сертификации и европейскими договорами

Шанталь Лабрюйер Москва, г.13 Двойная процедура регистрации в реестре Для министерств, где созданы Консультативные комиссии с участием социальных партнеров, дипломы регистрируются "по праву", автоматически в 2010 году было зарегистрировано 1600 профессиональных дипломов и 3000 дипломов о высшем образовании. Для прочих организаций: регистрация после того, как Комиссия изучит пакет документов (довольно объемный), в котором: указываются предполагаемые виды работы, порядок сертификации, качество последующего трудоустройства студентов в обязательном порядке описывается возможность подтверждения опыта работы На 2010 год зарегистрировано 1700 сертификатов. К особым случаям относится профессиональная специализация, при которой выдаются сертификаты о профессиональной квалификации, содержание которых согласуется между работниками и работодателями.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.14 3/ Получение дипломов через подтверждение опыта работы (1) Данная возможность была введена в 1992 г. Министерством образования для выдаваемых им дипломов. В январе 2002 г. был принят закон, распространяющий систему подтверждения опыта работы (VAE) на все министерства. Учреждения, выдающие частные сертификаты, которые регистрируются в реестре, также обязаны предоставлять возможность подтверждения опыта работы. Подтверждение опыта работы: личное право, прописанное в законе, согласно которому все лица, имеющие опыт работы от 3 лет, вправе подать документы на получение конкретного диплома, и подтвердить свои знания на заседании комиссии, организованной учреждением, выдающим сертификат.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.15 3/ Получение дипломов через подтверждение опыта работы (2) Комиссия вправе выдать диплом в полном объеме или лишь в отношении отдельных его элементов (частичная подтверждение). Также она вправе полностью отказать кандидату. Выданный диплом приравнивается к диплому, полученному по итогам курса обучения, и предоставляет те же права. Работники имеют право на специальный отпуск (не более трех дней) для подготовки документов и защиты диплома. Сопутствующие издержки берут на себя фонды профессионального образования.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.16 3/ Получение дипломов через подтверждение опыта работы (3) Краткая характеристика кандидатов: Большинство кандидатов - женщины (70%) Около трети кандидатов - безработные Более половины получают дипломы в полном объеме Одному из десяти полностью отказывают (не выдают никакой части диплома) 40% кандидатов обращаются за получением первого уровня квалификации (уровня V) Четверть кандидатов обращается за получением диплома о высшем техническом образовании (уровень III, 2 года после получения степени бакалавра) Препятствие: длительная и сложная процедура Вызывает сомнения: неясно, насколько работодатели при трудоустройстве признают дипломы, полученные через подтверждение опыта работы.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.17 Условия для развития системы подтверждения опыта работы (VAE) Создание методики сертификации: которая определяет виды работ, которые может выполнять обладатель диплома, и необходимые навыки; разбивающей диплом на разделы, подлежащие сертификации, которые соотносятся с видами работ Привлечение и обучение новых специалистов (советников, сопровождающих) Привлечение профессионалов в экзаменационные комиссии, их обучение

Шанталь Лабрюйер Москва, г.18 4/ Согласование французских и европейских правовых норм Параллельно с реформами, проводимыми во Франции, в Европейском Союзе также шло решительное движение к "прозрачности квалификации" и ко взаимному признанию дипломов стран-участниц: данные темы обсуждались на саммите в Лиссабоне (2000 г.) и на процессе в Копенгагене (2001 г.). Было последовательно внедрено несколько механизмов: Europass EQF: European Qualification Framework (Европейская квалификационная система), состоящая из 8 уровней ECTS: European Credits in Vocational Education and Training (Европейская система зачёта профессионального образования и практики)

Шанталь Лабрюйер Москва, г.19 EQF: европейская структура квалификации из 8 уровней Представляет собой общую структуру, которая определяет квалификацию как совокупность знаний и навыков, и создает иерархию из 8 уровней квалификации от низшего (1) до высшего (8). Уровни предполагают классификацию всех квалификаций, общих и профессиональных, независимо от формы их получения: первичное образование, повышение квалификации или опыт работы. В системе используются описания, которые не привязаны к определенным видам деятельности, что позволяет определять уровни в общих словах.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.20 Описание квалификации в системе EQF. Пример: уровни 4 и 5 ЗнанияНавыкиКомпетентность Уровень 4: Практические и теоретические знания в широком контексте в профессиональной области или изучаемой дисциплине. Набор когнитивных и практических навыков, необходимых для поиска решений конкретных проблем. Самоконтроль в рамках выполняемой работы или процесса обучения, ход которых достаточно предсказуем, хотя и непостоянен. Контроль за рутинной работой других, частичная ответственность за оценку и улучшение процесса работы или обучения. Уровень 5: Всесторонние, специализированные, практические и теоретические знания в профессиональной области или изучаемой дисциплине и осознание границ этих знаний. Полный набор когнитивных и практических навыков, необходимых для поиска нестандартных решений абстрактных проблем. Способность руководить процессом работы или обучения в условиях непредвиденных изменений. Анализ и повышение производительности труда, как самого себя, так и подчиненных.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.21 Следует ли вводить во Франции новую номенклатуру из 8 уровней? Основные аргументы (1) К 2012 году государственная комиссия по сертификации должна представить новую сетку уровней: многие участники рынка труда желают принять европейскую систему из 8 уровней, даже несмотря на то, что уровни 1 и 2 EQF вызывают споры: По общему мнению, уровню 1 EQF не соответствует ни один из дипломов. Следует ли разделить низший уровень французской классификации (уровень V), чтобы он соответствовал уровням 2 или 3 EQF? По этому вопросу мнения расходятся. Каждое министерство придерживается своего мнения, работодатели и работники спорят между собой. За рамками спора остается вопрос об определении начального уровня квалификации по состоянию на 2010 год в контексте "экономики знаний".

Шанталь Лабрюйер Москва, г.22 Следует ли вводить во Франции новую номенклатуру из 8 уровней? Основные аргументы (2) В переходный период основные противоречия касаются позиционирования французских сертификатов в европейском контексте: установить соответствие дипломов "массово" (т.е. все дипломы уровня V приравнять к уровню 3 EQF), или устанавливать соответствие каждого сертификата, независимо от уровня, занимаемого им во французской классификации? Было принято решение о массовом признании соответствия, поскольку это быстрее. Однако некоторые участники рынка труда оспаривают данное решение, указывая на значительную неоднородность сертификатов на некоторых уровнях, в частности на уровнях V и II.

Шанталь Лабрюйер Москва, г.23 Заключение Надеюсь, что данная информация о спорных вопросах, касающихся французской системы классификации и соотношения французской и европейской систем, поможет вам сформулировать собственные вопросы, а также принять участие в процессе совершенствования системы взаимного признания квалификации в широком и разнообразном экономическом пространстве вашей страны. Благодарю за внимание!