Урок развития речи в 11 классе. Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту И. Руденко (в рамках подготовки учащихся к написанию части С). МОУ Таловская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Advertisements

8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Учимся писать сочинение-рассуждение. Урок в 10-ом классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Нефтекамска Васюткина С.Е.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Написание эссе в 11 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 603 Татьяна Николаевна Родионова.
Р.р. Подготовка к сочинению на экологическую тему Учитель: Бурдакова М.В.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Русский язык Подготовка к выполнению части 3 (С) заданий ЕГЭ.
КОМЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Д.С.ЛИХАЧЕВ. ПРО ЗАВИСТЬ. ПИСЬМО ПЯТНАДЦАТОЕ.
Транксрипт:

Урок развития речи в 11 классе. Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту И. Руденко (в рамках подготовки учащихся к написанию части С). МОУ Таловская СОШ Провела учитель русского языка и литературы Пирко Татьяна Васильевна

Цели урока: 1) В ходе комплексного анализа текста отобрать материал, необходимый для написания сочинения-рассуждения; 2) продолжить работу по формированию умений, навыков вдумчивого, осмысленного чтения, зрелости суждений при интерпретации текста; 3) воспитывать толерантное отношение к людям любой национальности и нетерпимость к движению скинхедов.

Текст для комплексного анализа. (1) Страшно.(2) Мерзко. (3)Чудовищно. (1) Страшно.(2) Мерзко. (3)Чудовищно. (4)В поезде Москва - Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти.(5) Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но ещё живого человека под колёса остановившегося поезда. (4)В поезде Москва - Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти.(5) Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но ещё живого человека под колёса остановившегося поезда. (6)Но, как известно, дьявол в деталях.(7) А «детали» такие: их было двадцать три – он один.(8) Они кричали: «Россия – для русских!» - несчастный был киргизом.(9) Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые.(10) Скинхеды. (6)Но, как известно, дьявол в деталях.(7) А «детали» такие: их было двадцать три – он один.(8) Они кричали: «Россия – для русских!» - несчастный был киргизом.(9) Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые.(10) Скинхеды. (11)Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке?(12) Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте…(13) Да и что же это у нас происходит? (11)Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке?(12) Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте…(13) Да и что же это у нас происходит? (14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба ХХ века.(15) «Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16) Скажете, преувеличение? (17) Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена. (14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба ХХ века.(15) «Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16) Скажете, преувеличение? (17) Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена.

(18) Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. (19) А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (20) Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают! (18) Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. (19) А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (20) Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают! (21) Мерзко. (22) Страшно. (23) Чудовищно. (21) Мерзко. (22) Страшно. (23) Чудовищно. (24) Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25) А таких немало. (26) Не сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» всё ещё ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27) Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может. (24) Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25) А таких немало. (26) Не сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» всё ещё ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27) Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может. «(28) Мы живём в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29) Не хочется верить, что это так. (30) Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31) Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32) Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что ли? (34) Щепки истории? (35) Рабы времени и обстоятельств? (36) Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. «(37) Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлёстывают нас?» - спросили режиссёра Адабашьяна. (38) Он ответил: «(39) Это эпидемия. (40) А что можно противопоставить эпидемии? (41) Личную гигиену». «(28) Мы живём в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29) Не хочется верить, что это так. (30) Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31) Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32) Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что ли? (34) Щепки истории? (35) Рабы времени и обстоятельств? (36) Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. «(37) Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлёстывают нас?» - спросили режиссёра Адабашьяна. (38) Он ответил: «(39) Это эпидемия. (40) А что можно противопоставить эпидемии? (41) Личную гигиену». (42)… - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43) А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трёх этих иродов. (44) Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы? (42)… - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43) А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трёх этих иродов. (44) Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы? (45) Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости. (45) Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.(И.Руденко).

