Организационная психология. Тема 3. ИНДИВИД И ГРУППА В ОРГАНИЗАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Делегирование полномочий и ответственности как условие позитивного организационного климата в учреждении.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Групповая динамика и руководство
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Тема 9. Групповая динамика и руководство. План лекции Группы в организации Развитие неформальных групп и их характеристики Формальные группы в организации.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
Фармацевтическая организация. Социально-психологические аспекты.
Групповая сплоченность и конформное поведение 10 класс профиль.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
Управление коллективом Работа в команде. Стиль руководства.
Первичная и вторичная адаптация молодых работников. Наставничество и коучинг. Особенности адаптации сотрудника после окончания учебного заведения. Выполнили:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
Кадровый потенциал предприятия, его характеристика.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Транксрипт:

Организационная психология. Тема 3. ИНДИВИД И ГРУППА В ОРГАНИЗАЦИИ

План 1. Личность и организация 2. Личность и работа 3. Формирование группового поведения в организации 4. Коммуникативное поведение в организации

1.Личность и организация В основе взаимодействия личности и организации находятся два контракта: - Экономический - Психологический Как Вы думаете, в чем суть этих контрактов?

Социальные экспектации (ожидания) - Со стороны работника - Со стороны организации Они могут быть совместимыми и несовместимыми. Приведите примеры.

Степень конгруэнтности - соответствие индивида и организации друг другу, соответствие ценностей работника и организации

Приверженность (преданность, лояльность) организации - интегральная характеристика степени психологической идентификации с организацией, в которой человек работает. Какую роль играет эта характеристика для работника и для организации?

Приверженность (преданность, лояльность) организации Это важный обобщенный показатель позитивности взаимоотношений организации и ее сотрудника Размером лояльности (приверженности) определяется «запас прочности компании» и «кредит доверия» ее руководству.

Приверженность организации (компоненты) - Принятие организационных целей и ценностей - Готовность прилагать усилия ради организации - Сильное желание оставаться членом данного коллектива организации

Приверженность организации проявляется в следующем: В условиях критической ситуации работник делает все, чтобы помочь фирме, а фирма заботится о сотрудниках Совпадение интересов работника и организации Использование личностного потенциала Высокий уровень менеджмента

3 вида приверженности организации 1. Аффективная (эмоциональная)- связана с отождествлением себя с организацией 2. Поведенческая (связана со стажем, пенсионными планами) 3. Нормативная (связана с чувством долга)

? Подумайте на вопросом: Как влияет тип приверженности организации на результативность труда?

Вхождение человека в организацию – это решение проблем: Адаптации человека к организационному окружению; Коррекции или изменения поведения личности Изменений и модификаций в организации (когда принимают человека на определенное место в соответствии с потребностями организации) Задание: Приведите известные Вам примеры решения этих проблем в конкретных организациях.

Организационная социализация это процесс, в рамках которого индивид постигает ценности, раскрывает способности, формирует требуемое поведение и социально-культурный кругозор, важные для приобретения веса в организации и участия в ней в качестве полноправного члена

Необходимое условие успешного вхождения в организацию Изучение системы ценностей, правил, норм поведения и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации Задание: приведите примеры, к чему приводит несоответствие ценностей личности и ценностей организации

Знакомство с ценностями организации Миссия и основные цели организации Допустимые и предпочтительные средства достижения целей Имидж организации Принципы, правила и нормы Обязанности Поведенческие стандарты

2.Личность и работа Человек, вступая в организацию, стремится удовлетворить свои потребности, интересы и намерения. При этом он подвергается определенным внешним стимулирующим воздействиям. Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно воздействуют на организационное окружение.

Показатели эффективности деятельности организации Производительность (эффект достижения целей и его «цена») Дисциплина (один из показателей отсутствие прогулов) Текучесть кадров (потеря работников, которых не хотелось бы терять) Удовлетворенность работой

Личностные факторы эффективности деятельности: Трудовой потенциал работника Отношение работника к труду

Трудовой потенциал работника- « заложенные в человеке возможности, расположенность к эффективному выполнению тех или иных трудовых функций при наличии благоприятных условий, когда способности или задатки могут развиться до уровня умений, навыков» В.А.Спивак,2007

Компоненты трудового потенциала (по А.Я.Кибанову) Психофизиологическая составляющая (здоровье, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и т.п.) Социально-демографическая составляющая (возраст, пол, семейное положение и др.) Квалификационная составляющая (уровень образования, специальные знания, трудовые навыки, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм) Личностная составляющая (отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.)

