Типичные ошибки использования технологии "Портфолио" Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Новикова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Типичные ошибки при использовании технологии "Портфолио " Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образовательных систем.
Advertisements

« Ловушки в работе с портфолио» март, 2007 ВГИПКРО, кафедра управления образованием Ионова Елена Валентиновна.
Портфолио ученика Рекомендации по составлению Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 425 города Москвы Москва, 2010.
Понятие портфолио Визитная карточка - совокупность сведений о человеке. Досье - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление.
Идея эксперимента «Портфолио ученика» - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя».
Методический семинар Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.
Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога.
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
Метод «портфолио» как способ оценки образовательных результатов школьников. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего.
Папка личных достижений ("Портфолио"). Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных.
Пронина Н.А.. Медведев Д. А. Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Портфолио ученика средних классов (5-9 классов). Что такое портфолио ученика? Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются.
ТЕХНОЛОГИЯ «Портфель достижений» Для чего ученику портфель достижений? "У каждого ученика будет индивидуальный "портфель" образовательных достижений -
Формирование «портфолио» обучающегося профильной школы Семинар-практикум Томилова С.Б., зам.директора по УВР МБОУ СОШ 32 города Белово.
МОУ «СОШ 12» г. Пушкино октябрь 2008 г.. Направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими санкциями. Авторитарность.
Понятие портфолио Визитная карточка - совокупность сведений о человеке. Досье - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление.
Творческая самореализация личности школьника в условиях модернизации системы образования.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Портфолио как средство активизации учебной, научной и самостоятельной работы студентов Докладывает – зав. кафедрой общей биологии, теории и методики обучения,
Транксрипт:

Типичные ошибки использования технологии "Портфолио" Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Новикова Т.Г., профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО © А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2010

Типология ошибок Четыре группы ошибок: а) в механизмах сбора документов и материалов портфолио; б) в наполнении объема портфолио; в) в подмене идеи портфолио традиционными схемами; г) в оценке материалов портфолио.

Первая группа "Ошибки в механизмах сбора документов и материалов портфолио"

При сборе документов и оформлении портфолио родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учета мнения самого ребенка. Ошибка 1. Нарушение принципа "добровольности" при сборе документов портфолио.

При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип "добровольности". Школьник, который занимается сбором материалов для свого портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это ведущий принцип работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого ребенка) включать материалы в его портфолио. Это важнейшее педагогическое требование, которое, к сожалению, нарушается взрослыми, стремящимися сделать помещаемую о ребенке информацию, с их точки зрения, более "объективной" и "объемной". Рекомендации по исправлению ошибки 1.

Сбором материалов занимается не сам ребенок, а по "его поручению и даже требованию" только родители или родственники. В отличие от первого случая, ребенок хочет, чтобы у него был свой портфолио, но заниматься им у него "нет времени". Ошибка 2. Сбор материалов вместо ребенка, "по его поручению".

При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей, но полностью подменять ребенка в этом процессе не следует. Он сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только его конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Это важнейшее педагогическое требование, которое помогает ребенку осознать свои возможности. Рекомендации по исправлению ошибки 2.

Восприятие взрослыми процесса формирования портфолио как личного дела самого ребенка. И родители, и педагоги отказываются помогать ребенку, ссылаясь на то, что это "его сугубо личное дело", а они не имеют права вмешиваться в этот процесс или у них на это нет времени. Ошибка 3. Отказ ребенку в помощи при формировании портфолио

Разумеется, ребенок должен самостоятельно работать над материалами своего портфолио, но взрослым следует активно помогать ему в этом. Прежде всего, простым напоминанием о необходимости сбора и систематизации материалов для портфолио. Ребенку можно и нужно посоветовать различные способы демонстрации своих достижений, "подсказать" ребенку возможность подготовиться и выступить с докладом или сообщением, например, на научной конференции школьников и т.д. Такую же предварительную работы может проводить и любой педагог. Рекомендации по исправлению ошибки 3.

При сборе документов и материалов школьники не учитывают реальные возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, которые также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, отзывы и рекомендации, которые могут быть включены в портфолио. Ошибка 4. Игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования

При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации, принимать участие в проводимых ими мероприятиях. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются школами. Следовательно, у школьника расширяются возможности для демонстрации своих достижений и сбора материалов для портфолио. Рекомендации по исправлению ошибки 4.

При сборе портфолио родители и школьники включаются в "соревнование" за максимальное количество документов и материалов, тем самым формализуя это важнейший процесс, основной смысл которого помочь сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения, а не продемонстрировать способности "собирать" материалы. Ошибка 5. Формализация и соревнование при сборе портфолио

При формировании портфолио не увлекаться сбором количества, и тем более не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество материалов, которые помогаю сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Рекомендации по исправлению ошибки 5.

Вторая группа "Ошибки в наполнении объема портфолио"

Проявление определенной однобокости при сборе информации для портфолио - увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.) и игнорирование творческих работ, самоотчетов, отзывов, рекомендательных писем и т.д. Ошибка 6. Сбор в портфолио только официальных документов

Основной замысел сбора материалов портфолио как раз в том и заключается, чтобы помочь самому школьнику осознать необходимость получения разнообразной информации, и главное – демонстрация своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций. Кроме того, далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ типа диплома за участие в городской предметной олимпиаде и т.д. Следовательно, нужно более пристальное внимание материалам, которые можно включить и другие разделы портфолио. Рекомендации по исправлению ошибки 6.