Вопросы на восприятие. - Вы прослушали текст. Какое впечатление он на вас произвёл, какие чувства вы испытали, услышав его? - Вы прослушали текст. Какое впечатление он на вас произвёл, какие чувства вы испытали, услышав его? - О чём он? Какую тему затрагивает автор в своей статье. Запишите в таблицу. - О чём он? Какую тему затрагивает автор в своей статье. Запишите в таблицу. - Над какими проблемами призывает нас задуматься автор текста и какая из них основная? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к памятке. Внимание на экран. - Над какими проблемами призывает нас задуматься автор текста и какая из них основная? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к памятке. Внимание на экран. Справка. Справка. Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора; которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчётливо заявлена позиция автора. по которой отчётливо заявлена позиция автора.

- Теперь, прочитав памятку, найдем проблему исходного текста, в которой нет грамматических ошибок, и запишем её в тетрадь. - Теперь, прочитав памятку, найдем проблему исходного текста, в которой нет грамматических ошибок, и запишем её в тетрадь. Внимание на экран! Внимание на экран! 1. Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни. 2. В тексте излагается проблема о преступности. 3. Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности. 4. В тексте поднимается проблема преступности на почве межнациональной неприязни. - Исходя из основной проблемы, скажите, какое название больше подойдёт к данной статье? Обоснуйте выбор: - Исходя из основной проблемы, скажите, какое название больше подойдёт к данной статье? Обоснуйте выбор: 1.Ироды. 2.Эпоха прощания с гуманизмом. 3.Что страшнее водородной бомбы? 4.Надо быть нетерпимым!

- Теперь постараемся прокомментировать проблему, опираясь на исходный текст, а для этого вспомним, чего не должно быть в комментарии. - Теперь постараемся прокомментировать проблему, опираясь на исходный текст, а для этого вспомним, чего не должно быть в комментарии. Памятка. Памятка. В комментарии не должно быть следующего: пересказа исходного текста или любой его части; пересказа исходного текста или любой его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; комментариев о действиях героев текста; общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем. общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем. - Что в качестве аргументов приводит публицист? Почему он опирается на оценочную лексику простых граждан, приводя в качестве примера слово «ироды». - Что в качестве аргументов приводит публицист? Почему он опирается на оценочную лексику простых граждан, приводя в качестве примера слово «ироды». - Кто такой Ирод? - Кто такой Ирод?

Обратимся к справке на экране Ирод Великий, царь Иудеи, был известен своей жестокостью. По его приказанию было уничтожено множество людей, в том числе его собственная жена и два сына. Мнительный и властолюбивый, он уничтожал всех, в ком видел соперников; в христианской мифологии ему приписывается «избиение младенцев» при известии о рождении Христа. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его третьего сына Антипатра. Ирод Великий, царь Иудеи, был известен своей жестокостью. По его приказанию было уничтожено множество людей, в том числе его собственная жена и два сына. Мнительный и властолюбивый, он уничтожал всех, в ком видел соперников; в христианской мифологии ему приписывается «избиение младенцев» при известии о рождении Христа. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его третьего сына Антипатра. - В каком же значении автор использует слово «ироды»? - В каком же значении автор использует слово «ироды»? - Что ещё в качестве аргументов использует - Что ещё в качестве аргументов использует И. Руденко в своей статье? Ответ запишите в таблицу. И. Руденко в своей статье? Ответ запишите в таблицу.

- Ещё в качестве аргументов Руденко приводит высказывания известного психолога Александра Асмолова, замечательного актёра Сергея Юрского, талантливого режиссера Адабашьяна. - Что общего в словах этих людей? Почему они не сдерживают своих эмоций, когда говорят о нашем жестоком времени? - Что общего в словах этих людей? Почему они не сдерживают своих эмоций, когда говорят о нашем жестоком времени? - Какое художественное средство помогает автору передать «дьявола в деталях»(предложение 7-9)? - Какое художественное средство помогает автору передать «дьявола в деталях»(предложение 7-9)? 1. контекстуальные антонимы; 2. сравнительный оборот; 3. градация; 4. олицетворение.