Элементы трудового потенциала (по В.А.Спиваку) Профессиональная компетентность Психофизиологический потенциал Творческий и когнитивный потенциал Коммуникативный потенциал Нравственно-мотивационный потенциал Потенциал к развитию Административный потенциал Ассертивность (уверенность в своих силах) Гибкость

Задание Составьте таблицу «Мой трудовой потенциал», отметив сильные и слабые стороны по каждому компоненту. Сделайте выводы о направлениях развития своего трудового потенциала

Отношение к труду - эмоционально окрашенная субъективная оценка всех факторов труда, единства трех элементов: - Мотивов и ценностных ориентаций; - Реального трудового поведения; - Оценки работником своего поведения в трудовой ситуации

? Как Вы думаете, от чего зависит отношение работника к труду? Можно ли на него повлиять?

На отношение к труду влияют Производственные факторы (содержание, организация и условия труда) Социальные факторы (престиж, групповые отношения) Психологические факторы (особенности личности)

«Модель характеристик работ» Р.Хэкмена и Г.Олдхэма (характеристики, определяющие мотивационный потенциал работы) Разнообразие навыков (видов деятельности). Законченность задания (выполнение работы от начала до конца). Значимость задания Автономия Обратная связь

Удовлетворенность трудом - это генерализованная установка индивида к своему труду, она включает совокупность ощущений удовлетворенности от каждых включенных в труд форм деятельности и взаимодействия

? От чего, по-Вашему мнению, зависит удовлетворенность работника трудом?

Удовлетворенность трудом определяется множеством факторов: -содержательность труда -оплата -условия труда -взаимоотношения с коллегами и руководством

3.Формирование группового поведения в организации В организации человек устанавливает различные связи с членами своей рабочей группы. Со временем члены группы начинают отождествлять себя со своей группой, с ее ценностями и нормами, воспринимая последние как свои собственные. Группа становится частью самого индивида.

Группа базовая организационная единица, состоящая из индивидов, регулярно и непосредственно взаимодействующих друг с другом в выполнении общей задачи, следующих принятым нормам, осознающих свою зависимость от других членов в удовлетворении своих потребностей и поэтому отождествляющих свои интересы с интересами группы. А.Н.Занковский,2000

? Какие потребности может удовлетворить индивид в группе?

Виды групп в организации Первичные и вторичные (Ч.Кули) Формальные и неформальные Командные и целевые Группы членства и референтные Приведите примеры по каждому виду групп

Основные характеристики групп Композиция Структура (формальная и неформальная) Групповая динамика (групповые процессы) Групповые нормы Приведите примеры по каждой из групповых характеристик

Отношения личности с группой Конформизм Нонконформизм Гармония Приведите примеры по каждому типу отношений

Положение личности в группе Статус – позиция члена группы по отношению к другим. Бывает формальный и неформальный. Роль – перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой групповой деятельности. Бывают формальные и неформальные.

Роли членов группы (по М.Белбину) Координатор Организатор Генератор идей Искатель (разведчик ресурсов) Математик (критик, оценщик идей) Командный игрок Исполнитель Финишер (завершитель) Специалист

Правила управления группой (В.Зигерт, Л.Ланг) Для сплочения группы, укрепления групповой морали следует делать следующее: 1.Помогите группе испытать общий успех 2.Укрепите доверие членов группы друг к другу и к лидеру 3.Укрепляйте чувство принадлежности к группе как ощущение некоей особенности, избранности 4.Позаботьтесь, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, способствовала уважению, самоуважению, престижу 5.Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач

Стадии развития группы 1.Стадия формирования 2.Стадия бурления (внутригруппового конфликта) 3.Становление норм (нормирование, обеспечение сплоченности членов гр.) 4.Выполнение работы (деятельность) 5.Расформирование (заключительная стадия)

Эффективность работы группы Внешние условия: -стратегия развития организации; -принятая система отбора персонала, система оценки и поощрения; -организационная структура; -формально установленные нормы и правила; -ресурсы организации -организационная культура

Эффективность работы группы Внутренние условия группы и групповой деятельности: -степень сложности и определенности задачи; -временной ресурс; -ситуационные характеристики (размер и композиция); -групповая совместимость и сплоченность; -психологический климат; -организационное единство; -опыт совместной деятельности, прежние успехи или неудачи; -групповые нормы и групповая мораль.

Задание Распределитесь в две подгруппы и ответьте на один из вопросов: 1.Каковы потенциальные преимущества работы в группе? 2.Каковы потенциальные недостатки работы в группе?