Стремление при сборе информации для портфолио включить все имеющиеся документы и материалы, вплоть до бирки из родильного дома и первой пряди волос с головы малыша. Ошибка 7. Включение в портфолио всех без исключения документов и материалов

Основной замысел сбора документов и материалов портфолио - помочь школьнику осознать свои предпочтения и выбрать профиль для дальнейшего обучения. Здесь должен срабатывать принцип "профильности", то есть отбор из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности и т.д.). Рекомендации по исправлению ошибки 7.

Принцип "профильного портфолио"

Сбор документов и материалов только за 9-й класс или даже только за несколько месяцев до его окончания. Это происходит по нескольким причинам: отсутствие информации о возможностях портфолио; сознательное игнорирование этого механизма и т.д. Ошибка 8. Сбор материалов только за 9-й класс

Основной замысел сбора документов и материалов портфолио - помочь школьнику максимально подробно и всесторонне представить свои достижения, чтобы анализ собранных материалов помог осознать свои способности и выбрать профиль для дальнейшего обучения. Поэтому ограничиваться только несколькими месяцами не следует. Полученной за это время информации может оказаться недостаточно для получения достоверных выводов и верного выбора профиля обучения. Рекомендации по исправлению ошибки 8.

Третья группа "Ошибки в подмене идеи портфолио традиционными схемами "

Подмена идеи портфолио, который должен рассматриваться в качестве "папки личных достижений", куда сам школьник может включать только то, что ему нравится и что он считает нужным, идеей "зачетной книжки", из которой ни один лист или документ не может быть убран без "определенных педагогических последствий". Как в случае с обычным дневником школьника, который по определению является "неприкосновенным". Ошибка 9. Подмена папки личных достижений зачетной книжкой

Портфолио – это принципиально иной способ накопления документов и материалов, свидетельствующих о достижениях "хозяина". Он не должен становиться "зачетной книжкой" с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений. Рекомендации по исправлению ошибки 9.

Подмена процедуры свободного сбора материалов портфолио идеей "обязательной характеристики", которую составляет либо классный руководитель или даже педагогический совет школы и которая имеет определенные педагогические последствия для данного ребенка. Ошибка 10. Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета

Портфолио ни в коем случае не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом, тем более с определенными педагогическими последствиями для данного школьника. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) дело самого ребенка. Рекомендации по исправлению ошибки 10.

Технология "Портфолио" рассматривается только как разовая акция, позволяющая повысить эффективность набора выпускников 9-х классов основной школы на профильное обучение в старших классах полной средней школы. Ошибка 11. Восприятие портфолио только в качестве инструмента для выбора профиля в 10-м классе.

Технология "Портфолио" имеет более широкие возможности, в частности, в ближайшее время она будет использоваться и при наборе студентов в ВУЗы, при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений и т.д. Кроме того, портфолио уже используется в профессиональной деятельности педагогов, преподавателей ВУЗов и т.д. Рекомендации по исправлению ошибки 11.

Предъявление чрезвычайно высоких требований к внешнему виду портфолио: оформление типографским способом, брошюрование материалов в мастерской, стильные файловые папки и т.п. Ошибка 12. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио

Не увлекаться внешним оформлением материалов портфолио. Не следует требовать и внешнего единообразия, так как далеко не все родители смогут найти средства на оформление портфолио, например, в виде дорогой файловой папки. Главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления. Следует выдержать саму схему заполнения: титул, разделы и т.д. Рекомендации по исправлению ошибки 12.

Четвертая группа "Ошибки в оценке материалов портфолио"

Попытка оценить определенными баллами все документы и материалы учебного портфолио (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить "балл", так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Ошибка 13. Стремление оценить баллами все материалы портфолио

Документы учебного портфолио, который используется для ориентации ребенка на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы, оцениваются только в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой, то есть только сертифицированные документы, включенные в раздел I. "Официальные документы". Рекомендации по исправлению ошибки 13.

Переоценка "удельного веса" портфолио означает, что его итоговый балл в некоторых регионах равен, а иногда даже больше чем результаты сданных государственных экзаменов. Например, при общей сумме баллов за 4 экзамена – 20, "вес" портфолио также равен 20 или даже 40 баллам. Ошибка 14. Переоценка "удельного веса" портфолио

Не преувеличивать значение итогового балла портфолио по сравнению с официальными результатами государственных экзаменов. Портфолио – важный, но все же дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый "вес портфолио" – от 5 до 10 баллов. Рекомендации по исправлению ошибки 14.

Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета, оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. Ошибка 15. Отсутствие единства оценки материалов портфолио

Разработать и на уровне региона принять соответствующий нормативный документ, который будет регулировать данные вопросы оценивания и использования и материалов портфолио. Рекомендации по исправлению ошибки 15.

Желаем успехов ! Надеемся, что анализ данных ошибок поможет Вам избежать возможных сбоев при использовании технологии портфолио.