- На основании всего вышеизложенного попробуем охарактеризовать автора текста, составив из данных ниже слов и словосочетаний предложение и вставив пропущенные буквы. - На основании всего вышеизложенного попробуем охарактеризовать автора текста, составив из данных ниже слов и словосочетаний предложение и вставив пропущенные буквы. Автор… Автор… п…ражён(нн)ый; п…ражён(нн)ый; зар…ждающийся рус(сс)кий фашизм; зар…ждающийся рус(сс)кий фашизм; пр…зывать; пр…зывать; встревожен(нн)ый; встревожен(нн)ый; случивш…мся в поезде; случивш…мся в поезде; гражданская с…лидарность. гражданская с…лидарность.

- С какой целью публицист использует повтор риторических вопросов (предложение 33-35)? - С какой целью публицист использует повтор риторических вопросов (предложение 33-35)? 1) чтобы оскорбить чувства читателя; 2) чтобы подчеркнуть бессилие каждого из нас перед лицом фашизма; 3) чтобы заставить читателя задуматься о своей роли в общем деле противостоянии агрессии. - Для чего нам необходим такой подробный анализ текста? - Для чего нам необходим такой подробный анализ текста?

Весь этот анализ текста нам необходим для того, чтобы выяснить авторскую позицию по поднятой проблеме. Давайте вспомним, какие виды авторской позиции мы знаем? В этом нам поможет памятка. Читаем её. Весь этот анализ текста нам необходим для того, чтобы выяснить авторскую позицию по поднятой проблеме. Давайте вспомним, какие виды авторской позиции мы знаем? В этом нам поможет памятка. Читаем её. Памятка Памятка Авторская позиция может быть выражена Авторская позиция может быть выражена чётко, прямо, непосредственно: через модальный план текста: в названии текста; риторические вопросы; в названии текста; риторические вопросы; в отдельных предложениях; риторические восклицания; в отдельных предложениях; риторические восклицания; через ряд аргументов. порядок слов; через ряд аргументов. порядок слов; лексические повторы; лексические повторы; оценочную лексику; оценочную лексику; модальные слова и частицы; модальные слова и частицы; ряд вводных слов, словосочетаний, предложений. ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция? – 23; – 26; – 35. Сформулируйте авторскую позицию и запишите её, добавив к вышенаписанному предложению. Что у вас получилось?

Автор, поражённый случившимся в поезде и встревоженный зарождающимся русским фашизмом, призывает к гражданской солидарности и даёт открыто свою оценку случившемуся, используя ряд безличных предложений: «Мерзко. Страшно. Чудовищно.» Автор, поражённый случившимся в поезде и встревоженный зарождающимся русским фашизмом, призывает к гражданской солидарности и даёт открыто свою оценку случившемуся, используя ряд безличных предложений: «Мерзко. Страшно. Чудовищно.» - Разделяете ли вы точку зрения публициста, актуальна ли проблема, поднятая им? - Разделяете ли вы точку зрения публициста, актуальна ли проблема, поднятая им? Отвечая в своей таблице на эти вопросы, помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. В своей работе используйте памятку, которая вам поможет выбрать необходимое речевое клише при ответе на вопрос. Отвечая в своей таблице на эти вопросы, помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. В своей работе используйте памятку, которая вам поможет выбрать необходимое речевое клише при ответе на вопрос.

Оценочные слова. С удовольствием прочитал… С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным… Нельзя остаться равнодушным… К сожалению,.. К сожалению,.. К немалому удивлению, узнал, что… К немалому удивлению, узнал, что… Убедительность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя… Убедительность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя… Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… Возмущает (радует, восхищает, огорчает, и т.п.) то, что… Возмущает (радует, восхищает, огорчает, и т.п.) то, что… Интересно то, как автор… Интересно то, как автор…

- Что у вас получилось? - Что у вас получилось? - Мы помним, что при написании данной работы вы должны привести 2 своих аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора. - Мы помним, что при написании данной работы вы должны привести 2 своих аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора. - Что мы считаем аргументами? - Что мы считаем аргументами?