Потенциальные преимущества работы в группе Синергетический эффект; Много идей; «Чувство локтя», взаимное доверие; Гибкость, оперативность, качество принимаемых решений; Групповая работа способствует индивидуальному развитию

Потенциальные недостатки работы в группе Цели группы главенствуют над целями организации; Чрезмерные затраты ресурсов; Потери времени; Доминирование одного из членов группы (не всегда компетентного); Разделение ответственности; Социальная леность; Снижение уровня мотивации высококвалифицированных специалистов; Групповая поляризация (как следствие – конфликт); Групповое единомыслие (огруппление мышления)

Команда - Вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Наиболее эффективна для выполнения конкретного проекта. Признаки команды: - небольшое число людей (12-15 чел.); - взаимодополнительные навыки; - приверженность одной цели; - «подотчетность» друг другу.

Отличие команды от группы 1. Решение задачи (требуется дополнительная координация усилий и совместное выполнение работ). 2. Синергетический эффект всегда положительный. 3. Необходимое мастерство (разностороннее мастерство, готовность и способность подменить другого)

Условия превращения группы в команду Все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий; Доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет; Культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде; Принадлежность к команде считается престижным состоянием; Цели команды постоянно реализуются.

4.Коммуникативное поведение в организации Коммуникация – процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущей к взаимному пониманию. Цели коммуникации в организации: - Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления и подразделениями; - -регулирование и рационализация информационных потоков; - Развитие и совершенствование межличностных отношений.

? Каковы последствия неэффективной коммуникации в организации? Оцените эффективность коммуникации в известной Вам организации.

Виды коммуникации в организации Устная и письменная; Формальная и неформальная; Вертикальная и горизонтальная; Восходящая и нисходящая; Вербальная и невербальная. Приведите примеры по каждому виду коммуникации.

Успешная коммуникация Если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель.

Принципы эффективной коммуникации (В.А.Спивак, 2007) Учет единства рационального и эмоционального в поведении человека; Принцип ситуативности; Повышение уровня объективности представлений о партнере; Гуманизм в построении коммуникаций; Ориентация на сотрудничество; Учет развития субъектов и динамики психических процессов и состояний; Системность субъектов коммуникации; Наличие не диагностируемых скрытых факторов поведения (намерений, умыслов, имитации); Научность; Опора на закон.

Стили коммуникации: 1.Обвинительный стиль 2.Директивный стиль 3.Стиль убеждения 4.Стиль разрешения проблемы

Коммуникационные барьеры Отношения между коммуникаторами Барьеры непонимания (фонетические, стилистические, логические, семантические) Барьер избегания (от неприятной информации) Социокультурные барьеры Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие Отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации и отсутствие обратной связи Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх Потеря и искажение смысла сообщения посредниками Феномен группового мышления

Поддерживающая коммуникация (Д.А.Вэттен и К.С.Камерон) это такая коммуникация, которая сосредоточена на сохранении позитивных отношений между собеседниками, поскольку направлена на текущую проблему. Она позволяет осуществлять негативную обратную связь или решать трудные задачи совместно с другим человеком и, как результат, укрепить отношения.

Поддерживающая коммуникация Это сложный системный процесс, который имеет 8 атрибутов, каждый из которых обеспечивает лишь одну грань общения, и только их совместное и полное применение позволяет говорить об истинно поддерживающей коммуникации.

8 атрибутов поддерживающей коммуникации 1.Ориентация на проблему, а не на личность 2.Конгруэнтность – фокус на правдивости, вербальная форма адекватна мыслям и чувствам 3.Описание, а не оценка 4.Возвышение, а не унижение 5.Конкретизация, а не обобщение 6.Связность, а не бессвязность 7.Авторство, а не безличность 8.Рефлексивное, а не одностороннее слушание

Наличие хороших интерперсональных отношений между менеджерами и подчиненными оказывает в 3 раза большее влияние на эффективность работы компании, чем 4 следующих фактора – рыночная доля, капиталоемкость, размеры компании и темпы роста продаж- вместе взятые Дж.Хэнсон

? Можете ли Вы согласиться с предыдущим утверждением? Почему?

Вопрос для размышления Что следует понимать под девиантным поведением работника в организации? Какие виды девиаций могут наблюдаться у работников образовательных учреждений (на выбор – школа, вуз, колледж, профессиональный лицей)?

Выводы по теме Какие практические выводы Вы можете сделать на основании изучения данной темы? Сделайте не менее четырех выводов и запишите их в тетрадь

Спасибо за внимание! Презентация подготовлена доцентом Т.Б.Беляевой