А теперь вновь перед нами справочный материал, позволяющий доказательно написать эту часть сочинения. Виды Ваших аргументов. Виды Ваших аргументов. Положения официальных документов. Положения официальных документов. Различные общественные законы. Различные общественные законы. Законы природы. Законы природы. Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п. Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п. Статистические данные. Статистические данные. Научные данные. Научные данные. Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы. Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы. Примеры из жизни окружающих. Примеры из жизни окружающих. Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы Имена исторических деятелей. Имена исторических деятелей. Ссылки на признанные авторитеты и их произведения. Ссылки на признанные авторитеты и их произведения. Свидетельства очевидцев. Свидетельства очевидцев. Названия событий. Названия событий. Цитаты. Цитаты. Даты. Даты. Различные факторы (место, обстоятельства, участники событий). Различные факторы (место, обстоятельства, участники событий). Собственные наблюдения и выводы. Собственные наблюдения и выводы.

- Вам в качестве домашнего задания предлагалось найти 2 аргумента о ксенофобии и расовой ненависти. Послушаем, что у вас получилось. - Вам в качестве домашнего задания предлагалось найти 2 аргумента о ксенофобии и расовой ненависти. Послушаем, что у вас получилось. - А каковы же варианты заключения и что предполагает данная часть работы? - А каковы же варианты заключения и что предполагает данная часть работы? - Как вы думаете, имеет ли этот текст воспитательные значения? - Как вы думаете, имеет ли этот текст воспитательные значения?Докажите.

Подведение итогов. ВопросОтвет Какова тема текста И.Руденко? Тема ксенофобии в России (тема расовой нетерпимости) Какую основную проблему, вытекающую из темы, затрагивает автор? В тексте остро поднимается проблема преступности на почве межнациональной неприязни. Какое название вы бы дали этой статье и почему? Мне кажется, что в качестве заголовка уместно было бы использовать фразу: «Что страшнее водородной бомбы?» В этом вопросе все слова несут большую смысловую нагрузку, а вопросительный знак заранее готовит читателя к поиску, к осмыслению текста

Комментарии публициста к проблеме текста. Размышляя над данным вопросом, публицист прибегает не только к собственной оценочной лексике, но и знакомит нас с мнением самых разных людей по данному вопросу: от знаменитых деятелей кино до пассажиров на платформе. Как вы сформулируете позицию автора по прокомментированной проблеме? Автор, поражённый случившимся в поезде и встревоженный зарождающимся русским фашизмом, призывает нас к гражданской солидарности и открыто даёт свою оценку случившемуся, используя ряд безличных предложений: «Мерзко. Страшно. Чудовищно.» Каково Ваше отношение к поднятому в тексте вопросу? Нельзя равнодушно читать эти слова, потому что в них слышна боль русского за русских. В своей статье И.Руденко, поднимая наболевшую проблему, призывает читателя оценить истинный масштаб происходящего, занять активную гражданскую позицию. Я разделяю негодование публициста по поводу любого вида проявления ксенофобии в нашей стране и тоже обеспокоен всем происходящим у нас. Что в качестве аргументов вы можете использовать? 1.Движение «баркашовцев» и «лимоновцев»… 2.Статьи из газет… 3.Судебные заседания.

В какой форме вы должны излагать свои взгляды? Этически корректно, не проявляя как внешней, так и скрытой речевой агрессии. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: насмешка, угроза, грубое требование, употребление жаргонизмов и пр. Как можно закончить свою работу? Данные примеры позволяют и мне вместе с автором статьи И. Руденко назвать все формы проявления ксенофобии в России мерзким, страшным и чудовищным явлением, с которым надо бороться всему обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Домашнее задание. В тетрадях по развитию речи напишите сочинение-рассуждение по тексту И. Руденко, опираясь на рабочий материал из таблицы.